Отзыв на фильм "100 yards" / "100 ярдов" (2023). Выяснить, чье кунг-фу круче....
"Тяньцзинь, середина 20-х годов прошлого века.
Умирающий мастер Шен, возглавляющий одну из школ кунг-фу, должен выбрать того, кто заменит его на верховном посту.
Претендентов двое, сын мастера Шен Ан (Джеки Хён) и лучший ученик академии Ци Цюань (Энди Он), которые должны выяснить в поединке, кто из них лучший и кто возглавит академию.
Так начинается противостояние двух бойцов."
"100 Yards" / "100 ярдов" великолепное кино!
Если учесть, что год практически подошел к концу и вряд ли появится что-то достойное в ближайшее время, для меня это лучший китайский фильм года. Умное, красивое кино, с мощным визуалом, отличной операторской работой, прекрасным сценарием, замечательными диалогами и потрясающими боями.
Пожалуй это лучшее кино в жанре "школы кунг-фу и великие мастера" со времен первого "Ип Мана". Именно он неоднократно приходил мне в голову во время просмотра фильма.
И тут не только временной период, когда происходят события фильма, с классными костюмами и антуражем, но и бережное уважение к той эпохе, к философии и красоте боевых искусств, отношению мастеров друг к другу.
На самом деле это неудивительно, учитывая режиссера картины.
Сюй Хаофэн родился в 1973 году в Пекине, Китай. С 14-ти лет изучает боевые искусства, начав со стиля Xingyiquan / Синъицюань. Продолжая изучать единоборства, поступил в Пекинскую киноакадемию на факультет режиссуры фильмов. После окончания университета, в 1997 году он идет учиться к двум мастерам боевых искусств, один из которых вдохновил его на написание романа "Ушедший в прошлое мир кунг-фу" / "The Bygone Kung Fu World", который публикуется в 2006 году тиражом более 300 000 экземпляров.
В 2007 году Сюй выпускает новую книгу, "И сошёл монах с гор" / "Monk Comes Down the Mountain", которая тоже становится бестселлером, а в 2015 году ее экранизирует режиссер Чэнь Кайгэ и фильм становится одним из самых кассовых фильмов в Китае того года. Кино кстати очень классное, кто не смотрел, рекомендую.
В 2011 году Сюй дебютирует в качестве режиссера с фильмом "Идентичность меча",
а в 2013 году становится сценаристом фильма Вонга Кар-Вая о мастере Ип Мане "Великий Мастер".
В 2014 году Сюй публикует роман "Учитель" / "The Master" и в 2015 году сам же его экранизирует под названием "The Final Master" / "Учитель", тоже очень хорошее кино.
А в 2017 году случается очень странная вещь. Сюй Хаофэн снимает фильм "The Hidden Sword", его показывают на нескольких фестивалях,
в 2019 году назначают дату проката в Китае, причем продолжительность картины сократилась с 137 до 118 минут, но... за несколько дней до начала проката фильм исчезает из релизов.
Ходили слухи, что были некие проблемы между режиссером и съемочной командой, что замешаны какие-то финансовые неурядицы, но вполне возможно, что Сюй наснимал что-то такое, что не понравилось китайской цензуре. В итоге о возможном выходе фильма и по сей день нет никакой информации. Надеюсь, что когда-нибудь мы его все-таки увидим.
Я буду постить совсем краткие отрывки боев, потому что все это надо обязательно видеть самому, в контексте фильма и я к тому же не хочу и сам очень не люблю спойлеров, но хочу заинтересовать фильмом как можно больше потенциальных зрителей, потому что такое чудесное кино пропускать никак нельзя.
Фильм открывается поединком двух главных героев и фильм сразу цепляет тем, как происходит поединок (в контексте философии картины).
Во-первых, все поединки проходят за закрытыми дверями, наблюдать за ним может только учитель. Потому что поединки, это не цирковой балаган, это показ мастерства и понимание, кто готов лучше. Во-вторых, это не поединок до нокдауна, как часто бывает в подобных фильмах, это именно спарринг, чтобы определить лучшего.
А еще, чем меня сильно зацепила боевая часть фильма, здесь что-то типа киношного вин-чуня, в стиле того же Ип Мана и выглядит это потрясающе.
Уходящий глава школы не хотел, чтобы его сын продолжил его дело, он видел, как стремительно меняется мир и желал сыну другой судьбы. Устроил его на работу в банк, дабы тот делал карьеру там. Но для банкиров Шен Ан не более, чем обычный китайчонок, который должен уметь драться и они вынуждают его показать свою мастерство, что опять-таки в какой-то степени является позором для Шена, так как не должны посторонние видеть схватки, не для того существуют боевые искусства.
Сюжетная линия насчет иностранцев в школе, тоже проходит через фильм. Ци Цюань считает, что можно принимать в школу и иностранцев и даже втайне их готовит, старейшины возражают и держаться за старые обычаи.
Боев в картине огромное количество и не только рукопашных, но и с разнообразным оружием.
Но опять-таки, главное в том, что все эти бои не подразумевают убийство или серьезное ранение противника, все эти бои происходят чтобы либо выяснить, кто лучше, либо показать и доказать превосходство одного вида оружия над другим.
Да, здесь дело обстоит именно так и на этом завязана одна из сюжетных линий, когда один из соперников пытается вычислить с каким оружием придет на поединок соперник и в итоге выбирает неправильное и проигрывает бой, хотя по мастерству он круче.
Этот пласт, подразумевающий, что если ты выйдешь с ножичком, против меча, то шансов у тебя немного, мне очень понравился.
Но даже колюще-режущим оружием соперники дерутся в "безопасном режиме", кромка меча обвязана веревкой, дабы не поранить соперника. А если все-таки мечи обнажены, то удары не рубят врага, потому что и сражаешься-то не с врагом, а с товарищем, удары либо плашмя, либо просто имитируются, допускаются только небольшие порезы.
И вот всем этим уважительным отношением к миру боевых искусств, фильм тоже очень цепляет.
Здесь вообще нет плохих и хороших, здесь обычные люди, они не злодеи и практически не совершают плохих поступков, они просто два мастера, каждый из которых имеет свой взгляд на то, как должна дальше жить и развиваться школа и ни один из них не хочет уступать другому.
Ну и не могу не отметить почти 30-ти минутную схватку ближе к финалу фильма, когда Шен Ану приходится сражаться с разными мастерами, с разными стилями и оружием практически в режиме нон-стопа, прежде чем он снова сможет сойтись в бою со своим главным противником.
Как и писал в начале, для меня это однозначно лучшее китайское кино года в жанре боевых искусств, где идеально сплетены мощные бои, отличный визуал, умный сценарий и прекрасно играющие актеры, причем все! Очень рекомендую этот фильм, действительно тот редкий образец жанра, который нельзя пропускать.
Всем спасибо за внимание.
Продолжение следует...