RESIDENT EVIL. ТАК ЗАРОЖДАЛОСЬ ЗЛО!

Сводный обзор ремастера 2015 года ремейка 2002 года игры 1996 года, а также самого оригинала 1996 года :)

RESIDENT EVIL. ТАК ЗАРОЖДАЛОСЬ ЗЛО!

Я не новичок в Resident Evil, но у меня есть серьезные пробелы по пройденным частям этой культовой серии. В разные периоды моей геймерской жизни были пройдены выборочные игры франшизы, коих я насчитал 7 единиц.

Первым я прошел легендарный Resident Evil 4 в не менее легендарном кривом порте на ПК от 2005 года. Прошел, как это было модно в те времена, "на стрелочках, клавише 3, да с убитым освещением". Кто играл в тот первозданный ужас японских портировщиков - знает о чем я говорю. Но даже в таком изувеченном состоянии, игра доставила настоящее удовольствие. Далее был пройден Resident Evil 5. Тоже очень понравилась, хоть и поменьше четверки. В любом случае, эти игры я хочу перепройти в ближайшем будущем, чтобы освежить впечатления. Тем более оригинальный RE4 получил второй, уже более качественный порт на ПК в 2014 году, а так же великолепный графический мод HD Project. Потом была пройдена дилогия Revelations. Добротные игры, но что-то в памяти особо не сохранились. Видимо тоже надо ставить в очередь на перепрохождение - что поделать, старость не радость. Зато можно как будто вновь открывать для себя некоторые игры. Далее были ремастер ремейка самой первой части - Resident Evil HD Remaster, и его приквел, Resident Evil Zero. Оба я проходил в 2017 году, судя по дате скриншотов. Так вот, от Zero у меня остались крайне смешанные впечатления, ибо допроходил игру откровенно через силу. Помню, что возня с двумя персонажами и их инвентарями вконец меня утомили, а вторая половина игры показалась очень затянутой. Но вот ремастер ремейка самой первой части, Resident Evil HD Remaster, меня тогда очень порадовал. Еще больше он порадовал меня сейчас, в 2024 году, когда я дважды вновь его прошел. А потом еще дополнил полученный опыт тем самым культовым оригиналом 1996 года. О чем и хочу рассказать ниже.

RESIDENT EVIL HD REMASTER (2015)

Что забавно, импульсом к новому, более плотному моему погружению во вселенную Resident Evil, послужил так проклинаемый некоторыми Resident Evil 6. Как-то я смотрел на свой бэклог в стиме, и не пройденный RE6, из тех игр, что были куплены мною, периодически мозолил мне глаза. Решив, что нельзя болей допустить роста мозоли, установил, и начал играть, и залпом прошел все четыре кампании. На самом деле, по началу я планировал написать обзор именно шестой части, но аппетит приходит во время еды, и не успев собрать все свои мысли в буквы для обзора RE6, я уже начал проходить ремейк первой части за Джилл Валентайн. На это натолкнуло еще и то, что тогда, в 2017 году, я прошел игру только за Криса Редфилда - дай, думаю, пройду за второго протагониста. Ведь, как известно, у каждого персонажа есть свои особенности - как геймплейные, так и сюжетные.

Ада указала мне путь к месту, где зародилось ЗЛО! (Кадр из Resident Evil 6)
Ада указала мне путь к месту, где зародилось ЗЛО! (Кадр из Resident Evil 6)

И вот, я снова исследую злосчастный особняк Озвелла Спенсера, в котором произошел инцидент, приведший к многочисленным смертям в Арклейских горах, недалеко от печально известного города Раккун. Члены специального отряда полиции Раккун-сити, S.T.A.R.S. (Special Tactics and Rescue Service), направленные на расследование жестоких убийств в округе, были атакованы в лесу сворой чрезвычайно бешеных собак, и были вынуждены укрыться в обнаруженном неподалеку особняке. Так началась эта ужасная ночь, пережить которую суждено не всем.

Главный холл особняка
Главный холл особняка

Ремейк считается одним из лучших в своем роде. И это правда. Он очень грамотно воссоздал геймплей оригинала, дополнив его некоторыми деталями, расширил сюжет и набор локаций, представил новый уровень графического исполнения. Отмечу, что сам ремейк был создан в 2002 году для консоли Nintendo GameCube, и только в 2015 году был портирован на ПК в виде ремастера - поэтому и получилось несколько комичное определение "ремастер ремейка".

По хорошему, мне стоило сначала описать оригинал 1996 года, но прошел его я уже после ремейка и хотел бы соблюсти хронологию своего опыта. Ведь на самом деле, многие пошли или пойдут тем же путем. И нужно держать в голове, что ремейк не заменяет оригинал, потому как есть ряд геймплейных и иных изменений в ремейке, которые не позволяют заменить классическую игру, оставляя её со своим уникальным опытом - о чем я расскажу уже в секции про игру 1996 года.

Геймплейно, мы будем изучать тайны зловещего особняка и его окрестностей. По комнатам бродят зомби, или кто еще похуже. У нас есть некоторый арсенал, который в будущем будет расширяться новыми стволами. И крайне ограниченный набор разного рода припасов. Ряд комнат заперты - нужно искать ключи либо иные способы их открытия. Периодически встречаются головоломки, которые будут помогать находить квестовые предметы либо продвигать сюжет. Есть безопасные комнаты, где можно хранить найденные припасы в универсальном сундуке, где так же стоит печатная машинка, на которой, при наличии печатной ленты, можно сохранить прогресс. Ну и в безопасных комнатах всегда можно остаться, послушать культовые расслабляющие темы серии Resident Evil. Иногда оттуда и вовсе страшно выходить, ведь за дверью может находится хантер...

В луже можно обнаружить забытые технологии древних
В луже можно обнаружить забытые технологии древних

Еще особенностью серии до выхода четвертой части была фиксированная камера. Она располагается индивидуально на каждом экране, и статично закреплена. И это интересно работает в рамках жанра survival horror. Зачастую, при входе в какую-то комнату, камера расположена на входную дверь, и чтобы узнать, что там дальше надо пройти дальше, пересечь границу обзора камеры. Но делать это иногда боязно, ибо слышны стоны или звук шагов приближающегося нечто, и не всегда понятно, оно уже появится из-за границы обзора камеры прямо сейчас, или там есть еще пространство для маневра. Поэтому достаем пушку на изготовку, и ждем прихода незваного гостя. Или не ждем, и делаем маневр. Часто от молодых и не только игроков слышно, что такие статичные камеры устарели, но это все глупости от боязни попробовать что-то не типичное в современной индустрии. Эти камеры реально работают, и в купе со специфичным управлением и ограниченными ресурсами, дают те самые настоящие ощущения выживания, заявленные в жанре игры.

Арахнофобам приготовиться!
Арахнофобам приготовиться!

Также отмечу главное геймплейное нововведение в ремейке относительно оригинала. Обычные зомби не умирают окончательно, за исключением случаев сожжения их тела или взрыва их гнилой черепушки дробовиком либо критическим попаданием. И лучше их умерщвлять окончательно, иначе потом будут проблемы. Дело в том, что Т-вирус продолжает свои мутации в теле упавшего зомби после множественных повреждений, происходит усиленная регенерация клеток, и обычный зомби мутирует в так называемого Багровоголового (Crimson Head). А это такой резвый чёрт, что бегать от него надо со сверкающими пятками. Либо принять напряженный и опасный бой. В любом случае, крови он попьет достаточно. Поэтому механика сожжения трупов керосином является весьма важной. Но керосина не так много - приходится планировать, в каких коридорах сжигать трупы, а в каких или не трогать живых зомби, или бегать туда по минимуму, а лучше и вовсе забыть туда дорогу.

Сжигаем тело зомби
Сжигаем тело зомби

Как и писал выше, в этот раз начал проходить игру за Джилл Валентайн. Уже знал, что за неё играть проще, чем за Криса - 8 ячеек инвентаря добавляют удобств (против 6 у Криса), барабанный гранатомет с разными видами гранат добавляет огневой мощи. Но и сама Джилл складывается от укусов и ударов врагов чуть быстрее Криса, и бьет ножом слабее. Но в любом случае, этим малополезным ножом можно только себе вены в безопасной комнате вскрыть. Но делать этого, конечно, не надо. Еще у девушки есть отмычка, которой можно вскрывать простые замки. В то время за Криса надо искать одноразовые ключи. Так что за Джилл играть было легче и быстрее, чем мое первое прохождение за Криса в 2017 году. Но не скажу, что интереснее. Высокая сложность идёт этой формуле геймплея, и за Криса он ощущается куда острее. Плюс, сюжетный аспект мне тоже больше понравился за Криса.

Да, сюжетные линии за двух разных персонажей имеют свои отличия. У каждого героя есть свои напарники, ситуации и катсцены связанные с ними. Джилл тесно работает с Барри Бёртоном, специалистом по оружию в отряде Альфа. Он же поможет Джилл в некоторых сложных ситуациях, что тоже облегчает геймплей за неё. Крис встретит Ребекку Чемберс, медика отряда Браво. Сюжетная линия Криса и Ребекки мне понравилась больше, так как в целом и Крис, и Ребекка, в ремейке более приятные и живые персонажи. Джилл и Барри озвучены и ведут себя, как будто мешком пришибленные, хоть у Барри для этого будет сюжетное обоснование. А Джилл еще имеет какие-то проблемы с анимацией моргания глаз, поэтому вне катсцен почему-то не моргает, и периодически выглядит какой-то восковой куклой.

Но это все мелочи. За Джилл играть тоже было интересно. Самое то, для первого знакомства с игрой, если вы не очень хардкорный игрок. Но если любите сложности, то рекомендую играть за Криса.

Культовый писатель Роберт Ирвин Говард наверняка оценил бы такое
Культовый писатель Роберт Ирвин Говард наверняка оценил бы такое

По итогу, кампания за Джилл пройдена. Все персонажи, которых можно спасти - спасены, все угрозы ликвидированы. Стоит отметить, что концовок 6 штук за каждого персонажа, и все являются вариациями спасшихся героев и уничтожения обители зла.

Но далее, для меня в ремейке началось самое интересное. Открылся режим "Настоящее выживание". И тут меня начало гложить, что тогда, в 2017 году, я подвел Ребекку, и она навсегда осталась в этом проклятом особняке. А ведь она такая славная дивчина. Как же я так мог?! Ну решено - Крис Редфилд, Настоящее выживание, сложность HARD. Погнали!

RESIDENT EVIL. ТАК ЗАРОЖДАЛОСЬ ЗЛО!

Главная фишка этого режима, помимо того, что сложность Hard (её можно и без этого режима поставить после прохождения на Normal) - сундуки с припасами, которые не связаны друг с другом в безопасных комнатах. Раньше было как - по всей игре есть ряд таких комнат, где поместив припасы в сундук в одной, взять эти припасы можно в любой другой безопасной комнате с сундуком. Теперь все припасы остаются только в тех сундуках, где и были оставлены. А в купе с тем, что у Криса всего 6 ячеек инвентаря - всё это добавляет особой остроты. Игра превращается в интереснейший динамичный пазл, где желательно продумывать все шаги наперед. Какие припасы оставить в этой комнате, какие квестовые предметы в другой, что взять с собой, и в какой участок особняка бежать, каких зомби убивать, каких оставить в живых, какие трупы сжигать, из какой канистры набрать керосина. Если продумывать эффективно, то количество бестолковой и опасной беготни туда-сюда будет сведено к минимуму, а припасов будет хватать с некоторым небольшим запасом на черный день. Вот и мне хватило прямо тютелька в тютельку. Несколько чрезмерно превысив затраты патронов для дробовика на инсектоидов в финальной секции на этапе доставки топлива, я буквально выпустил последнюю пистолетную пулю в финального Тирана перед сбросом ракетомета с вертолета.

В общем, этот режим очень кайфовый. Прямо реально ощущаешь это самое "настоящее выживание". И сложность честная. Грамотно планируй и эффективно действуй - тогда всё будет хорошо. И нервное напряжение такое приятное - каждый успешно пройденный сегмент и момент сохранения отдается настоящим выбросом эндорфинов.

RESIDENT EVIL. ТАК ЗАРОЖДАЛОСЬ ЗЛО!

Касаемо недостатков ремастера ремейка на ПК выделю невозможность пропускать анимацию открытия дверей при переходах между локациями. Это давно было реализовано даже в оригинальной первой части в версии для ПК. Это давно надо было добавить патчем к ремейку. Это очень сбивает темп игры и начинает раздражать тем больше, чем более надо возвращаться в уже посещенные места. Благо, есть мод от сообщества, который решает эту нелепую проблему, и тогда игра идет в едином потоке. Так что не стесняйтесь пользоваться этим модом. Ещё отмечу странное ограничение слотов под сохранения в меню - всего 8. Опять же, даже в классике 1996 года на ПК можно использовать неограниченное количество таких слотов. Так что над переизданием ремейка в 2015 году на ПК, портировщики явно особо не заморачивались.

По итогу, ремейк первой части культовой серии я прошел трижды (с учетом одного прохождения в 2017 году). И это было очень интересно и захватывающе. Особенно запомнилось последнее прохождение в режиме "Настоящее выживание" - чистый игровой кайф.

RESIDENT EVIL (1996)

Но что же там с оригиналом 1996 года? Как писал выше, ранее мои руки как-то так и не дошли до этой культовой классики, и после "Настоящего выживания" в ремейке очень захотелось посмотреть, а как оно было тогда. Переиздание GOG у меня вообще не запустилось, остановился на сборке с комьюнити-патчем Classic REbirth. Классические версии на ПК обязательно стоит играть с патчами Classic REbirth - в них сообщество уже адаптировало игры под современные компьютеры, современные геймпады, улучшило качество аудио, и еще проделало множество важных фиксов.

Сразу после запуска идет первая отличительная фишка оригинала - вступительный ролик с живыми актерами. Весьма неплохой. Финальные ролики тоже сняты таким образом. Жаль, в дальнейшем в серии от них отказались. Мне всегда нравился такой подход - те же стратегические игры от Westwood очень запоминались ими.

Крис Редфилд, Альберт Вескер, Ребекка Чемберс
Крис Редфилд, Альберт Вескер, Ребекка Чемберс

Потом, выбрав Криса, сразу пошли и первые отличия. Локации с кладбищем в оригинале нет, и соответственно, ключ с символом меча надо искать в другом месте. Сама планировка особняка такая же как в ремейке, но то тут, то там, есть некоторые различия.

Главный холл зловещего особняка. Думаем!
Главный холл зловещего особняка. Думаем!

В общем, начал я по свежей памяти быстренько изучать комнату за комнатой, и хоть ряд ключей и головоломок отличаются от ремейка, процесс прохождения шел очень бодро. На скорость еще работала и куда как более динамичная боевая система оригинала. Дело в том, что механики сожжения трупов в оригинале нет, а самих зомби в игре больше, и убиваются они быстрее чем в ремейке. Патронов поначалу я тоже как-то много насобирал. И начал быстренько зачищать комнаты и коридоры от всех биоугроз. И уже было подумал, что оригинал чересчур легкий, как вдруг очнувшись от куража боев, заметил что патроны близки к нулю. Так что пришлось на какое-то время переключиться в режим выживания. В целом баланс сложности со временем выровнялся, и с появлением хантеров стал уже вполне себе ощутимым, ибо их там напихали реально много, куда больше чем было в ремейке. Но и патронов для магнума уже было собрано вполне прилично, так что этот убойный пистолет вполне можно использовать не только для боссов, но и для существенного уменьшения поголовья хантеров.

Поголовье хантеров уменьшено (они мне здесь скарджей из Unreal напоминают)
Поголовье хантеров уменьшено (они мне здесь скарджей из Unreal напоминают)

Так что, резюмируя впечатления по боевке, она отличается от ремейка куда большей динамичностью. Врагов больше, но их быстрее убиваешь. Патронов тоже больше. Менеджмента с керосином нет. В ремейке убийство каждого врага, особенно хантера - это прямо микро-событие. В оригинале к этому относишься проще, и играется это несколько веселее и динамичнее ремейка. Так что при всей похожести боевой системы ремейка и оригинала, эмоции она дарит несколько другие.

Еще на более легкое и веселое восприятие оригинала играет сама атмосфера, которая создается игрой. Все действо пропитано истинной атмосферой девяностых и духом "B Movie". Ставшая мемной, недостаточно профессиональная озвучка персонажей по части актерской игры действительно очень забавная. Джилл здесь уже звучит не как прибитая мешком в ремейке, а скорее как некая стереотипная блондинка. Ребекка - няша-стесняша. Мужчины все наигранно крутые. Не забываем, что игра японская, что тоже добавляет своего особого колорита. В ремейке, конечно, все эти элементы тоже присутствовали, но были несколько сглажены, и добавлен более серьезный тон, отчего воспринимается он несколько по другому.

Джилл Валентайн 
Джилл Валентайн 

Интересная ситуация с музыкой. Оказывается у первой части было несколько переизданий на PS1, и в последнем, Dual Shock Edition, был записан полностью другой саундтрек от другого композитора. Знаю, что этот второй альбом игроки восприняли неоднозначно, но я прошел игру с ним, и он мне весьма понравился. Это произошло случайно, по моей ошибке, ибо я запутался в этих трех переизданиях игры, и вместо оригинального саундтрека издания Directors Cut выбрал саундтрек из Dual Shock Edition, посчитав, что именно в режиссерской версии был новый саундтрек. Но на самом деле это и хорошо - оригинальные мелодии в аранжировке я слышал в ремейке, а тут были новые мелодии, некоторые из которых мне понравились больше оригинальных. Потом я еще сравнил с каноничным саундтреком из Directors Cut, так что составил впечатление о двух альбомах. Оба достойные. Мелодия из безопасной комнаты, например, мне больше понравилась из альтернативного саундтрека.

Resident Evil Director's Cut Dualshock OST Save Room 

Касаемо страшного танкового управления, так пугаемого многих молодых игроков - это миф. На геймпаде играется прекрасно. Сделал себе раскладку с бегом на B и прицеливанием на левом триггере - вообще идеально было. На самом деле, возможно я зря играл в ремейк на осовремененном, альтернативном управлении, ибо при классическом, по крайней мере в оригинале, я никогда не терял ориентацию направления при смене ракурсов камеры, а вот в ремейке на современной раскладке такие случаи бывали.

Вообще, даже визуально игра вполне себе достойно сохранилась. Конечно, разрешение задников уже никуда не годится, но через 15 минут, погрузившись в игру, мозг сам апскейлит эти задники до приемлемого уровня.

А за спиной Криса что? Правильно - забытые технологии древних
А за спиной Криса что? Правильно - забытые технологии древних

Что говорит об уровне всей игры. Прошло почти 30 лет, и проверку временем игра проходит великолепно. Играть очень интересно, геймдизайн работает без всяких поправок на время, атмосфера создается, погружение - 100%. Возможно, для первого прохождения первой части культовой серии лучше отдать предпочтение действительно отличному ремейку 2002 года, но и закрепить опыт оригиналом 1996 года будет тоже очень интересно. Он даст новые впечатления большей динамикой боевой системы, рядом некоторых отличий по загадкам и планировке локаций, ну и главное, уникальной и бесшабашной атмосферой геймдева 90-х. К тому же, лично испытать опыт от истоков такой важной игровой серии, сравнить его с ремейком, никогда лишним не будет - как в познавательных, так и культурных целях.

Финальный экран прохождения за Криса
Финальный экран прохождения за Криса

Ну а дальше случилась трагедия уже в самом Раккун-сити. И мне нужно как-то там выжить, и рассказать вам всем ПРАВДУ...

... но чтобы выбраться из Раккун-сити, мне требуется 50 молодцев и красавиц. 36 уже прикрывают мои тылы на выходе из города - нужно еще 14, и я смогу пробраться через последний заслон. Скажете, что на такое не подписывались? Так подпишитесь, и тогда узнаете всю ПРАВДУ!

4848
77
11
11
11
11
19 комментариев

Кто этот мужик? И что за нечто вместо оружия у него в руках?) Какая-то упоротая обложка, по которой кажется что игра про ночной ПТСР-кошмар ветерана Вьетнама.

10
1
1
Ответить

Еще такая есть

5
Ответить

Мне всегда кажется, что он BAR держит )

5
Ответить

я почему то Evil Dead сразу вспомнил )

4
Ответить

ха-ха...тоже не понимал никогда этой обложки...про птср кошмар в точку)

3
Ответить

Ну это Крис скорее всего.

2
Ответить

Я думаь это рожа сделана в гарис моде

1
Ответить