RESIDENT EVIL. ТАК ЗАРОЖДАЛОСЬ ЗЛО!
Сводный обзор ремастера 2015 года ремейка 2002 года игры 1996 года, а также самого оригинала 1996 года :)
Я не новичок в Resident Evil, но у меня есть серьезные пробелы по пройденным частям этой культовой серии. В разные периоды моей геймерской жизни были пройдены выборочные игры франшизы, коих я насчитал 7 единиц.
Первым я прошел легендарный Resident Evil 4 в не менее легендарном кривом порте на ПК от 2005 года. Прошел, как это было модно в те времена, "на стрелочках, клавише 3, да с убитым освещением". Кто играл в тот первозданный ужас японских портировщиков - знает о чем я говорю. Но даже в таком изувеченном состоянии, игра доставила настоящее удовольствие. Далее был пройден Resident Evil 5. Тоже очень понравилась, хоть и поменьше четверки. В любом случае, эти игры я хочу перепройти в ближайшем будущем, чтобы освежить впечатления. Тем более оригинальный RE4 получил второй, уже более качественный порт на ПК в 2014 году, а так же великолепный графический мод HD Project. Потом была пройдена дилогия Revelations. Добротные игры, но что-то в памяти особо не сохранились. Видимо тоже надо ставить в очередь на перепрохождение - что поделать, старость не радость. Зато можно как будто вновь открывать для себя некоторые игры. Далее были ремастер ремейка самой первой части - Resident Evil HD Remaster, и его приквел, Resident Evil Zero. Оба я проходил в 2017 году, судя по дате скриншотов. Так вот, от Zero у меня остались крайне смешанные впечатления, ибо допроходил игру откровенно через силу. Помню, что возня с двумя персонажами и их инвентарями вконец меня утомили, а вторая половина игры показалась очень затянутой. Но вот ремастер ремейка самой первой части, Resident Evil HD Remaster, меня тогда очень порадовал. Еще больше он порадовал меня сейчас, в 2024 году, когда я дважды вновь его прошел. А потом еще дополнил полученный опыт тем самым культовым оригиналом 1996 года. О чем и хочу рассказать ниже.
RESIDENT EVIL HD REMASTER (2015)
Что забавно, импульсом к новому, более плотному моему погружению во вселенную Resident Evil, послужил так проклинаемый некоторыми Resident Evil 6. Как-то я смотрел на свой бэклог в стиме, и не пройденный RE6, из тех игр, что были куплены мною, периодически мозолил мне глаза. Решив, что нельзя болей допустить роста мозоли, установил, и начал играть, и залпом прошел все четыре кампании. На самом деле, по началу я планировал написать обзор именно шестой части, но аппетит приходит во время еды, и не успев собрать все свои мысли в буквы для обзора RE6, я уже начал проходить ремейк первой части за Джилл Валентайн. На это натолкнуло еще и то, что тогда, в 2017 году, я прошел игру только за Криса Редфилда - дай, думаю, пройду за второго протагониста. Ведь, как известно, у каждого персонажа есть свои особенности - как геймплейные, так и сюжетные.
И вот, я снова исследую злосчастный особняк Озвелла Спенсера, в котором произошел инцидент, приведший к многочисленным смертям в Арклейских горах, недалеко от печально известного города Раккун. Члены специального отряда полиции Раккун-сити, S.T.A.R.S. (Special Tactics and Rescue Service), направленные на расследование жестоких убийств в округе, были атакованы в лесу сворой чрезвычайно бешеных собак, и были вынуждены укрыться в обнаруженном неподалеку особняке. Так началась эта ужасная ночь, пережить которую суждено не всем.
Ремейк считается одним из лучших в своем роде. И это правда. Он очень грамотно воссоздал геймплей оригинала, дополнив его некоторыми деталями, расширил сюжет и набор локаций, представил новый уровень графического исполнения. Отмечу, что сам ремейк был создан в 2002 году для консоли Nintendo GameCube, и только в 2015 году был портирован на ПК в виде ремастера - поэтому и получилось несколько комичное определение "ремастер ремейка".
По хорошему, мне стоило сначала описать оригинал 1996 года, но прошел его я уже после ремейка и хотел бы соблюсти хронологию своего опыта. Ведь на самом деле, многие пошли или пойдут тем же путем. И нужно держать в голове, что ремейк не заменяет оригинал, потому как есть ряд геймплейных и иных изменений в ремейке, которые не позволяют заменить классическую игру, оставляя её со своим уникальным опытом - о чем я расскажу уже в секции про игру 1996 года.
Геймплейно, мы будем изучать тайны зловещего особняка и его окрестностей. По комнатам бродят зомби, или кто еще похуже. У нас есть некоторый арсенал, который в будущем будет расширяться новыми стволами. И крайне ограниченный набор разного рода припасов. Ряд комнат заперты - нужно искать ключи либо иные способы их открытия. Периодически встречаются головоломки, которые будут помогать находить квестовые предметы либо продвигать сюжет. Есть безопасные комнаты, где можно хранить найденные припасы в универсальном сундуке, где так же стоит печатная машинка, на которой, при наличии печатной ленты, можно сохранить прогресс. Ну и в безопасных комнатах всегда можно остаться, послушать культовые расслабляющие темы серии Resident Evil. Иногда оттуда и вовсе страшно выходить, ведь за дверью может находится хантер...
Еще особенностью серии до выхода четвертой части была фиксированная камера. Она располагается индивидуально на каждом экране, и статично закреплена. И это интересно работает в рамках жанра survival horror. Зачастую, при входе в какую-то комнату, камера расположена на входную дверь, и чтобы узнать, что там дальше надо пройти дальше, пересечь границу обзора камеры. Но делать это иногда боязно, ибо слышны стоны или звук шагов приближающегося нечто, и не всегда понятно, оно уже появится из-за границы обзора камеры прямо сейчас, или там есть еще пространство для маневра. Поэтому достаем пушку на изготовку, и ждем прихода незваного гостя. Или не ждем, и делаем маневр. Часто от молодых и не только игроков слышно, что такие статичные камеры устарели, но это все глупости от боязни попробовать что-то не типичное в современной индустрии. Эти камеры реально работают, и в купе со специфичным управлением и ограниченными ресурсами, дают те самые настоящие ощущения выживания, заявленные в жанре игры.
Также отмечу главное геймплейное нововведение в ремейке относительно оригинала. Обычные зомби не умирают окончательно, за исключением случаев сожжения их тела или взрыва их гнилой черепушки дробовиком либо критическим попаданием. И лучше их умерщвлять окончательно, иначе потом будут проблемы. Дело в том, что Т-вирус продолжает свои мутации в теле упавшего зомби после множественных повреждений, происходит усиленная регенерация клеток, и обычный зомби мутирует в так называемого Багровоголового (Crimson Head). А это такой резвый чёрт, что бегать от него надо со сверкающими пятками. Либо принять напряженный и опасный бой. В любом случае, крови он попьет достаточно. Поэтому механика сожжения трупов керосином является весьма важной. Но керосина не так много - приходится планировать, в каких коридорах сжигать трупы, а в каких или не трогать живых зомби, или бегать туда по минимуму, а лучше и вовсе забыть туда дорогу.
Как и писал выше, в этот раз начал проходить игру за Джилл Валентайн. Уже знал, что за неё играть проще, чем за Криса - 8 ячеек инвентаря добавляют удобств (против 6 у Криса), барабанный гранатомет с разными видами гранат добавляет огневой мощи. Но и сама Джилл складывается от укусов и ударов врагов чуть быстрее Криса, и бьет ножом слабее. Но в любом случае, этим малополезным ножом можно только себе вены в безопасной комнате вскрыть. Но делать этого, конечно, не надо. Еще у девушки есть отмычка, которой можно вскрывать простые замки. В то время за Криса надо искать одноразовые ключи. Так что за Джилл играть было легче и быстрее, чем мое первое прохождение за Криса в 2017 году. Но не скажу, что интереснее. Высокая сложность идёт этой формуле геймплея, и за Криса он ощущается куда острее. Плюс, сюжетный аспект мне тоже больше понравился за Криса.
Да, сюжетные линии за двух разных персонажей имеют свои отличия. У каждого героя есть свои напарники, ситуации и катсцены связанные с ними. Джилл тесно работает с Барри Бёртоном, специалистом по оружию в отряде Альфа. Он же поможет Джилл в некоторых сложных ситуациях, что тоже облегчает геймплей за неё. Крис встретит Ребекку Чемберс, медика отряда Браво. Сюжетная линия Криса и Ребекки мне понравилась больше, так как в целом и Крис, и Ребекка, в ремейке более приятные и живые персонажи. Джилл и Барри озвучены и ведут себя, как будто мешком пришибленные, хоть у Барри для этого будет сюжетное обоснование. А Джилл еще имеет какие-то проблемы с анимацией моргания глаз, поэтому вне катсцен почему-то не моргает, и периодически выглядит какой-то восковой куклой.
Но это все мелочи. За Джилл играть тоже было интересно. Самое то, для первого знакомства с игрой, если вы не очень хардкорный игрок. Но если любите сложности, то рекомендую играть за Криса.
По итогу, кампания за Джилл пройдена. Все персонажи, которых можно спасти - спасены, все угрозы ликвидированы. Стоит отметить, что концовок 6 штук за каждого персонажа, и все являются вариациями спасшихся героев и уничтожения обители зла.
Но далее, для меня в ремейке началось самое интересное. Открылся режим "Настоящее выживание". И тут меня начало гложить, что тогда, в 2017 году, я подвел Ребекку, и она навсегда осталась в этом проклятом особняке. А ведь она такая славная дивчина. Как же я так мог?! Ну решено - Крис Редфилд, Настоящее выживание, сложность HARD. Погнали!
Главная фишка этого режима, помимо того, что сложность Hard (её можно и без этого режима поставить после прохождения на Normal) - сундуки с припасами, которые не связаны друг с другом в безопасных комнатах. Раньше было как - по всей игре есть ряд таких комнат, где поместив припасы в сундук в одной, взять эти припасы можно в любой другой безопасной комнате с сундуком. Теперь все припасы остаются только в тех сундуках, где и были оставлены. А в купе с тем, что у Криса всего 6 ячеек инвентаря - всё это добавляет особой остроты. Игра превращается в интереснейший динамичный пазл, где желательно продумывать все шаги наперед. Какие припасы оставить в этой комнате, какие квестовые предметы в другой, что взять с собой, и в какой участок особняка бежать, каких зомби убивать, каких оставить в живых, какие трупы сжигать, из какой канистры набрать керосина. Если продумывать эффективно, то количество бестолковой и опасной беготни туда-сюда будет сведено к минимуму, а припасов будет хватать с некоторым небольшим запасом на черный день. Вот и мне хватило прямо тютелька в тютельку. Несколько чрезмерно превысив затраты патронов для дробовика на инсектоидов в финальной секции на этапе доставки топлива, я буквально выпустил последнюю пистолетную пулю в финального Тирана перед сбросом ракетомета с вертолета.
В общем, этот режим очень кайфовый. Прямо реально ощущаешь это самое "настоящее выживание". И сложность честная. Грамотно планируй и эффективно действуй - тогда всё будет хорошо. И нервное напряжение такое приятное - каждый успешно пройденный сегмент и момент сохранения отдается настоящим выбросом эндорфинов.
Касаемо недостатков ремастера ремейка на ПК выделю невозможность пропускать анимацию открытия дверей при переходах между локациями. Это давно было реализовано даже в оригинальной первой части в версии для ПК. Это давно надо было добавить патчем к ремейку. Это очень сбивает темп игры и начинает раздражать тем больше, чем более надо возвращаться в уже посещенные места. Благо, есть мод от сообщества, который решает эту нелепую проблему, и тогда игра идет в едином потоке. Так что не стесняйтесь пользоваться этим модом. Ещё отмечу странное ограничение слотов под сохранения в меню - всего 8. Опять же, даже в классике 1996 года на ПК можно использовать неограниченное количество таких слотов. Так что над переизданием ремейка в 2015 году на ПК, портировщики явно особо не заморачивались.
По итогу, ремейк первой части культовой серии я прошел трижды (с учетом одного прохождения в 2017 году). И это было очень интересно и захватывающе. Особенно запомнилось последнее прохождение в режиме "Настоящее выживание" - чистый игровой кайф.
RESIDENT EVIL (1996)
Но что же там с оригиналом 1996 года? Как писал выше, ранее мои руки как-то так и не дошли до этой культовой классики, и после "Настоящего выживания" в ремейке очень захотелось посмотреть, а как оно было тогда. Переиздание GOG у меня вообще не запустилось, остановился на сборке с комьюнити-патчем Classic REbirth. Классические версии на ПК обязательно стоит играть с патчами Classic REbirth - в них сообщество уже адаптировало игры под современные компьютеры, современные геймпады, улучшило качество аудио, и еще проделало множество важных фиксов.
Сразу после запуска идет первая отличительная фишка оригинала - вступительный ролик с живыми актерами. Весьма неплохой. Финальные ролики тоже сняты таким образом. Жаль, в дальнейшем в серии от них отказались. Мне всегда нравился такой подход - те же стратегические игры от Westwood очень запоминались ими.
Потом, выбрав Криса, сразу пошли и первые отличия. Локации с кладбищем в оригинале нет, и соответственно, ключ с символом меча надо искать в другом месте. Сама планировка особняка такая же как в ремейке, но то тут, то там, есть некоторые различия.
В общем, начал я по свежей памяти быстренько изучать комнату за комнатой, и хоть ряд ключей и головоломок отличаются от ремейка, процесс прохождения шел очень бодро. На скорость еще работала и куда как более динамичная боевая система оригинала. Дело в том, что механики сожжения трупов в оригинале нет, а самих зомби в игре больше, и убиваются они быстрее чем в ремейке. Патронов поначалу я тоже как-то много насобирал. И начал быстренько зачищать комнаты и коридоры от всех биоугроз. И уже было подумал, что оригинал чересчур легкий, как вдруг очнувшись от куража боев, заметил что патроны близки к нулю. Так что пришлось на какое-то время переключиться в режим выживания. В целом баланс сложности со временем выровнялся, и с появлением хантеров стал уже вполне себе ощутимым, ибо их там напихали реально много, куда больше чем было в ремейке. Но и патронов для магнума уже было собрано вполне прилично, так что этот убойный пистолет вполне можно использовать не только для боссов, но и для существенного уменьшения поголовья хантеров.
Так что, резюмируя впечатления по боевке, она отличается от ремейка куда большей динамичностью. Врагов больше, но их быстрее убиваешь. Патронов тоже больше. Менеджмента с керосином нет. В ремейке убийство каждого врага, особенно хантера - это прямо микро-событие. В оригинале к этому относишься проще, и играется это несколько веселее и динамичнее ремейка. Так что при всей похожести боевой системы ремейка и оригинала, эмоции она дарит несколько другие.
Еще на более легкое и веселое восприятие оригинала играет сама атмосфера, которая создается игрой. Все действо пропитано истинной атмосферой девяностых и духом "B Movie". Ставшая мемной, недостаточно профессиональная озвучка персонажей по части актерской игры действительно очень забавная. Джилл здесь уже звучит не как прибитая мешком в ремейке, а скорее как некая стереотипная блондинка. Ребекка - няша-стесняша. Мужчины все наигранно крутые. Не забываем, что игра японская, что тоже добавляет своего особого колорита. В ремейке, конечно, все эти элементы тоже присутствовали, но были несколько сглажены, и добавлен более серьезный тон, отчего воспринимается он несколько по другому.
Интересная ситуация с музыкой. Оказывается у первой части было несколько переизданий на PS1, и в последнем, Dual Shock Edition, был записан полностью другой саундтрек от другого композитора. Знаю, что этот второй альбом игроки восприняли неоднозначно, но я прошел игру с ним, и он мне весьма понравился. Это произошло случайно, по моей ошибке, ибо я запутался в этих трех переизданиях игры, и вместо оригинального саундтрека издания Directors Cut выбрал саундтрек из Dual Shock Edition, посчитав, что именно в режиссерской версии был новый саундтрек. Но на самом деле это и хорошо - оригинальные мелодии в аранжировке я слышал в ремейке, а тут были новые мелодии, некоторые из которых мне понравились больше оригинальных. Потом я еще сравнил с каноничным саундтреком из Directors Cut, так что составил впечатление о двух альбомах. Оба достойные. Мелодия из безопасной комнаты, например, мне больше понравилась из альтернативного саундтрека.
Касаемо страшного танкового управления, так пугаемого многих молодых игроков - это миф. На геймпаде играется прекрасно. Сделал себе раскладку с бегом на B и прицеливанием на левом триггере - вообще идеально было. На самом деле, возможно я зря играл в ремейк на осовремененном, альтернативном управлении, ибо при классическом, по крайней мере в оригинале, я никогда не терял ориентацию направления при смене ракурсов камеры, а вот в ремейке на современной раскладке такие случаи бывали.
Вообще, даже визуально игра вполне себе достойно сохранилась. Конечно, разрешение задников уже никуда не годится, но через 15 минут, погрузившись в игру, мозг сам апскейлит эти задники до приемлемого уровня.
Что говорит об уровне всей игры. Прошло почти 30 лет, и проверку временем игра проходит великолепно. Играть очень интересно, геймдизайн работает без всяких поправок на время, атмосфера создается, погружение - 100%. Возможно, для первого прохождения первой части культовой серии лучше отдать предпочтение действительно отличному ремейку 2002 года, но и закрепить опыт оригиналом 1996 года будет тоже очень интересно. Он даст новые впечатления большей динамикой боевой системы, рядом некоторых отличий по загадкам и планировке локаций, ну и главное, уникальной и бесшабашной атмосферой геймдева 90-х. К тому же, лично испытать опыт от истоков такой важной игровой серии, сравнить его с ремейком, никогда лишним не будет - как в познавательных, так и культурных целях.
Ну а дальше случилась трагедия уже в самом Раккун-сити. И мне нужно как-то там выжить, и рассказать вам всем ПРАВДУ...
... но чтобы выбраться из Раккун-сити, мне требуется 50 молодцев и красавиц. 36 уже прикрывают мои тылы на выходе из города - нужно еще 14, и я смогу пробраться через последний заслон. Скажете, что на такое не подписывались? Так подпишитесь, и тогда узнаете всю ПРАВДУ!
Кто этот мужик? И что за нечто вместо оружия у него в руках?) Какая-то упоротая обложка, по которой кажется что игра про ночной ПТСР-кошмар ветерана Вьетнама.
Еще такая есть
Мне всегда кажется, что он BAR держит )
я почему то Evil Dead сразу вспомнил )
ха-ха...тоже не понимал никогда этой обложки...про птср кошмар в точку)
Ну это Крис скорее всего.
Я думаь это рожа сделана в гарис моде