Warhammer 40K: Dawn of War — стратегия в реальном времени, породившая культ вахи в СНГ. ЛОНГ
Насколько культовой среди игроков является "Рассвет войны", легко понять, взглянув на список ежедневного онлайна в Steam. И что я могу вам сказать? "Во мраке далёкого будущего есть только война."
Для тех, кто любит смотреть или слушать, — видео на YouTube.
Перед написанием этого эссе я размышлял, с чего начать. С истории Warhammer? Но когда я купил диск с орущим мужиком в красной броне на обложке, я ничего не знал об этой вселенной. А раз так, я начну с воспоминаний о покупке Dawn of War. Но перед этим — пара слов об историческом контексте. Мне кажется, это важно.
Возможно, ребята в столицах и крупных городах на просторах СНГ и были знакомы с этой вселенной, но в провинциальных городках даже о том, что существует такая настолка, не ведали. Столы для игр и дядек с рулетками я впервые увидел только в Германии в 2022 году. Это выглядит монументально. Да и стоит, конечно, как крыло самолёта.
Для меня творение Relic стало первым соприкосновением с миром молота войны 40-го тысячелетия. В очередной раз прогуливаясь по нескольким крупным (по нашим меркам, конечно) магазинам с игровыми дисками, на стенде "Стратегии" меня ждал "Рассвет войны". Я купил диск по двум причинам, главная из которых — обложка, а вторая — это RTS. Очень быстро прошёл кампанию, отдал диск своему лучшему другу, потом ещё одному и ещё. Все отмечали, что это почти так же круто, как StarCraft. Никто в моём окружении, включая меня, не знал, что Blizzard черпали вдохновение у Games Workshop, а не наоборот.
Кампания
Тут нужно отдать должное сценаристам из Relic. Сначала нам показали мощный синематик, где бравый космодесантник из последних сил водружает боевое знамя над захваченной высотой и умирает на фоне высадки товарищей в капсулах из космоса. Это эпично. Это настраивает на нечто захватывающее. Что важно — можно быть абсолютно вне контекста Warhammer и с головой окунуться в кампанию. Неспешно её можно пройти часов за 16. Что я и сделал в 2024 году ещё раз. Очень коротко и крупными мазками, что называется, я поведаю, о чём шла речь в игре.
Итак, мы спасаем жопы Имперской Гвардии, словно Гэндальф у Хельмовой Пади, от злобных орков, которые замыслили уничтожить человеческие поселения на планете Тартарус. То есть буквально пара часов — и вся планета была бы потеряна.
Кстати, чем она так важна? Ребята... камон! Важна — и всё. Ваша задача — месить орков. Но... но ей всё равно скоро конец. Почему? А её смоет космическим варпштормом. А что это? Это не важно! На этой планете, пока она ещё не исчезла, проблемы похлеще. Нам рассказывают техноэльфы (ещё одна раса в Warhammer — Эльдар), что наши проблемы только начинаются. Силы Хаоса задумали нечто ужасное на этой планете, а именно открыть портал в "ад" и выпустить демонов Хаоса на свободу. Нам же предстоит ни много ни мало вступить с эльфами в союз, от которого обе стороны не в восторге, добыть некий артефакт и вывести предателей на чистую воду. Короче, стандартный набор супергероя. Долго ли коротко ли, но мы побеждаем, и (вот это поворот) оказывается, что всё это время мы помогали демону освободиться. Круто, да? Вот и меня впечатлило.
Пройдя игру, начал копаться в интернете про Warhammer в целом и "Рассвет войны" в частности. На каком-то фан-сайте или форуме узнал: вселенная довольно старая. Лор в общих чертах такой: человечество, освоив супертехнологии и начав бороздить варп-пространство с помощью варп-двигателей во главе с Богом-Императором и его несметными легионами, занимается насаждением демократии всем неразумным. Там только Ересь Хоруса породила серию книг и игр. А есть же и другие расы. А история Эльдар, которые породили демона похоти... Ух, читать — не перечитать. И это всё даже не десятая часть!
Winter Assault
Первым дополнением, которое продолжает знакомить неофитов с фракциями, был "Зимний Штурм". Его сделали всего за год. Прохождение заняло примерно столько же времени, при этом мне показалось, что сама игра даже чуть масштабнее, чем оригинал. Возможно, потому что здесь нам позволили поиграть за Имперскую Гвардию, Эльдар, Орков и силы Хаоса. А в конце показали Некронов — древних механических существ, которые, по ужасу в голосе предводителя Эльдар, представляют собой нечто неотвратимое, как сама смерть. Но об этой эпичной битве — в конце.
Играть за гвардейцев, как мне кажется, сложнее на начальных этапах: движений мышкой нужно больше, и нужно максимально быстро стараться заполучить технику. Однако отыгрыш за Эльдар для меня был очень невнятным. У них больше боевых юнитов, чем у космодесанта и гвардейцев. Я пытался ими зерграшить и "прожимать плюсики". Получилось, но уверен, что ими нужно играть иначе. В общем, у них своя атмосфера.
На стороне добра нас ждёт по 5 миссий за каждую фракцию. Задача гвардейцев — захватить и восстановить мощного боевого робота "Титан", оставленного на планете Лорн V. Я и не предполагал, что это такое. А это самые крупные боевые машины, способные вести боевые действия на планетах. Его обломки занимают всю карту. Эпичность уровня гигачад. К слову, на что я обратил внимание по мере прохождения игры: во внутренней иерархии Империума гвардейцы — это расходник. Их посылают делать всю грязную работу, а более мощных и боеспособных космодесантников берегут ценой сотен человеческих жизней.
Что же до Эльдар, то у них противоположная задача, хоть они и будут ситуативными союзниками с людьми против Хаоса и Орков. Тем не менее финальная миссия, как я уже сказал, срежиссирована очень достойно. То, что говорит Эльдар о Некронах, и самоходки, и пехота, похожая на терминаторов, которые в слоу-мо неотвратимо надвигаются, словно нож сквозь масло, прорываются через мои загранотряды из Эльдар к базе, чтобы уничтожить её. И выстрелы из Титана, из последних сил уничтожающие эти зелёные зловещие домики... Я оценил, короче.
Не приходя в сознание от увиденного, я сразу же начал кампанию за Орков. И это совершенно другой вайб. Более того, скажу: сегодня это DLC разбили бы на две части. Но это так, к слову. При том, что Хаоситы — это, по сути, космодесант, вид сбоку. Просто их кампания выглядела бодрее и веселее. Подробно останавливаться на этом нет смысла, так как теперь наша задача — помешать гвардейцам и Эльдар.
Dark Crusade
А на очереди второе дополнение, также созданное всего за год, в котором расширили и углубили все аспекты игры. Начиная от ребаланса рас, заканчивая глобальной картой планеты Кронус. Да, теперь мы вольны выбирать расу и завоёвывать планету путём аннигиляции других. Появились играбельные ТАУ и НЕКРОНЫ. Представляете реиграбельность этого дополнения — 7 сторон конфликта? Я выбрал Империю ТАУ и прошёл всю игру за них. Собственно, это их колония, которую нужно защитить от всех остальных. С помощью роботов, динозавров и мух... Почему бы и нет? Мы полностью захватываем Кронус.
Но самое интересное — как тут оказались Некроны? Оказывается, здесь их усыпальница, где они спали и никого не трогали, пока не приперлись археологи со своими лопатами... А дальше своей мёртвой поступью они начали кровавое шествие по планете.
Soulstorm
Последний аддон к первому "Рассвету войны" можно озаглавить как "быстрее, выше, сильнее". Нам добавили ещё две расы — Сестёр Битвы и Тёмных Эльдар. Очень странный выбор от Relic. Получается, что за Империю выступают три фракции, которые между собой воюют. Ну да ладно. В механику для новичков добавили ещё один ресурс — Веру и Силу Душ. Игра не продолжает сюжет Тёмного Крестового Похода, поэтому, взяв угрюмых ушастиков, я захватил систему Каурава.
Наши дни
Теперь перенесёмся в день сегодняшний. Устав от Fortnite, Risk of Rain и Minecraft, мы решили, что стоило бы поиграть в стратегии. И вот тут мы вспомнили, что кроме Warcraft/Starcraft и любимой "клюквы" Red Alert 2, есть ещё одна не менее крутая, а в своей корневой механике более прогрессивная игра — Warhammer 40k: Dawn of War. Что же отличало её от большинства RTS того времени? Там нет классического сбора ресурсов, вместо этого — точки влияния трёх типов: обычные, реликтовые и стратегические. Нашей целью является аннигиляция противника. Причём сделать это рекомендуется как можно быстрее. Крайне желательно захватывать как можно больше точек влияния, лишая тем самым нашего визави качественного развития.
Я чуть не забыл — графика. Какая к чёрту графика через 20 лет? Пиксельное месиво? Треугольные сиськи? А вот и нет! Она была весьма достойной тогда и не вызывает отторжения даже сейчас. Покрутите камерой, приблизьте болванчиков, и вы удивитесь качеству исполнения. Также обратите внимание на все анимации — они впечатляющие, других эпитетов они не заслуживают. И ещё одна отсылка к настолке, которую я понял далеко не сразу, — это возможность разукрасить своих бойцов.
Выводы
Игра стала родоначальником успешной франшизы, которую, к моему сожалению, третья часть похоронила, если не навсегда, то на десятилетие точно. Я думаю, что начать с чистого листа мог бы помочь ремейк оригинала с последующим анонсом четвёртой части, геймплейно улучшая первую, а не превращая серию то ли в RPG, то ли в tower defense.
Почему я так думаю? Во-первых, жанр RTS снова на подъёме. Во-вторых, в первую часть до сих пор активно играют. Ни разу не было такого, чтобы мы, садясь играть в четверг или пятницу, не наблюдали с десяток активных комнат. Средний дневной онлайн — около 1000. Друзья, не каждая новая игра класса AAA может похвастаться таким стабильным онлайном. Разве это не знак качества для 20-летней игры?