Железный Паук в комиксах и кино
Заслуженно непопулярный.
Зачем Железный Паук нужен в кино и комиксах, какие события привели к его созданию, на что он способен и почему в обоих случаях многие относятся к броне скептически — все ответы в этой статье.
Перед чтением настоятельно рекомендую ознакомиться с предыдущими статьями о самодельном и классическом костюме (1, 2) КВМ Паука. Это поможет усвоить визуальный язык персонажа не только в рамках Киновселенной Marvel, но и в самых важных медиумах вообще.
Содержание
В комиксах
Железного Паука в 2006 году придумали художник Крис Бачало и бывший главредактор Marvel Comics Джо Кесада.
Внешне костюм очень прост: небольшие акценты разбавляют основной красный цвет на спине, руках, ногах и голове, а также работают как визуальный маркер, благодаря которому читатель легче отслеживает тело супергероя в пространстве.
Жёлтый цвет — самый яркий, поэтому он классически оформлен в наиболее агрессивные формы треугольника. Огромная эмблема привлекает всё внимание и сразу даёт понять, кто находится внутри брони.
В свою очередь, цвета сразу дают понять, кто создал броню.
Функциональность
В комиксах Питер носил не одну, а две версии костюма.
Первая модель оснащена металлическими паутинными крыльями в подмышках, которые позволяют Питеру ненадолго планировать по воздуху; микро-волокна термостойкого кевлара способны выдержать пули мелкого калибра.
В линзы встроено увеличение аудио и видеоизображения, сенсоры инфракрасного и ультрафиолетового излучения; в маске работают углеродные фильтры (для защиты от токсичных газов) и сканеры частот полиции, пожарных и других экстренных служб. GPS короткого диапазона с системой коммуникации, спрятанной в грудном отделе, помогает герою всегда оставаться на связи; в униформе можно дышать под водой.
В броне очень много сюрпризов, но попсовых реактивных ботинок нет: по словам Старка, Питер до них ещё «не дорос».
Не успело костюму исполниться и дня, как Тони создал новый.
Железный Паук 2.0 состоит из жидкого нановолокна, поэтому его удобно носить под одеждой. Броня управляется технопатически: чтобы она исчезла, вернулась обратно или превратилась в другой костюм, хватает всего одной мысли; три паучьи лапы управляются так же. Кроме того, в них встроены камеры, которые передают видеоизображение в линзы. Бонусом Тони добавил в костюм стелс-режим.
Сюжет
На создание Железного Паука повлияла «Гражданская Война», ивент вселенной Marvel, разделивший супергеройское сообщество на два лагеря. Причиной стал Акт о Регистрации Суперлюдей, по которому все американские супергерои должны были раскрыть имена и детали своих суперсил правительству США, чтобы страна могла знать своих героев и контролировать их деятельность на законодательном уровне.
Разумеется, нашлись противники подобного госвмешательства. Капитан Америка возглавил подпольное сопротивление АРС, пока Железный человек однозначно поддержал законопроект и сформировал вокруг себя лагерь супергероев, выступавших за регистрацию. Будучи близким другом Тони, Питер занял его сторону и раскрыл тайну своей личности всему миру, после чего боролся с противниками Акта в новом костюме; красно-синее трико теперь вызывало у него лишь стыд.
Выходит, что броня Железного Паука — это визуальное воплощение солидарности Человека-паука, всемирно известного героя и члена Новых Мстителей, с АРС и лагерем Железного человека? Да.
Но это далеко не вся картина.
Годом ранее апартаменты Питера и дом тёти Мэй разрушил очередной суперзлодей. В то время Паркер за гроши работал учителем, а его супруга, Мэри Джейн — супермоделью, но даже с её зарплатой арендовать новую квартиру, где поместились бы все трое, оказалось нереально.
Паркеры уже готовилась ночевать на улице, как вдруг появился Тони Старк и предложил переехать к нему домой, в Башню Мстителей. Человек-паук с недавних пор стал участником Новых Мстителей, и казалось логичным, что он будет жить рядом с остальными членами команды. Недолго думая, Питер согласился.
У него есть жена и престарелая тётя, а сбережений на аренду квартиры нет, что довольно безответственно для парня 25+ лет. Но добрый гений, миллиардер, плэйбой и филантроп готов без задней мысли предоставить Питеру шестизвёздочный небоскрёб в центре Манхэттена и кормить за свой счёт. Что может пойти не так?
В первые дни всё было действительно неплохо. Мэри Джейн нравилось жить в супергеройском мире Питера, и, по её мнению, это делало их ближе друг к другу. Тётя Мэй и вовсе стала встречаться с дворецким Мстителей, Джарвисом.
Проблемы начались ровно в тот момент, когда СМИ пустили слухи о том, что Мэри Джейн спит с Тони. Инцидент разрешился, но не сразу, поэтому между Мэри, Питером и Старком повисло некоторое напряжение.
Напряжение только усилилось, когда чуть позже Тони без объяснения причин попросил Паркера поклясться ему на крови в своей верности. Откровенно говоря, Питер был обязан Старку всем своим положением: он дал ему дом, защиту, пропитание.
Паркер всегда уважал настолько преданных людей, поэтому заключил клятву. Он согласился прикрывать спину Тони чего бы это ни стоило и работать на него как фулл-тайм протеже. Питер стал его сотрудником, товарищем по команде и другом.
Очень быстро Питер пожалел об этом решении.
Спустя несколько дней Тони сообщил Паркеру о том, что ему необходимо раскрыть тайну своей личности: если Человек-паук не подчинится Акту о Регистрации Суперлюдей, то, во-первых, Старку придётся уволить Питера и выдворить его семью из башни; во-вторых, тётя Мэй и Мэри Джейн будут считаться соучастниками преступления Питера и пойдут под стражу.
После мучительно долгих сомнений и разговора с семьёй, Паркер согласился выступить на конференции Старка и раскрыть свою личность. В конце концов, Тони стал ему как отец.
Теперь весь мир знал, кто такой Человек-паук, и для Питера Паркера это был переломный момент.
Вечером того же дня Старк выступил с новым заявлением: все анти-АРС супергерои будут призваны к ответственности командой Железного человека. Он отметил, что в отряд уже входят Мистер фантастик, Жёлтый жакет и Человек-паук. Новость ошарашила Питера: Старк ничего не говорил ему об этом. Перспектива сражаться с Капитаном Америка, народным героем поколения тёти Мэй и символом всей нации, показалась Паркеру не самой разумной. Но было уже поздно — он дал клятву на крови.
Через пару дней отряд Железного человека сопровождал конвой с супергероями, которые отказались регистрироваться, в заключение. Это была приманка для Капитана Америка и его команды сопротивления.
Большинство супергероев сопровождали конвой спереди, пока Питер находился в центре. Он резонно спросил: почему? Старк ответил: если остальные члены команды могут лишь реагировать на опасность, то Питер может предугадывать её источник. Поэтому Тони держит его рядом.
Всё бы ничего, но есть одна маленькая проблема: Питер не говорил Старку о Паучьем Чутье. Постепенно до героя доходит, что новенькая броня — не то, чем кажется.
На следующий день Питер настаивает на том, чтобы ему показали тюрьму для противников Акта; до этого момента Старк предпочитал не раскрывать её местоположение. И это неудивительно — тюрьма находилась в другом измерении под названием Негативная Зона.
Несмотря на в целом человеческие условия пребывания, заключённых собирались держать в тюрьме до тех пор, пока они не подпишут Акт о Регистрации. Те, кто не хочет подписывать его, останутся в тюрьме навсегда. На возражения Паркера Старк недвусмысленно ответил, что согласен с ним лишь в одном: «Было бы ужасно остаться здесь на всю свою жизнь, не так ли?». После продолжительного молчания Питер согласился.
Вечером того же дня Тони предложил Питеру отправиться в Лос-Анджелес, чтобы поддержать программу регистрации там. Старк заверил, что с ним тётя Мэй и Мэри Джейн будут в безопасности, пока Питер находится в отъезде. Тони сказал, что у него остались неотложные дела, а его люди прямо сейчас готовят самолёт для Паркера, и улетел.
Кристально чисто понимая ошибочность собственного выбора и угрозы в адрес своей семьи, Питер просит Мэй и Мэри бежать из Башни, что они успешно и сделали. Однако сам Питер сбежать не успел — «неотложные дела» Железного человека оказались блефом.
Во время драки Тони активирует аварийное отключение Железного Паука: Старк понимал, что броня слишком опасна и её могут использовать против него, поэтому перестраховался. Но Питер заранее хакнул броню и установил протокол отмены аварийного отключения, использовал его и сбежал.
Тони Старк, на тот момент не только миллиардер, но и директор Щ.И.Т.а, отправил подконтрольных ему суперзлодеев за Питером в погоню. Если бы не Каратель, Человек-паук был бы мёртв или пожизненно арестован.
Когда Паркера подлатали, он выбросил железные тряпки, надел старый костюм и присоединился к сопротивлению под началом Капитана Америка. Круг замкнулся.
Всё это время Питер был всего лишь псом Тони, а Железный Паук — поводком. Броня воплощала финансовую и медийную зависимость Паркеров от Железного человека, «радикализацию» Старка. Красно-жёлтый костюм напоминал Питеру о поспешной клятве и поспешном выборе, из-за которого он и его семья чуть не погибли.
Железный Паук в комиксах — это напоминание о том периоде в истории персонажа, когда он был на дне.
В КВМ
Сюжет
В комиксах Тони сделал новый костюм и просто сказал «Забудь про красно-синее трико, носи вот это», чему Паркер тут же повиновался. У него не возникло серьёзных вопросов, сомнений или претензий к броне, хотя в классическом костюме он летал больше 10 лет и не стал бы менять его так бездумно. Проще говоря, введение Железного Паука в комиксах было явно форсированным.
В «Возвращении домой» броня появилась примерно в тех же комфортных условиях, но здесь у героя действительно был выбор, и он его сделал.
Вместе с Железным Пауком Питер потерял официальное членство в Мстителях, проживание на их базе и всемирное признание.
Когда в «Войне Бесконечности» Человек-паук всё-таки примерил костюм, то это было вызвано острой необходимостью. Сначала Паркер сбежал из школьного автобуса, чтобы разобраться с инопланетным кораблём, потом помог Старку в драке с Чёрным Карликом, а затем оказался в ловушке на высоте стратосферы, пытаясь спасти Доктора Стрэнджа.
Ставки в буквальном смысле взлетели до небес, а жизнь Паркера висела на волоске. Кризис мог разрешить только Железный Паук.
Появление костюма не только спасло Питера, но и показало прогресс его дружбы с Тони: если до этого Старк обращался к нему как «ты», «пацан» и «Мистер Паркер», то здесь он впервые назвал Питера по имени.
Это важно: Тони обращается по имени только к самым близким людям — девушке, лучшим друзьям (Хэппи с Роуди) и Мстителям. Мимолётное «Пит» из уст Старка жирно демонстрирует его привязанность.
Эта привязанность вынудила Старка принудительно отправить Паука домой — негоже школьнику бороться с угрозами космического масштаба. Но если в комиксах Тони встроил в Железного Паука протокол полного отключения, как самый настоящий параноик, то в КВМ единственной подлянкой стал обычный парашют, активированный командой Старка.
Питер стряхнул парашют и попал на корабль вопреки запретам ментора, с чем Тони пришлось смириться — он уже ничего не мог сделать.
И это любопытно, ведь ЖЧ3, М:ЭА и «Возвращение Домой» ясно дали зрителям понять, что Старк может дистанционно управлять чуть ли не всеми моделями брони самостоятельно, голосом или с помощью ИИ.
Даже некоторые функции MK50 активируются голосовыми командами.
Однако в Железном Пауке дистанционного контроля нет. Почему? Потому что Тони доверял Питеру почти на 100% и воспринимал его как равного, что не только «Война Бесконечности», но и «Финал» далее продемонстрируют.
Старк предложил Паркеру придумать план спасения Доктора Стрэнджа, с чем тот по итогу успешно справился.
За спасение Верховного Мага, Камня Времени и постоянный риск собой Железный человек посвятил Питера в Мстители.
Уже на Титане Старк и Паркер вместе стягивали с Таноса Перчатку Бесконечности. Когда Звёздный лорд поставил всю операцию под удар и Тони попытался его вразумить, снятие мощнейшего артефакта во вселенной он доверил лично Питеру.
После того как Танос убил половину вселенной и победил Мстителей, Старк застрял в космосе на 22 дня. От брони остался только шлем, еды не осталось вовсе, а кислород почти закончился. Тони был на физическом и ментальном пределе. Когда Капитан Марвел вернула измождённого Старка на Землю, сойдя с мостика он сказал только две вещи: «Couldn’t stop him» и «I lost the kid». Последний пункт Тони озвучил с явной болью в голосе.
Неудивительно, что спасти вселенную через 5 лет он решился только ради возвращения Питера.
Паркер вернулся, Старк обнял его и спустя несколько минут пожертвовал собой ради всего мира. Прощаясь, Питер в первый и последний раз назвал Тони по имени. Круг снова замкнулся.
Итоги
Костюм появился не ради бездумного фан-сервиса, а для спасения жизни протагониста и высоких ставок; теперь Паркеру нужно драться не с пенсионером в зелёных лохмотьях, а с инопланетным орденом всемогущих психов, во главе которых стоит фиолетовый полубог с мощнейшим оружием во вселенной. Железный Паук подчёркивает уровень угрозы.
В этой броне Питер пережил величайшее приключение как своей жизни, так и Киновселенной Marvel вообще: он встретил волшебника, побывал в космосе, сразился с инопланетянами, посетил другую планету, успел несколько раз ударить Таноса и почти снял с него Перчатку Бесконечности. А потом умер.
В «Финале» Питер очнулся спустя 5 лет после своей смерти для того, чтобы сразу противостоять всему флоту Таноса. Паркер бился плечом плечу с оригинальным составом Мстителей, богами и магами, вакандцами, Стражами, старыми и новыми лицами. Питер спас мир, но потерял наставника и друга.
Для него все эти события случились в один и тот же день.
По итогу броня повесила на Человека-паука ярлык нового Железного Человека и одного из Величайших Героев Земли, с чем он будет разбираться даже спустя 8 месяцев после «Финала».
Дизайн
В палитре оригинального Железного Паука есть всего один паучий цвет, красный, но даже он «стирается» в тандеме с жёлтым цветом и по итогу повторяет гамму Железного человека. Броня из комиксов буквально кричит о том, что Человек-паук — это цепной пёсик Тони.
В КВМ Старк добавил от себя лишь золотистую обводку эмблем, локтей, веб-шутеров и сапог. Все паучьи цвета при этом остались на своём месте, более того, они доминируют над золотыми акцентами.
Если в комиксах Старк лишил паучью броню визитной карточки в виде узора паутины, то в КВМ он оставил её на всех зонах тела.
Тони увеличил и заострил переднюю эмблему, затем с небольшими изменениями продублировал её на спину. Костюм стал заметно серьёзнее.
Каждый элемент выше наглядно демонстрирует, насколько Тони Старк в КВМ доверяет Питеру и относится к нему с уважением в сравнении с комиксами.
Но, к сожалению, этого недостаточно.
Символ
Передняя эмблема очень тяжело считывается: в своём центре все лапки слишком плотно примыкают и наслаиваются как друг на друга, так и на паука; золотая обводка превращает всё это в кашу. Не ощущается целостность передней эмблемы: если у всех лап сверху и внешних лап снизу есть определённое направление, «выход», будь то спина, плечи или пояс, то внутренние нижние лапки просто брошены на полпути.
Символ сзади, напротив, считывается легко: между телом паука и ножками есть свободное пространство, оно «разгружает» элементы символа для глаз аудитории; у всех лап гармоничная толщина и устойчивый, понятный путь.
Подытоживая: лапам передней эмблемы не хватает пространства, а внутренним ножкам снизу — плавного перехода в другие лапы или пояс.
Забавно, что у оригинального Железного Паука проблем с читаемостью нет. Внутренние лапки спереди придерживаются строгой длины и симметрии, никуда не «перетекают».
Веб-шутеры
Их габариты неоправданно вызывающие, что усугубляется рельефом и чистым золотым цветом, или нарушением обычного и «цветового» ритма.
Наплечники задают рукам ритм из затупленных стрелок, близких к выгнутой линии; синие линии на плечах прерываются красными интервалами той же формы, затем идёт большой красный интервал с узором паутины, заканчивающийся синей линией с золотой обводкой, затем снова красный интервал, но теперь он внезапно оканчивается конусообразным, чисто золотым шутером без намёка на синий цвет.
Если отойти от зоны рук и посмотреть на костюм в целом, то окажется, что в нём вообще нет конусообразных форм, из-за чего гаджет смотрится максимально инородно.
Он действительно работает как акцент, но, во-первых, зачем он нужен, если веб-шутер не играет важной роли в «Войне Бесконечности» и, во-вторых, почему именно так?
Кроме того, в паутиномёте есть спиннерет (отверстие для выпуска паутины) на внешней стороне устройства, хотя в фильмах отчётливо показано, как паутина выходит из внутреннего спиннерета.
Конструкция гаджета не подходит костюму и бессмысленна сама по себе.
Акценты
Жёлтый активно используют в транспорте, знаках дорожного движения и маркетинге.
Здесь нет ничего удивительного: жёлтый цвет — самый яркий триггер для нашего глаза, который привлекает максимум внимания. Поэтому с ним нужно работать очень осторожно.
Однако в костюме Железного Паука толщина золотых акцентов слишком непостоянна.
Проблемы начинаются с передней эмблемы. Обводка соединения головогруди с лапами в ~1,5 раза толще, чем обводка самих лап; обводка соединения последних суставов нижних лап толще, чем обводка свободной части внутренней лапы. У нижней стороны пояса золотые линии становятся тоньше всего, однако сверху пояса они толще; видимо, дизайнер не смог придумать иного способа, который позволил бы оставить красный акцент на поясе симметричным.
Настолько сильное разночтение в акцентах перегружает туловище и делает его сложным для восприятия, а наплечники и локти с шутерами только усиливают этот эффект. Чтобы его исправить, нужно зафиксировать два-три типа толщины акцентов — как в обуви — и не более того.
Чем меньше площади занимает золото, тем эффективнее оно будет акцентировать приоритетные зоны.
Фактура и детали
В комиксах Железный Паук 2.0 сделан из жидкого, тканеподобного нановолокна по банальным причинам: облегающий тело костюм больше подходит гибкому и быстрому персонажу, чем какая-нибудь визуально тяжёлая броня с отдельными сегментированными зонами.
Поэтому лёгкость и беззаботная подвижность Железного Паука в КВМ выглядит так неубедительно. Наплечники с визуальной точки зрения слишком большие и толстые, а колени, рёбра и бицепсы очень жёстко сегментированы.
Особо подвижным зонам тела в этом костюме подошла бы более плавная, волнистая сегментация. И она здесь есть, прямо перед грузными наплечниками, которые притупляют волнистые линии.
В идеале нужно переработать весь материал брони, сделать её тоньше и придать впечатление плотной и твёрдой, но эластичной ткани, как позже сделали в игре на PS4.
Очень странно, что Тони до этого не додумался и сделал Железного Паука из материала собственной брони с точно такой же текстурой красного цвета.
Хотя в прошлом костюме Старк учёл фактор подвижности и лёгкости Паука, сделал ткань очень тонкой, встроил функцию «самостяжения» и не забыл про две уникальные текстуры.
Броня Железного Паука на фоне красно-синего трико кажется непоследовательной в плане материала и фактуры. Упомянутое нановолокно смотрелась бы гораздо убедительнее, и все технологии у Тони уже есть.
Судя по некоторым концептам, тканеподобный костюм рассматривался, но от него отказались.
Цвета
Здесь нужно сделать небольшую ремарку: читатель наверняка успел заметить, что в каждом фильме с Железным Пауком броня на самом деле разная.
Костюм конкретно для «Возвращения домой» и «Войны Бесконечности» разработала Framestore (в первом фильме он был скорректирован студией Trixter).
Создатель Железного Паука в «Финале» неизвестен, но следует полагать, что это снова была Framestore.
Для «Вдали от дома» бронёй занималась Industrial Light & Magic.
В «Возвращении домой» костюм затенён и его цвета нельзя оценить в полной мере, но в целом можно сказать, что броня состоит из тёмно-малинового, блекло-золотого и серо-тёмно-синего цвета. Не самая подходящая палитра для персонажа-трюкача и острого на язык гимнаста.
Освещение «Войны Бесконечности» с «Финалом» сделали Железного Паука настолько блёклым, что на него просто неприятно смотреть (выше использовались кадры с подкрученной яркостью и насыщенностью).
Все тёплые цвета брони из «Вдали от дома» в сравнении с предыдущими фильмами блещут жизнью и динамикой, как и подобает персонажу.
То есть цвета Железного Паука лучше всего выглядят там, где у него всего лишь эпизодическое появление, что довольно прискорбно.
А ещё лучше цвета подобраны в статуе Kotobukiya, что только прискорбнее.
Итоги
Железный Паук в КВМ прошёл много фаз своего развития, от чисто комиксной версии и слегка улучшенного костюма «Возвращения домой» до подобия Совершенного Человека-паука.
В итоге первая принятая версия совместила классический костюм с униформой Бена Рейли, когда он занимал должность Питера Паркера. Эта броня засветилась в конце «Возвращения домой», в трейлере и промо-материалах «Войны Бесконечности», а также в мобильной игре Spider-Man: Unlimited.
Любопытно, что здесь проблем с шутерами нет, потому что они другие: плоские, синие с золотой обводкой, образуемые чёткими линиями, а не чистым конусом. Ритм формы и цвета соблюдён лучше.
Неизвестно, зачем костюм изменили, но можно представить, что таким образом режиссёр или продюсер хотел оставить хотя бы один узнаваемый элемент из комиксов.
Это решение «добило» и без того неидеальный дизайн.
Железный Паук в КВМ переусложнён, а его фактура максимально непоследовательна. Освещение почти всех сцен с костюмом делает его слишком тусклым или слишком блёклым. Всё это способствует низкой читаемости и, следовательно, низкой запоминаемости. Световые акценты наплечников, шутеров, рёбер, пояса и обуви помогают, но не сильно.
Функциональность
По функциям броня в КВМ отчасти уступает комиксам: здесь нет паутинных крыльев и возможности планировать по воздуху (хотя в прошлом костюме она была); нет невидимости или «перевоплощения» в другие костюмы; нет паучка-дрона; броня не исчезает полностью, а собирается в компактную форму.
При этом здесь есть почти все функции предыдущего костюма: парашют, режим «Мгновенного убийства», инфракрасное видение и несколько видов паутины; появились самонаводящиеся веб-бомбы.
Из нововведений нельзя не отметить четыре паучьих лапы: в них встроены фонари, звуковые бластеры и эхолокация; они могут собираться в одну суперлапу для улучшения опоры, жонглировать предметами и работать в «мультитаск» режиме, отдельно друг от друга.
Броня позволяет дышать в открытом космосе (и под водой тоже, вероятно), а ещё она пуленепробиваема.
Железный Паук управляется силой мысли и заряжается в специальной станции Stark Industries.
На этом возможности костюма заканчиваются. Если в первоисточнике он очень универсальный, то в кино Старк сделал упор на боевую мощь.
Итоги
Железного Паука в комиксах и КВМ создали для диаметрально противоположных целей.
Броня в комиксах — это форсированно-фальшивый кивок в сторону того, какой Тони Старк вероломный ублюдок, а Питер Паркер — послушный кретин. Дизайн костюма воплощает эти идеи во всей красе, но неплохо выглядит, мгновенно считывается и легко запоминается, за счёт чего костюм до сих пор кто-то вообще любит.
Броня в КВМ настолько явно демонстрирует дружбу и уважение Тони Старка к Питеру Паркеру, что в какой-то момент зубы начинают ныть от сахара. Железный Паук в кино наделён позитивным смыслом с грамотной подачей, но многие её упустили. И это неудивительно — вместо дизайна аудитория увидела кашу из разрозненных элементов, которые вместе выглядят либо плохо целый час, либо хорошо, но только 3 минуты. Смотреть вглубь такого «чуда» хочется далеко не всем, и сложно их в этом винить.
Если вы узнали что-то новое о Человеке-пауке в комиксах или кино, не забудьте поставить плюс и оставить комментарий! Аргументированная критика приветствуется.
Спасибо, что потратили время на статью. До скорых встреч!
Далее.