Что скрывается под юбкой? Анализ NieR: Automata

Что скрывается под юбкой? Анализ NieR: Automata

Фигуристая горничная-андроид 2B, не менее сочные барышни, которые ее косплеят, и ачивка за подглядывание под юбку - вот и все мои знания о серии Nier до запуска игры.

Долгое время Автомата меня не интересовала (как и прочее творчество Йоко Таро). Но мелькала на границах периферийного зрения вспышками обожания фанатов. Интерес разгорался. Не читая обзоров и не строя особых ожиданий, я запустил игру и прошел ее полностью.

Пришло время проверить на прочность культовый статус Автоматы. Хорошая ли это игра, или же 7.5 миллионов проданных копий можно списать на заслуги правила 34? Мне есть, что сказать.

// Обзор написан без спойлеров к сюжету и важным моментам для субъективного опыта от игры, кроме нескольких примеров в качестве затравки.

Оглавление

Конфетно-букетный период

Automata рассказывает историю о разрушенной войной Земле в далеком будущем. Некие инопланетяне отправили на Землю автономные силы солдат-машин, чтобы зачистить планету перед полноценным вторжением. Земля пала, города лежат в руинах, а уцелевшие остатки человечества укрылись в бункере на Луне и уже сотни лет ведут прокси-войну с остатками сил машин. Но не своими руками, а через человекоподобных андроидов 'YoRHa', за которых мы и будем играть.

Пролог игры взял меня тепленьким. Игра начинается с вылета на миссию отряда андроидов в меха-истребителях с последующей смертью всех боевых сестер (жаль, мы были знакомы целых 40 секунд). Этот эпизод хоть и оставил анимешный привкус во рту, но сразу поднял ставки и задал направление истории и мотивацию для ГГ. Да и последнее, что я ожидал от Nier - это shoot ‘em up геймплея.

Бодрая секция с отстрелом и уклонением от десяти тысяч проджектайлов быстро заканчивается, не успев наскучить, и в этот момент под управление игрока переходит она.

Одновременно грациозная и смертоносная, привлекательная и отстраненная. От самого начала игры и до финальных титров от 2B сложно оторвать взгляд. Художники проделали феноменальную работу: мне не нужно рассказывать, что образ героини зажил своей отдельной жизнью и ушел в народ.

Аниматоры постарались еще больше: каждое движение 2B, от бега до любой атаки в мувсете любого из 40 оружий - это завораживающий танец. Выпады, прыжки, движения ног - все элегантно, четко и согласовано. Анимации перетекают одна в другую при сохранении очень резвого и отзывчивого управления персонажем, как и положено хорошему слешеру - ни о какой дерганности или ватности речи не идет.

Первые же бои в очередной раз доказывают, что именно дизайн 2B продал Nier миллионам игроков (включая меня), и что ставка разработчиков сыграла.

Битва с огромным агрессивным экскаватором, встреча мальчика-напарника 9S, который чересчур любопытный и живой для андроида и будет оттенять скупой профессионализм 2B на протяжении всей игры, еще одна эпичная битва с боссом и эмоциональный момент…

Пролог заканчивается на мажорной ноте и игрока забрасывают в открытый мир.

Первый кризис отношений

Но уже в первые полчаса пробежки по опенворлду становится понятно, что он по меньшей мере не впечатляет. А если говорить откровенно - он убогий.

Блеклые и схематичные бетонные коробки, как под копирку разбросанные по всему миру игры. Ни тебе визуально интересных локаций, ни сторителлинга через окружение.

Игра 2017 года графически напоминает проекты времен PS3 с невзрачной угловатой графикой. Ведьмак 3 вышел на 2 года раньше Nier. Asassin’s Creed Unity - на три. Но во время прохождения мне сразу вспомнился Metal Gear Rising 2013-го.

Что скрывается под юбкой? Анализ NieR: Automata

Хотя подождите-ка…

Дело раскрыто
Дело раскрыто

Все это так сильно контрастирует с проработкой героини, что вызывает диссонанс. Весь бюджет (я отдаю отчет, что он был далеко не ААА) и полигоны явно ушли в мягкие ткани 2B.

Что скрывается под юбкой? Анализ NieR: Automata
С визуалом все понятно. Возможно, открытый мир представляет ценность для исследования?

Несколько простеньких биомов с минимально отличающимися врагами и геймплеем - вот и вся карта. Поросший травой город, лес, пустыня и несколько дополнительных сюжетных локаций. Точки интереса отсутствуют как явление, а из активностей игра предлагает:

- лупить скопления врагов

- собирать валяющиеся на земле малополезные ресурсы

- бежать делать квесты, заранее отмеченные маркерами на карте

А еще… вы не забыли удочку? Nier - японская RPG, в которой просто обязана быть бесполезная мини-игра с рыбалкой. Вперед, на поиски окуней в местных радиоактивных лужах!

Если отбросить фарс, то мир Автоматы ощущается просто функцией, грубым холстом, по которому раскидали задания для игрока.

Домашнее насилие над роботами

Выяснив, что в игре из основных занятий есть только сюжетные квесты и избиение консервных банок, давайте остановимся подробнее на боевке.

В арсенале андроидов есть сильная и слабая атака, которые при прокликивании превращаются в серии ударов вида ‘ударил врага впереди точечно - ударил размашисто - запустил меч вперед’. Комбо не требуют от игрока особой когнитивной деятельности. Как и в ‘настоящих’ слешерах, есть возможность немного пожонглировать врагом в воздухе. Но в большинстве случаев это контрэффективно. Поэтому, чтобы истреблять противников было не настолько скучно, разработчики внесли дополнительное измерение в боевую систему - дальние атаки.

Дело в том, что за каждым андроидом закреплен летающий дрон, а по совместительству мобильная турель. Он контролируется как бы параллельно 2B, и пока ты бьешь врагов в одной стороне, можешь двигать камерой и стрелять из дрона в другую. Делать это важно, потому что реальную опасность в бою представляют именно ‘пузыри’ - ренж атаки врагов, которые можно обезвредить на подлете, лопнув попаданием снаряда из дрона.

Видео не до конца репрезентативно, поэтому подключите фантазию 

Оппонируют нам толпы ржавых роботов, в большинстве своем медленные и неказистые. Не представляющие поодиночке никакой опасности, они бездумно прут на 2B, беря числом. Рассчитывая на то, что игрок расслабится и пропустит несколько атак подряд.

В итоге, бой с противниками выглядит обычно так:

• ты встречаешь пачку врагов из 5-15 юнитов. В ней будет рядовое медленное мясо, несколько танковитых быстрых врагов и ренжевики в задних рядах;

• начинаешь наворачивать круги вокруг врагов, стягивая их под размашистые мили атаки;

• параллельно лопаешь пузыри врагов своей дальней атакой дрона, ей же дотягиваешься до задних рядов противника - по кулдауну жмешь абилку дрона (мощная атака в одну цель / АОЕ / контроль поля боя).

Добавьте сюда уклонение на отдельную кнопку и получается полный инструментарий для потенциально комплексной боевки, которая подарит челлендж.

Но в этот момент, ехидно подмигивая, Йоко Таро наклоняется к твоему уху и нашептывает: «Додж…бесконечный»

Да, заряды уклонения бесконечны. Механика работает таким образом, что ты спамишь кнопку уворота и он срабатывает только в момент потенциального получения урона. Если атак было несколько подряд, то будут задоджены все. И (вишенка на торте) нажатие уворота даже не прерывает атаку или передвижение героя.

Это позволяет нивелировать все ошибки игрока и выйти сухим из самого сложного положения, просто спамя одну кнопку.

А ведь по мере прокачки можно поставить себе дополнительно автоматическую активация аптечек при низком здоровье, невосприимчивость к chain урону (= неуязвимость после первой атаки) и реген от урона по врагам.

Уже к концу первой трети игры баланс сложности выходит покурить

Враги перестают представлять хоть какую-то угрозу и боевка превращается в танкование лицом атак и button mashing. За полное прохождение на 40 часов я умирал не больше 6 раз, 2 из которых пришлись на пролог.

Разбавляют боевой геймплей только боссы. Они несложные, но зрелищные и помогают навалить эпика в нужные моменты сюжета.

Бой в темноте

Любителям ролевых игр не посвящается

Если повестись на тег RPG в стиме и смотреть на Автомату как на ролевую игру, то ловить в ней особо нечего. Сюжет линейный как шпала, варианты ответа в диалогах для отыгрыша тоже отсутствуют.

Возможно, в RPG вы приходите не столько за сюжетом, сколько за прокачкой и билдостроением?

Номинально они есть, работают так:

• внутри ГГ есть условный жесткий диск на 128 гигабайт, на который можно загружать программы-апгрейды;

• каждая программа-чип выполняет узкую функцию или дает прибавку к статам. Вроде скорости бега или игнорирования стаггера;

• у каждой программы есть вес, условно от 5 до 21 гигов. Их можно и нужно прокачивать, сплавливая два чипа в один большего уровня. Но тогда вырастает и вес программы и появляется стратегический элемент - поставить несколько прокаченных дорогих программ или много средних, но дешевых?

• чипы выдаются за квесты и покупаются у торговцев, но основной их источник - случайный дроп с врагов.

Совет: чипы на автоподбор лута и срабатывание аптечек - мастхев

Хоть мини-игра с менеджментом жесткого диска сама по себе необычная и даже интересная (если хватит желания разобраться и преодолеть первичную фрустрацию), но по факту вы сможете лишь упростить игру сильными пассивками или перебалансировать ближний-дальний бой.

Нового геймплея от прокачки не ждите. Как и от разнообразного оружия. Кулаки, мечи и алебарды хоть и имеют разные мувсеты, но без гринда ресурсов вы вкачаете 2-3 пушки из 40 за всю игру. И различия между ними будут больше эстетические, чем геймплейные.

NieR: Automata - визуально устаревшая и слабая геймплейно игра категории B-

К такому выводу я пришел и дропнул прохождение, не планируя тратить на игру больше ни минуты времени. Шли недели, и по какой-то причине мои мысли начали возвращаться к Nier.

Отдельные эпизоды зацепились за мозг крючками и, несмотря на всю кривизну игры, начали складываться в новое осмысленное полотно. На мысли «Кажется, этот сукин сын Йоко Таро знает, что делает», я запустил Автомату снова.

Мы были бедными, но у нас был стиль

NieR: Automata проще всего сравнить с женщиной, которая своим поведением и манерами тебя сильно раздражает, но послать ее почему-то не получается из-за странной и притягательной харизмы.

Взять ту же душноватую прокачку, в которой нашлось место оригинальному и сюжетно обоснованному элементу. 2B - это андроид, и на ее жесткий диск кроме ваших апгрейдов установлена операционная система, которая тоже занимает место. Не хватает памяти под новый скилл? Вытаскивайте чип OS, отвечающий за миникарту или отображение HP врагов. Только случайно не заденьте корневую папку, иначе произойдет Alt + F4 и вы получите одну из 26 концовок.

Игра регулярно умудряется удивлять тебя нетипичным для жанра геймплеем. За час вы можете полупить роботов в hack & slash боевке, пройти shoot ‘em up секцию с миллионом снарядов во время битвы с боссом, закрыть платформинг секцию, затем наткнуться на секретный бойцовский клуб роботов и взять под контроль одного из своих врагов. А закончится все на простеньком паззле и текстовой адвенчуре, раскрывающей новый слой лора этого мира.

Получается такой тикток эффект, когда ты не успеваешь заскучать несмотря на простоту каждого отдельного элемента. Они грамотно скомбинированы, и общее произведение становится чем-то большим, чем просто суммой отдельных слагаемых.

Стиля игре добавляет и визуал. Однообразные пейзажи вымершего человечества производят слабое первое впечатление, но двигаясь по сюжету (обсуждение которого я оставил на десерт), понимаешь, что уровни хорошо работают на меланхоличную атмосферу игры. А в катсценах и босcфайтах цвета в кадре приглушаются еще больше, до почти черно-белой картинки, чтобы сфокусироваться на эмоциях героев.

Операторская работа также на высоте, частая смена ракурсов в линейных сегментах ощущается просто обалденно и свежо. Вид сбоку, сверху, крупные планы - подавайте все, да побольше!

Проживая три жизни

Вы дочитали досюда, поэтому поздравляю - мы переходим к самой мякотке, обсуждению сюжета игры.

Первый же квест в открытом мире 2B и 9S получают от торговца припасами в лагере сопротивления. Если герои игры - это такие модные спецназовцы из бункера на Луне, то сопротивление - рядовые андроиды, которые изо дня в день тянут лямку на поверхности планеты.

Так вот, торговец просит принести ему детали для создания чипа, так как у самого повреждена нога. На справедливый вопрос 9S: «Дядь, у тебя склад запчастей, а ногу сам себе починить не смог?», торговец отвечает, что все идет на нужды войны.

Когда детали ему приносят со словами: «Тут с избытком, теперь ты можешь и ногу починить!», он отмалчивается. А затем признается, что за сотни лет починок, испорченная нога - это единственная оригинальная часть тела, которая у него осталась. И после ее замены, останется ли он вообще собой?

Когда игра начинается с парадокса Тесея, ты начинаешь что-то подозревать. Или как насчет случайно обнаруженных на поверхности планеты ‘дезертиров’? Такие же андроиды, как 9S или 2B. В чем они провинились? Доступ к информации ограничен ради безопасности базы данных YoRHa. Или, переводя с командирского: «Ты - штык, твое дело - колоть. А не задавать вопросы».

Вместе с прогрессом сюжета эволюционирует и отношение игрока к окружающему миру.

Роботы уже не кажутся просто бездумной грудой железа, которую весело лупить. Уж очень сильно они стараются подражать человекам, нелепо маршируя с воздушными шарами в парке развлечений.

И в один момент приходит осознание…

Йоко Таро всех обманул. NieR: Automata - это не игра про горячую горничную - андроида
Что скрывается под юбкой? Анализ NieR: Automata

Но это и не очередная история о том, как роботы обретают душу и учатся быть людьми. Не классика научной фантастики, которая задается вопросом, может ли что-то нечеловеческое когда-нибудь по-настоящему стать человеком. "Nier: Automata" исследует куда более тонкую материю: сможешь ли ты, игрок, продемонстрировать те самые человеческие качества к единицам и нолям по ту сторону экрана?

Основная история длинная, взрослая, местами жестокая. Как капуста, она раскрывается слой за слоем. И раз за разом, когда игрок думает «ну вот теперь я понял», игра дает мягкую пощечину и обманывает твои ожидания сменой тона, новой перспективой на старые события.

Что составляет основу личности?

За какие идеалы стоит умереть?

Может ли страх стать залогом безопасности?

Как оправдать геноцид?

Можно ли стать богом?

И, наконец… что будет, если поддержать *кхм* «парад мира» ?

Автомата поднимает эти и другие вопросы, деконструируя таких мастодонтов мысли как Гегель, Сартр, Ницше…

Ушел трогать траву

Но сюжет при этом ни разу не душный! Никакой претенциозности, диалоги настолько органичные и дышащие, что ты в них просто веришь, cопереживая персонажам. Испытывая то странное щемление в груди, то непонимание или злость. А получится ли найти подтекст и смыслы третьего порядка - зависит только от вашей эрудиции и желания вникать.

Что скрывается под юбкой? Анализ NieR: Automata

Все побочки хочется выполнять даже несмотря на их игромеханическую бедность (принеси-подай-послушай диалог). Требуется великое мастерство, чтобы десять строк текста, один предмет в инвентаре и задник локации заставили тебя хорошенько задуматься.

Это лучшая написанная и рассказанная история среди всех проектов, в которые я играл.

Но даже учитывая всю глубину поднимаемых тем, игра не относится к себе слишком серьезно. Тут и там проскакивает юмор: иногда вычурный и абсурдистский, а иногда едва уловимый. Но никогда - кринжовый.

Ромео и Джульетта, интерпретация машин

Звучит Nier тоже первоклассно: оркестр, хор, мощные марши и трогательные композиции - и пусть никто не уйдет без трека в плейлисте.

А еще Автомата не стесняется ломать четвертую стену вместе с полом и потолком. Когда при диагностике 2B вы не слышите голоса напарника до тех пор, пока не выкрутите звук в настройках игры. Потому что настройки игры - это настройки самой героини. И это только верхушка айсберга, который я не хочу спойлерить.

Послесловие - 2B or not 2B?

Игра могла получить от меня крепкую семерку по совокупности элементов. Но знаете, местные разумные железяки научили меня другому. Перестать думать числами, а начать чувствами.

Главное достижение NierR: Automata - это не продукт, а авторское произведение. Пусть местами странное и раздражающее, но любят ведь за неидеальность: за нелепый смех, за упрямость, за шрам над коленке. Игра хорошо умеет только одну вещь - рассказывать историю. Но делает это настолько мастерски, используя все инструменты игрового медиума, что подобный опыт не сможет повторить ни книга, ни кино.

Концовка E - финальный штрих игры - может легко стать самым ярким вашим игровым переживанием за всю жизнь. И нет, дело там не в персонажах и даже не в драме истории. Я настоятельно не рекомендую ее гуглить (и попрошу не спойлерить в комментариях). Потому что понять фишку вы сможете, но без того багажа переживаний, который должен сформироваться за полное 40-часовое прохождение, она просто не сработает и на пятую долю от задуманного авторами.

Подводя итог, лично у меня с Автоматой любви не получилось. Скоре курортный роман, начавшийся и закончившийся на яркой вспышке. В середине же было раздражение от звука того, как она дышит. Тем не менее, это был уникальный опыт. И я буду очень внимательно смотреть в сторону следующих проектов Йоко Таро.

Что скрывается под юбкой? Анализ NieR: Automata

А что NieR: Automata значит для вас? Приглашаю к обсуждению в комментариях.

9292
133 комментария

А2 > 2B

25
Ответить

Stellar blade > nier

6
Ответить

Если мы рассмариваем игру как арт-манифест, то Таро не обманул: истовые отаку и не до конца оформившиеся личности найдут тут плеяду поверхностных рассуждений на тему красоты, свободы воли, смерти и семьи, поданных..не самым прямым, но для них очень витиеватым способом. Всё происходящее вообще сильно заходит на территорию аудио-визуальных новелл, где геймплей отдали на аутсорс (и не абы кому - но и те особо не справились) - а вместо мяса обильно залили тарелку фансервисом и натянутым на глобус лор-ом.

Если же попыпаться очертить это в границах некоей проходной АА - это беспримесный провал, где ни графон ни дизайн ни история не способны втянуть наученного игрока на сколько-нибудь долго (мировая статистика достижений говорит за себя - 60-70% не продвинулись дальше середины ветки А). И нет, "авторская" метода смены ракурсов или настопиздевшие, zero-brain этапы с Галагой (что гений возвеличивает в культ спустя 10 часов) не помогают, а только тянут отложить геймпад в сторону.

Как эксперимент, который интересно пересматривать на Ютубе, с разложением по полочкам - вполне; но даже по меркам застывшего в янтаре японского геймдева и стагнирующей западной индустрии, это всё не работает почти никак.
И это пиздец.

22
Ответить

То, что не работает лично для тебя - вовсе не означает, что в принципе не работает)

15
Ответить

мировая статистика достижений говорит за себя - 60-70% не продвинулись дальше середины ветки АКак мы красиво статистикой манипулируем, ничего что по ней же почти 20% всю игру прошло что больше чем у многих ААА?

12
Ответить

Звучит как стандартное откровение не такого как все мамкиного нонкорфиста, пытающегося добавить себе элитарности. Тут тебе и разговор что "только отаку и не оформившиеся личности" и апелляция к неким "это пиздец потому что пиздец, а если не понял то смотри пункт первый". Ну вот пришёл взрослый человек в моём лице знакомый с темами с которыми играется Таро и с тем как они представлены в мировой культуре. Потрудись рассказать чем конкретно плоха игромеханическая и повествовательнпя часть игры. Ну или и правда будешь записан в мамкины циники.

9
Ответить

истовые отаку и не до конца оформившиеся личности найдут тут плеяду поверхностных рассуждений на тему красоты, свободы воли, смерти и семьи, поданных..не самым прямым, но для них очень витиеватым способом

справедливости ради, по меркам видео игр, рассуждения далеко не поверхностные.

это все же развлекательный продукт, он не должен переосмыслять Хайдеггера

есть люди, которые реально впервые столкнулись с новыми концепциями играя в Нир и это реально здорово

4
Ответить