Fallout 4 – мысли об игре, сравнение со Starfield и как я просрал 140 часов своей жизни
Жизнь-то большая. Можно потратить её и и на подсолнух в шикарной игре от Тодда Говарда... Так ведь?
Не первый раз уже это делаю. Всё-таки Starfield был зачищен на 100%, от меня не смогла укрыться ни одна планета. Боже, вряд ли в своей жизни я занимался чем-то более бесцельным.
Итак, сперва пара слов о моих отношениях с франшизой Fallout и условиях прохождения, которые я для себя выставил.
Отношение к Fallout
По современным меркам я пердун-олдфаг, поэтому моё мнение можно сразу послать куда подальше. А ещё единственная игра Беседки, которую я постоянно перепрохожу, – это Morrowind.
Где-то лет 5 назад я впервые проходил NV – дропнул спустя часов 100, ибо после прохождения 2,5 DLC внезапно упёрся в кап лвла. Для меня это, как ни странно, оказалось весьма серьёзным поводом для дропа – видимо, соответствующий мод поставить мне тогда религия не позволяла.
Пару лет назад я прошёл первые два Фоллыча с соответствующими модами, восстанавливающими вырезанный контент. Затем я жёстко навернул Nevada, Sonora и Olympus 2207 – крупнейшие моды на Fallout 2 с огромным количеством контента. Это было весьма кайфово.
Больше я к серии не прикасался до апреля 2024 года. На самом деле поводом пройти игру был даже не сериал. Он мне, конечно, зашёл, но особо сильное впечатление не произвёл: мне плевать на лор – там сюжет странный, а события происходят так, будто герои бегают туда-сюда по квадрату площадью в два километра и поэтому постоянно встречаются друг с другом.
Мне банально было не во что играть. А когда я спросил друганов в дискорде «Во что мне поиграть? Я игровой импотент!», один из них, очевидно, по рофлу сказал мне:
«Fallout 4 на выживании».
Не знаю, почему он меня так ненавидит и что я ему сделал, но это было очень жестоко с его стороны.
Условия прохождения
Для меня это стало своеобразным экспериментом, в ходе которого я сравнивал игру со Starfield. Поэтому я ограничил себя в плане модов: единственный мод, который я поставил, – это фикс загрузок, привязанных к фэпэсам, ибо спустя пару часов меня как-то смутило, что загрузки длились дольше, чем в представителе великого НАСА-панка 2023-го года.
Что Starfield, что игры серии Fallout (да и некоторые другие подобные игры, тот же Underrail) в первый раз я прохожу весьма странным образом: использую ближний бой и максимум гранаты. Связано это с моим давним страхом, связанным с нехваткой боеприпасов + мне всегда интересно проверить, насколько успешно разрабы могут в подобный баланс (спойлер: билд с ближним боем очень хорош).
Да, я идиот, который сознательно лишил себя одного из реальных плюсов Fallout 4 – неплохой стрельбы.
И, разумеется, выживание. Выживание в 4 – это максимально тупой и уродский режим, который я теперь презираю всей душой. Он имеет два основных ограничения, на фоне которых всё остальное кажется мелочью:
1) Запрет типичного фаст-трэвела;
2) Сейвы только на местах для сна.
Проблема этих ограничений в том, что они в конечном итоге не усложняют игру, а удлиняют её в несколько раз. Именно поэтому я провёл в игре не 50 часов, а 150.
Ситуация: квестодатель в Фар-Харборе даёт квест на цель, которая находится в 100 километрах от города. Игрок бежит без остановки 15 минут, убивает цель, на обратном пути встречает бандита с «Толстяком» и, получая снаряд в лицо, теряет 30 минут своей жизни, потому что ему было лень искать кровать в ходе путешествия.
В совокупности эти два ограничения не раз выводили меня из себя. Спустя 30 часов всякая сложность от этих фич всё равно испаряется: новых локаций по пути больше не остаётся, а врагов на дороге почему-то уже не так много...
Игра превращается в симулятор ходьбы/вызова винтокрыла. Возможно, Беседка решила, что игроки остались от этого режима в восторге, поэтому превратила в симулятор ходьбы и свою следующую игру. По сути винтокрыл для меня стал заменой космического корабля...
В конце концов спустя 100 часов мне пришлось вырубить Выживание, чтобы сделать сейвы для проверки концовок и получения в дальнейшем подсолнуха.
Раз уж мы перешли к сравнению двух игр, то остановлюсь на этом чуть подробнее.
Сравнение Fallout 4 и Starfield
Это прозвучит немного резко, но думаю, после зачистки обеих игр чуть ли не на 100% я могу себе такое позволить:
Ванильные версии обеих игр – это полное говно, НО по разным причинам.
Fallout 4 – это кал, потому что он изначально тупо недоделан даже в своих кор-механиках и требует модов для того, чтобы раскрыться.
Starfield – это кал, потому что его кор-механики (несмотря на свою полноценность) в своей базе настолько ущербны, что большинству игроков они просто не зайдут. ИМХО, либо моды вообще не могут помочь игре, либо они должны полностью всё перелопатить. Мне кажется, Беседка в принципе хотела, чтобы Starfield был нормальной целостной игрой, а не площадкой для творчества мододелов, но их видение фан-базе просто-напросто не сильно зашло.
При этом, на мой взгляд, у Старфилда несомненно есть несколько плюсов по сравнению с Fallout 4:
1) Графоний/визуал. Иногда виды в Звёздном Поле и правда неплохие;
2) Фракции. Все 4 фракции в Fallout 4 – это максимально тупорылое монструозное нечто с унылейшим контентом, с идиотскими сюжетками и с нулевым потенциалом.
Данс делает игрока послушником БС после одного квеста, затем отправляет его на дирижабль, где его тут же посвящают в рыцари, – это всё, что нужно знать о карьерном продвижении в Fallout 4. Кто-то очень постарался, чтобы сделать фракции максимально ущербными.
3) Количество багов. Можно сколько угодно троллить Беседку, но Starfield на релизе имеет меньше багов, чем Fallout 4 спустя почти 10 лет после релиза. Разрабы тупо забили на фиксы.
На этом плюсы Старфилда заканчиваются. Больше назвать ничего не смогу: во всём остальном ванильный Fallout 4 либо лучше, либо находится примерно на том же уровне. Очевидно, что вручную созданные локации в любом случае будут лучше данжей Старфилда, даже если в них присутствует определённая доля копипаста.
Чуть больше про Fallout 4
Я часто сталкиваюсь с людьми (даже на DTF), которые терпеть не могут моды. Они всегда готовы заклеймить любую модификацию ВАСЯНСТВОМ, а играть в игру они хотят «так, как это задумывали разработчики».
Я скажу таким людям: «А разработчики не могли задумать всё так, чтобы игра была площадкой для модов?»
Неужели это так сложно осознать?
Лично я вижу, что в игре контента буквально на 30 часов (которые я искусственно растянул), очевидные баги до сих пор не исправлены, и даже основная фича игры, а именно строительство поселений является самоцелью, причём сделано оно весьма неудобно и ограниченно. Все эти проблемы исправляются популярными фанатскими модификациями.
Ладно, допустим, я вот такой альтернативно одарённый. Мне строительство не заходит, и я не хочу заниматься этим ради красивого скриншота в стиме.
Пойду поделаю квесты! В игре же очень хорошие квесты, да?
И тут я первый раз в жизни сталкиваюсь с немыслимой для себя проблемой: я не могу отличить radiant квесты от обычных, ибо качество последних не сильно лучше. В ванильной игре банально минимум интересных уникальных заданий (мне не запомнится ничего, кроме Кэбботов или реплик Либерти Прайма).
Но ведь в DLC же ситуация получше? У Беседки же всегда DLC круче основной игры, да?
Да, Far Harbor действительно в этом плане гораздо лучше основной игры. Вот только... при выполнении квестов в этом DLC я словил лютые флэшбеки с 2007 года, когда я выполнял квесты в ванильном WoW. Far Harbor – это буквально какая-нибудь Тернистая долина (самая южная лока Восточного континента ванильной вовки) с кучей простейших квестов в духе «убей/подай/принеси».
И спасает это DLC только один неоднозначный перс, заставивший меня единственный раз за всю игру хоть немного подумать над принятием решений.
Есть у нас ещё одно крупное DLC – Ядер-Мир. Казалось бы, интересная задумка: поместить игрока во враждебную среду и сделать его бандитским атаманом...
КАК МОЖНО БЫЛО НАСТОЛЬКО БЕЗДАРНО ОБОСРАТЬСЯ ДАЖЕ ЗДЕСЬ? Забыть о годном сюжете, зато навалить очередную кучу бесконечных квестов. Все же очень любят radiant квесты, да? Круто же, когда разрабы держат игрока за придурка, который будет как последний хомячок бегать и 100 раз выполнять один и тот же квест, тем самым задерживаясь в игре?
В 2006 году Беседка создала Облу, которая снискала у нас большую любовь и популярность. Именно там разрабы решили исправить очевиднейший минус своей прошлой игры – отсутствие контента у фракций после завершения их сюжетки. Они добавили несколько бесконечных заданий. В обожаемом всеми DLC, Shivering Isles, тоже решили немного навалить...
Видимо, им показалось, что игрокам такой подход пришёлся по вкусу, потому что в Скайриме количество radiant квестов многократно возросло.
НО ЭТО ВСЁ НИЧТО ПО СРАВНЕНИЮ С FALLOUT 4. Игра буквально с нулевой срёт этим говном. И если в случае с Престоном Гарви и поселениями это хоть как-то оправдано, то контент БС и Подземки – это максимальная халтура. Попытка замаскировать главный минус игры:
«Игра – пустышка с минимумом уникального контента». Причём эта система бесконечных квестов даже и не тестировалась толком – фермеры могут послать игрока побить супермутантов, которые грабят их с другого конца карты. Гениально?
Radiant квесты – это худшая фича беседки, которой я даже оправдание искать не хочу. Ни в одном нормальном синглаче их вообще быть не должно.
Вот добавили разрабы новым патчем несколько квестов, где игрок может в очередной раз опустить бедный Анклав. Отличный повод для введения в игру ещё нескольких силовых бронек. Ведь в Fallout нет ничего круче силовой брони! Мы даже в первый час игры даём вам такую!
Но, раз уж вы ломаете большинство модов, мб, тогда фиксы выкатите на всем известные баги, оставшиеся с релиза? Про прерываемые атаки в V.A.T.S я уже говорить даже не буду, ибо по видосам выше и так понятно.
Я ПОДНОСЫ ИЗ АЛЮМИНИЯ СОБИРАЮ, ЧТОБЫ МОИ РЕСУРСЫ ИЗ-ЗА БАГОВ ИСПАРЯЛИСЬ?
Броня, багованный V.A.T.S, невозможность пользоваться оружием после выхода из воды (для фикса нужно переключиться на вид от 3-го лица), незакрываемые квесты (один радиант вообще забыл мне заспавнить нужного моба и цели у квеста тупо нет) и самое страшное – это вылеты.
Без каких-либо ошибок игра вылетала. Было где-то 5 ситуаций за 100 часов, где игра тупо крашилась как по скрипту, – враг что-то делал и игра вылетала (нет, это не осколки от выстрелов). Мне приходилось отворачиваться от таких, чтобы избегать крашей.
Ну, вот представьте, как я зачищаю данж минут 15 на выживании, а в конце чуть ли не на ласт мобе игра просто крашится по такой вот причине. И мне приходится экспериментировать и тратить время, чтобы избежать этого.
У меня Старфилд стабильнее работает, чем Fallout 4.
Ладно, стрельба лучше, чем в Нью-Вегасе. Ближний бой также работает на удивление хорошо. Он, возможно, даже более эффективен, чем огнестрел: где-то на 20 уровне под баффами я ваншотнул матку болотников в Замке.
Силовую броню улучшать изначально было тоже прикольно.
Но на каждый плюс будет и минус. Награды за квесты в большинстве своём – дерьмо, лут в сундуках – полное дерьмо (засуньте в них хоть крышек побольше, что ли!).
Журналы и пупсы – это лучший стимул исследовать локи, но игрок (я) превращается в параноика, который в каждом данже будет высматривать запрятанный журнальчик, ковыряясь в мусоре.
Но чем больше играл, тем меньше игра мне нравилась. К тому же выживание, максимальный вес и принцип «лутай всё говно и тащи себе домой» не очень хорошо сочетаются друг с другом и приводят к массовой потере времени. В конечном итоге я почти полностью перестал лутаться и просто чистил локации в поисках журналов, алюминия и пупсов.
Абсолютно нулевая реализация супермутантов, огромный дисбаланс в плане местоположения локаций, душная экономика, тупейшие диалоги... Вишенка на торте – это сам Даймонд-Сити, в котором не только контента нет, но ещё и квест с мэром по-идиотски реализовали в эндгейме.
Хоть прокачка в игре присутствует. Такая система, конечно, убивает остатки отыгрыша, но прикольных уникальных навыков там хватает. Не докатились ещё до фигни в духе «пёрни 15 раз», чтобы прокачать навык управления кораблём (как в Starfield).
Некоторые, исключительно некоторые локации очень хороши и атмосферны. В DLCишках так вообще разошлись!
Но я терпеть не могу подход беседки с записками/терминалами. В огромном количестве локаций будет «лорная» информация о событиях перед ядерными ударами. Если первые несколько раз это может быть интересно, то спустя десятки подобных локаций начинаешь задаваться вопросом:
«Так ли мне интересно читать, что коллеги насрали 210 лет назад бедняге в шкафчик, и он теперь не понимает, откуда воняет?»
Эмиль Пальяруло, уважаемый друг наш, понимаешь ли ты, что с тех событий прошла пара сотен лет? Неужели ты думаешь, что всем будет интересно читать про жизнь людей до катастрофы, если мы на такую хрень можем и в ситкомах посмотреть?
Я не буду говорить про сюжет ванильной игры (это просто один большой мем) или про концовки. Зачем вообще спорить о том, какая концовка каноничная, а какая нет? Да самой беседке насрать! Всё сделано максимально халтурно. У них заключительный ролик один и тот же на 3 концовки из 4! Я могу взять свои слова обратно по поводу БГ 3, ибо по сравнению с Fallout 4 концовки в нынешнем виде там ИДЕАЛЬНЫ.
Плевать на «Придвен» в сериале, плевать на НКР из Нью-Вегаса и старых частей, плевать на Братство Стали, ставшее церковниками, или на внезапно появившуюся сыворотку для гулей.
Беседка одним только Fallout 4 и обновлениями к нему показывает, что ей плевать на всё: на игру, на сюжет, на квесты, на лор, на игроков, на логику.
«Наслаждайтесь геймплеем, если можете!»
Зачем сраться из-за канона, если Беседка чисто по приколу всё делает? Ну, чтобы покруче было и посмешнее (на их взгляд)! Принимать это или нет – дело лично каждого.
Пара слов в заключение
Короче, вчера читал про судебные разбирательства (2009-2011) между Interplay и Беседкой по поводу прав первой на разработку онлайн-игры по Fallout. Конечно, Беседка выиграла и забрала себя остатки прав (с аргументом в духе «У вас было право только на название Fallout, но не на его атрибутику. Никаких знаковых фракций, существ и т.п.! Это всё наше!»), но мне просто показался забавным один факт:
Interplay в 2010-м году в качестве доказательства факта разработки игры выкатила 37-секундный тизер, хотя по факту никакой игры, скорее всего, не было. Примерно так же спустя 8 лет Беседка анонсирует свою TES 6 36-секундным тизером.
Что ж, чему-то Беседка всё-таки учится у других разрабов.
А я, после прохождения ванильной 4 части, буду почаще заходить на nexus.mods и пореже слушать людей, которые советуют первое прохождение делать без модов. Да, буду 10 часов ставить моды, зайду в игру на полчаса, полюбуюсь видами и дропну. Иногда у меня появляется ощущение, что сейчас большинство людей только так в игры беседки и играет.
P.S. Со времён своего последнего лонга я полностью прошёл FF 7 Rebirth, Underrail, Geneforge 2 Infestation и корейскую гачу Limbus Company. В каждой из этих игр я кайфанул в разы больше, чем в Fallout 4, но наверняка нормальный человек посмотрит скрины в гугле и после таких слов назовёт меня аметистом. Его право. А я лучше пойду перепройду Geneforge 5 для душевного успокоения.
Опрос
Всего-то 115.
Комментарий недоступен
И в чем он не прав? Прошел за 120 часов, подписываюсь под каждым словом тса
Прошёл. Кайфанул.И как эт овлияет на его мнение?
Пока не прошел и кое-как на инерции дошел до добрососедства и прохожу квест с ограблением
Пока подписываюсь под каждым словом в посте.
Очень душная игра, очень нудная и скучная
Дисбалансная экономика экономика, отсутствие крышек в луте, при нереальной стоимости ресурсов в магазине
Вес оружия и одежды не дают вообще собирать хлам и ты играешь в инвентарь, а не в игру.
Невероятно скучные диалоги, которые хочется скипать
Вечное отсутствии патронов и постоянно выбираешь, купить патроны или сраный алюминий с болтами, чтобы поставить прицел… но зачем прицел если стрелять, сука, нечем
Дошел до 20 уровня и пока мне хватает сил чисто на часик зайти после работы и дропнуть до следующего дня
Я до этого не играл в фоллыч и вообще являюсь фанатом фэнтези беседки, но играл в старфилд и честно говоря после своего опыта в фоллыче я вообще не понимаю хейта в сторону старфилда, ибо это литерали идентичные игры с теми же самыми проблемами и с тем же уровнем скуки
да старфилд, на самом деле, тоже отличная игра.
А я прочитал полностью, интересно ознакомиться с чужим мнением. В остальном с вами со всем согласен. Сам два раза прошёл игру и очень понравилось. Третий вот недавно начал и пока что со скрипом идёт, возможно позже пройду.
Ещё на момент выхода я так и не понял, что так на нее все ополчились. Отличается она от третьей и Нью Вегас, да, но сама по себе игра норм и не похерен. Оно и ньювегас, хоть и говорят, что Фаллаут 3,5, но от третье тоже атмосферой немного отличается