Как Оксимирон (не) перевернул игру

В прошлый раз я спрашивал, помните ли вы русский рэп начала десятых. Сейчас поговорим о более близкой дате. Помните ли вы русский рэп середины десятых?

Есть мнение, что в 2015 году произошел "Переворот рэп-игры". Трактуется это по-разному, но большинство сходится во мнении, что "Горгород", "Марабу" и "Дом с Нормальными Явлениями" изменили русский рэп. И как раз чтобы понять, как его изменили, нужно вспомнить, чем он был и чем стал.

Как Оксимирон (не) перевернул игру

Чтож, вынесем эту чудесную троицу за скобки и посмотрим, что происходило с жанром в середине прошлого десятилетия. Например, к тому моменту уже пару лет набирал популярность ЛСП. Тогда уже вышел "Magic City". За год до этого синглом вышел "Мне скучно жить", а два альбома подарили такие треки, как "Сучка", "Вверх-вниз", "Коктейль", "Больше денег" и "Канат". ЛСП уже меняли жанр, создавая песни с новым звучанием и на актуальные по сей день темы. Фараон тоже начинал заполнять плейлисты, а подростки начинали слушать про мертвые найки. Яникc уже приносил новый слэнг и новое звучание в Россию. А "OTRICALA" уже успел выйти, продолжая формировать стиль Депо. Здесь уже можно задаться вопросом "А что Горгород, Марабу и Дом перевернули то?". Ведь те, кто через пару лет будет звучать на каждой вписке, и кого в первую очередь будут вспоминать при упоминании 2017-2018 годов, уже были в 2015 году, и уже сформировали свой стиль. Так ли много сделали ATL, Мирон и Скрип, чтобы считаться людьми, перевернувшими игру? Давайте пока разберемся с Оксимироном.

Как Оксимирон (не) перевернул игру

Какие роли общественность определила в перевороте для этих троих? ATL ввел мифологию в русский рэп, Скриптонит показал, что русский рэп может звучать как угодно, а Оксимирон показал, что русский рэп может быть умным. Но что-то с этим высказыванием не так. Например то, что русский рэп не был жанром от тупых для тупых. Да, подобные мнения встречаются до сих пор, но, как правило, это люди, не знакомые с жанром, и не желающие ознакомиться. Даже на тот момент в жанре уже были HORUS/Луперкаль, Noize MC, Брутто, Кровосток и многие другие исполнители, отлично владевшие языком и пишущие на небанальные темы. Вышеуказанные исполнители были на сцене не первый год, а кто-то и не первое десятилетие, и на большой сцене появилось много других талантливых текстовиков, вроде Пирокинезиса, Славы КПСС или Хаски. Однако в целом сейчас куда популярнее те, кто упор на текст не делает. Кизару вы в чарте встретите с большим шансом, чем Нойза, Макан вероятнее окажется в плейлисте слчайного человека, чем Пирокинезис, а тикток под Бушидо Жо соберет больше просмотров, чем под Хоруса. Неужели это значит, что рэп - жанр для тупых. Нет.

Дело в другом. Большинству людей не особо-то важно, про что текст в песне. Более того, многим даже не важно, кто вообще ее исполняет. Об этом много лет назад говорил Скриптонит, и это всё еще актуально. В большинстве случаев людям важны эмоции и атмосфера. И часто это можно увидеть на примерах треков, где исполнители манерой исполнения или интонацией делают так, что текст в принципе проблематично разобрать. Так делает тот же Скриптонит, Салуки или Локимин. Периодчески разобрать текст вообще невозможно, но треки от этого не становятся хуже. Помимо прочего, текстом сложнее передать эмоции и атмосферу, чем звучанием. Текст нужно осознавать, в то время как само звучание вокруг слушателя остается всегда. Как человек, живущий в наушниках, я далеко не всегда замечаю текст песен, уходя мыслями далеко от музыки, но слышу я всегда, и часто я обращаю внимание на трек именно из-за звучания.

Как Оксимирон (не) перевернул игру

Но, быть может, Мирон изменил рэп, введя концептуальные альбомы в массы? Ну, концептуальными были все три альбома, "перевернувших игру". Скриптонит создает историю простого парня из Казахстанского гетто, а ATL рисует яркие постапокалиптичные миры на своем альбоме. Депрессивная история выгоревшего в кислотных трипах парня была нарисована и ЛСП в своем альбоме за пол года до этого. Да что там, какую-то историю даже Тони Раут пытался рассказать в Раутвиле за два года до Горгорода. Альбом Мирона выделялся целостной и заметной историей, но, тем не менее, это не оставило следа в русском рэпе.

Итак, Мирон не изменил рэп, ни сделав его умнее, ни добавив в него концептуальности, так как это было до Горгорода, но его релиз не изменил количество этого в рэпе. Так значит, Горгород незаслуженно считается альбомом, изменившим жанр? Не совсем. Он действительно мало повлиял на жанр изнутри, но куда важнее было влияние снаружи. "Умного" в Горгороде было куда меньше, чем разговоров о том, какой он "умный", и это дало плоды. "Умный, концептуальный" альбом от не новой, но быстро восходящей звезды жанра, привлек много внимания. 2015 год был судьбоносным для Мирона: после громкого разгрома Джонибоя на Версусе (чем он тоже не изменил баттлы, но привлек внимание, о чем я говорил здесь), Мирон выпустил хитовый Город под подошвой. Он уже привлекал внимание публики, и Горгород стал бомбой, взорвавшей инфополе. И это привлекло новую аудиторию, считавшую до этого русский рэп жанром для быдла. Новая аудитория стала искать других представителей интеллектуального или даже артхаусного рэпа, и эта новая аудитория дала возможность выстрелить новой школе текстовиков русского рэпа, вроде тех же Славы КПСС и Хаски, которые едва ли снискали бы такую популярность без хайпа Горгорода.

6 комментариев

, Скриптонит показал, что русский рэп может звучатьСловно во рту хуй.
русский рэп не был жанром от тупых для тупыхПроцентов на 90 был и остается
других талантливых текстовиков, вроде Славы КПССВ какой реальности он "талантливый текстовик"?

1
Ответить

Слава дурак, но хотя бы понятно о чём он там поёт и его метаиронию. Репер для народа, так сказать. Кстати у него до фига отсылок на топовых стримеров и про игры.

Ответить

Сколько уже можно ее переворачивать

Ответить

Ща, подожди, я через пол года ещё раз переверну

1
Ответить

Всего его в школе тяжело учить было. Путал с другими художественными средствами выражения.

Ответить