Как лайнить в Adobe Photoshop: обзор инструментов и рекомендации

Рассказываем, как использовать лайн в Фотошопе, и даем рекомендации по работе с ним.

Работа, выполненная при помощи лайна. Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fdominikzdenkovic&postId=2506907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Dominik Zdenković</a>
Работа, выполненная при помощи лайна. Автор: Dominik Zdenković

Основная сложность при работе с лайном — нарисовать ровную линию без засечек и «волосатости». Это дается особенно трудно новичкам, которые еще не выработали навык быстрого и ровного использования лайна.

В статье разобрали, какие инструменты могут быть полезны при лайнарте в Adobe Photoshop, и дали основные рекомендации по рисованию ровного лайна.

Зачем художникам использовать лайн в цифровом рисовании

Лайн — это линия, которая используется для рисования внешних и внутренних контуров персонажей и объектов на арте. Такие линии используются практически во всех работах в цифровом искусстве — от реалистичных и до стилизации.

В зависимости от задачи художника, лайн может использоваться в различных обстоятельствах:

  • Для прорисовки внешнего контура. Художник лайнит внешние линии предмета или персонажа, чтобы очертить его.
  • Для создания скетчей. Лайн в скетчах часто более толстый и грубый, может обламываться и быть «волосатым», однако все равно остается лайном.
  • Для особых стилей арта. Лайн может быть частью определенного направления рисунка — например, кубисты часто применяли его в своих работах. Лайн в таких артах будет более ровным, напоминая геометрические отрезки.
  • Для прорисовки внутренних границ и деталей. В частности, для прорисовки носа, морщинок на лице или линий для подчеркивания мышц. В таком случае используют более мягкие и тонкие линии.

Лайн применяется и для полноценного рисунка — художники не просто используют его для внешнего контура, но и для прорисовки всего персонажа, предмета или сцены. В комиксах и манге лайн — это основной инструмент.

Отрывок из манги «Клинок, рассекающий демонов» — работа выполнена при помощи лайна с последующей окраской, хоть и не цветной
Отрывок из манги «Клинок, рассекающий демонов» — работа выполнена при помощи лайна с последующей окраской, хоть и не цветной

Как подготовить кисть для лайнарта в Adobe Photoshop

Чтобы работать с лайном в Фотошоп, необходимо подготовить основу — выбрать кисть и провести её настройку.

Для лайна подойдут и привычные кисти, которые есть в программе, однако их нужно настраивать — как минимум отрегулировать нажим. Кисти с уже подготовленным набором настроек можно также найти в интернете и добавить их в программу.

Например, популярностью пользуются кисти Кайли Инкинг, но также много вариантов платных и бесплатных кистей можно найти на DeviantArt.

Чтобы загрузить новую кисть, откройте меню на верхней панели, а потом нажмите на значок настроек и выберите «Загрузить кисти». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fuserello.ru%2Fsoftware%2Fkak-ustanovit-kisti-v-adobe-photoshop%2F&postId=2506907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Чтобы загрузить новую кисть, откройте меню на верхней панели, а потом нажмите на значок настроек и выберите «Загрузить кисти». Источник

Если же вы хотите самостоятельно настроить кисть под лайнарт, то нужно предварительно выбрать нужную кисть и перейдите в настройки, которые расположены с правой стороны.

Как лайнить в Adobe Photoshop: обзор инструментов и рекомендации

После этого откроется меню настроек — нам нужен пункт «Динамика форм».

Главное в этом пункте настроить нажим пера — эта функция дает возможность регулировать толщину лайна в зависимости от нажима на стилус.

Также можно использовать настройку минимального диаметра, которая иногда может помочь избежать «прерывания» линии в случае, если нажим снижается.

По умолчанию здесь стоит 0% — это значит, что при завершении мазка линия будет уменьшаться до полного исчезновения. Если вы этого не хотите, можно поставить, например, 10% — тогда линия исчезать не будет.

Полезен и раздел «Динамика цвета» — здесь можно установить все цветовые настройки для кисти. Например, можно поставить один цвет, если нажим на кисть высокий, а когда нажим уменьшается, выбрать другой цвет.

Ключевое значение имеет настройка нажима пера — остальные по выбору.

В Фотошоп есть еще такая функция, как сглаживание. Эта опция особенно полезна для новичков. При активации этой настройки линии будут автоматически сглаживаться — не останется засечек или различных неровностей.

Как лайнить в Adobe Photoshop: обзор инструментов и рекомендации

Имейте в виду, что большой процент сглаженности может привести к тому, что арт будет получаться слишком мультяшным за счет закругленности и плавности линий.

Например, как в мультфильме «Время приключений с Фином и джейком». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youloveit.ru%2Fgallery%2Fadventure_times_kartinki%2F116402-vremya-priklyucheniy-22.html&postId=2506907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Например, как в мультфильме «Время приключений с Фином и джейком». Источник

Как сделать свой лайн ровным и ускорить его использование

Частая проблема среди новичков — появление «волосатости» у лайна, что выражается наличием большого количества засечек. Если это не специальный авторский стиль, и нужен ровный и плавный лайн, то стоит решать эту проблему — правильно ставить руку и практиковаться.

Слева — обычный лайн, справа — волосатый. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fuxdesign.cc%2Fi-doubt-it-in-defence-of-the-hairy-line-cd71e13f7b62&postId=2506907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Слева — обычный лайн, справа — волосатый. Источник

Правильно располагайте руку во время рисования

Чтобы линия получилась ровной, лучше всего располагать руку так, чтобы запястье не касалось поверхности рабочего стола. В противном случае будет работать только запястье — это может привести в перспективе к защемлениям нерва, а также повлиять на сам лайн. У художника будет недостаточно места для размаха, чтобы очертить линию без прерывания.

Поэтому стоит держать руку на весу, касаясь только локтем, — отметить точку для начала и от нее резко провести линию в нужную сторону без прерывания.

Используйте специальные упражнения

Упражнение 1 — параллельные линии в разных направлениях

Самое простое упражнение — это нарисовать множество параллельных линий. Такой метод часто используют для развития моторики у детей — дают пустую геометрическую фигуру и просят при помощи параллельных линий заполнить ее. Можно сделать нечто подобное, при этом меняя направление лайна.

Упражнение 2 — рисование плавных линий

В этом упражнении используется похожий подход, однако сами линии уже будут плавными. Для этого нарисуйте первую плавную линию на холсте, а потом параллельно ей рисуйте точно такие же линии. Пробуйте разные направления.

Упражнение 3 — зебра

Еще одно интересное упражнение, которая позволяет проработать не столько сам лайн, сколько работу с нажимом пера. Проводите горизонтальные или вертикальные линии и меняйте нажим на стилус, чтобы сама линия истончалась и расширялась.

Материал из <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FNBE-RTFkXDk&postId=2506907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">видео</a>
Материал из видео

Рекомендации, которые облегчат рисование лайна

Существуют некоторые советы, которые упростят рисование лайна в перспективе.

Идите от толстого к тонкому лайну

Чаще всего художники используют разную ширину лайна в зависимости от того, какую часть объекта или персонажа они рисуют. Например, внешние контуры часто рисуют при помощи более толстого лайна. Если рисуете внутренние контуры или мелкие детали, то делайте свой лайн более тонким.

Это правило также работает с массами — чем больше масса детали или части персонажа, тем более толстым лайном она прорисовывается, и наоборот.

Например, большие объекты на арте имеют более толстый контур, а мелкие детали и части — рисуются при помощи тонких линий. Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fsparth&postId=2506907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">sparth</a>
Например, большие объекты на арте имеют более толстый контур, а мелкие детали и части — рисуются при помощи тонких линий. Автор: sparth

Меняйте положение холста

Не бойтесь разворачивать свой холст, чтобы дать себе больше свободы и комфорта в движениях. Для этого зажмите клавишу R и проверните холст в Фотошоп. После этого вы можете легко прорисовывать более мелкие детали вне зависимости от их расположения.

Прервите лайн, когда нужно

Бывает иногда, что провести линию до конца крайне сложно. В таком случае необзятально возвращаться на предыдущий этап — просто прервите лайн, но сделайте это мягко, чтобы кончик линии постепенно истончался. Для этого лучше изменить масштаб.

После этого проведите вторую линию с параллельно стороны — с той, где должна была изначально окончится линия — и ведите ее к концу предыдущей, стараясь также истончить к концу. Остается аккуратно соединить концы линий, чтобы избежать стыков.

В противном случае получится нечто подобное — очевидные стыки, из-за чего лайн становится волосатым.<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fjuliannakunstler.com%2Fdp_drawinglines.html&postId=2506907" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Источник</a>
В противном случае получится нечто подобное — очевидные стыки, из-за чего лайн становится волосатым. Источник

Что важно запомнить

  • При рисовании лайн основная сложность — сделать линию ровной и плавной. В этом плане помогут как настройки Фотошопа, так и постоянная практика.
  • Настройте нажим пера у кисти и отрегулируйте сглаживание. Также можно использовать уже заранее настроенные кисти из наборов в Интернете.
  • Используйте простые упражнения: рисование параллельных ровных и плавных линий, кругов, квадратов и прочее.
  • Не забывайте про специфику использования лайна — всегда нужно идти от большого к малому. Толстые линии — для внешних контуров, крупных деталей или объектов, а тонкие — для внутренних контуров и мелких деталей.

Текст написала Анастасия Терентьева, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

4343
14 комментариев

Что такое это ваше "сглаживание"? 😅 гоняю на версии ФШ 2012 года, всё вручную или через векторные инструменты. В начале мучался и думал, что у других художников есть какие-то "читы" (то же сглаживание или Lazy mezumi), а оказалось, что всё дело в практике. Ну и планшет побольше (М-ка у меня) помогает.

Для меня пример лайнарта - это Тимофей Степанов: он и "живой", и очень аккуратный у него.

3
Ответить

он и "живой",Он же бросил коммерческое рисование
Не вписался . Сказал что будет редко помогать с оформлением настолок и редко-редко рисовать для себя
Его стиль никому не нужен оказался - он и артстанцию снес во время бунта против АИ...
Очень печально что такой молодой гений оказался никому не нужен в современном мире.

есть какие-то "читы"

Мы прошли долгий путь от "какие кисти использовал" к "Какие плагины использовал" к "какие промпты вводил?"

Ну и планшет побольше (М-ка у меня) помогает.А синтик еще лучше))

Ответить

Я так полагаю, для этого планшет для рисования нужен. Мышкой не ограничиться. :)

2
Ответить

Мышкой через псевдо-вектор можно делать в PS, если что-то околомультяшное/без кучи линий. Им же удобнее длинные плавные линии в мульт-стилистике делать.

2
Ответить

Мышкой ты запястье убьешь.

Ответить

Ого, вы живы?

1
Ответить

Живы) Большая часть сил уходит на внутренний блог — сейчас все обучающие статьи там.

Но решили и на старый добрый ДТФ со статьей вернуться!

4
Ответить