Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Меня порядком задолбали статьи из гугл-ленты на тему тайм-менеджмента и успешной эффективности. Кофе, таблицы, приоритеты… Вселенная, копирайтеры: камон? Вы реально думаете, что это работает? Спойлер:

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

Уверен, что если вы не из тех 2 % населения, которые лишь притворяются людьми, а на самом деле высокотехнологичные роботы – то у вас, как и у меня, то и дело возникают проблемы с продуктивностью. Вы пытаетесь вести ежедневник, но на него нет времени, а составлять расписание бессмысленно, потому что поток задач каждый день абсолютно рандомный…

И все эти гайды – они ведь каждый раз про одно и то же! Ну пробовали уже, ходили по утрам вокруг дома, чтобы создать эффект «как будто иду на работу», и спортом занимались, и книжки даже покупали – ну не работает это, ну сколько можно постить одно и то же?

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

Поэтому я и решил дать авторскую систему из 5 самых опасных и запретных способов повышения продуктивности – осторожно, ведь они на 100 % рабочие.

Шаг 1 – свободный график

Для начала давайте зафиксируем – вопросами продуктивности в большинстве своем задаются люди, у которых есть на это свободное время. Наши любимые сотрудники заводов, шахтеры, комбайнеры – у них нет времени задаваться такими вопросами. И уж тем более нет желания сесть в позу мыслителя и воззвать к Космосу: «А достаточно ли я сегодня отпахал? Может быть, я могу больше, и мне всего лишь нужно пройти курс по тайм-менеджменту?»

Поэтому, здесь важно сразу понять: у нас есть время, мы можем им распоряжаться как хотим, более-менее свободный график. Открою страшный секрет – примерно весь рынок удаленки и фриланса живет именно на таких условиях. Мы вольны сами решать, когда, сколько и ради чего работать.

<p>Моя утренняя молитва ко Вселенной</p>

Моя утренняя молитва ко Вселенной

Обычно после принятия этого факта у людей как раз начинаются проблемы с продуктивностью:

  • сбивается режим сна;
  • вместо работы весь день уходит на дум скроллинг;
  • мозг покрывается жиром и ленится что-либо делать;
  • падает физическая активность, тело разваливается.

Принято считать, что это симптомы фрилансерской жизни в целом и проблем с графиком в частности. И чтобы это исправить, обычно рекомендуют завести ежедневник, четко разграничить время – когда мы кушаем, когда мы работаем, когда мы занимаемся хобби, когда проводим время с семьей, и так далее.

То есть нам навязывают мысль, что свободный график – это нечто, что нужно исправить, что требует ответственного подхода и контроля. Мы киваем, идем составлять табличку со своими делами, бросаем на половине, на следующий день просыпаем будильник, корим себя за это, снова ничего не успеваем…

В итоге все, что мы получаем от такого подхода к распорядку и графику – это чувство вины и развитый синдром самозванца. Возможно, БДСМ-наклонности.

Влияние графика на жизнь фрилансера

А ведь изначально достаточно вспомнить главное – у нас есть лишнее время. Раз график свободный – мы сами можем распоряжаться им, ведь в этом и есть прикол удаленной работы и фрилансерской жизни! Какой смысл уходить из душного офиса, если потом будешь пытаться превратить в него свою жизнь?

Все, что вам нужно: найти плюсы в своем графике и сделать его своей сучкой.

Например, каждую неделю я готовлю новые материалы в Awake Journal. С точки зрения продуктивности, мне нужно было бы взять максимальное количество времени подряд, чтобы закрывать этот фронт работ за 2-3 дня. Отстрелялся – приступил к другой работе. Потом выходные, потом опять.

Но я понимаю, что не смогу жить в таком темпе и очень быстро выгорю. Если я буду каждый день сидеть по 6-8 часов за работой над материалами, то буду пропускать ценное время с ребенком, например. Да, десятки миллионов родителей проводят время с детьми вечером, и им нормально. Но если ориентироваться на них, а не на свои желания и приоритеты, то может и работать тогда нужно в офисе, а не на удаленке?

Обычно я работаю сессиями по 1-2 часа. Иногда в день. А иногда я сажусь за материал, а встаю с кресла через сутки – и потом неделю откисаю. Бывает всякое, но в этом и прелесть – я могу сам выбрать свой график.

Тихон Вечерский, диванный успеватор

Поэтому, для начала определитесь, насколько все-таки вы свободны, чтобы задаться вопросом собственной продуктивности. И если хотя бы небольшой люфт есть – используете его в первую очередь для себя, с кайфом. Тогда и внутренних сил на регулярную работу будет гораздо больше. Понимаете, что посреди рабочего дня хотите пару часов чилить и тупить – чильте и тупите.

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

Поверьте, продуктивность от этого вырастет радикально! Хотя бы потому, что когда вы начнете сами задавать себе график, комфортный баланс работы и отдыха – вы начнете ценить себя, свое время и свой труд.

Мы привыкли делать много и мечтать о том, чтобы делать еще больше. А достаточно всего лишь выше ценить то, что уже получается успевать.

Шаг 2 – углеводы и вкусняшки

Чтобы спокойно перестроиться на новое восприятие реальности, нам обязательно потребуется позитивное подкрепление. Это основа дрессировки: выполнил команду – получили вкусняшку. И об этом же нам кричат из своих щелей достигаторы: «Джаст дуит! Иди и сделай! Поставь галочку в списке дел!»

На мой взгляд, если это и будет работать, то в долгосрочной перспективе.

Вы, кстати, замечали, что весь тайм-менеджмент держится как раз на долгосрочных перспективах? Составление графиков, занятия спортом – все это круто лишь в теории. Потому что на практике, чтобы дойти до точки «ого, круто!», необходимо приложить приличное количество усилий.

Получается, что на нашу проблему с продуктивностью мир, в качестве решения, предлагает еще больше проблем! «Хотите чувствовать себя продуктивным? Выделите 3-4 лишних часа на ведение таблиц и спортзал».

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

В итоге человек натурально зашивается, и даже имея под рукой вполне свободный график с возможностью его распределения, начинает суетливо ерзать в попытке успевать все больше и больше. И страдает, хотя прошел первый шаг, и, казалось бы, должен был чилить.

Поэтому, одной свободы мало – нам еще нужно научиться ей пользоваться.

Собственно, каких-то конкретных инструкций в этом моменте нет – каждый сам определяет, как распорядиться своими часами, в этом и суть. Однако здесь важно понимать, что все, что вы сделаете – будет правильным. Можно иметь некий ориентир, но помните – не сотворите себе кумиров.

А вот дальше как раз наступает это самое «научиться» в свободу. Оно означает, что как только вы взяли и потратили время – нужно себя за это похвалить. Да, вот так просто! И даже не надо ходить в спортзал и годами ждать результата в форме мышц. Не надо ждать зарплату. Вообще не надо прилагать никаких дополнительных усилий.

Все, что вам нужно: отблагодарить себя за потраченное время вкусняшкой.

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

Например, недавно я впервые попробовал манго – и теперь это мой любимый фрукт. Я просто обожаю манго! Естественно, я попробовал есть манго килограммами каждый день – оказалось, что это не так интересно и даже не так вкусно. Поэтому я взял перерыв в пару дней, снова соскучился по этому вкусу, но вместо похода в магазин сел писать статью.

Теперь манго для меня – награда за старания. Я понимаю, что если хочется манго, значит обязательно в этот день нужно будет сесть и хорошо поработать. Так и манго вкуснее, и мне приятнее, и кошелек всегда в безопасности – я знаю, что точно заработал куда больше, чем проел.

А еще я каждый день литрами пью колу. Манго, кола – все сплошной сахар, углеводы. И это круто, потому что от сладкое провоцирует выработку дофамина. И вуаля – вместо стресса и достигаторства сквозь стиснутые зубы и вспученные вены я спокойненько сижу себе и работаю.\

Углеводное
Углеводное

Если вы интересуетесь продуктивностью, то вот оно – настоящее рабочее решение. Причем, если конкретно углеводы вас чем-то не устраивают – например, вы особо обеспокоены вопросом своей фигуры – то всегда можно подобрать любую другую «вкусняшку».

Важно, чтобы это происходило не через ограничение. Например, можете вы устроить себе поход на классный массаж на неделе просто так? Да, вполне. Вот под это дело и приурочьте свои старания. Вы должны понимать, что и так бы сходили на массаж, а со стараниями оно в 2 раза приятнее.

Так, через маленькие ежедневные и еженедельные радости, через благодарность к самим себе за проделанные усилия мы закрепляем новое восприятие жизни, свободный подход, свою власть над ней. Мы начинаем любить свою жизнь, фокус с достигаторства переходит на счастье.

Шаг 3 – безденежье, голод, макдак

«Всего один старый советский в день, и ты станешь…» – мотивация, как морковка в руках тайм-менеджеров. Нас заманивают обещаниями: вот там, в супер-эффективном будущем, у тебя будет крутая работа, ты слетаешь на Луну и женишься на Марго Робби (выйдешь замуж за Гослинга). Но есть проблема.

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

Мотивация, которую нам регулярно предлагают – она всегда про некое будущее, которое, возможно, когда-нибудь настанет. Именно поэтому на втором шаге мы уже победили всех мотиваторов – просто взяли и стали баловать себя.

И теперь их мотивация нам как-то неинтересна. Однако, раз у нас уже есть заданные условия нашего графика (свобода) и холодная попа (спасибо вкусняшкам) – необходимо добавить внешнее влияние. Физики подтвердят – так система по-любому станет только крепче.

Именно поэтому правильная мотивация все-таки нужна. А правильная – значит такая, которая будет существенно разгонять наше воображение. Настолько, что мы даже начнем что-то делать.

Вспомните или представьте то самое ощущение, когда вы впервые заработали миллион долларов. Если вам сложно вспомнить, потому что такого опыта в вашей жизни пока не было – знайте, я с вами.

А теперь вспомните или представьте, каково вам было голодать – когда денег ну вообще нет, приходится идти занимать. Бывало такое? Уверен, у большинства.

Именно поэтому вам не нужна обесценивающая мотивация, рисующая картины прекрасного будущего, на фоне которого настоящее блекнет. Нет – благодаря мотивации вы должны еще больше полюбить текущее настоящее.

Все, что вам нужно: вспомнить или представить голодную смерть без денег.

Работали когда-нибудь в макдаке? Я не работал, однако наслушался рассказов друзей – это мрак и ужас. Но и без рассказов это видно, это чувствуется. Ну сколько зарабатывают фрилансеры, «просиживая штаны» дома? 50-150-350к? Такие цифры никогда не получат работники свободны касс.

Сорри, таковы законы Вселенной
Сорри, таковы законы Вселенной

Запомните, теперь это ваш запасной аэродром. Как бы вы хорошо не держались, мозг все равно начнет плыть – и тогда вы напомните ему, как плохо живут окружающие люди, и какие страшные перспективы замаячат, если вы вдруг совсем уж расслабитесь и отпустите возжи. Лично мне это помогает.

Шаг 4 – горящие дедлайны и стресс

Вы наверняка уже представили себе прекрасную картину, в которой вы абсолютно свободно занимаетесь всем, чем хочется, радуете себя и лишь изредка с сочувствием смотрите на кассиров – ведь они живое напоминание о том, как вам может быть плохо, но вы слишком круты, чтобы это «может быть» наступило. К сожалению, все не совсем так радужно.

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

Объясню. Весь этот подход, конечно, хорош – когда мы рассматриваем его в вакууме. Но так уж вышло, что мы реальные люди, а значит, прежде чем найти свой идеальный баланс между жизнью и работой, нас будет знатно косить то в одну, то в другую сторону. Плюс внешние условия всегда будут разными – даже на стабильной работе, где все предсказуемо изо дня в день, вас все равно могут настичь внезапные форс-мажоры. А давайте признаем: диджитал сложно назвать стабильной сферой труда. А значит мы неизбежно будем стрессовать.

Поверьте, я возмущен не меньше вашего! Как так, ведь первые 3 шага все было так классно и радужно – а тут вдруг выясняет, что будет стресс?

Но давайте-ка перестанем пыхтеть и вспомним, какую цель ставили перед собой. Мы ставили перед собой цель стать более счастливыми? Нет. Мы хотели перестать стрессовать? Нет же. Мы хотели быть продуктивными.

П - продуктивность
П - продуктивность

Поэтому все 3 предыдущих шага были, в каком-то смысле, лишь заманухой – а сейчас настало время «вотэтоповорота»: да, именно стресс теперь и навсегда будет являться главным двигателем вашего развития. И это нормально – потому что только в сборнике тайм-менеджерских сказок все происходит легко.

Тут главное понять разницу. Она в направленности стресса. Мотиваторы предлагают вам специально страдать ради чего-то там в будущем – ну разве это прикладно, разве в этом, если вдуматься, есть хоть какой-то смысл? Понятно, что легко быть не может, но намеренно делать жизнь сложнее с помощью таблиц, спорта, графиков, ежедневников – это же совсем безумие!

Именно поэтому моя пошаговая система выстроена так, чтобы вы в любом случае получали стресс в бесконечных количествах без особых дополнительных усилий – и это будет правильный стресс. Не тот, который вас от чего-то там спасает – наоборот! Вы должны обречь себя на жизнеутверждающий стресс.

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

Иными словами, благодаря этой уникальной пошаговой методике вы еще сильнее начнете любить свою жизнь. Помните главный страх, который мы определили на шаге номер три? Безденежье и голодная смерть – именно этого мы боимся, а значит близость к этому состоянию и должна являться для нас этаким KPI продуктивности.

Ведь, согласитесь, критерии успеха в продуктивности обычно размыты. Ну составили вы таблицу, ну сходили на тренировку – и поставили себе галочку «молодец». Но почему молодец? Ваш мозг этого не понимает, потому что он не видит результаты.

Поэтому оценку нужно сместить в другую сторону. Не «что я приобрел», а «чего я не потерял». И тогда вдруг выяснится, что можно было, например, не винить себя за то, что не успели сделать как можно больше – а хвалить за то, что вообще сегодня работали. Потому что что? Правильно – за окном маячит голодная смерть и перспектива отправиться работать на кассу.

Все, что вам нужно: следить за наличием стресса, при необходимости саботировать его появление намеренным дисбалансом работы и отдыха.

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

Ведь именно под него заточена вся система, расчет как раз на то, что вы не сможете нормально справляться – и то и дело ваши дедлайны будут безбожно гореть. К сожалению, это абсолютно необходимо и совершенно естественно в процессе поиска баланса между отдыхом и работой.

Шаг 5 – грамотные отмазки

Мотиваторы и тайм-менеджеры убедили нас в том, что мы всегда можем взять на себя больше, успеть больше, достичь больше – для этого нужно лишь взять ответственность за жизнь в свои руки.

Это единственный пункт, по которому мне нечем крыть – действительно, необходимо взять ответственность и грамотно переложить ее на других.

Например, мне абсолютно не стыдно признаться в том, как много раз я врал на работе: ни разу. А вам придется, потому что, сами понимаете, когда дедлайны начинают гореть, приходится придумывать для этого какое-то объяснение.

Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности

Есть популярное мнение, что оправдания никому не интересны. Как, своего рода, руководитель – подтверждаю. Когда ко мне в редакцию авторы приносили материалы с опозданием, с ошибками – меня не волновали их истории про собаку и дневник. Нет, если ошибся – назови время, к которому исправишь. Опоздал – ну не опаздывай в следующий раз, все.

Тем не менее, отмазки все-таки важны – с точки зрения эмпатии. Отмазка – это всегда манипуляция, попытка придать важность причине события. Хотя, казалось бы, какая разница в бездушном мире бизнеса, почему вы сорвали дедлайн? Важно, скорее, повторится это или нет.

Но, тем не менее, манипуляция на то и манипуляция, чтобы работать, по самой своей сути. А дальше все будет зависеть лишь от убедительности.

Все, что вам нужно: убедить принимающую сторону, что вы…

  1. Не виноваты – от вас ничего не зависело, а значит это форс-мажор. А отменить форс-мажоры не могут даже самые душные юристы. Если справитесь и убедите, то возможно даже станете жертвой в глазах коллег и начальства, получите симпатии, а о косяке все забудут.
  2. Исправитесь – это ключевое, что будет волновать руководство.

Разумеется, вы человек – а значит будете косячить и косячить, бесконечно. Есть всего несколько людей в мире, которые не косячат никогда – пару из них я даже знаю, хоть и шапочно. А все остальные вынуждены как-то крутиться.

Что в итоге

Как видите, вызывающая на первый взгляд система из набора наиболее порицаемых мотиваторами явлений в итоге оказалась вполне логичной и стройной. А шуточная статья – гайдом о том, как через боль, стресс и дедлайны прийти к великому и ужасному, надоевшему всем work-life-balance.

А, ну да… Или нет?
А, ну да… Или нет?

Еще раз пройдем по цепочке:

  1. Чем свободнее вы распоряжаетесь своим графиком, тем лучше и расслабленней себя чувствуете.
  2. Чтобы не нервничать, вы все себе разрешаете (в рамках УК РФ, конечно), отшлифовываете внутренние противоречия и перекрываете вкусняшками желание пострадать: регулярно сами себя награждаете за успехи, чтобы закрепиться и успокоиться – вкусной едой, конской дозой сахара и любыми другими приятностями на ваш вкус.
  3. Чтобы окончательно не расслабить булки, вы вспоминаете о перспективе отправиться на офлайновые галеры. А если вы уже в офлайне – то сразу на кассу в макдак. А если вы уже там, то задумайтесь о том, что никогда не вырастете до директора – тем временем ваши знакомые на одних только текстиках в интернете заработают состояние.
  4. Ваш фокус продуктивности смещается с «успевать больше» на «жить качественнее и чувствовать себя спокойно». Пока что вы влияете на это лишь регулированием времени, что сказывается на объемах, что в итоге приводит к стрессу и горящим дедлайнам. Стресс вы испытываете как раз потому что боитесь голодной смерти за кассой Пятерочки.
  5. Чтобы оттянуть дать себе больше времени и оттянуть неизбежное, вы находчиво придумываете различные отмазки, тем самым снижая ментальный урон от результатов собственной халатности.

Станете ли вы достигать больше, пройдя через все 5 этапов? Уверен, что да.

Могу сказать на личном примере – когда-то я разбивался об стену, чтобы получить свои 120 тысяч в месяц. И был этому очень рад. Я соглашался на все предложения руководства, брал все задачи – потому что это объем, а ведь всем на рынке известно, что рост происходит через количество нагрузки…

В итоге я не вывез, пришлось даже сменить проект. Зато теперь, когда я не гонюсь за большим, не пытаюсь взять все задачи – в деньгах я получаю столько же, а времени трачу РАДИКАЛЬНО меньше. Работаю в кайф.

Как и обещал в самом начале – система позволяет прийти к такому же результату без ежедневников, таблиц, аффирмаций и достигаторства. Все, что вам понадобится – полюбить жизнь, обозначить страхи и обуздать стресс. И через это, рано или поздно, вы обязательно начнете себя любить и ценить.

А задач может и будет меньше – но какая разница, если они приносят больше удовольствия и денег, правильно? 😉

Примените нашу систему 5 шагов в 2024?
Да
Нет, потому что уже применяю
Нет, потому что она не сработает
213213
247 комментариев

Прочел лонг полностью, эти все советы действительно рабочие, потому что они просто базовые. Для движения вперед нужно иметь и положительную мотивацию - это те самые вкусняшки так и негативную (перспектива пойти работать на завод). От себя добавлю деталей чтобы было еще эффективнее:
1. В любой работе есть задачи элементарные, простые и задачи сложные, зачастую из за недостатка информации и навыка. В самой работе можно таким образом «отдыхать» - прыгать от сложных задач к легким, начинать с легких задач и тд. Сложные задачи никогда нельзя рашить, пытаться проскочить или ускорить. Разрешить себе подольше посидеть и разобраться в будущем позволит как раз и нарастить скорость работы.
2. Желательно в конце рабочего дня создать ситуацию чтобы работа заканчивалась на позитивной ноте. Если задачу не успеваешь сделать, тогда можно либо взяться под конец за какую нибудь элементарную задачу, либо распланировать что-то на будущее, привести что то в порядок. Главное, чтобы было позитивное эмоциональное подкрепление от выполненной работы в конце
3. Сон - лучший отдых.
4. Комфортное место работы очень важно.

16
Ответить

Чет какой-то воды ни о чем налил хуй знает

89
Ответить

Это лонг, его надо ЧИТАТ и ЛАЙКАТ

12
Ответить

Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake

Пополняем список неинтересной - бесполезной хуеты, которую явно не стоит некогда открывать...

12
Ответить

Вот у него бы и занял, раз знает)

Ответить