Том Круз и его танцы со смертью

Как первостатейный голливудский актёр попал в зависимость от опасных каскадёрских трюков.

Том Круз и его танцы со смертью

Том Круз начинал как «золотой мальчик» Голливуда. В девяностые и нулевые он был и секс-символом, и просто дьявольски успешным актёром, которому удавалось совмещать кассовые рекорды со съёмками у Пола Томаса Андерсона и Стэнли Кубрика.

Но после странных прыжков на диване на шоу Опры и не менее странных заявлений о вреде психологии и пользе саентологии, в карьере Круза как будто что-то сломалось. Его фильмы всё ещё нравились многим зрителям, но с треском проваливались. Он до сих пор тянет за собой груз из «Обливионов», «Рыцарей дня» и «Мумий», не вернувших свой бюджет. Даже «Грань будущего», впоследствии ставшая народной, едва окупилась.

О том, почему жизнь Круза сложилась именно так, можно долго рассуждать, предлагая самые безумные теории, но факт остаётся фактом: смотря на актёра, многие люди испытывают дискомфорт. В последние годы он был слишком аккуратен, слишком профессионален, слишком идеален. Российские журналисты любят рассказывать о том, как он может по два часа на морозе в лёгком пальто раздавать автографы, ни на секунду не скрывая свою безупречную улыбку. А ещё он до последнего времени почти не старел.

Пока работавшие с Крузом актёры покрывались морщинами и заплывали жиром, пока росли деревья и взрослели дети, он целых 20 лет выглядел как свежий 30-летний мужчина в самом расцвете сил. Он как будто застыл во времени.

Том Круз и его танцы со смертью

При этом моложавость не помешала Крузу растерять статус секс-символа. Его всё ещё ставят на обложки журналов, но уже не тех, где нужно показывать голый торс, хотя с физической формой у него всё в порядке. Никаких гламурных фотосессий — только кадры со съёмок и кадры с ковровых дорожек.

Такое ощущение, что поклонники потеряли влечение к актёру — теперь они больше хотят узнать его диету или улететь вместе с ним на его родную планету.

Некогда надёжная карьера начала рассыпаться у Тома Круза прямо под ногами, он перестал быть для студий гарантом кассовых сборов, и над обрывом его теперь держит только один надёжный трос — «Миссия невыполнима».

Том Круз и его танцы со смертью

Но даже в этой, казалось бы, успешной франшизе есть свой элемент трагедии. Если изучить кассовые сборы всех «Миссий», можно заметить, что популярность фильмов нестабильна.

Вторая часть собрала немногим больше, чем первая. В третьей франшиза резко сдала назад (тогда пошли слухи, что Круза могут заменить), в четвёртой — сборы подскочили, в пятой — снова слегка упали. К тому моменту, когда «Форсажи» уже целились в миллиард, «Миссия невыполнима» продолжает танцевать на месте — пусть и принося Paramount хорошую прибыль. И даже «Последствия» с их феноменальными рецензиями и отзывами зрителей стартовали в США на уровне первого «Человека-муравья».

На родине Крузу — первостатейной звезде с сорокалетним стажем в кино — приходится выгрызать каждый миллион долларов кассовых сборов.

Том Круз и его танцы со смертью

Порой складывается ощущение, что у «Миссий» вообще нет способности удерживать аудиторию. Зрители могут прийти, если Круз сделает на экране достаточно безумных трюков, а могут и не прийти, если трейлеры их не впечатлили.

Вы скажете: «Просто Итан как герой 20 лет стоит на месте!» И в этом будет доля правды. Но в некоторой беззаботности этих фильмов всё-таки есть своё очарование. Она уж всяко лучше, чем бразильский сериал, которым стал «Форсаж».

Так или иначе, подбираясь к 60-летию, Круз оказался в зависимости от легковесной шпионской франшизы и стал кем-то вроде циркового артиста. Он ровно настолько хорош, насколько хороши его трюки, и за него страшно ровно настолько, насколько правдоподобен страх в его глазах.

Том Круз и его танцы со смертью

Именно поэтому Круз всё ещё прикладывает титанические усилия к тому, чтобы постоянно задирать планку качества «Миссий» и не сдаваться под натиском надвигающейся старости.

Я боюсь загадывать вперёд, но после просмотра «Последствий» у меня сложилось впечатление, что это была, возможно, высшая точка в экшен-карьере Круза. Здесь он — человек-оркестр: гоняет на мотоцикле по центру Парижа без шлема, прыгает с парашютом с огромной высоты (пока 35-летний Кавилл отсиживается в гримёрке), сам водит вертолёт и сам ломает кости, прыгая по лондонским крышам. Лёгкий недостаток прыти в кадре всё же заметен, но он меркнет на фоне количества и качества проделанной работы.

Но насколько Круза ещё хватит? Как долго он сможет продолжать? Не была ли это последняя «Миссия невыполнима» вообще? Ведь Кристофер Маккуорри обещал снять только два фильма, а у Тома на ближайшие несколько лет есть планы по развитию других франчайзов, а там и пенсионный возраст не за горами.

В любом случае, через несколько лет Круза наверняка догонит старость, и он перестанет бросать себе вызов за вызовом или вообще уйдёт из жанра. И для экшен-кино это будет большая потеря, да и для кино в целом.

Просто посмотрите, как сейчас снимают большинство голливудских блокбастеров. Даже для громилы Дуйэна Джонсона простейшие трюки делают с помощью графики.

А Том Круз в «Последствиях» — это не человек, а сила природы. Смотреть за тем, как он просто бежит — одно удовольствие. Он своим присутствием в кадре, без всякого монтажа, создаёт динамику. Другого такого актёра-каскадёра, способного одновременно играть главную роль в 200-миллионом блокбастере и обходиться без дублёров, у нас попросту нет и, возможно, не будет.

B-Roll со съёмок «Последствий»

Поэтому если сюжеты «Миссий» вам вдруг покажутся поверхностными или глупыми, подумайте о том, что это не просто фильмы про спецагента, постоянно спасающего мир. Это фильмы про актёра, который танцует со смертью потому, что для него это единственный способ оставаться на вершине. И он уже заслужил гораздо большего признания, чем имеет сейчас.

393393
169 комментариев

Похоже, что от MCU и Форсажей кто-то поехал кукушкой, если недоволен сборами MI. Ну и ловко манипулирует фактами, громко заявляя о падении сборов на пятом фильме, который стоил на 5 лимонов меньше предыдущего и собрал на 12 лимонов меньше предыдущего, всего лишь жалкие 682....
Подавляющее большинство студий удавилось бы за такой доход (что и делает Paramount, у которой кроме MI больше нет доходных серий блокбастеров).

А привязанность к MI у Круза потому, что это полностью его детище. Он мечтал сделать фильм по мотивам древнего сериала. Он мечтал делать в кино трюки, и выйти за рамки драматических ролей. Для этого он и спродюсировал все фильмы этой серии. Человек хотел выйти за рамки, вышел и продолжает выходить дальше.

122

60+ миллионов на старте в США — это смешно. Особенно на шестом фильме.

И когда сборы не растут, это и есть «танцы на месте», о которых я написал.

Они хорошие, но не феноменальные, которыми могли бы быть при таком подходе к трюкам/съёмкам.

3

Paramont настолько «удавилась» за такой доход, что после третьей части устраивала Крузу тесты, чтобы дать добро на четвёртую. Там вся франшиза была под вопросом.

3

Комментарий недоступен

51

Извините...
пенсионный возраст не за горами

Как и другие личности переедет в Россию - ПРОФИИИТ!!!!

4

круз невысокий, как будто чуть игрушечный, несчастный в детстве и юности, всегда слишком старается, всегда слишком гладенький, потерял помимо прочих красивых и умных женщин саму николь кидман, к тому же так себя замордовал внутри, что впутался в одну из самых липких пирамид в истории и тронулся уж окончательно.

сколько бы ни шутили, что сайентология превратила его в сверхчеловека, в некотором смысле он всегда им был и сделал себя сам, и продолжает это делать. с каждой новой "миссией" я (и наверняка не я один) всё сильнее ощущаю давящее одиночество, флер сумасшедшинки, в некотором роде внутренних демонов этого человека, которых он пусть неловко, пусть по-актерски, но давит у нас на глазах.

но помимо личной трагедии, случайно превратившейся в публичный медленный приключенческий сериал, круз — это еще и бастер китон, джон уэйн, джеки чан, брюс ли нашего времени, последний комикс-герой в изначальном мифологическом смысле. в его безумии его сила, и поэтому ему всё можно и нужно, и поэтому те, кто пишут про "забирает работу у каскадеров", вообще ничего не понимают (впрочем, речь не об этом).

смысл не в том, чтобы его фильмы окупались. смысл в том, что это последнее лицо в голливуде, которое само валит себе на плечи груз и говорит: "еще". когда он уйдет, уйдет и вся эпоха, где практические эффекты, изворотливая смекалка, честное падение, крепкое словцо и такая-то мать заменяли всё остальное, и поэтому в терминаторе до сих пор только манекен на машине устарел, а современные спецэффекты и дорисовать не успевают, потому что всё равно купят же. если даже коллективно вымученный успех дороги ярости для одних был скучноват (что?!), а для других убыточен, что уж говорить про отдельно взятого человека.

так что fallout, кроме шуток, это действительно лучший фильм марвел.

53