Как «Магическая битва» учит ценить мгновения счастья

Суровый «Сёнэн» нового поколения, сохранивший все главные достоинства.

<i>*почти все видеовставки на оригинальном японском, наслаждайтесь</i>
*почти все видеовставки на оригинальном японском, наслаждайтесь

Четвертый сезон «Атаки Титанов», «Человек-бензопила» и «Магическая битва» – три самых знаковых произведения в аниме культуре последних лет, которые прямо сейчас едва ли не трактуют новые правила игры. Превращая привычные жанры в зрелищные, жестокие, и в тоже время осмысленные произведения.

Анимационный сериал «Магическая битва» стартовал еще в 2020 году, и за это время смог стать произведением не уступающем своим собратьям по жанру, а местами превосходящим их. Но в чем же кроется секрет столь притягивающего к себе внимания тайтла, даже в круговороте знакомых и давно любимых проектов? Как авторам удалось освежить концепцию Сёнэна?

«Человек-Бензопила» и «Магическая Битва» два очень похожих онгоинга и очень близких по духу «Сёнэна», которые находятся в руках студии MAPPA, взявшейся за их экранизации. Сравнения этих двух картин отнюдь не случайны, ни одна из них не старается идти на компромисс со зрителем, а в своей основе они одинаково решительны и не боятся привносить элементы гиперболизированной жестокости в происходящее.

Автором манги «Магической Битвы» (Jujutsu Kaisen) является Гэгэ Акутами, еще в детстве он был поклонником работы Тайто Кубо – «Блич». Впоследствии вдохновившись, которой сам начал рисовать мангу, будучи еще в четвертом классе, а после решил посвятить свою жизнь этому занятию. Публикация его главной работы началась в 2018 году в 14 выпуске журнала Weekly Shonen Jump, выпускаемого по всей Японии почти с середины прошлого века.

История магов, противостоящих проклятым духам, возымела немалый успех и аниме-адаптация не заставила себя долго ждать, уже в 2020 году произошел полноценный анонс в 52 номере того же журнала. На текущий момент общий тираж манги подбирается к невероятным 90 миллионам экземплярам.

Как «Магическая битва» учит ценить мгновения счастья

Если говорить про различия между первоисточником и адаптацией, то они начинаются буквально с самого начала. Как минимум, потому что в манге присутствует пролог, который рассказывает историю Юта Оккоцу, связанного проклятием со своей подругой детства. Эти события не вошли в сериал, но из них на свет появилась полнометражная картина «Магическая битва 0». В 2021 году это был самый кассовый фильм в японском прокате, получивший хорошие отзывы, а также принесший 196,2 миллиона долларов дохода.

Сериальная версия «Магической битвы» рассказывает историю о том, как старшеклассник Итадори Юдзи оказывается втянутым в противостояние магов и проклятых духов. Он живет весьма скучной и монотонно размеренной жизнью, вечерами зависая в клубе изучения оккультизма с друзьями, а после уроков каждый день навещает своего дедушку в больнице. В последние минуты дед оставляет юноше два наставления:

«Всегда помогай людям»

«Умри, окруженный людьми»

После потери близкого человека его дорога пересекается с другим немногословным юношей Мэгуми Фушигуро, ищущего в школе древний и могущественный талисман, привлекающий к себе злых духов. Этим предметом оказывается палец некого Двуликого Сукуны, жившего примерно 1000 лет назад и имевшего четыре руки. Его считают «королем Проклятий», а на сегодняшний день от него сохранились одни лишь пальцы рук, но даже в таком состоянии они представляют угрозу для простых людей.

Одним из вечеров, друзья Юдзи освобождают силу проклятого предмета. В ходе сражения Итадори идет на отчаянный шаг и съедает один из пальцев Сукуны, тем самым становясь сосудом для «Двуликого». В мире магов существует фундаментальное правило – изгонять любое его проявление, независимо выживет ли человек ставший воплощением его силы.

Скушал мальчик пальчик и понеслось

Но каким-то загадочным образом душа парня способна сопротивляться и подавлять проявление личности Двуликого. Эта особенность становится причиной, почему учитель токийского магического колледжа Сатору Годзё, решает повременить с казнью, взамен предлагая план: собрать все пальцы, скормить их Юдзи и только после этого убить парня, тем самым раз и навсегда уничтожив «короля Проклятий». Юноша соглашается и поступает на первый курс колледжа, начиная знакомство с новым для себя миром.

Как «Магическая битва» учит ценить мгновения счастья

Проклятия – это невидимые для простых людей существа, рождающиеся из скоплений негативных эмоций и питающиеся человеческими страхами, а их количество растет пропорционально численности населения. Кладбища, школы, больницы и прочие места, притягивающие людей, служат идеальным катализатором для их появлений.

Завязка сюжета закладывает главную интригу всего произведения еще в самой первой серии, грамотно создавая обманчивое ожидание, что все будет известно заранее. Да и набор заимствованных жанровых клише и неизбежных в будущем сюжетных поворотов, предсказать, которые не составит особого труда, будут моментально ясны опытному зрителю.

Но это лишь на первый взгляд, потому как авторы умело выстраивают темп повествования, порой с чертовски правильной точностью и концентрацией. Так скажем целая серия или глава способны удерживать внимание, постоянно перетягивая преимущество с одной стороны на другую, все время раззадоривая интерес к происходящему. И вот тут уже становится сложно угадать, чем обернется та или другая серия.

Мегуми может призывать различных зверей из тени, называемых Шакигами

В круговороте событий оказывается около двух десятков различных персонажей. Здесь, даже сложно выделить кого-то одного, потому как едва ли каждый из них имеет свою экранную долю, получая тем самым необходимый бэкгрануд. Однако большая часть времени все же приходится на трех непохожих друг на друга первокурсников токийского колледжа: легкомысленного, но обладающего добрым сердцем Итадори Юдзи, немного мрачного и сдержанного Мэгуми Фушигуру, вспыльчивую и дерзкую Нобару Кугисаки. Совершенно разные по характеру и взглядам на жизнь они находят в друг друге, то что помогает им двигаться дальше.

Первый сезон можно разделить на две части: одна служит знакомством с основными действующими лицами и главными понятиями нового мира, вторая расширяет заложенный фундамент, представляя зрителю иерархическую структуру и законы магов, предлагая куда больше действующих лиц и видов способностей. А практически весь второй сезон, который сейчас близится к своему завершению, напоминает суровый и безысходный триллер, где злодеи постоянно опережают все действия главных героев.

При этом во всем сериале практически не найдется откровенно филлерных эпизодов, а каждый из сезонов содержит в себе несколько проработанных довольно крупных сюжетных арок, которые в какой-то степени могут вполне существовать отдельно сами по себе. Благодаря этому, создается ощущение хорошо связанной и целостной истории, не распадающейся на множество сюжетных линий, не вписывающихся потом в общую картину.

Герои не проводят долгие беседы наедине с собой, не впадают в глубокие размышления о смысле жизни и всего сущего, а баланс зачастую склоняется в сторону экшена. Вот перед нами короткий непринужденный разговор о «важных» вещах, а еще через несколько минут в разгаре уже очередное сражение.

Вот так вот и становятся лучшими друзьями...

Но это вовсе не означает, что герои никак не раскрываются и не получают должного внимания. Все как раз наоборот, экспозиция и представление каждого персонажа являются, пожалуй, самыми сильными чертами данного аниме. Набор чудаковатых, но в то же время чарующих своими наивными и глупыми повадками персонажей, прекрасно работает на создание эмпатии и привязанности.

Основная драматургия сериала выстраивается почти незаметно и непринужденно, повествование способно полностью сконцентрироваться на одном герое, а потом когда это нужно показать воспоминания из его прошлого, например, прямо перед волнующей кульминацией сражения.

Итадори пытается спасти как можно больше людей, но его благородный порыв поневоле разбивается об суровую реальность, где жизнь обычных людей мало что значит. Столкновение повседневных желаний с тяжестью магического мира становится настоящим испытанием для характеров и жизненных принципов новичков.

Ветреный и несерьезный на первый взгляд Сатору Годзё, выступает наставником для ребят, всячески стараясь подбодрить своих учеников, но в нужный момент способен действовать с пугающей решительностью и хладнокровием. Начало второго сезона отведено студенческим годам Сатору и его другу Сугуро Гето, и это одни из самых трогательных и крутых эпизодов во всем сериале.

Еще молодые они совершенствуют свои способности, бездельничают и всячески подкалывают друг друга, до тех пока им не дают миссию по сопровождению некой важной особы, которая перевернет их мировоззрение, заставит сомневаться в правильности выбранного жизненного пути. Что, если все действия магов будут работать во благо только конкретной кучке людей, а их методы способны лишь сдержать симптомы, но не искоренить главную проблему?

«Магическая битва» – это в первую очередь аниме о юности и взрослении, о дружбе и о том, как важно ценить любое, даже самое мимолетное мгновение простого человеческого счастья. Авторам словно удалось запечатлеть время беззаботных студенческих лет, когда каждый окутан свободой, но еще не обременен ношами полноценной взрослой жизни.

Никто не вправе отнимать у молодежи их пору юности! Никто!

Сатору Годзё

Начиная с третьей серии финальные титры, оформлены в виде коротких и быстрых зарисовок, в которых показываются моменты из повседневной жизни героев. В периоды между учебой и заданиями они вместе совершают походы по магазинам, ходят в кино на «Человека-червя 4» и бродят по знойному мегаполису в лучах палящего солнца. Подобные кадры помогают почувствовать, что они такие же люди с привычными многим желаниями и мечтами. Тем самым помогая легче ассоциировать себя с персонажами и миром сериала.

Отрывок из титров 2 сезона. Быстрый и рваный монтаж подчеркивает скоротечность дружеских прогулок

Например, Кэнто Нанами когда-то тоже проходил обучение в колледже на пару с Сатору, но бросил учебу из-за смерти близкого друга и решил стать офисным работником. Долгое время им двигало желание просто накопить достаточное количество денег и уехать куда-нибудь подальше от повседневной рутины. Однако он так и не нашел себя и впоследствии вернулся, просто считая эту работу наименее идиотским занятием, чем сидеть целый день на одном месте.

Знакомство с Нанами происходит ярко, круто и с юмором

Достойным внимания является и выбранный сеттинг, перед нами ни еще один условный иссекай, где герои попадают в чужой мир. Все события происходит в наши дни в привычных реалиях, благодаря чему уже сам зритель попадает в мир сериала и воспринимать события становится куда проще. Даже упомянутые выше проклятия создаются из отрицательных эмоций людей, что звучит в какой-то степени вполне реалистично.

Основной сюжет хоть и строится на загадке Двуликого, но на удивление оказывается богат очень разными и непохожими ситуациями, что порой бывает сложно не посмотреть еще одну серию перед сном. Здесь и ученики других школ, программы обмена опытом друг с другом посредством боя, враждующие между собой древние кланы, проблемы непринятия родителями из-за отсутствия каких-то наследственных способностей, все это выглядит и ощущается органично.

Студии MAPPA, казалось бы, удалось нащупать почти идеальную структуру повествования, спокойно позволяющую посвятить одну из серий игре в бейсбол и при этом сохранить интерес к происходящему. Главный злодей весь первый сезон остается за кадром, изредка дергая за ниточки и осторожно расставляя будущие сюжетные ловушки, давая зрителю лишь пищу для размышления, заставляя гадать, к чему ведет его хитроумный план, кто и когда попадет в один из капканов?

Миру магии и его проработке в сериале уделяется какое-то неприличное количество времени. Деконструкции подвергается практически каждый его элемент. Начинается все с того, что маги могут использовать и контролировать проклятую энергию, создаваемую внутри своего тела, а затем вкладывать ее в специальные «техники» или усиливая с ее помощью оружие, как ближнего, так и дальнего боя. Звучит любопытно, но на деле все еще интереснее.

Техники – это своего рода приемы служащие проводниками для направленного применения проклятой энергии.

Любой тип используемой магии, авторы стараются раскладывать по полочкам: его принцип работы, какие плюсы и минусы он дает. Подобным скрупулезным внимаем к мелочам и тонкостям – сериал очень подкупает, становится интересно узнать, какие способности использует тот или иной маг, в чем заключается его особенность. Наблюдать за разбором очередной «техники» на протяжении всего сериала не надоедает, наоборот, становится одной из самых захватывающих его частей.

На самом деле разборы гораздо глубже

Ко всему прочему все маги, в том числе виды оружия делятся на четыре основных уровня, определяющих их силу: четвертый присваивают крайне неопытным новичкам, третий дается тем, у кого есть базовые знания, а второй уже позволяет получать некоторые сольные заказы. Между ними существуют еще промежуточные подуровни, призванные определить готов ли выбранный кандидат к полноценному повышению.

Маг первого уровня считается самым высоким титулом, который возможно получить путем естественного роста по карьерной лестнице. Достигшие этого звания представляют своего рода идеал, являющийся для остальных примером, каким должен быть маг. За это приходится расплачиваться высокой опасностью и наградой доверяемых миссий.

Возвышается же над всей этой ранговой системой уровень, что зовется «особым», его находят скорее аномалией, так как в общей сложности в мире насчитывается всего четыре волшебника обладающие силой выходящей за привычные рамки. Такие маги и проклятия зачастую способны создавать собственную территорию, некое специальное пространство, где все их атаки получают значительное преимущество. Кстати говоря, к этому уровню относится и Сатору Годзё, первый за последние 100 лет в своем роду унаследовавший «шесть глаз» и «безграничность», вместе создающие эффект черной дыры не позволяющий никому и ничему дотронутся до него.

Ты сильнейший, потому что родился Сатору Годзё или сильнейший, потому что стал им?

Одним лишь своим рождением на свет он нарушил баланс сил во вселенной, а многие мастера проклятий и духи притаились, боясь всевидящего мага.

Работа с персонажами здесь если не завораживающая, то очень и очень достойная. Ожившая кукла в виде панды, что обрела собственное сознание и способна мыслить не хуже любого другого человека; заклинатель – речь, которого ограничена рецептом онигири, а весь остальной словарный запас представляет собой наделенные огромной магической силой слова – подобного разнообразия достаточно много, каждый из персонажей имеет свои как сильные, так и слабые стороны.

При этом не создается чувства, что кто-то остался не удел, конечно, далеко не все, получают свой звездный час при появлении, а лишь спустя определенное время, но от того такие моменты становятся только ярче и запоминающимися остаются в памяти. К примеру, Нобара Кугисаки по мере развития истории совершенствует свою «технику», постоянно удивляя новыми талантами.

Не доставайте девушку с молотком, у нее наверняка есть гвозди

Во всем сериале вы не встретите двух одинаковых монстров, за редким исключением. Те, что низкого уровня представляют собой видоизмененные и обезображенные тела людей разных форм и размеров, действующие на животных инстинктах, а те, что высокого уже ведут себя более осмысленно и представляют иной уровень угрозы. Но куда интереснее ситуация обстоит с духами особого уровня выступающих в роли главных антагонистов, которые преследуют собственные коварные цели и в определенный момент становятся по-своему симпатичны.

Распределение проклятий по уровню опасности

Кто-то напоминает ходячий вулкан, другой древесного духа повелевающего силами природы, а еще один сотканный из разных частей тела оживший труп. Последний, кстати, наиболее примечателен, потому как он привносит щепотку философских размышлений о представлении души, о том какую роль она играет в теле человека и что наиболее важно: элементы боди-хоррора, встречаемые в жанре сёнэн далеко не часто. Превращение человека в проклятие путем касания его души, надо сказать, звучит и выглядит на самом деле довольно жутко.

Гэгэ Акутами обладает поразительным хладнокровием по отношению к созданным персонажам, далеко не каждый мангака может похвастаться подобным качеством сегодня. Он привносит в жанр не только кровавые элементы, как инструмент зрелищности, но и саму смерть, делая ее неотъемлемой частью всего произведения.

Кроликам тоже достается

Акутами с хирургической точностью удается нащупать момент, когда зритель уже начинает проникаться любовью к персонажу, а после, словно скальпелем оборвать едва зародившиеся внутри чувства. Вне зависимости положительный герой или сугубо отрицательный, под раздачу попадают абсолютно все. Из-за чего ни читатель, ни зритель не может быть до конца уверен, кто останется жив в очередной схватке.

Даже боевые сцены здесь работают несколько иначе, по своей природе они изобретательны и жестоки, а скорость и плотность действий в них бывает настолько высока, что в некоторых сражениях бывает сложно уследить за происходящим на экране. От мощи ударов рушатся стены и здания, а применение определенных способностей вокруг остается лишь выжженная земля, как после падения метеорита или взрыва бомбы.

Хореография самих битв также радует глаз

Помимо мании к разрушению, в самом бою постоянно происходит обмен техниками, один оппонент с легкостью рассказывает другому, в чем заключается его мастерство, вроде звучит крайне глупо, однако в результате подобного вскрытия карт с обеих сторон уже сам зритель начинает поневоле просчитывать ходы героев у себя в голове. Постоянные попытки переиграть друг друга выливаются в настоящие игры разума, а сами сражения увлекают не только одной зрелищностью.

Учитывая, что сейчас в сериале еще мало кто смог раскрыть свой потенциал на максимум, то самое эпичное ждет нас впереди. К тому же в истории постоянно появляются новые лица, а эпизоды становятся более изощренными в плане постановки, масштабов и концентрации сюжетных поворотов на одну серию. Промотать «Магическую битву» от драки до драки, получится с трудом.

В подавляющем большинстве производство аниме сериалов известно, тем, что происходит в очень сжатые сроки, нехватка времени и бюджета не позволяют уделить полноценное внимание более подробной раскадровке сцен. Из-за чего впоследствии можно наблюдать множество статичных кадров, в которых герои говорят либо за кадром, либо совершают минимум телодвижений на протяжении нескольких минут.

Студия MAPPA нашла способ сгладить подобного рода проблемы, активно используя преимущества 3D анимации, как в сложных сценах, так и дополняя общую картину. В «Человеке-бензопиле», релиз которого состоялся год назад, подобные решения смотрелись весьма органично и не портили впечатление, выбиваясь из общего стиля.

Пример сцены с использованием графики

В «Магической битве» ситуация несколько иная. Первый сезон не сильно богат на детали, но обладает более целостным визуальным стилем по сравнению со вторым, в котором из-за сроков и скорости работы намного чаще прибегают к использованию CGI, а некоторые серии рисуются, словно в последний момент, оставляя весьма сырые моменты на релизе. При этом если первый сезон выделяется более ровной картинкой, то второй, может похвастаться повышенной детализацией, не уступающей полнометражным картинам. К тому же сами анимации персонажей стали более плавными и естественными.

Критиковать студию за использование современных технологий в покадровой анимации можно долго, но при всех шероховатостях сериал все равно выглядит и звучит просто изумительно. Грубые статичные кадры стали довольно редки и выполняют уже другую роль, как бы дополняя визуальный ряд.

Кушать хотите?

Иногда авторы, будто нарочно хотят показать как можно больше деталей пространства вокруг, концентрируясь на малозначительных вещах, вроде стакана газировки, сэндвича или цветов, давая понять, что в мире полно других вещей, обладающих красотой, доступной всем, если ее замечать.

«Магическая битва» не уступает в зрелищности западным блокбастерам, нередко превосходя их, опираясь не только на знакомые аниме-тропы, но и умело имитируя техники кино. Используя перевод фокуса с одного объекта на другой, сверхкрупные и дальние планы, и воспроизводя эффект времен VHS кассет.

Порой камера будто бы специально переноситься за пределы места действия, показывая события со стороны, а бывает так, что перемещается прямо в голову персонажа, транслируя происходящие от первого лица, погружая зрителя в центр действия. Впрочем, временами прослеживается стремление избавиться от всего лишнего, например, оставляя только руки, готовящие очередное заклинание.

Но в погоне за кинематографичностью не теряются и родные ноты. В неловкие ситуации лица героев принимают хорошо знакомый стиль, оставляя место для более яркой демонстрации эмоционального состояния. Подколы над однокурсниками, дружеские оплеухи и чрезмерное удивление подчеркиваются традиционным для аниме визуальным упрощением рисовки, создавая глубоко внутри какое-то теплое и родное чувство по отношению к сериалу.

Драки или знакомство с новыми героями оформлены яркими и динамичными треками, на удивление неплохо сочетающиеся с общим темпом повествования. Тем не менее все не превращается в бесконечный танец, и порой повествованию важно остановится и заставить прочувствовать мимолетное счастье главных героев. Так, в одном из эпизодов сериала выключаются абсолютно все посторонние звуки, оставляя на фоне только композицию пианино, погружая в значимость и скоротечность подобных моментов в жизни.

«Магическая битва» определенно может подарить одну из лучших картинок на сегодняшний день, пускай и не идеальную. Но, как минимум, по этой причине уже стоит обратить на нее свое внимание.

Как «Магическая битва» учит ценить мгновения счастья

Если «Атака Титанов» уже успела отгреметь и получить свое логическое завершение истории, то «Человека-Бензопила» и «Магическая Битва» сериалы, которые только набирают обороты, становясь самым ярким опытом последних лет. Здесь пересекаются детективный триллер в духе Дэвида Финчера и элементы хоррора, молодежный комедийный боевик и трогательные моменты, цепляющие струнки души.

В итоге перед нами предстает один лучших взглядов на устоявшуюся концепцию знакомого жанра. Нет, ни о какой революции речи не идет, но это очень приятный и способный с легкостью увлечь своим миром и вниманием к деталям сериал. Персонажи ощущаются живыми, а их проблемы и желания поразительно близки каждому из нас. Кто-то пытается заработать побольше денег, чтобы сбежать ото всех проблем, кто-то живет ради очередной встречи со своим кумиром или готов пойти на риск ради возможности изменить привычный образ жизни.

В конце концов, «Магическая битва» показывает, что даже самые темные и трудные моменты в жизни можно преодолеть, если достаточно сильно верить в конечную цель и идти к ней несмотря ни на что.

P.S. Все опенинги сериала

310310
225 комментариев
500 ₽

Ахуй

19
Ответить
500 ₽

Не, ну лонг по одному из самых эпичных боевых сёненов достоин монетки

15
Ответить
333 ₽
4
Ответить