«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda

За свою долгую историю компания успела вступить в конфликт с EA, Facebook, создателем Minecraft и даже с собственным основателем.

22 июня Bethesda подала в суд на Warner Bros. — согласно официальной позиции компании, разработчики игры Westworld «бесстыдно скопировали» Fallout Shelter. В Warner Bros. обвинения назвали «удивительными» и «ничем не подкреплёнными».

Это далеко не первый случай громких судебных исков со стороны Bethesda — компания создала себе репутацию любителя обращаться в суд. Колин Кэмпбелл, журналист Polygon, вспомнил все юридические конфликты с участием компании.

«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda

Electronic Arts (1988)

Славу компании, которая постоянно с кем-то судится, Bethesda приобрела относительно недавно. Однако ранний этап её существования тоже отметился по крайней мере одной громкой тяжбой — в 88-м молодая компания попыталась засудить одного из гигантов рынка.

Первой игрой Bethesda был симулятор американского футбола под названием Gridiron! для Atari ST и Amiga. Для своего времени это был прорыв — в будущем издание The Escapist назовёт Gridiron! «первой современной спортивной игрой». Творение Bethesda так впечатлило руководство Electronic Arts, что те подписали со студией контракт на создание первой игры в серии John Madden Football.

Через какое-то время проект Bethesda был отложен, а Electronic Arts принялась за создание собственного симулятора американского футбола. Bethesda подала на партнёров в суд, обвиняя EA в том, что она изначально пошла на эту сделку только ради того, чтобы получить доступ к коду Gridiron!. Однако до приговора дело не дошло — сторонам удалось договориться в частном порядке.

«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda

Основатель Bethesda (2003)

В 2002 году Кристофера Уивера, основателя Bethesda, вынудили покинуть компанию, после чего тот подал на неё в суд, утверждая, что ему задолжали выходное пособие. В ответ на это обвинение Bethesda подала иск, в котором обвинила Уивера в том, что тот без спросу читал электронную почту сотрудников.

Как и в случае с Electronic Arts, разногласия удалось решить вне зала суда. На сегодняшний день Уивер остаётся одним из ведущих акционеров Bethesda.

«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda

Interplay (2009)

В 2007 году Bethesda купила у Interplay права на франшизу Fallout. В сделку было включён пункт, согласно которому за Interplay остаётся право на создание MMORPG во вселенной Fallout, в том случае, если ей удастся привлечь на его разработку средства, достаточные для реализации такого проекта.

Через два года после того, как Interplay анонсировала ту самую MMORPG и начала разработку, Bethesda подала иск в суд, утверждая, что бюджет игры не удовлетворяет указанным в договоре критериям. По мнению Кэмпбелла, в компании просто не хотели, чтобы «какая-то недофинансированная MMO» отвлекала на себя внимание публики в свете релиза Fallout 3.

Конфликт разрешился лишь спустя три года: Bethesda заплатила Interplay 2 миллиона долларов, а та в ответ однозначно отказалась от любых прав на создание игр во вселенной Fallout. В 2018 году Bethesda анонсировала Fallout 76 — нечто очень похожее на MMORPG.

«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda

Маркус Перссон и Mojang (2011)

Когда Mojang — компания, основанная создателем Minecraft Маркусом Перссоном, — выпустила цифровую карточную игру под названием Scrolls, Bethesda немедленно подала на неё в суд. По мнению юристов компании, Bethesda обладала интеллектуальными правами на само слово «свитки» — даже без прилагательного «древние».

Перссон в ответ потребовал суда поединком, «как Тирион из «Игры престолов»», — по три сотрудника из Mojang и Bethesda должны были сыграть друг против друга в Quake 3. Комментируя это предложение, журналист портала Rock, Paper, Shotgun написал, что «это могло бы стать самым потрясающим событием в истории ПК-гейминга», но «у армии адвокатов Bethesda нет чувства юмора». Он оказался прав: матча не случилось, а разбирательства продолжились.

Сторонам удалось договориться, игра Mojang сохранила название, но получила на него лишь «номинальную» лицензию. Неизвестно, связано ли это с какими-то тайными договорённостями с Bethesda, но в июне 2018 Scrolls сменила название на Caller’s Bane.

«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda

Художник Эрлинг Андерсен (2012)

В 2012 году художник Эрлинг Андерсен, большой поклонник Fallout, украсил свою квартиру авторскими постерами по мотивам Fallout, а затем опубликовал их цифровые версии в интернете и начал раздавать их бесплатно. Вскоре он получил письмо, в котором Bethesda пригрозила ему судом и потребовала немедленно убрать постеры из открытого доступа.

Андерсен, как оказалось, был студентом юрфака: он адресовал компании открытое письмо, в котором подверг подробной критике действия её юристов. По его словам, он пошёл бы навстречу Bethesda и в случае «дружелюбного» письма, а грозить ему судом было совершенно необязательно.

«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda

Facebook, Oculus и Джон Кармак (2014)

Через несколько недель после того, как Facebook приобрела компанию Oculus, последняя получила судебный иск от ZeniMax, материнской компании Bethesda.

ZeniMax обвиняла Джона Кармака, создателя Doom, в том, что он предоставлял Oculus информацию о неких технологиях, будучи при этом связанным контрактом с Bethesda. В 2017 году суд постановил, что Кармак не выполнял условия договора о неразглашении, и присудил ZeniMax полмиллиарда долларов.

Сразу же после этого Кармак подал в суд на ZeniMax — он утверждал, что компания не выплачивает ему долг, образовавшийся после покупки id Software.

«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda

Ютубер CAPITANSPARKEZ (2015)

Популярный ютубер CapitanSparklez (настоящее имя — Джордан Марон) предложил зрителям проголосовать за наиболее подходящее название для его новой игры для мобильных платформ. Выбор публики пал на название «Fortress Fallout» — и юристы Bethesda не заставили себя долго ждать.

Получив письмо, Марон не стал сопротивляться и немедленно переименовал игру в Fortress Fury, назвав Bethesda «известными сутяжниками».

«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda

No Matter Studios (2017)

Создателям игры Prey for the Gods пришлось сменить её название на бессмысленное Praey for the Gods после ультиматума от Bethesda, владеющей правами на торговую марку Prey. Команда разработчиков, состоявшая всего лишь из трёх человек, выпустила заявление, в котором говорилось о том, что для такой маленькой студии было бы слишком тяжело одновременно разрабатывать игру и судиться с огромной корпорацией.

Вице-президент Bethesda Пит Хайнс в разговоре с Polygon заявил, что у его компании «не было выбора» — она сама рисковала потерять права на торговую марку Prey, ведь, «к сожалению, закон о торговых марках так работает».

«Они известные сутяжники»: история судебных исков от Bethesda
5656
38 комментариев

Комментарий недоступен

42
Ответить

Они бы еще запретили артикль "The" использовать

26
Ответить

Когда против тебя штат юристов с оплатой 1000 долларов в час каждому, нет ничего лёгкого...

7
Ответить

судя по тому как много прецедентов, то не такое уж и изичное

4
Ответить

Американский закон о торговых марках. Если компания зарегистрировала слово как торговую марку названия игр, она должна сама тащить в суд все другие игры, которые используют это слово в названии. Иначе потеряет торговую марку, а это чревато уже потоком грязеклонов, как у любой другой популярной игры без защиты, тот же 2048 вспомнить. И это не маразм, защите придётся долго доказывать (людям, которые вообще не в теме), насколько ваша 3D видеоигра для одного игрока не похожа на ту 3D видеоигру для одного игрока.

2
Ответить

Ну вспомни как создатели посредственной "3 в ряд" пытались запретить слово "Saga"

Ответить

Странно, что Bethesda не засудила Paramount за подзаголовок Fallout в новой части Миссии Невыполнимой.

7
Ответить