VI$UAL. Три самых красивых чёрно-белых фильма в истории
С вами предпоследнее включение моей любимой рубрики «Богатый визуал», в которой я делился красивыми кадрами из фильмов и сериалов. Для двух финальных выпусков я отобрал шесть картин: три цветных и три чёрно-белых. Они очень разные, но их я считаю эталоном использования ч/б и цвета в кино.
Заголовок немного отдаёт кликбейтом, но другого я не придумал.
Начнём мы с трёх определяющих чёрно-белых фильмов, каждый из которых по-своему идеален.
The Third Man / «Третий человек», 1949
Режиссёр: Кэрол Рид
Идея этого поста возникла при просмотре данного шедевра нуарного детектива, благо в нём сошлось всё: гениальный сценарий, драйвовая постановка, шикарные актёрские работы, ставший классическим саундтрек... А что главное для нас сейчас, потрясающая операторская работа и ювелирное использование света и тени в ч/б, за которую оператору Роберту Краскеру выдали Оскар, а сам фильм стал фактически первым победителем Каннского кинофестиваля. Роскошная атмосфера послевоенной Вены, заваленные горизонты и прочие голландские углы стали фирменными фишками картины, заметно выделяющей её на фоне прочего нуара.
Чем меня привлекает визуальный стиль «Третьего человека» — классное плёночное зерно, придающее ему особую атмосферность. Именно ради этой характерной зернистости я рекомендую к просмотру издание фильма от The Criterion Collection — в нём зерно полностью сохранено, в то время как для релиза от Studio Canal пост-обработкой его сильно вычистили. Выглядит вроде бы посвежее, посовременнее, но на мой вкус, лишает фильма части его аутентичности.
В любом случае, как и всё остальное в этом посте, я настоятельно рекомендую к просмотру эту картину — это настоящие 10 из 10 от меня и гарантированное удовольствие от просмотра.
L’année dernière à Marienbad / «В прошлом году в Мариенбаде», 1961
Режиссёр: Ален Рене
Великий фильм-загадка, снятый любителем порассуждать на абстрактные темы Аленом Рене по сценарию его тёзки, любителя подкинуть абстрактных идей Алена Робба-Грийе. Ныне считается шедевром сюрреализма, повлиявшим на множество дизайнеров, кутюрье и режиссёров вроде Кубрика и Линча. Я лично обожаю эту вещь даже не столько за это, сколько за безупречный визуальный стиль.
Съёмки в величественном дворце, неповторимое сочетание длинных кадров и короткого монтажа и богиня арт-кино 60-70-х годов Дельфин Сейриг, разодетая в наряды от Коко Шанель, роскошный авангардный саундтрек — каждый кадр «Мариенбада» преисполнен вкуса и чувства прекрасного.
Кино, которое до сих пор ощущается настоящим эталоном стиля.
The Lighthouse / «Маяк», 2019
Режиссёр: Роберт Эггерс
Несмотря на то, что чёрно-белое кино ныне считается устаревшим , и используется скорее намеренно как художественный приём, определённые достижения в его развитии наблюдаются и сейчас. Мне первым делом приходят в голову эксперименты Павла Павликовского и Андрея Кончаловского, а ещё почти вся фильмография филиппинца Лава Диаса.
Но «Маяк», пожалуй, самое значимая веха в этом деле. Снятый пусть и по-современному технично, но по-старомодному дотошно и на винтажный объектив в формате 1.19 к 1, фильм вобрал в себя многое из визуальных традиций классического чёрно-белого кино. Его можно рассматривать как краткий пробег по программе киновуза: шедевры Ингмара Бергмана, Фрица Ланга, Георга Пабста, Белы Тарра, нуарное кино, не говоря о более нишевых вещах, вроде «Смотрителей маяка» 29-го года, — всё это здесь чувствуется и реализовано в потрясающем ч/б.
Во многом потому я и решил и выбрать его для поста. Ну, вы все знаете «Маяк», что о нём рассказывать — смотреть надо!
Приятного просмотра. Продолжение будет уже завтра.