Под знаком X: почему оригинальный Xbox всё ещё актуален

История консоли, причины для покупки и лучшие эксклюзивы.

В России первый Xbox сегодня вспоминают нечасто. Консоль не продавалась официально, имела скромный круг почитателей в эпоху расцвета ПК-гейминга и популярности PlayStation 2. Ещё за Xbox закрепилась репутация бесполезной платформы, на которой появилось мало достойных игр, а те что вышли — давно портированы на ПК и другие консоли. Именно поэтому многие отличные эксклюзивы Xbox незаслуженно забыты. Выросло целое поколение игроков, которые помнят Xbox 360, но почти ничего не знают об оригинальном Xbox.

Год назад я купил Sega Dreamcast и подробно рассказал о своих впечатлениях. У меня всегда было трепетное отношение к старым консолям, но оригинальный Xbox почти не интересовал. К его покупке подтолкнули несколько любопытных эксклюзивов и выгодная цена. После трёх месяцев активной игры я понял, что Xbox — это самая актуальная классическая консоль.

Под знаком X: почему оригинальный Xbox всё ещё актуален

Немного истории

Однако прежде чем переходить непосредственно к игровому опыту, стоит рассказать об истории первой консоли Microsoft. До середины 90-х компания не рассматривала консольный рынок как перспективное, а главное — прибыльное направление бизнеса. На это частично повлиял грандиозный провал консоли Apple Pippin — совместный проект гиганта Apple и японской компании Bandai. Консоль провалилась из-за высокой цены, слабой начинки по меркам 1996 года и отсутствия хороших игр. Казалось, что тягаться с репутацией Nintendo и Sony — глупо и бесполезно.

Всё изменилось в годы сотрудничества между Microsoft и Sega. Для Sega Dreamcast американская корпорация разработала специальную версию операционной системы Windows CE в комплекте с графическим API DirectX. Благодаря этому на Dreamcast можно было портировать игры, изначально выпущенные на персональных компьютерах. Решение не получило широкого распространения среди разработчиков (поддерживало 80 игр), но именно для Microsoft это был очень ценный опыт.

Пометка о совместимости с Windows CE на корпусе Dreamcast
Пометка о совместимости с Windows CE на корпусе Dreamcast

Успешная работа над Dreamcast мотивировала четырёх инженеров команды DirectX разобрать несколько ноутбуков от Dell и создать на базе компьютерного железа черновой прототип будущей консоли. Наработки команды так понравились Биллу Гейтсу, что он поддержал идею и в будущем представлял Xbox на всех крупных презентациях в США и Японии. Фактически, это один из последних проектов Гейтса на должности руководителя.

В Microsoft долго не могли выбрать подходящее название для устройства. Сперва консоль называлась DirectXbox, потом сокращенно — Xbox. Но маркетинговый отдел отказался от этого названия, потому что оно казалось им «банальным и непривлекательным». Фокус-тесты доказали обратное — потенциального покупателя больше цепляет лаконичный Xbox, чем несуразный MAX (Microsoft Action Experience), MIND (Microsoft Interactive Network Device) или WEP (Windows Entertainment Project).

Такой упор на DirectX и Windows вполне объясним. Внутренняя архитектура Xbox — это практически топовый ПК образца 2001 года. Исходный код операционной системы консоли напоминает Windows 2000 с поддержкой DirectX 8. Сердце консоли — доработанный процессор Intel Pentium III Coppermine (по частотам и кэшу близок к разогнанному Celeron Coppermine). Графическое ядро NV2A — разогнанный видеочип Nvidia GeForce 3.

Начинка Xbox (без жёсткого диска и привода)
Начинка Xbox (без жёсткого диска и привода)

Также в Xbox встроен обычный компьютерный DVD-ROM и жёсткий диск объёмом в 10 гигабайт. Ахиллесова пята консоли — 64 мегабайта оперативной памяти. Огромное достижение, что со столь малым объёмом оперативки на Xbox запускается Doom 3 и Half-Life 2. Любопытно, что внутри официального девкита стояло 128 мегабайт, да и на ранних моделях есть распайка под дополнительную память.

Впервые о консоли рассказали на выставке GDC 2000. Публике представили прототип Xbox, логотип, нарезку геймплея из будущих игр и технодемки. Microsoft всерьёз собралась конкурировать с PlayStation 2 и только что анонсированной Nintendo GameCube.

Единственный известный прототип Xbox
Единственный известный прототип Xbox

Билл Гейтс позиционировал Xbox как лучший выбор для игроков в шестом поколении платформ. Он считал, что консоль привлечёт покупателей высоким качеством графики, доступной ценой и удобным сетевым мультиплеером. А у разработчиков игр не будет существенных ограничений из-за большого запаса мощности и удобного инструментария.

Отрывки из демонстрации на GDC 2000

На GDC 2000 вычислительную мощность процессора Xbox показали в специальном технодемо Ping Pong & Traps. В виртуальной трёхмерной комнате лежали три сотни мышеловок с зажатыми в них шариками для пинг-понга. На одну из мышеловок падает шарик и начинается цепная реакция.

Ping Pong & Traps

Технодемо Garden & Butterfly зрители встретили овациями. Мощное железо консоли оказалось способно отобразить в кадре более тысячи движущихся объектов с собственной физикой и моделью поведения. В этом технодемо бабочки коллективно собирались в различные фигуры.

Garden & Butterfly

На E3 2000 Microsoft привезла технодемо Two to Tango, в котором боевой робот повторял все движения за человеком. Оно демонстрировало работу с освещением, высокой детализацией окружения и плавной скелетной анимацией двух моделей.

Two to Tango

Широкой публике Xbox представили в 2001 году на выставке CES 2001. После непродолжительной речи Билл Гейтс откинул чёрное покрывало со стенда и впервые показал финальный дизайн консоли. Он вкратце рассказал о возможностях устройства и анонсировал дату релиза — ноябрь 2001 года. Цена такая же, как и у PlayStation 2 — 299 долларов.

Ключевое из речи Билла Гейтса

Во время презентации на сцену вышел приглашённый гость — рестлер и актёр Дуэйн «Скала» Джонсон. Он рассыпался в благодарностях Гейтсу, поделился своими восторженными впечатлениями от консоли, сравнивал её с «непоколебимой скалой» и отпустил несколько шуток в адрес главы Microsoft.

Джонсон и Гейтс на сцене

Общие затраты на рекламную кампанию Xbox составили более 500 миллионов долларов. Microsoft не жалела деньги как на рекламу консоли, так и на раскрутку её стартовой линейки игр.

Основным системселлером Xbox конечно же была Halo: Combat Evolved. Ей уделяли повышенное внимание на презентациях и в прессе, пророчили революцию в жанре шутеров от первого лица на консолях, называли «лучшим консольным шутером» со времен Golden Eye 007 на Nintendo 64. Шум вокруг Halo здорово помог продажам Xbox на запуске. Всего за полгода игра разошлась рекордным тиражом в два миллиона копий.

Знаменитый трейлер Halo c E3 2000

К сожалению, итог был предсказуем: Microsoft не удалось победить Sony в гонке за первенство. За весь жизненный цикл Xbox продался в количестве 24 миллионов копий против 155 миллионов у PlayStation 2. Уже через год японская компания понизила цену PlayStation 2 до 199 долларов и окончательно закрыла вопрос конкуренции. Хотя в шестом поколении игровых платформ Xbox уверенно держался на втором месте. Его продажи обогнали непонятый игроками Nintendo GameCube (22 миллиона) и Dreamcast (10 миллионов), который едва не обанкротил Sega.

Отчасти на низкие продажи Xbox повлияли три неудачи. Во-первых, PlayStation 2 покупали как бытовой и бюджетный DVD-плеер. Xbox же требовал DVD Movie Playback Kit — комплект с пультом и передатчиком за 30 долларов.

Во-вторых, обещанный Гейтсом онлайн-сервис Xbox Live запустили лишь в 2003. В первом Halo его чертовски не хватало, поэтому игроки довольствовались устаревшим оффлайном в сплитскрине. Фанаты приспособились к этому и организовывали так называемые «LAN-вечеринки». Для матча с шестнадцатью игроками нужно было минимум четыре консоли, маршрутизатор и четыре телевизора. Сегодня это выглядит как форменное безумие.

LAN-Party с шестью консолями и телевизорами
LAN-Party с шестью консолями и телевизорами

И в-третьих — свою роль сыграл неудачный запуск Xbox на азиатском рынке и в Европе. Консоль провалилась в Японии ещё до того, как попала на прилавки магазинов. Японская игровая общественность отнеслась к Xbox с непониманием и настороженностью. Выступление Билла Гейтса на выставке Tokyo Game Show и заявление о сотрудничестве с разваленной Sega восприняли как дешёвую пиар-акцию.

Внешний вид консоли не понравился японским инвесторам и был раскритикован в игровой прессе. Невероятно тяжёлая и громоздкая американская консоль совершенно не вписывалась в интерьер обычной японской квартиры. Xbox сравнивали с большим и строгим американским джипом, который мало кому был нужен и понятен. У японцев есть стереотип японцев: если американец сделал какое-то устройство, то оно обязательно получится монструозным и негабаритным.

Билл Гейтс, чизбургер и геймпад Xbox на официальной японской рекламе
Билл Гейтс, чизбургер и геймпад Xbox на официальной японской рекламе

Японское подразделение Xbox продало менее двух миллионов копий консоли за пять лет. Иногда доходило до абсурда: весной 2003 года Xbox продавался хуже, чем устаревшая первая PlayStation. Ситуацию не спасли и эксклюзивы от японских компаний, спонсированные Microsoft.

Удалось договориться с Konami, Capcom, FromSoftware, Namco и Sega, но другие компании отказались выпускать свои игры на Xbox. Например, Square Enix принципиально разрабатывала ролевые хиты только для PlayStation 2, а о мультиплатформе даже и речи не шло. Да и те, с кем удалось договориться — в основном, портировали игры с PlayStation 2 на Xbox.

После Японии Xbox появился в Европе, но и там консоль провалилась — шесть миллионов копий за пять лет. Проблемы с поставками и отложенный релиз только усугубили ситуацию. А в Великобритании к Xbox были негативно настроены после скандального рекламного ролика с младенцем, который вылетал из материнской утробы и падал в могилу.

«Жизнь коротка, играй больше» — слоган Xbox в Британии

Вопреки всем неудачам, Microsoft удалось закрепилась на видеоигровом рынке. Компания поддерживала оригинальный Xbox вплоть до снятия с производства в 2009 году. Xbox Live хоть и опоздал на два года, но тоже оправдал ожидания игроков. В период с 2003 по 2005 год в нём зарегистрировалось более шести миллионов подписчиков. Через сервис можно было общаться с помощью голосового чата, скачивать патчи, маленькие игры и демоверсии. Сегодня это обыденные вещи, но они сильно впечатляли в первой половине нулевых.

Реклама Xbox Live была очень «кринжевой»

В целом, результат позитивный, но неутешительный — консоль принесла одни убытки. От многомиллиардных вложений в игровое подразделение не было существенной отдачи много лет. Даже грандиозный успех бестселлера Halo 2 (8 миллионов копий по всему миру) не смог переломить ситуацию и вывести продажи консоли в плюс.

Свою первую крупную прибыль игровое подразделение Microsoft получило лишь в 2008 году, после выхода Grand Theft Auto IV и успешного запуска Xbox 360. За первое полугодие 2008 года Xbox 360 принёс Microsoft более полумиллиарда долларов. Получается, что вся затея с запуском Xbox наконец-то окупилась только спустя 7 лет.

Четыре килограмма металла и пластика

С Xbox у меня всегда были сложные отношения. Консоль я никогда не видел вживую, и лишь изредка читал о ней в журнале «Страна Игр». В ту пору у меня был персональный компьютер и PlayStation 2. Я обожал японские ролевые игры, но сильных JRPG на Xbox просто не было. С эксклюзивами консоли я не был знаком, а мультиплатформа совсем не интересовала. Какой толк от Knights of the Old Republic или Morrowind, когда я спокойно могу поиграть в эти игры на своём ПК? Конечно, мне хотелось пройти обе части Halo, но позже и их портировали.

Консолью я заинтересовался два года назад, после замечательного видеоролика от ретрогеймера Игролова. В нём он дотошно рассказал о своём многолетнем опыте и лучших эксклюзивах для этой платформы.

В итоге, к покупке Xbox меня мотивировали шесть эксклюзивов: Conker’s Live and Reloaded, улучшенная версия Shenmue 2, Project Gotham Racing, Ninja Gaiden, Dead or Alive 3 и Panzer Dragoon Orta. Сегодня подержанный Xbox стоит около четырёх тысяч рублей. Если зайти на крупные российские интернет-барахолки, то цены стартуют от двух тысяч за экземпляры в посредственном состоянии, до восьми тысяч за модифицированные консоли в полной комплектации. Максимальную цену просят за чипованные консоли с жёстким диском на 100 гигабайт и выше (часто — с установленными играми). И да, найти не взломанный Xbox в России почти нереально.

Средние цены на Avito за комплект
Средние цены на Avito за комплект

Если внимательно изучить все площадки, то можно прийти у простому выводу: консоль в России не ценится и мало кому нужна. Цены на неё порой меньше, чем на «толстушку» PlayStation 2 или Sega Dreamcast. Я решил не переплачивать и выбрал бюджетный лот на «Авито» за три с половиной тысячи рублей. Xbox продавали с двумя оригинальными геймпадами, «кучей дисков», рулём и педалями.

Dialog GW-23VR — простой и не самый качественный руль, но на безрыбье сойдёт. Найти сегодня руль под Xbox — та ещё задачка
Dialog GW-23VR — простой и не самый качественный руль, но на безрыбье сойдёт. Найти сегодня руль под Xbox — та ещё задачка

История, которую мне рассказал продавец, вполне стандартная: консоль купили ребёнку в 2006 году, тот поиграл в неё какое-то время, а потом «совсем вырос из игрушечек для компьютера и детских приставок» (почти дословная цитата). Судя по всему, фото устройства было сделано в том же 2006-м. На месте консоль была покрыта тремя слоями свалявшейся пыли. Комья торчали из кулера на задней стороне и из щелей дисковода. Вместо «кучи дисков» — пиратские версии Soul Calibur II и Black. Стик на одном из геймпадов был отломан и болтался на честном слове, так что один геймпад пришлось выбросить.

Кстати, именно так выглядели пиратские диски на Xbox в России
Кстати, именно так выглядели пиратские диски на Xbox в России

К счастью, консоль запустилась, а уцелевший геймпад и руль исправно работали. Во время смены дисков я заметил, что лоток открывается через раз и намертво заедает при попытке его открыть. Оказалось, что для того, чтобы вытащить лоток, нужно легонько похлопать консоль, либо всегда держать внутри неё какой-нибудь диск. Только в этом случае привод не будет заедать.

Отмытый и очищенный корпус в день покупки
Отмытый и очищенный корпус в день покупки

Сначала от покупки такого барахла хотелось отказаться, но я передумал и сторговался до двух тысяч рублей. Весь следующий день ушёл на попытки привести консоль в чувство. Я снял корпус, вымыл его и везде прошёлся тройным одеколоном — удивило, что под толстым слоем пыли не было царапин.

Внутри всё выглядело лучше, чем казалось. Я убрал всю пыль, прочистил кулер и намазал термопасту на процессор. Радиатор с видеочипа снять не получилось: он был на термоклее и намертво приклеился за годы. А использовать фен или грубую силу было боязно — в сети можно прочесть про случаи, когда из-за такой спешки люди попросту вырывали кусочек видеочипа или процессора.

Разобранный Xbox после чистки
Разобранный Xbox после чистки

Барахлящий лоток удалось починить значительно позже. Оказывается, что проблема заедающего привода встречается у всех ревизий Xbox. Рано или поздно это проявится. И здесь есть три решения: аккуратно починить привод, смириться или купить новый.

Первое впечатление — консоль безумно тяжёлая, шутки про вес и накачанные бицепсы были вполне оправданы. Из-за обычного жёсткого диска и DVD-привода вес консоли увеличился до четырёх килограмм. Это на 800 грамм тяжелее PlayStation 4 Pro и на 300 грамм тяжелее Xbox One X. Сегодня оригинальный Xbox занимает второе место среди самых тяжелых консолей в мире. Рекорд держит пятикилограммовая первая модель PlayStation 3.

Наглядное сравнение с Dreamcast
Наглядное сравнение с Dreamcast

Для оригинального Xbox создали два геймпада — «Герцог» и «Акебоно». «Герцог» (игроки прозвали его «Толстяк») шёл в комплекте с первыми ревизиями консоли. Одним игрокам он понравился, другие же критиковали его за размер и вес. Он даже попал в книгу рекордов Гинесса как «самый большой контроллер в истории».

Мне достался «Акебоно» или Xbox Controller S. Он удобен и по весу чуть легче, чем DualShock 4. Изначально его спроектировали для японского рынка, ведь «у японцев маленькие руки» (официальная причина). Под давлением игроков геймпад выпустили в США и Европе уже в 2002 году. Он полностью вытеснил «Герцога» в будущих ревизиях консоли.

«Герцог» и «Акебоно»
«Герцог» и «Акебоно»

На верхней стороне контроллера есть слоты для карт памяти. Выглядит они точь-в-точь как VMU-разъёмы у геймпада Dreamcast. Разъёмы, в общем-то, бесполезные. Всё сохранения хранятся на жёстком диске, а карта памяти нужна для их переноса с консоли на консоль. Например, чтобы поделиться с другом сохранением или помочь ему в прохождении сложного места. Кому-то может и пригодится, но стоило ли ради этого делать два порта?

Порты под карты памяти в геймпаде Xbox и Dreamcast
Порты под карты памяти в геймпаде Xbox и Dreamcast

Интерфейс операционной системы Xbox называется «дашборд» — он зелёный, стильный и с набором стандартных функций для консолей того времени. В дашборде есть базовые настройки, менеджер сохранений, пункт выхода в Xbox Live и музыкальный медиаплеер.

Последний умеет сохранять музыку с аудиодисков на жёсткий диск, после чего её можно включать в различных играх. На запуске консоли эту функцию поддерживали Project Gotham Racing, Tony Hawk 2x и Amped.

Дашборд Xbox

К сожалению, купленная консоль уже была взломана с помощью софтмода (альтернатива чиповки). Помимо оригинального интерфейса, в ней стоял нелегальный дашборд — UnleashX. Он понимал пиратские диски и умел запускать игры напрямую с жёсткого диска. В UnleashX можно установить другие homebrew-приложения, вроде медиаплееров или эмуляторов.

Но в пиратстве на Xbox сейчас мало смысла. На барахолках и аукционах большинство игр стоят от 300 до полутора тысяч рублей. Редкие экземпляры и коллекционные издания стоят в районе двух или четырех тысяч. Я решил, что если уж брать старую консоль, то лучше потихоньку собирать хорошие игры, а не играть на болванках.

UnleashX — неоригинальный дашборд
UnleashX — неоригинальный дашборд

Поддержка высоких разрешений — самая ценная особенность Xbox. Картинка с Nintendo GameCube и PlayStation 2 сегодня выглядит очень размыто на современных телевизорах. Без дополнительных кабелей или конвертера в HDMI не обойтись.

Оригинальному Xbox это не понадобится: через компонентный кабель консоль выдаёт честное 480p (720x480) во всех играх. В полусотне тайтлов поддерживается 720p (1280x720), а ещё в семи — 1080i (1920x1080).

Наглядное сравнение между композитным и компонентным кабелем

Зачем покупать оригинальный Xbox

По началу кажется, что в 2018 году нет никакого смысла покупать эту консоль. Обратная совместимость с играми от классического Xbox встроена в Xbox 360 и Xbox One. Возникает очевидный вопрос: зачем нужна старая консоль, когда её игры запускаются в HD-качестве на современных платформах?

Не все знают о больших проблемах обратной совместимости. Из 1100 игр Xbox Original на Xbox 360 работает около 400, а чтобы идеально — чуть больше сотни. В «Википедии» есть подробный список совместимости с описанными проблемами у каждой игры. В каких-то играх есть мелкие графические артефакты вроде исчезнувших эффектов, теней, текстур или элементов интерфейса. С остальными всё менее гладко.

Под знаком X: почему оригинальный Xbox всё ещё актуален

Желание поиграть могут отбить редкие зависания, заметные проблемы с производительностью, корректной работой видеороликов, отсутствием музыки или звуков. С играми американского региона проблем поменьше, а вот европейские или японские издания могут вообще не запуститься. Так что играть на Xbox 360 можно, но лишь в избранные вещи.

Xbox One поддерживает всего 30 игр с Xbox Original (20 игр в русском регионе). И если вставить в Xbox One диск с игрой, то консоль просто скачает её цифровую версию из магазина.

Демонстрация обратной совместимости на Xbox One

Любители пиратства могут спросить: «Зачем покупать старую консоль, когда есть эмуляторы?». Допустим, мы отбросили моральную сторону вопроса: эмуляторы Xbox и правда есть, только они плохо работают. Первые проекты по эмуляции Xbox появились ещё в середине нулевых, но их разработка не продвинулась дальше сырых альфа-версий. Из-за стереотипа «на Xbox почти нет достойных эксклюзивов» к эмуляции консоли всегда был пониженный интерес. Часть разработчиков растеряли энтузиазм и бросили своим наработки, другим пришло «вежливое письмо» от Microsoft.

На сегодняшний день развивается эмулятор CXBX-Reloaded. За два года разработки он научился идеально запускать около 15 игр. Остальные находятся в стадии «играбельно» или не запускаются вовсе. К тому же, «играбельно» — понятие растяжимое. В одних играх частота кадров зависла на отметке в 10 или 15, в других — мерцают текстуры и некорректно отображаются эффекты. Нормальной эмуляции классического Xbox пока что нет, и в ближайшие несколько лет вряд ли что-то изменится.

Демонстрация эмулятора CXBX-Reloaded

Вот поэтому оригинальный Xbox до сих пор актуален. Официальная обратная совместимость оставляет желать лучшего, а эмуляция находится в зачаточном состоянии. Да, некоторые эксклюзивы отлично играются на Xbox 360 или Xbox One, но если хочется подробнее изучить библиотеку платформы, то стоит зайти на барахолку и купить консоль по приемлемой цене.

В погоне за редкостью

Изначально я собирался купить редкую модель Xbox. Больше всего хотелось прозрачную белую или зелёную версию консоли. На Avito было два лота, но у первой совсем не работал привод, а вторую продали незадолго до моего звонка. Сегодня прозрачную модель Xbox можно купить на eBay по цене от 4 до 6 тысяч рублей.

Богатым коллекционерам тоже есть где разгуляться. Например, после запуска консоли было выпущено две версии Xbox с редкой эмблемой и подписью Билла Гейтса. Partner Edition вручали сотрудникам сторонних компаний (в основном, Nvidia и Intel), благодаря которым консоль появилась на свет. Недавно на eBay продали три экземпляра по цене в две с половиной тысячи долларов каждый.

Xbox Partner Edition
Xbox Partner Edition

2001 Launch Team с подписью Билла Гейтса и надписью «Great Work!» («Хорошая работа!») вручался лучшим сотрудникам игрового подразделения. На eBay её продавали за пять тысяч долларов.

Xbox 2001 Launch Team
Xbox 2001 Launch Team

Для рынка Японии выпущено четыре редких Xbox — Kasumi (персонаж файтинга Dead or Alive), Skeleton, Panzer Dragoon Orta и Pure White. Первые две легко отыскать по цене до тысячи долларов, а вот за Pure White и лимитированный Panzer Dragoon Orta придётся отдать около двух тысяч.

Любители напитка Mountain Dew должны были выпить около 500 бутылок, чтобы собрать нужное количество очков для выигрыша редкого зелёного Xbox. Аналогичная акция проходила у Pepsi. Сегодня обе версии продаются по адекватной цене — от 200 до 300 долларов.

Xbox Mountain Dew
Xbox Mountain Dew

Xbox Halo Edition Orange — пожалуй, самая ценная консоль в мире. Её единственный экземпляр обнаружен на гаражной распродаже и куплен всего за 50 долларов. Вскоре новый владелец заметил некоторые странности и выложил фотографии модели в сеть. На этом Xbox отсутствуют заводские наклейки и он совсем не похож на кастомный.

Xbox Halo Edition Orange
Xbox Halo Edition Orange

В итоге, были найдены старые фотографии с завода Microsoft в Мексике, где сотрудники компании стояли напротив оранжевых корпусов Halo Edition. Оказывается, что лимитированное издание сначала хотели сделать оранжевым, но передумали и изменили цвет корпуса на зелёный. Оранжевые корпуса уничтожили — уцелел лишь один. Видимо, его забрал кто-то из работников завода.

Под знаком X: почему оригинальный Xbox всё ещё актуален

Моддинг Xbox активно развивался в промежутке с 2003 по 2006 год. Сперва в консоль добавляли полноценные 128 мегабайт оперативной памяти. Особой погоды это не сделало, но некоторые игры шли чуть быстрее.

Как припаять память на Xbox

Компания Friendtech занималась люксовым моддингом. Владелец Xbox отсылал в компанию собственную консоль, доплачивал за услугу дополнительные 300 долларов (или покупал готовое решение за 580 долларов) и получал мощный DreamX-1480.

Моддинг заключался в замене оригинального процессора на быстрый Intel Celeron Tualatin с частотой 1400 мегагерц. В эту модель ещё добавили улучшенное охлаждение, 128 мегабайт оперативной памяти, 120 гигабайтный жесткий диск, продвинутый аудиовыход и беспроводные геймпады.

Под знаком X: почему оригинальный Xbox всё ещё актуален

Лучшая мультиплатформа

Большинство игр из библиотеки Xbox появились на PlayStation 2, Nintendo GameCube или ПК. Но именно на Xbox сначала вышли знаменитые Fable, Star Wars: Knights of the Old Republic, Halo, Jade Empire и другие великолепные хиты. Конечно, сегодня нет смысла играть в них на Xbox. Они давно портированы на ПК, либо получили полноценные переиздания.

Под знаком X: почему оригинальный Xbox всё ещё актуален

Однако не все игры добрались до ПК и современных консолей — многие так и не покинули платформу шестого поколения. Поэтому если игра вышла одновременно на трёх консолях, но миновала ПК, то стоит играть именно в Xbox-версию. Главное различие — улучшенная графика и дополнительный контент. Это касается всех мультиплатформенных игр шестого поколения.

Наглядный пример — шутеры от первого лица. Сходу вспоминается Black, Call of Duty: Finest Hour, Call of Duty 2: The Big Red One, Urban Chaos и серия Time Splitters. На Xbox они выглядят заметно лучше, чем на PS2 или GameCube.

На Xbox шутер Black отображает 60 кадров в секунду, имеет лучшее освещение, текстуры и сглаживание

Файтинг Soul Calibur II запускается на Xbox в разрешение 720p. У версии для PlayStation 2 есть только прогрессивная развертка с разрешением 480p.

Soul Calibur в 720p

Первая часть хоррора Fatal Frame получила улучшенные текстуры, новый уровень сложности, доработанную камеру, новых приведений в качестве противников и костюмы. Fatal Frame II вышла на Xbox с подзаголовком «режиссёрская версия» и помимо обновленной графики и эффектов содержала множество мелких нововведений. Разработчики добавили опциональную камеру от первого лица, режим игры на выживание, дополнительные костюмы и эксклюзивную концовку.

Fatal Frame II на Xbox

Аналогичная ситуация с переизданием первой части Onimusha. В ней увеличили сложность, обновили боевую систему, добавили несколько новых локаций, костюмы, предметы и врагов. Ещё переиздание поддерживает многоканальный звук Dolby Digital 5.1.

Genma Onimusha

Стелс-экшен Tenchu: Wrath of Heaven был временным эксклюзивом PS2 и вышел на Xbox под названием Tenchu: Return from Darkness. Дополнительный год разработки не прошёл даром. Кроме заметных графических улучшений, появилось две новые сюжетные миссии, обновлённая боевая система и кооперативный режим.

Tenchu: Return from Darkness

С Silent Hill 2 дела обстоят сложнее. Порт для персональных компьютеров потерял некоторые графические эффекты оригинала, получил упрощённые тени и скверное управление. Кое-что можно вернуть модами, но далеко не всё.

Если сравнивать версии для PlayStation 2 и Xbox, то однозначного победителя здесь нет. В Xbox-версии больше разрешение, лучше текстуры и сглаживание. Также есть попиксельное освещение и мягкие тени. При этом, не всем придётся по вкусу менее густой туман.

Полный разбор всех версий от портала Digital Foundry

После знакомства с Shenmue II на Xbox, в версию на Dreamcast играть тяжело. Решающий фактор — графика и время загрузки. На Xbox локации загружаются почти моментально, в сравнение с версией для Dreamcast, где участок города подгружался 30 секунд.

В игру добавили полноценный фоторежим, обновлённые модели персонажей и эффекты. Изменилась вода, появился motion blur, качественные тени от зданий (на Dreamcast строения не отбрасывали тени) и постэффект bloom. Благодаря нему, ночной Гонконг до сих пор впечатляет своими красотами и яркими неоновыми вывесками.

Сравнение версий Shenmue II

Ninja Gaiden Black хоть и был портирован в 2007 году на PlayStation 3 (под названием Ninja Gaiden Sigma), но разочаровала фанатов и самого Томонобу Итагаки, геймдизайнера оригинальной версии. Игру портировали без его ведома. На PlayStation 3 в худшую сторону изменили боевую систему и интеллект противников. Зачем-то вырезали костюмы, несколько загадок и бонусные игры — оригинальную трилогию Ninja Gaiden с NES. Дополнительный сценарий за девушку Рэйчел местами повредил темп повествования и выглядел глупо. Так что лучшая версия Ninja Gaiden всё еще осталось на оригинальном Xbox и доступна по обратной совместимости на Xbox One.

Сегодня мало кто вспомнит два ответвления в серии Far Cry Instincts и Instincts: Evolution. Давно закрепилось мнение, будто Instincts — это упрощенная ПК-версия Far Cry для Xbox. На самом деле, это не так. Ubisoft Montreal решила не переносить ПК версию, а сделать на базе движка CryEngine абсолютно новую игру. Instincts и оригинальный Far Cry объединяет лишь сеттинг и персонажи, в остальном — ничего общего.

Да, консольный Far Cry выглядит попроще своего аналога на ПК, но играть в него не менее интересно. В основном, за счёт геймплейных нововведений вроде стрельбы с двух рук или превращения в мутанта. К тому же, сюжет тут более проработанный, нежели в обычном Far Cry. Если в оригинальной игре он в осносном подавался через сообщения по рации, то здесь — через катсцены на движке.

Геймплей Far Cry: Instincts

Больше всего меня удивила эксклюзивная версия Return to Castle Wolfenstein с подзаголовком Tides of War. Оригинальный RTCW я проходил более пяти раз на ПК, но в консольную версию моментально влюбился. В порт добавили гигантский пролог, действие которого разворачивается в Египте. Это семь дополнительных уровней, идеально вписывающихся в историю агента Бласковица. На старых уровнях появились обновлённые текстуры и дополнительные развилки.

Первый уровень в Return To Castle Wolfenstein: Tides of War

Из других мелочей: изменённые сюжетные катсцены, три новых противника (египетские наёмники, роботизированные собаки, оккультные священники), помповое ружьё, секретный порт Wolfenstein 3D и различные бонусы по окончанию каждого уровня. Жаль, что расширенную версию игры не портировали обратно на компьютер. Могло бы получиться потрясающее GOTY-переиздание.

Главные эксклюзивы

Когда говорят об эксклюзивах на Xbox, то часть вспоминают игры от Sega. К моменту выхода консоли Microsoft производство Dreamcast уже было свёрнуто, а компания погрязла в долгах и перестала продавать свои консоли.

Билл Гейтс видел бедственное положение Sega и предложил главе японской компании Исао Окаве добавить в Xbox обратную совместимость с играми от Dreamcast. Того заинтересовало предложение Гейтса, но он настаивал на том, чтобы мультиплеер работал на серверах Sega, а не у Microsoft. Дальнейшие переговоры и планы перечеркнула внезапная смерть Окавы от сердечного приступа.

Билл Гейтс и сотрудники Sega
Билл Гейтс и сотрудники Sega

Но на этом сотрудничество с японской компанией не закончилось. Сначала Sega портировала с Dreamcast Shenmue II, чуть позже — MMORPG Phantasy Star Online. Параллельно Microsoft Studios профинансировала разработку пяти игр и договорилась об эксклюзивных правах на их выпуск для Xbox. Этот контракт сильно помог японской компании, которая только-только оправилась после ухода с консольного рынка и переквалификации в игрового издателя.

Поэтому Xbox часто называют Sega Dreamcast 2. Обе консоли многое объединяет. Во-первых, на Xbox вышло около 20 игр, релиз которых изначально был запланировал на Dreamcast. Во-вторых, дизайнеры Microsoft вдохновлялись геймпадом Dreamcast, что видно на ранних концепт-артах будущего контроллера. Сначала они даже хотели встроить в него подобие VMU, но отказались из-за очевидного сходства.

В период с 2002 по 2005 год все крупные проекты Sega выходили именно на Xbox. Статус временной эксклюзивности получил аркадный симулятор таксиста Crazy Taxi 3 и рельсовый шутер House of Dead III. Но есть и постоянные эксклюзивы. Например, сегодня Xbox стоит приобрести хотя бы ради Jet Set Radio Future, Sega GT 2002, Gun Valkyrie и Panzer Dragoon Orta.

Последний заслуживает особого внимания — это самый впечатляющий и лучший рельсовый шутер в шестом поколении. А ещё это отличный повод познакомиться с серией Dragoon, которая почти неизвестна в России из-за нулевой популярности Sega Saturn (стоила очень дорого и была доступна избранным). Хорошая альтернатива — поиграть в Panzer Dragoon Orta по обратной совместимости с Xbox One.

Panzer Dragoon Orta в 4K на Xbox One X

Xbox — это ещё и лучшая платформа для знакомства с франшизой Dead or Alive. В сборник Dead or Alive Ultimate вошли переиздания первых двух частей, а на запуске консоли появился Dead or Alive 3. Ещё на Xbox выпустили ответвление с подзаголовком Xtreme, где вообще не нужно драться — это симулятор примерки купальников и пляжных мини-игр.

Я всегда считал, что Dead or Alive — это непримечательный файтинг про девушек, купальники и реалистичную физику женских грудей. Отчасти это так, но если абстрагироваться от фан-сервиса, то можно увидеть красивый и простой файтинг с продуманной боевой системой.

Прекрасные арены и прочие красоты Dead or Alive 2 Ultimate

Серия так мне понравилась, что я не удержался и купил на eBay японское подарочное издание Dead or Alive Ultimate.

Файтинг Tao Feng: Fist of the Lotus разработал Джон Тобиас — сценарист и дизайнер персонажей в ранних частях серии Mortal Kombat. После выхода игру критиковали за проблемы с оптимизацией и дисбалансом в боевой системе. Но стоит отметить, что в Tao Feng есть и впечатляющие для жанра нововведения — разрушаемые арены, рвущаяся одежда, рваные раны и порезы на моделях персонажей.

Tao Feng: Fist of the Lotus

Помимо мультиплатформенных гоночных игр, на классическом Xbox вышло много ныне забытых эксклюзивов. Тут можно вспомнить Midtown Madness 3, RalliSport Challenge 2 (раллийный симулятор от DICE), Group S Challenge, Racing Evoluzione, Quantum Redshift (аналог Wipeout), дилогию Double Steal и японский эксклюзив Touge R, вдохновлённый мангой Initial D.

Racing Evoluzione

Вышеперечисленные проекты остались не замечены критиками и игроками — они попросту затерялись в общей массе гоночных игр того времени. Group S Challenge и Racing Evoluzione продались в количестве 150 тысяч копий только из-за того, что игровые критики назвали их «неоригинальными и скучными клонами Gran Turismo». Продажи расхваленного RalliSport Challenge 2 от EA не превысили и 300 тысяч копий. В период с 2002 по 2005 год игровая индустрия была перенасыщена автосимуляторами и аркадными гонками.

RalliSport Challenge 2

Зато повезло первой части Forza Motorsport и дилогии Project Gotham Racing. Первая Forza была своеобразным ответом Gran Turismo. В игре более 230 детализированных автомобилей, 30 трасс и огромная карьера продолжительностью в 80 часов. Замечательный аркадный симулятор.

Forza Motorsport

Первая часть Project Gotham Racing эволюционировала из Metropolis Street Racer — главной гоночной игры на Sega Dreamcast. От других проектов в жанре серия PGR отличалась двумя важными элементами — стильное вождение и городские трассы. Игра поощряла не за победы в турнире, а за красивый дрифт и честное вождение (без столкновений и попыток сократить).

Все трассы в PGR были проложены исключительно в крупных городах. В каждой части — по четыре города. И тут больше всего удивляет Project Gotham Racing 2, в котором разработчики детально воссоздали центр Москвы. На внутриигровом радио играют песни Чичерины («Жара», «Ту-лу-ла»), Ночных Снайперов («31 весна») и Танцы Минус («Город», «Цветут цветы»).

Одна из московских трасс в Project Gotham Racing 2

На фоне других шутеров с Xbox выделяется Breakdown от Namco — не красивой графикой, а феноменальной интерактивностью в духе Shenmue и Tresspaser. Чтобы перезарядить автомат, нужно поднять руками обойму и вставить её в оружие. Когда игрок находит гамбургер, то персонаж берёт его в руки и начинает методично жевать перед глазами игрока. Эдакий эффект VR-игр.

Хотя местами с интерактивностью переборщили: например, в начале игры напарница главного героя вставляет ему два пальца в рот, после чего того начинает тошнить в унитаз.

Геймплей Breakdown

C эксклюзивными RPG на Xbox всё довольно грустно. Западные RPG вроде Knights of the Old Republic, Jade Empire, Sudeki или Fable давно портировали на ПК и другие платформы. А чтобы пересчитать все японские ролевые игры хватит пальцев одной руки: из эксклюзивов осталась нишевая Tenerezza (вышла только в Японии), посредственная Metal Dungeon, да очень сырая Shin Megami Tensei: NINE (тоже вышла в Японии).

NINE планировали сделать первой многопользовательской частью Megami Tensei, но поспешили к релизу и выпустили незаконченную версию игры. Atlus пообещала, что позже добавит мультиплеер и поддержку Xbox Live в бесплатном патче. Увы, этому не суждено было случиться. Посредственные продажи консоли в Японии поставили крест на любых JRPG для Xbox, поэтому NINE так и остался нелепым огрызком от амбициозного проекта.

Геймплей Shin Megami Tensei: NINE

Милого котика Блинкса из японских платформеров Blinx: The Time Sweeper и Blinx 2: Masters of Time and Space изначально хотели сделать маскотом Xbox. К сожалению, уровень популярности харизматичного кота недотягивал до мастера Чифа из серии Halo. За дизайн всех персонажей в игре отвечал Наото Осима, создатель Соника. В Японии статус маскота у Блинкса на пару лет закрепился, но к выходу Xbox 360 его совсем забыли.

Blinx также провалился из-за своей сложности. Игровые журналисты критиковали неотзывчивое управление и запутанные уровни, которые буквально выматывали игрока. От прохождения непростых локаций игрок испытывает облегчение, а не радость или чувство удовлетворения.

Blinx The Time Sweeper

Так что звание «главного платформера» Xbox прочно закрепилось за ремейком Conker’s Bad Fur Day — Conker’s Live and Reloaded. Он повествует о приключениях нахального и жадного до денег бельчонка Конкера. С виду детская игра переполнена сортирным и пошлым юмором, который совсем не раздражает благодаря изобретательной подаче. Отдельной похвалы заслуживают отсылки к шедеврам мирового кинематографа. Избранные моменты и целые главы игры мастерски пародируют «Чужого», «Терминатора», «Заводной апельсин», «Челюсти», «Дракулу», «Матрицу» «Спасти рядового Райана» и многие другие фильмы.

Сейчас игра доступна по обратной совместимости с Xbox One. На Xbox 360 Conker’s Live and Reloaded зависал в нескольких местах, некорректно отображал визуальные эффекты и загрузочные экраны.

Геймплей Conker’s Live and Reloaded

Среди эксклюзивных спортивных игр на Xbox выделяется трилогия аркадных симуляторов сноубординга Amped. Она поддерживает пользовательские саундтреки, так что кататься по склонам гор можно под любую музыку. На Xbox Amped успешно конкурировал с серией SSX от Electronic Arts.

Amped 2 поддерживал 720p

Почти на запуске консоли вышел экшен Blood Wake, который моментально обозвали «Twisted Metal на воде». Игрок путешествует на боевой лодке по акватории вымышленной азиатской страны. В отличие от Twisted Metal, в Blood Wake был полноценный сюжет и разнообразные миссии.

На Xbox появилось весьма успешное продолжение серии аркадных авиасимуляторов Crimson Skies — Crimson Skies: Road to Revenge. Сеттинг — дизельпанк, а действие разворачивается в альтернативные 30-е годы прошлого века. Штаты Америки и провинции Канады были раздроблены на враждующие республики во время Великой депрессии 30-х. Железные дороги между ними уничтожены, зато вместо них сильно развилась частная авиация. Сюжет повествует о нелёгкой, но увлекательной жизни главаря воздушных пиратов Нэйтана Закари.

Crimson Skies: Road to Revenge

Студия FromSoftware выпустила на Xbox сразу четыре эксклюзива: дилогию слэшеров Otogi и два экшена от третьего лица про бои на роботах — Murakumo и Metal Wolf Chaos. Последний числился эксклюзивом платформы вплоть до выставки E3 2018, на которой издатель Devolver Digital анонсировал выход ремастера Metal Wolf Chaos для ПК, PlayStation 4 и Xbox One.

Тизер Metal Wolf Chaos XD

А вот ради слешера Otogi фанаты FromSoftware часто покупали оригинальный Xbox в свою коллекцию. События двух частей игры происходят в средневековой Японии и основаны на легендарных приключениях самурая Минамото-но Ёримицу.

Мощное железо Xbox помогло создать частично разрушаемое окружение. После ожесточённых сражений локации покрываются обломками древних храмов, а земля — бороздами и траншеями. Всё это впечатляет и сегодня.

Беда в том, что все перечисленные игры провалились. Первой неудачей стала сырая и глючная Murakumo, которую критики разнесли в пух и прах. Одно время её даже называли «худшей игрой на Xbox». После такого провала к другим играм от FromSoftware уже были настроены скептически.

Первую Otogi хвалили за визуальный стиль и уникальный сеттинг, но ругали за непослушную камеру и однообразный дизайн локаций. Вторая часть исправила все ошибки и была практически идеальной, если бы не нулевой интерес у игроков. Критики игру хвалили, а вот геймеров вообще не привлёк слешер в средневековой Японии. Обе части Otogi разошлись суммарным тиражом в 150 тысяч копий.

Приключенческий экшен Drihoo вышел эксклюзивно для рынка Японии. Игрок в нём игрок управлял харизматичным гномом-археологом с пристрастием к алкоголю. С помощью большой дрели гном рыл глубокие туннели под землей в поисках древних гробниц — там же он воюет с гигантскими скорпионами, мумиями и прочей нечистью.

Геймплей Drihoo

Приключенческий экшен Galleon: Island of Mystery после выхода обвинили в плагиате игровых механик серии Tomb Raider. Обвинили, конечно же, зря, потому что над игрой трудился создатель самой мисс Крофт — Тоби Гард. Вместо прекрасной авантюристки игрок управлял отважным мореплавателем Сабриером.

Galleon пробыла в производственном хаосе больше семи лет. Сначала игру собирались выпустить на PlayStation, потом разработка перешла на Dreamcast и позже на Nintendo GameСube. В 2002 году все наработки перенесли на Xbox. Когда игра наконец-то вышла в 2004 году, то её раскритиковали за устаревшую графику и игровые механики родом из 1998-го.

Среди самых дорогих и редких игр на Xbox первое место занимает симулятор робота Steel Battalion от Capcom. Игра шла в комплекте с контроллером за 200 долларов (сейчас он стоит более 300) и отказывалась без него запускаться. В Steel Battalion просто нельзя играть на обычном геймпаде.

Каждая кнопка и джойстик на специальном контроллере соответствовали различным функциям робота во внутриигровой кабине. Эффект погружения был колоссальный. Если игрок забывал катапультироваться из робота, то игра удаляла сохранение с жёсткого диска.

Я решил не рассказывать обо всех эксклюзивах, а остановиться только на выборочных играх. Библиотеку оригинального Xbox интереснее всего изучать самостоятельно, да и все игры просто не упомянешь. Например, на Xbox вышло столько эксклюзивных шутеров от третьего лица, что про них можно написать отдельную статью.

Сходу вспоминаются две части MechAssault (франшиза Battletech), Crimson Sea, Raze’s Hell и Brute Force. Все они незаслуженно забыты, не были портированы на другие платформы и не поддерживаются по обратной совместимости с Xbox One.

Под знаком X: почему оригинальный Xbox всё ещё актуален

Напоследок, совет: если вас давно интересует (или заинтересовал после этой статьи) оригинальный Xbox, то лучше покупайте его сейчас. Он до сих пор актуален, стоит дешевле четырёх тысяч рублей, а большую часть игр можно найти по цене до 20 долларов.

Ещё 10 лет назад игры на Nintendo 64 стоили вменяемых денег. Зато в последние три года цены на некоторые популярные тайтлы взлетела в два раза. Не ровен час, когда подобное случится и с играми для Xbox.

394394
483 комментария

почему оригинальный Xbox всё ещё актуаленПотому что еще не смогли сделать адекватного эмулятора. А все из-за того, что один-единственный человек, чудом доставший один из 50-ти девкитов, выпотрошил его и превратил в кейс для своего ПК.

71

Молодец :) Не слышал об этой истории. Есть ещё подробности?

Сразу узнаётся "тру-колехционер"! Консоль взломана-прочипована - это "к сожалению", ага. Лоток для дисков на ладан дышит, но это мелочи! Надо играть с аутентичных лицензионных дисков, которые стоят какие-то там 1500 рублей за штуку (при средней цене консоли в 3к рублей), убивая лоток, убивая диски, хотя при этом можно запихать в приставку через переходник ЖЁСТКИЙ ДИСК НА ТЕРАБАЙТ и закинуть туда ВСЕ ИГРЫ, причём без лишнего гемора, прямом с компа по FTP!
Но увы, "тру-колехционеры" так не играют.

64

Вот после этого комента консоль захотелось взять.

27

Нет, я не тру коллекционер (никогда им не был) и не без греха. Fatal Frame вот жаба душит покупать, уж очень дорого. Но он исключение, конечно. Ну и кто сказал, что я не буду играть с жесткого диска? Купленные игры перенёс уже на ЖД и играюсь в своё удовольствие. Игру я честно купил, да и с жесткого загрузки быстрее.

3

Лоток чинится простой заменой пасики. Когла лоток выдвинут его видно. Совсем небольшой. Я на своём именно так и починил, сейчас всё идеально.

3