Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Baldur's Gate 3 прошла воистину тернистый путь разработки. Целых шесть лет Свен Винке и его команда кропотливо разрабатывали игру, придерживаясь лору Forgotten Realms и правилам настольной игры «Dungeon's and Dragons». Как фанат первых двух частей Baldur's Gate и последних диванов, я искренне рад, что именно Larian Studios создали продолжение по-настоящему культовой CRPG.

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Во время написания текста постарался быть максимально объективен. Материал содержит некоторые спойлеры к сюжету.

Содержание :

  • Редактор персонажа
  • Классы и их составляющая
  • Кубик
  • Геймплей
  • Квесты
  • Сюжет и вариативность
  • Сопартийцы
  • Графика и оптимизация
  • Минусы
  • Итог

Наиграл я в сие чудо почти 110 часов, не жалею ни об одном часе, потраченном в этом по-своему прекрасном мире.

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Редактор персонажа

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Игра начинается с кинематографического мультика, где игроку показывают, как главному герою внедряют личинку иллитида.

Редактор персонажа довольно обширный. Можно выбрать класс, расу, подрасу, свою уникальную предысторию, настроить внешность персонажа и распределить характеристики. Это, конечно, не редактор на уровне Pathfinder: Wrath of the Righteous, но тоже сойдёт. Огорчил слишком малый набор готовых пресетов лица, теряется некая особенность созданного персонажа, так как по ходу игры вполне возможно встретить нпс или труп с такой же физиономией.

После создания своего "уникального" персонажа предлагают выбрать своего «Хранителя» – это важный персонаж, который частенько встречается по ходу игры и косвенно влияет сюжет.

Количество рас и подрас
Количество рас и подрас
Сделал себе такого красавца. 
Сделал себе такого красавца. 

Немного о классах

Классов не то чтобы много, но достаточно. У каждого класса есть свои преимущества и недостатки, через пару уровней предлагается возможность выбрать подкласс по стилю игры. Все 12 классов более-менее сбалансированы и прокачиваемы по предпочтению игрока. Воин и паладин получились слишком уж имбовыми, а тот же следопыт показался мне полубесполезным в сравнении с другими классами.

Поначалу выбрал колдуна. Оказалось, что мне вообще неинтересно кидать два спелла в бою, а потом идти на короткий отдых из-за очень маленького количества ячеек заклинаний. Респекнулся в волшебника.

Количество классов и подклассов
Количество классов и подклассов

Мультикласс

С помощью системы мультиклассирования можно создавать воистину необычные билды. К примеру, танко-чародей или бардо-некромант, а мультикласс воина играет чуть-ли не самую главную роль в имбовых билдах, за счёт наличия уже на третьем уровне двух основных действий. Ларианы всегда поощряли и будут поощрять эксперименты в своих проектах. К тому же, в этой игре можно абсолютно безнаказанно сменить свой билд на другой уже через +-6 часов после начала игры.

Кубик

Скорее всего дтф пошакалит, но да ладно, смысл понятен

Сколько же воды пролилось на эту тему... Кому-то он нравится, кому-то нет. Лично мне зашло, вообще не представляю Балдурс Гейт без кубика D20. Все-таки игра построена на правилах Dungeon's and Dragons 5 редакции, которая предполагает собой наличие кубика во время партии.

В Baldur's Gate 3 вам придётся кидать кубик почти при каждом действии. Хотите договориться с персонажем? Бросайте кубик. Хотите вскрыть запертый на замок сундук? Бросайте кубик. Всё построено на этой механике, и мне это определённо нравится. Кубик добавляет некого разнообразия в игру, ставит игрока в абсолютно непредсказуемые ситуации и добавляет диалоговой и сюжетной реиграбельности. Все ранее выбранные характеристики персонажа влияют на ту или иную проверку, увеличивая или уменьшая еë результат. Также модификаторы кубика можно получать от некоторых редких предметов, пассивных способностей и заклинаний.

Для облегчения данной механики существует система вдохновения, которая позволяет перебросить кубик при провале проверки. Вдохновение можно заполучить выполняя действия, которые понравятся напарникам.

Геймплей

В большинстве своём, происходящие ничем не отличается от досов: ходите, лутаетесь, прокачиваетесь, находите интересные места и квесты. А боевка и диалоги завязаны на взаимодействии с персонажами и их навыках.

Исследование локаций

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Как и в предыдущих проектах от Ларионов, исследование локаций проработано довольно на высоком уровне – исследовать локации интересно практически всегда. В игре множество секретов, умело спрятанных в изометрическом дизайне местности, каждый уголок этого прекрасного мира скрывает что-то интересное. Локации объемные, богатые на лут и сражения. Хочется увидеть все, что разработчики подготовили для игрока, досконально изучить каждый уголок этого мира, поговорить с каждым.

К слову, черта «внимание» чуть-ли не косвенно влияет на то количество контента, которое вам предоставит игра. Разработчики зачем-то добавили рандом даже сюда, локации просто переполнены проверками на внимание. Встаёт закономерный вопрос: зачем привязывать количество контента, который игрок получает во время исследования локаций к рандому? Это же полный бред.

В первом акте есть захваченная гоблинами деревня, в каждом месте можно найти что-то интересное.

Привожу в пример одну из локаций игры:

В здании местного лекаря есть подвал, по ходу исследования которого оказывается, что абсолютно непримечательный лекарь – самый настоящий некромант, который ставил эксперименты на трупах, пытаясь их возродить.

В домике по-соседству стоят три огра. Если подробнее исследовать это здание, окажется, что это школа. По полу раскиданы разнообразные книги и словари, а троллей можно завербовать к себе в отряд. Я, кстати, ни разу их так и не позвал на помощь, каждый раз откладывая горн на более сложный бой.

Практически по центру деревни находится неприметный колодец. Если пройти проверку на внимание и спустится туда, станет ясно, что это логово пауков. После убийства матроны, снизу ее гнезда можно будет найти аметист, который необходим для активации книги под названием «Некромантия Тхая», которую я ранее нашел в доме у некроманта-лекаря. И таких примеров множество, практически каждый квест игры переплетается с другим.

Казалось бы, какая-то сгоревшая деревня, но я в ней провел 8 часов своей жизни. И это не единственный пример – так случается практически с каждой локацией, хочется всё больше и больше исследовать их, узнавая секреты.

Тактические бои

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Как и в предыдущих двух играх, бои здесь пошаговые. Решает, кто походит первым, параметр «инициатива» и немного удачи. Не последнюю роль в боях играет окружение и позиционирование. Разработчики заботливо расставили во многих местах игры бочки, разлили легковоспламеняющиеся масло. Каждый противник имеет уникальный набор предметов, стрел и заклинаний. Каждому присвоен свой класс. Каждый выполняет свою роль в бою: следопыты и воры незаметно подкрадываются для нанесения скрытных атак, довольно «тонкие» маги используют заклинания издалека и т.д. Каждый бой уникален по-своему, а игроки просто подстраиваются под его ритм и особенности. Боссы, если честно, не впечатлили. Особенно, в третьем акте. Антагонисты какие-то слишком вяленькие, только и сидят по своим подземельям и замкам, ждут, пока их придут убивать. Они вообще не представляют никакой опасности для более-менее прокаченного персонажа, даже на тактике.

На 90 часу игры переключил сложность на тактику (стоило это сделать раньше), ибо бои были слишком уж легкие. К слову, сложность столкновений почти не изменилась, только приходилось больше отдыхать, из-за недостатка ячеек заклинаний. В середине третьего акта практически уже никто не представлял опасности для моей команды. К моему удивлению, даже финальный бой оказался очень даже простым. Вероятно, Лариан хотели сделать больше уровней, но добавили только 12 из-за правил.

Сражения чувствуются более скованнее, чем в Досах, меньше вариантов "смешивания" стихий, да и заклинаний стало поменьше. Понятное дело, что эти ограничения обусловлены правилами D&D, но все же, хотелось бы больше.

Искусственный интеллект противников, довольно умный, по возможности бьёт не танка, а персонажа у которого осталось меньше всего здоровья или хрупкого мага. Использует различные заклинания в паре со своими единомышленниками.

Диалоги

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Поговорить тут можно практически с каждым животным или человеком, даже мёртвым, при помощи заклинания «разговор с мертвецами». К сожалению, поговорить можно не со всеми покойниками, а только с теми, которые не были убиты партией и имеют голову. Обилие обезглавленных тел – хитрость, которая была придумана разработчиками для облегчения работы сценаристам.

«Если ты можешь говорить с животными, значит ты можешь говорить со всеми животными. Если ты можешь говорить с трупами, значит ты можешь говорить со всеми трупами. Но штука в том, что для беседы с ними, у них должна быть голова. Так что, когда вы видите много обезглавленных тел, то знайте, что это наш способ решить проблему разговора со всеми умершими».

Свен Винке, основатель Larian Studios

Почти при каждом важном сюжетном или второстепенном диалоге, кубик определяет практически весь его исход. Иногда в диалогах появляются уникальные варианты ответа, зависящие от расы, предыстории и класса персонажа, что добавляет некой вариативности и капельку отыгрыша. Некоторые бои можно полностью избежать с помощью диалога с недоброжелателем, как это было в прошлых играх. Но по мере прохождения, всё меньше шанс и даже банальная возможность избежать боя при помощи диалога. Сами диалоги написаны грамотно, актёры выжимают из себя всë мастерство и эмоции. Поразительно то, что каждый диалог – это отдельная катсцена, с живыми актёрами, а они занимают добрую половину прохождения.

Как и в любой другой RPG можно выбрать сторону добра или зла. Я проходил за доброго и правильного персонажа, но я так подозреваю, что при игре за плохиша, сюжетная линия сильно поменяется.

Немного о сейвскаминге

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Никто не запрещает пользоваться "сейвскамингом", но представить свою игровую судьбу кубику куда интереснее, чем каждый раз прожимать F5/F8. Тем более в игре есть механики, которые облегчают проверки. Но некоторые моменты, связанные с роллом дайсов сделаны просто ужасно, особенно в третьем акте. Каюсь, я сам жульничал в конце 3 акта из-за просто безумных требований к проверкам.

Квесты

Квестов не то чтобы много, но хватает, практически каждый представляет из себя уникальную историю с несколькими вариантами еë окончания. В первом акте так вообще почти каждый квест заводит игрока в новую локацию с ещë несколькими квестами, которые связаны между собой. В большинстве случаев игроку предлагают задание на убийство, поиск или освобождение кого-либо. Но это не важно. Важно, как разработчик преподнёс это: какая мотивация стоит за этим заданием, какая будет награда, какие персонажи фигурируют в процессе прохождения, как разработчик продумал варианты окончания задания и последствия выбора.

Сюжет

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Сюжет традиционно делится на акты. Всего их три, хотя в предыдущем проекте было восемь актов с маленьким эпилогом, (такой тут тоже имеется). Здесь я скорее всего не буду углубляться в сюжет игры, а просто поверхностно его обкашляю. Февраль месяц на дворе, все кто хотел заценить сюжетку, уже прошли.

Первый акт

Сюжет начинается с внедрения довольно реалистичной личинки иллитида в голову к будущему спасителю Фаэруна, во время этого на корабль охотятся гитьянки – коренные враги иллитидов. Пока идёт нападение на наутилойд подхватываем напарниц и сбегаем с корабля, попутно обучаясь основным механикам сиэрпиджи и основными правилами днд пятой редакции. После удачного побега с корабля игрок оказывается в самом центре событий: какие-то тифлинги и их вражда с гоблинами, какой-то «Абсолют» с его лидерами и очень много всего интересного.

Первый акт просто великолепен, отточен вплоть до мельчайших деталей, именно он задаёт ту планку качества, за которую игре выдали заветную статуэтку The Game Awards. Он обещает, затягивает в игру.

Поначалу игра может показаться очень сложной, и вовсе не для всех – но это заблуждение. Ларианы изо всех сил постарались облегчить погружение новых игроков в механики и сеттинг.

Второй акт

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

После победы над двергарами и Нере, мы отправляемся в храм Шар, а уже оттуда – в земли, проклятые тьмой. Там мы встречаем давнюю знакомую Джахейру, находим фонарик и штурмуем Лунные Башни в надежде на уничтожение Абсолют. Оказывается, что старшим мозгом руководят три потомка «мёртвой тройки», с помощью нетерийских камней. Теперь у нас новая цель: уничтожить носителей камней, присвоить их камни себе и уничтожить мозг, который управляет теми самыми личинками.

После прохождения второго акта сюжет наконец-то начинает смещаться с мёртвой точки после затишья, длиной практически в целый акт. Становится действительно интересно, что разработчики придумали в последующем акте и чем закончится эта история.

Второй акт по сравнению с первым кажется более клаустрофобным и скучным что-ли, это уже не тот океан контента, который был в первом акте. Происходит резкое понижение темпа повествования сюжета, не обусловленное ничем. Но не будем забывать о положительных сторонах — он до жути атмосферный и все-таки влияет на некоторые события, которые произойдут в третьем акте.

Третий акт

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Третий акт является своеобразной кульминацией и развязкой сюжета, он просто переполнен разнообразным контентом. В этой части игры мы убиваем трёх потомков богов смерти, собираем три нетерийских камня и отпинываем старший мозг. Здесь заканчиваются все личные квесты наших напарников, всë становится на свои места, кроме концовки.

Казалось бы, вот вам большой город – творите. Но не тут то было, чуть-ли не половину третьего акта мы решаем проблемы, абсолютно несвязанные с нашей основной целью. А сюжет подают только ближе к финалу и во время боёв с боссами. Divinity Original Sin 2 страдает такими же проблемами, город Аркс имеет значительные проблемы со снижением скорости повествования, но квестов и контента там навалом.

Нераскрытые концовки – обычная практика в играх от Larian Studios. Как и в Divinity Original Sin 2, концовка оставляет лёгкий осадочек разочарования: можно было бы и лучше, но нет, они опять просто разошлись. Во втором дивинити хотя бы показали финальные слайды, для понимания того, на что повлияли выборы игрока. Но после финала Baldur's Gate 3 отсутствуют даже они. Лично мне непонятно, что стало с этим миром после нашего путешествия, на что повлияли мои решения, как сложились судьбы моих напарников в будущем. Компаньоны с которыми я провёл минимум сотню часов, просто получают короткую сцену с прощанием и уходят... Масс Эффект 3 нервно курит в сторонке.

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Подводя итог, третий акт является чем-то довольно средним, складывается такое впечатление, что Larian задали слишком большую планку качества в первом акте, которую сами не смогли перепрыгнуть в третьем.

Вариативность

Даже самые казалось бы незначительные поступки и выборы влияют на последующие события, иногда косвенно.

Выборы могут повлиять на сюжет как моментально, так и могут напомнить о себе в последующих актах. Те же тифлинги всей своей оравой переедут в гости к Арфистам во втором акте, а выжившие после демонического погрома мигрируют в третий акт.

Сопартийцы

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Напарники развиваются по ходу сюжета, раскрываются как личности. У каждого есть своя личная история, которая подаётся аккурат параллельно сюжету. Почти каждый член команды имеет личный квест, с несколькими вариантами его окончания.

Минск и Джахейра просто идеально вписываются в общую атмосферу, дополняя своими действиями историю. Есть как интересные напарники с интригующим личным квестом, так и не особо. К таким отнесу Уилла и Хальсина, их квесты и история вообще незаинтересовала.

Хочу отметить то, что они практически не контактируют между собой, кроме той ситуации в начале с поножовщиной Лаззаэль и Шэдоухарт. Заходя в лагерь, поневоле замечаешь, что они даже не пытаются разговаривать между собой, а просто стоят, ожидая пока главный герой заботливо поговорит с ними. У сопартийцев просто ужасный искусственный интеллект пути, зачастую, какой-то из союзников отбивается от основного отряда, просто почему-то не перепрыгнув через препятствие.

У напарников существует система одобрения действий главного героя, но я так и не понял на что она влияет, предполагаю, что только на романы.

Графика

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Дизайн брони, детализация окружения анимации заклинаний и персонажей – всë проработано просто на высшем уровне. Природа прекрасна, каждый листочек и веточка заботливо прорисована игровыми художниками и дизайнерами. Каждая часть брони проработана до мельчайших деталей, эффекты заклинаний поражают. В локациях просто приятно находится, чему способствует иногда гнетущая атмосфера и саундтрек . Графика вполне современная, как для проекта 2023 года.

Оптимизация

Игра имеет довольно скромные системные требования по сравнению с другими AAA-релизами последних месяцев. Сразу видно, что Larian Studios провели масштабный объем работы над оптимизацией первого и второго, вероятно и третьего акта. Значительную часть прохождения игра показывала довольно высокий фпс, но когда я прибыл во Врата Балдура, фпс заметно просел на кадров так 15-20. Пришлось играть с апскейлером. Сколько уже патчей выпустили, но так и не добавили функцию отключения бесполезных толп, которые нехило так отжирают кадры. Вылетов не наблюдалось, только разок крашнуло, когда я зашёл в Храм Баала.

Минусы

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Baldur's Gate 3 – не идеальная игра, она имеет ряд как значительных, так и не очень минусов. Уверен, некоторые из них починят или уже починили модами, но не обращать на них внимания просто невозможно.

Здесь я перечислю минусы, которые заметил во время своего прохождения, и которые не были перечислены выше :

  • В игре нет подсветки или индикатора прочитанных книг, а самих книг много, и некоторые из них повторяются. Казалось бы абсолютно нужная и по своей сути банальная функция, но разработчики почему-то забыли её добавить.
  • Проблема маленького количества ячеек для предметов в сундуке преследовала меня на протяжении всей игры. Приходилось каждый раз вручную растягивать эту строку с ячейками в сундуке, чтобы положить предметы. Хотелось бы, чтобы при открытии сундука сразу же открывалась большая строка со всеми ячейками.
  • Разработчики скорее всего забыли добавить функцию перемотки вражеских ходов. Особенно "приятно" наблюдать, как по очереди ходят с десяток гоблинов в первом акте, кидают заклинания и баффаются, ммммм.
  • Во время прохождения я почему-то так и не заметил таланта «Одинокий Волк», дающего специальные баффы игроку, проходящему без напарников. Кстати, этот талант был как в первом Дивинити, так и во втором.
  • Во время прохождения постоянно бесили секретные кнопки, для открытия спрятанных дверей. В третьем акте приходилось практически каждый раз отгружаться, чтобы пройти завышенную проверку на внимание. Полный бред же, закопанные сундуки – одно дело, а двери, за которыми контент – другое.

Да и всё вроде бы, минусов больше не замечал... Ждём Game Of The Year Edition. Надеюсь, что добавят ещё несколько эпилогов, слайдики после концовки и починят дырявую оптимизацию в третьем акте.

Итог

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Свену и его команде удалось создать игру, которая будет радовать игроков еще долгие годы. Все замеченные мной плюсы с лихвой покрывают минусы, которых в игре значительно меньше. Искренне надеюсь, что другие разработчики и издатели обратят внимание на то, что игрокам нравятся грандиозные одиночные игры с захватывающей историей, а не игры-сервисы с тонной микротранзакций.

«Мы хотели соединить кинематографичность современных AAA-игр со свободным геймплеем, основанным на системах. По сути, именно эти два направления мы всегда пытались объединить в своих играх, но никогда [не пробовали воплотить это] в таких масштабах и на таком уровне. Нам удалось сделать эту игру, и, на мой взгляд, это настоящее достижение».

Свен Винке, глава Larian Studios.

Игра заслуживает от меня 9 мишек из 10.

Baldur's Gate 3 – новая вершина жанра CRPG

Спасибо за прочтение этого высера, вроде всё сказал. Удачного вам дня!

3333
33 комментария

Статью не читал.

ДнД 5.0 кал.
К 3 акту слишком просто и все отлетают за пару ходов.
Финал сюжета кал, вариативности нет кроме "Кто у мамы сегодня Иллитид?" и "Выбери в диалоге из двух концовок" (+ еще пару где меняются лишь слова в зависимости от некоторых условий но это несущественно).

Игра нормас, крепкая дос3 особой разницы с дос2 не почувствовал и уровень хайпа игре не соответствует. Если бы закончили на втором акте после убийства деда было бы лучше.

10
Ответить

а я разницу с дос2 почувствовал, лучше буду в дос2 играть

2
Ответить

ДнД 5.0 еще и сделали местами через жопу, отчего некоторые абилки в БГ3 либо сломаны нахуй, либо сосут. В очередной раз в этом плане рекламирую Solasta, жаль, сюжет и квесты там кал, разве что DLC чуть исправляет ситуёвину

2
Ответить

тактику уже все тут высказались, что легкая, вся сложность только, что оббафался ты вначале и занял ли выгодную позицию или нет.
Мне вот по сюжету показалась странной: иллитиды какието, какие иллитиды какой мозг, откуда они там приплыли. Вобще непоятно зачем я там дерусь - наверно доказать что я крутой паладин.
Все всю дорогу меня знают, все сюсюкаются, водят за ручку как ляльку
Линейность тоже: иллитиды плохие , их убить, идем убиваем, по дороге там пару нюансов в виде мелких пиздюков горташ орин, которых до титров вобще не видно в игре. А ну и побочки, которые непонятно каким боком - шаровцы с храмом, лаезель со своими комплексами и рафаил ара-Красавчег вобще.
Короче какой-то набор приключений, чтоб журнал заданий пустым не казался
Мне осталось только 2х мелких боссов и мозг и отмучался )
А вначале кстати тактика нормально была, думать нужно было...

2
Ответить

Ну судя по твоему прохождению тебе, солнце, только в шутеры играть. Чтобы ещё закадровый голос рассказывал сюжет пока бежишь из точки А в Б

3
Ответить

Комментарий для продвижения.
А пока что читаем

2
Ответить
Автор

Буду рад любой конструктивной критике, первый мидл все-таки.

2
Ответить