Сжечь всё и начать с нуля: обзор «Мира Юрского периода 2»
Нестандартный выбор режиссёра помог франшизе встать на ноги.
Первый «Мир Юрского периода» понравился очень многим людям и собрал в мировом прокате почти 1,7 миллиарда долларов, но был фундаментально сломан.
В своё время дискуссии вокруг блокбастера Колина Треворроу настолько обострились, что критикам даже пришлось вводить термин «некомпетентное кино» — ещё более оскорбительный, чем «плохое кино». Это когда сценаристы не прорабатывают в сюжете даже самые базовые моменты, постоянно разрушая так называемый suspension of disbelief (веру в происходящие на экране невероятные события).
В «Мире Юрского периода» таких моментов было катастрофически много — система охраны парка не учитывала наличие в этом самом парке жутких монстров, а персонажи в основном вели себя как клинические идиоты — например, забегали в загон к самому опасному динозавру в мире, даже не посмотрев по камерам наблюдения, сбежал ли он куда-то вообще или хитро спрятался внутри.
Сценарий «Мира Юрского периода 2» — совсем другое дело. Его писали примерно те же люди, но есть странное ощущение, как будто текст дали вычитать злобному YouTube-кинокритику.
Вторая часть — это по-прежнему безумный аттракцион с ожившими древними рептилиями, но в ней почти нет эпизодов, от которых бы хотелось закатывать глаза. Если не брать в расчёт немного абсурдный финал, фильм по-настоящему работает. Теперь если какой-то персонаж заходит в клетку с динозавром, то делает это по чётко прописанной причине, а самые радикальные поступки главных героев вписываются в их образы и эмоциональное состояние.
Чтобы понять, почему «Мир Юрского периода 2» вдруг стал таким осмысленным на микроуровнях, не нужно долго копаться на IMDb. К этому явно приложил руку Хуан Антонио Байона, сменивший Колина Треворроу на посту режиссёра.
Как и его предшественник, испанец часто бесстыдно цитирует Стивена Спилберга, но аккуратно вписывает отсылки в канву нового сюжета. Скажем, встреча с брахиозавром, почти без изменений взятая из первой части, сразу раскрывает трепетное отношение героини Даниэллы Пинеды к динозаврам, которое позже сыграет в сюжете свою роль. Я уже не говорю о завязке с появлением тираннозавра во время шторма, моментально задающей фильму правильное настроение.
Если говорить о положении фильма Байоны во всей франшизе, то он чем-то напоминает «Последних джедаев» — в хорошем смысле. Устроив на острове Нублар извержение вулкана, сценаристы буквально сжигают наследие Стивена Спилберга, чтобы построить на его базе нечто новое.
По трейлерам может показаться, что извержением в «Мире Юрского периода 2» всё и ограничивается, но на самом деле ролики демонстрируют в основном лишь первую половину фильма. Во второй режиссёр «Приюта» возвращается на привычную ему территорию и превращает картину в камерный хоррор с динозаврами — едва ли не самое интересное, что случалось с франшизой со времён первой части.
В это трудно поверить, но в «Мире Юрского периода 2» действительно виден авторский почерк. Байона умело играет с тенями, светом, пространством, отражениями и крупными планами, превращая 250-миллионный блокбастер про динозавров в нечто свежее и захватывающее.
В фильме очень много правильного саспенса, который порой появляется в самых неожиданных местах. Часто он даже не касается динозавров: особенно хороша сцена, в которой обессилевший герой Криса Пратта спасается от медленно текущей в его сторону лавы.
Сам по себе Пратт — несомненное украшение картины. Не то чтобы его персонаж был глубоким и проработанным, но он лишний раз доказывает, что шляпу Индианы Джонса стоит передать именно ему. И, что ещё важнее, остальные актёры основного состава на его фоне не меркнут — наоборот, второстепенные персонажи, которые поначалу кажутся «пушечным мясом», внезапно получают осмысленные сюжетные арки и заставляют за себя переживать.
При том, что у Байоны получился почти безупречный аттракцион для похода в IMAX (важную роль играет картинка и звук), сценаристам фильма внезапно есть что сказать и за пределами погонь, драк и перестрелок.
«Мир Юрского периода 2» продолжает линию первой части о кошмарах генетики, но выводит её на новый уровень, чему способствует персонаж, которого старательно игнорировали во всех трейлерах.
При этом блокбастер не только поднимает неожиданные вопросы о самой этике вмешательства в геном существ, созданных природой, но и, похоже, закрывает эту тему во всей франшизе: Колин Треворроу уже пообещал, что в третьей части динозавров-мутантов больше не будет.
Что не менее важно, Байона наконец-то возвращает в «Юрские периоды» само ощущение чуда от возрождения динозавров. Древних монстров в фильме показывают не только как чудовищ, но и как животных из плоти и крови — глупых и беззащитных перед человеческим коварством и силами природы. После одной из самых душераздирающих сцен, в которой одна из рептилий погибает в огне, динозаврам начинаешь сопереживать даже больше, чем главным героям.
Эта линия в «Мире Юрского периода 2» приводит в финале к внезапным последствиям. В третьей части, которую вновь будет снимать Треворроу, цитировать Спилберга в лоб уже не получится — слишком уж сильно изменились правила игры.
Теперь мы знаем, почему в названии перезапуска было слово «Мир». И объяснение настолько невероятно и абсурдно, что может либо уничтожить франшизу, либо дать ей вторую жизнь. Но даже если Треворроу всё вновь сломает, фильм Байоны у нас, по крайней мере, никто не отберёт.