Красные люди с рогами

Размышления о тифлингах в D&D и Baldur’s Gate 3

Красные люди с рогами

До публикации четвёртой редакции Dungeons & Dragons, тифлинги редко появлялись за пределами сеттинга Planescape. Встреча с ними была событием, а играли такими персонажами обычно особо прошаренные. В 2008 году тифлинги стали одной из основных рас, кардинально поменяли внешний облик, и со временем получили большую популярность среди игроков. В Baldur’s Gate 3 им также уделено много внимания. А согласно отчёту Larian — играть за них выбирают намного чаще, чем за дворфов и халфлингов. Я ещё не прошёл бандуру, но решил узнать как представляет тифлингов широкая аудитория, и пофантазировать над последствиями этих представлений для мира Forgotten Realms и D&D в целом.

Введение

В июле 2022 года Paramount показала первый трейлер фильма Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves и начала промо-кампанию, представив основных персонажей. Будущим зрителям особенно полюбилась друидесса Дорик, обладавшая маленькими рожками. Фанаты игры стали предполагать к какой расе принадлежит героиня. Кто-то подумал, что Дорик — сатир. Другие вспомнили арты из рулбуков, на которых друиды часто вплетают в волосы всякие ветки и куски оленьих рогов.

Типичные друиды
Типичные друиды

За месяц до премьеры, компания Wizards of the Coast опубликовала характеристики основных персонажей фильма, сделанные по правилам пятой редакции D&D. Тогда стало окончательно понятно, что Дорик — тифлинг.

Жители Реддита немедленно обвинили во всём коммунистов. Якобы ради жирного китайского рынка, создатели зацензурили фильм, убрав сатанинство. Тифлинги — огромные красномордые бистмены, рогачи с жёлтыми глазами и третьей ногой явно попали под мотыгу председателя Си.

Любители Critical Roll, Vox Machina и 1 for All также не оценили решения. Тифлинг, отличающийся от человека только маленькими рожками? Где силиконовый грим? Где розовые волосы, на крайняк?

Типичные тифлинги по актуальным канонам
Типичные тифлинги по актуальным канонам

Такие представления основаны на современных визуальных гайдлайнах Dungeons & Dragons. Но если фильм нацелен на привлечение нового поколения игроков: возможно ли, что Дорик — первая проба в новом дизайне этой расы для скорого перезапуска сеттинга Planescape и новой редакции D&D?

Откуда растут роги

Впервые тифлинги появляются в Planescape Campaign Setting 1994 года. Это гуманоиды, в чьей крови присутствует небольшая примесь злых представителей нижних планов: причём не только танар’ри и баатезу, но и других аутсайдеров. Тифлинга с лёгкостью можно принять за человека или эльфа, но присмотревшись заметить некоторые уникальные черты. У всех они разные: у кого-то будут небольшие рожки или хвостик, кто-то не отбрасывает тени, или имеет необычный цвет глаз. Встречаются удлинённые пальцы или когти. В редких случаях признаки более явные: копыта, запах серы. А если бабка согрешила с ракшасом — так и просто фурри-уши.

Типичные тифлинги до 2008 года
Типичные тифлинги до 2008 года

Многих тифлингов убивают при рождении. Выжившие становятся одиночками, выродками, вынужденными бороться за своё место в обществе. Им не доверяют, их боятся и ненавидят. Такое отношение воспитывает эгоизм. Собственно сходство с людьми — одно из самых опасных свойств тифлинга. Им может оказаться любимый политик, добрый доктор, проводник по опасным местам. Фишка игры за эту расу — непреодолимая природа, а не рога и копыта. Борьба как с внешним предубеждением, так и с внутренним злом. Ну или потворство ему.

По словам Зеба Кука, создателя тифлингов — они были отражением культуры готов, народных преданий о подменышах, давали игрокам интересный повод для отыгрыша.

Даже самый великодушный и добрый герой не способен убежать от своего происхождения. Я не хотел, чтобы они были просто демонами на минималках

Дэвид «Зеб» Кук

Хочется особо отметить двух представителей, знакомых широкой не-дндшной аудитории по компьютерным играм. Хаер'Далис из Baldur’s Gate 2 и Анна из Planescape: Torment почти не обладают выраженными инфернальными чертами внешности, но демонстрируют именно противоречивость характера, диктуемый природой взгляд на мир. Для игроков встреча с ними необычна, они рождены Планами. Фактически, на тот момент тифлинги являлись расой только в игромеханическом смысле. Не существовало народа тифлингов, каждый из них был уникален.

Баэль Турат и Магическая чума

За год до выхода четвёртой редакции D&D, в августе 2007 года Wizards of the Coast опубликовали предрелизную книгу «Races and Classes», с историей создания, дизайнерскими идеями и ключевыми изменениями будущих правил. В перечень основных игровых рас впервые попадали эладрины, аасимары, драконорожденные и тифлинги.

Тифлинги переживали самые сильные преобразования. На всех изображениях их показывали рогатыми, хвостатыми, зубастыми краснокожими монстрами со светящимися глазами. Инфернальность подчёркивало причудливое оружие и доспехи, будто оплавленные адским пламенем. Вероятно такой дизайн позволял сделать расу более характерной, и проасоциировать её с героями известных видеоигр.

Тифлинги в четвёртой редакции
Тифлинги в четвёртой редакции

Эти изменения объяснялись лором. Четвёртая редакция представляла новый игровой сеттинг — Points of Light. В нём когда-то существовала могущественная империя Баэль Турат, элита которой заключила пакт с силами Ада. Их потомки дали рождение целому народу тифлингов. Причём кровосмешение было такой силы, что обновлённая раса выглядела буквально как дьяволы.

Но это касается только одного мира, а что делать с остальными?

До недавнего времени Forgotten Realms не был основным игровым сеттингом D&D. Но был самым популярным. Правда тифлингов в нём почти не встречалось. Одной из важных сюжетных линий в лоре Забытых Царств было противостояние безумного бога Цирика и богини магии Мистры. Незадолго до релиза четвёртой редакции D&D на Ториле происходит примерно следующая Санта-Барбара:

Во время интриги богини Шар, Цирик убивает Мистру и на секунду становится богом магии. Но Плетение не выдерживает его безумия и детонирует. Взрывная волна проникает в Планы и раскалывает Сердце Двеомера. Раненого бога Азута, помощника Мистры, выбрасывает в Баатор, где его сокрушает владыка дьяволов Асмодей — и последний в цепочке получает бывший домен Мистры. То есть главный на свете сатана внезапно становится одним из верховных богов. Это преимущество позволило приостановить длившуюся с незапамятных времён Кровавую Войну между танар’ри и баатезу.

Цирик (Сирик, Сайрик), Мистра и Асмодей
Цирик (Сирик, Сайрик), Мистра и Асмодей

В этот короткий промежуток времени магия ломается и начинается столетний катаклизм, известный как Spellplague или Магическая чума. Она так или иначе затрагивает все миры, но особенное значение имеет для Forgotten Realms. В океане пропадают старые континенты и появляются новые, по небу летают горы, расцветают пустыни, статуи оживают, магшмот и порталы перестают нормально работать, многих существ и целые страны облучает волшебной радиацией.

На Торил внезапно вбрасывает кучу новых рас, включая брутальных тифлингов. А скрытно проживающих там «старых» тифлингов, Асмодей превращает в краснокожих рогатых монстров с помощью зловещего ритуала, привязав к своей крови.

Последствия Магической чумы в отдельно взятом регионе Фэйруна
Последствия Магической чумы в отдельно взятом регионе Фэйруна

Для простого жителя Забытых Царств эти события оказались необъяснимым явлением. Игровые сюжеты происходили почти век спустя и во многом строились на узнавании слухов с дальних рубежей и разгадке тайн Магической чумы. А Асмодей умело манипулировал даже добрыми волшебниками. Для обретения могущества требуется поддержка адских сил, а значит новые пакты — и новые тифлинги.

Несмотря на свежий дизайн, интересные и смелые решения, четвёртая редакция получила противоречивые оценки. Радикальные изменения правил, лора и духа игры привели многих фанатов в бешенство. Воспользовавшись открытой лицензией, созданная бывшими сотрудниками Wizards of the Coast компания Paizo издала свою настолку, основанную на старых правилах — Pathfinder. Туда переметнулась значительная часть аудитории, и D&D стала проваливаться в продажах. Одно из центральных мест в мире Pathfinder также занимала инфернальная тематика. Будто отыгрываясь за Сатанинскую панику восьмидесятых, хобби стремительно вкатывалось в Ад.

Пятая редакция

В 2012 году Dungeons & Dragons переживала худшие времена со времён банкротства компании TSR в конце девяностых. Эксперименты с моделями издания не приносили результатов. Казалось Hasbro скоро распустит шарашку. Даже умеренные защитники четвёртой редакции, включая меня, играли в Pathfinder.

Это привело к тому, что всего через четыре года после выхода четвёрки, компания Wizards of the Coast объявила плейтест новых правил — D&D Next. В августе 2014 вышла Player’s Handbook, и получила сдержанно положительные оценки. Декабрьский Dungeon Master’s Guide был назван одним из лучших современных рулбуков. Продажи подскочили. Новая редакция возвращала классический игровой опыт, умело вводила современные механики из инди и существенно ускоряла боёвку. Книги были наполнены отсылками к лучшим продуктам в истории D&D, намёками на возрождение старых сеттингов. Но решающую роль в новой волне популярности сыграли не правила.

Наибольшей сложностью с момента появления Dungeons & Dragons — было объяснить «как вообще в это играть». В представлении обывателей, процесс должен выглядеть чем-то средним между чёрной мессой и непрофессиональным театром ряженых омежек, кидающих разноцветные карточки и кричащих друг на друга «я тебя заколдовал». Кого-то отталкивал объём правил — им нужно было объяснить, что для игры достаточно прочитать 10 страниц. Чтобы исправить ситуацию и привлечь новых людей, Wizards of the Coast потратила бюджет самым лучшим из возможных способов — влила его в Youtube. Шоу с медийными личностями и актёрами, играющими в D&D породили целый жанр, по их мотивам рисуют комиксы и снимают мультсериалы. И в каждом из них обязательно будет тифлинг. Такой персонаж отличается яркой внешность, становится не таким как все, и наряду с таинственностью способен добавить комедии — это нравится молодёжи.

Красные люди с рогами

Сеттинг Forgotten Realms в новой редакции снова изменился. Там произошло событие, известное как The Second Sundering — грубо говоря оно вернуло всё взад, окончило Магическую чуму и лишило Асмодея полноты власти. События четвёртой редакции аккуратно замалчиваются или обходятся, будто страшный сон. Однако кое что осталось: в Фэйруне по прежнему полно драконорожденных и тифлингов. Для последних правда немного расширились вариации внешнего вида, ведь они больше не связаны кровью лично владыки Баатора. В правилах сказано, что тифлинги даже могут быть похожими на людей, но на артах по прежнему изображаются только рогачи с пылающими глазами. Цвет кожи зависит от происхождения: например, красные могут быть связаны с Асмодеем, синие — с тварюгами, известными как ночные ведьмы, и так далее.

Тифлинги в пятой редакции
Тифлинги в пятой редакции

Зато теперь они отчётливо социализировались и перелезли из неудобных лат в городские наряды. Если несколько лет назад (по меркам мира), тифлинги были очень мутными пришельцами, то теперь можно встретить краснорогого пчеловода, живущего так много поколений. Популярность игры и приток новой аудитории сказался на повседневности Забытых Царств. Из магического средневековья с орками и эльфами они быстро превратились в мир современных американцев со смешными ушами.

На 2024 год анонсирована новая версия правил, под кодовым названием D&D One. А уже 17 октября этого года готовится перезапуск сеттинга Planescape — это сразу три книжки: Sigil and the Outlands, Morte's Planar Parade и Turn of Fortune's Wheel. Спойлерится некий глитч в Мультиверсуме. Однажды подобным образом объясняли переход с правил второй редакции AD&D к третьей.

Красные люди с рогами

Среди показанных артов можно найти и тифлинга. С короткими рожками и копытами — от них отказались в 2008 году, когда включили расу в перечень основных (ведь игрок должен как-то натягивать магические сапоги). Визуальный стиль напоминает классическое оформление Плейнскейпа от Тони ДиТерлицци. Кто знает — может создатели устали от адской тематики. В эту картину вполне вписывается Дорик из фильма.

Baldur’s Gate 3

События Baldur’s Gate 3 косвенно связаны с приключением Descent into Avernus. Именно там берёт начало предыстория Карлах, беженцев, засевших в роще друидов, и некоторых других персонажей. Это один из самых инфернальных модулей за многие годы, в котором герои попадают в верхний слой Баатора и становятся свидетелями Кровавой Войны. Тематика перетекла и в компьютерную игру.

Но пожалуй именно на примере Baldur’s Gate 3 видно насколько современные тифлинги отличаются от классических. Это не аутсайдеры, не удивительные порождения Планов, а просто красные люди с рогами. Им никто не удивляется, большинство из них не испытывает никакого внутреннего конфликта. Они даже умудряются ужаснуться внешности Лаэзель.

Красные люди с рогами

Но мне стало интересно как широкая аудитория, возможно не знакомая с D&D, представляет себе тифлингов как игровых персонажей — ведь редактор допускает отход от канона. Для этого я попробовал собрать как можно больше портретов, которыми люди успели поделиться с момента релиза (я осознанно не брал портреты, созданные в раннем доступе). Картинки взяты с форума Ларианов, из Реддита, разных околоигровых ресурсов, и даже этой прогнившей пикабушной помойки (самого любимого пирожульного DTF). Всего удалось найти 52 персонажа. Для исследования выборка не очень, но давайте попробуем.

Битва классических тифлингов с вислорогими!
Битва классических тифлингов с вислорогими!

Игроки подошли к созданию персонажей непредвзято, внешность у многих явно отличается от актуальных артов D&D. Вероятно люди просто собирали красивых героев ничего не зная о лоре. Кто-то мог осознанно делать классических тифлингов, ведь на профильных ресурсах давно гундосят об этой проблеме.

В качестве точки разделения я взял ритуал Асмодея во время Магической чумы, превративший тифлингов в брутальных монстров, и его влияние на внешний вид: сочетание расцветки, длины и формы рогов, горящих глаз, всяких зловещих отметин. Получилось, что почти треть героев почти не затронута последствиями — многие сохранили естественный цвет глаз и человеческой кожи, и при минимальной сноровке могут сойти за людей или эльфов.

Красные люди с рогами

Интересно другое. Среди всех персонажей, затронутых последствиями ритуала и Магической чумы — всего 4 носят признаки Асмодея. Остальные — отчётливо происходят от ночной ведьмы (Nighthag).

Поправка: автор провафлил и поленился проверить редактор. В Baldur's Gate 3 синие тифлинги происходят от Мефистофеля. Но ради оправдания уточню, что это касается именно этой конкретной игры. В The Planewalker's Handbook, в Races of Faerun и т.д. — синий обычно признак карги.

Красные люди с рогами

Если пофантазировать и привязать эти данные к лору, получается примерно следующее:

До Магической чумы на Ториле произошёл массовый пакт с некой могущественной Каргой. После него в мире появилось немалое количество тифлингов (существенно превышающее число потомков Асмодея и других извергов). После ритуала и чумы, все тифлинги (включая потомков Карги) отрастили хари и покраснели. А после низвержения Асмодея — кто-то вернулся к людскому обличию, а кто-то приобрёл черты ночной ведьмы. Но последствия чумы отразились на всех по-разному.

Типичная найтхага
Типичная найтхага

Дитя Малагарды

Лучшая кандидатура на роль могущественной Карги — Малагарда, графиня ведьм и бывшая владелица шестого круга Баатора. Она погибла, попытавшись стать богиней (вероятно в результате интриги Асмодея). Огромное разлагающееся тело Малагарды изменило ландшафт, и новая правительница круга — дочь Асмодея, Гласия — воздвигла дворец в черепе ведьмы.

Несмотня на свою смерть, Малагарда продолжает таинственно воздействовать на мир, порождая мстительных дьяволов, и по видимому не теряя надежды возродиться. Кто знает, может созданные игроками в Baldur’s Gate 3 тифлинги должны были стать частью этого плана, как некогда дети Баала.

Малагарда от MarkoTheSketchGuy с DeviantArt
Малагарда от MarkoTheSketchGuy с DeviantArt

В рамках поддержки настольной ролевой игры, cуществует программа общественных игротек — D&D Adventurers League. Она берёт своё начало в международной системе RPGA, существовавшей с восьмидесятого года. В редких случаях, участники подобной программы могут влиять на изменения в мире Forgotten Realms, и появление новых сюжетных зацепок. Похожим образом дизайнеры Wizards of the Coast могли бы поступить и с игровой статистикой Baldur’s Gate 3. Как-никак потенциально перед нами маячит самое большое вливание новой аудитории в Dungeons & Dragons.

102102
69 комментариев

Ты мне хочешь сказать, что тифлинги это не милые рыжие козо-девочки, а страные хеллбои-полудемоны?

37

что плохого в хел-пусси-бое с красной кожей?

2

Не. Тифлинги это горячие розовые барышни способные зажечь

2

Меня всегда веселило как тифов пытались показать изгоями и гонимыми. Серьезно? Кто-то хейтит расу сасных рогатых девочек и мальчиков?

22

Из-за событий Эльтуреля же их и изгнали. Там город в ад отправился, а они адские порождения, и многих тупо посчитали сообщниками Зариэль, которая все это и устроила. Так что очевидно почему захейтили. Тифлингов проживающих в Балдуре никто никуда не изгонял и не хейтил, например.

9

согл, и не очень понятно кто вообще выбирает вырезать их чтобы затусить с гоблинаму тфу блять

1

Остальные, кто не любит рога