Как Пэнти и Стокинг устои шатали / Panty & Stocking with Garterbelt
Знакомимся и разбираем одно из самых необычных творений индустрии в ожидании второго сезона. Детям и слабонервным противопоказано
Задумывались ли вы, что получится, если один из детских мультсериалов на Cartoon Network будет порождён безграничным японским гением? Творцы из Gainax вот задумались. И создали тайтл, известный у нас под названием «Труська, Чулко и пресвятой Подвяз». Это вольная русская интерпретация англоязычной адаптации японского аниме. Потому для простоты я буду использовать имена Пэнти и Стокинг.
Я же после просмотра задался вопросом как и ради чего тайтл, дискредитирующий всех и вся, может существовать. И решил разобраться.
Оглавление
Местный безумец
Представляю вам Хироюки Имаиси. Японский аниматор и в будущем сценарист и режиссёр, работавший над лучшими тайтлами Gainax — от «Евангелиона» до FLCL и «Гуррен-Лаганна».
На дворе 2008 год. Имаиси ещё не ушёл из студии чтобы вместе с Масахико Оцука основать Trigger. И вот в гениальной голове, распалённой забористой лапшой, рождается идея — создать аниме, не похожее вообще ни на что из созданного ранее. Этот проект должен будет ломать границы морали и нравственности, а художественным стилем как можно сильнее отличаться от обыкновенного аниме.
Как и все остальные, я вырос на анимационных фильмах, и вот теперь, когда я сам их создаю, у меня появилась определенная ответственность. Я сам и есть отаку, так что я прекрасно понимаю, что они чувствуют. Делать то, что им нравится, не сложно, но для настоящего творчества этого мало. Я стремлюсь к тому, чтобы не ограничиваться рамками отаку, чтобы заинтересовать тех, кто не входит в подростковую аудиторию.
Важной составляющей при производстве станет помощь золотого состава работников студии. Если посмотреть на список принимавших участие в создании Panty & Stocking — можно увидеть различных именитых сценаристов, художников и аниматоров, работавших над огромным списком очень известных тайтлов. Каждый из этих людей должен будет предлагать свои идеи и видение для разных эпизодов сериала, и чем необычнее идея — тем лучше.
Единственным тёмным моментом в этой истории останется способ, с помощью которого такую авантюру протолкнули руководству Gainax. Как настолько странную и ненадёжную идею не зарубили на корню — для меня загадка. Но чудо случилось, и в итоге мы получили одну из самых неоднозначных и впечатляющих работ, когда-либо выходивших из-под пера японских аниматоров.
Опальные ангелы
Пора бы переходить к самим Пэнти и Стокинг — падшим ангелам, изгнанным с небес на землю. Они оказываются в церкви города Daten-city (в контексте молодёжного сленга, название означает «много криминала и секса»). Жители города постоянно подвергаются нападениям призраков, которых ангелы и должны будут истреблять, чтобы искупить свои грехи. Цель благородная, но уже на этом моменте сериал делает всё гораздо прозаичнее. Дело в том, что из побеждённых призраков выпадают небесные монетки, собрав определённую сумму которых можно «купить» себе возвращение в рай. Капитализм во всей красе.
Ангелы тоже не простые, а под стать городу, в который были изгнаны. Пэнти милая внешне блондинка, по натуре же — развратница и нимфоманка, живущая плотскими утехами. Её младшая сестра, Стокинг — готическая лолита, склонная к мазохизму, страстью которой являются всевозможные сладости. Обе сестры ленивы и постепенно входят во вкус земной жизни, не слишком порываясь вернуться на небеса. Чтобы они хоть что-то делали — к ним приставлен куратор Гартербелт, священник, транслирующий девушкам волю Господа.
Особого внимания заслуживает оружие героинь. Как ясно из их имён, трусики одной превращаются в пистолеты, чулки её сестры — в катаны. Сериал высмеивает жанр махо-сёдзё и превращения «девочек-волшебниц». Здесь трансформация ангелов обыграна с помощью стриптиза.
Махо-сёдзё (яп. 魔法少女 махо: сё:дзё, «девушка-волшебница») — жанр аниме и манги. Основной сюжетной особенностью махо-сёдзё является главный персонаж — девочка или молодая девушка, обладающая некими сверхъестественными способностями. Для лучшего понимания ярким примером может послужить аниме и манга «Сейлор Мун».
В таком стёбе Panty & Stocking не знает никаких границ. Незамеченным не останется ни один объект массовой культуры того времени, будь то кино, аниме, различные движения или нормы этики.
Основную часть хронометража аниме маскируется под очередной мультсериал американского производства. Каждый эпизод состоит из двух 12-минутных арочных серий. Они представляют из себя сражение с «боссом недели», но каждая касается определенной тематики. Общего сквозного сюжета тут не будет, за исключением нескольких последних эпизодов.
Первая обсуждаемая тема, как заведено в век интернета — коричневая. И это пожалуй единственная серия, от которой становится действительно не по себе. Я люблю «сортирные» шутки, но здесь случился явный перебор. Впрочем, такое хардкорное начало служит предупреждением зрителю — нужно быть готовым ко всему. Уже со второй половины эпизода постепенно начинаешь втягиваться в происходящее.
В дальнейшем под аморальный каток попадут нудисты, церковь, плохие фильмы про зомби и много чего ещё. Высадка в Нормандии будет смоделирована в виде эякуляции, а одна из серий станет типичным американским ситкомом. Идей у сценаристов было немерено. Хотите музыкальный клип с телеканала MTV середины нулевых? Да пожалуйста.
В то же время, радует, что в этом бесконечном потоке сатиры и безумия авторы смогли найти место для островков серьёзности. Одним из примеров станет серия, напоминающая сказку «Красавица и Чудовище». Её суть в том, что Стокинг, вместо того чтобы уничтожить очередного появившегося призрака, влюбляется в него. Призрак отвратительно выглядит, ведёт себя как альфонс и остальные персонажи переживают за девушку.
В решающий момент, когда Пэнти готова убить чудище во благо сестры, призрак делает предложение Стокинг. Получив согласие, он улыбается и исчезает. Оказывается, что это был призрак несбывшейся любви. Этот эпизод заставляет задуматься, что, возможно, применение силы не было единственным вариантом решения проблем героинь, но, разумеется, в таком сериале нужные выводы сделаны не будут.
Художественный винегрет
Во время рассказа об идее сериала, я упомянул не похожий на обычное аниме визуальный стиль. Самое время поговорить и о нём. Большую часть времени в аналоги аниме можно поставить западных «Суперкрошек» и «Самурая Джека».
Но в нише американизированных мультфильмов у Panty & Stocking нет равных. Минимализм рисовки не мешает ей быть невероятно качественной, а переход к 3D-сценам настолько плавный, что вы его скорее всего даже не заметите. Разумеется, отрисовано всё вручную по заветам японских мультипликаторов. Как и в FLCL, аниме постоянно играется со стилями и, бывает, переходит к обычной японской рисовке. А порой выдаёт серию в духе Сатоси Кона, с его приглушёнными тонами и необычным стилем. Просто забавы ради.
Отдельного упоминания стоит и анимация. Авторы в каждый кадр постарались добавить как можно больше движения, чтобы компенсировать простую рисовку. Порой экшен-сцены тут могут удивлять не хуже «сакуги» в традиционном аниме.
Идущий против правил
В самом начале этого текста я говорил, что не знаю, каким образом аморальный сериал попал в производство и не был отменен. А вот с какой целью Хироюки Имаиси хотел его создать и продвигал — мы можем обдумать.
Начать следует с того, что у японского новатора уже был схожий проект, в моём понимании являющийся прототипом Panty & Stocking. Речь идёт о Dead Leaves 2004 года выпуска. Это первая авторская работа Имаиси.
И если у будущих Пэнти и Стокинг появится структура, идея и посыл, то Dead Leaves выглядит как техно-демо, призванное показать творческий потенциал автора, его видение экшена и то, чему он успел научиться. Тут так же присутствуют бесконечные взрывы и перестрелки, а каждый кадр наполнен движением. Будут и интересные режиссёрские приёмы, например обыгрывание фреймов из комиксов.
Но насколько проект хорош технически, в той же мере он не обременён сюжетом и смыслом. Этот фильм — неостановимый поток сознания, находящийся на грани «смотрибельности». Ещё бы чуть-чуть абсурднее и зритель бы прекратил просмотр, перестав что-либо понимать (хотя многие скорее всего так и сделали). Теперь же для Имаиси настала пора не только показать себя, но и высказать своё мнение всему мультипликационному миру.
«Гайнаксу» не впервой было заниматься экспериментами. Студия в свою золотую эпоху была этаким Мэрлином Мэнсоном от мира аниме, эпатажной и ломающей стереотипы. Своим «Евангелионом» она перевернула застоявшийся жанр мехи, с помощью FLCL разрушила жанры комедии и фантастики, а заодно сыронизировала над популярностью своего предыдущего творения; во время бума классических сёненов и превозмогающего Наруто — мощно выстрелила пафосным «Гуррен-Лаганном».
Panty & Stocking же стал плевком в сторону набиравшей в то время популярность моэ-культуры. «Адзуманга Дайо» и «Кланнад» влияют на многие будущие тайтлы, в это же время начинает выходить K-On!. Публика требует всё больше милых школьных ромкомов и этти-произведений.
Моэ (яп 萌え, от «моэру» — «гореть энтузиазмом») — японское слово жаргона отаку, изначально означавшее фетишизацию чего-либо. С ростом количества фансервисных тайтлов приобрело смысл «вызывающее умиление и влечение»
И тут появляются Пэнти и Стокинг и начинают рвать шаблоны. Это карикатурное переосмысление жанра повседневности, с единым местом действия и без общего сюжета. Но здесь не будет привычной нам цветущей сакуры и девочек с глазами на пол лица, персонажи изображены совсем не милыми, с огромными конечностями и отвратительными повадками. Священный японский оплот — школа, тоже извращен. Она представлена полностью американской, с чирлидингом и регбистами, классовым расслоением и идолопоклонничеством.
«Девочки-волшебницы», в лице главных героинь, не сражаются за добро, а лишь стремятся утолить свои низменные потребности — похоть и голод. Чтобы дополнительно подчеркнуть испорченность ангелов, авторы в противовес им создают пару демонов-антагонистов, следующих правилам и ладящих друг с другом.
В пользу уничижения вектора развития индустрии говорит и рисовка аниме. Она переходит к классическому японскому стилю исключительно в моменты, когда героинь нужно максимально сексуализировать, например, когда в порыве жадности девушки проигрывают свою одежду в казино, а так же в моменты трансформации, которые, как мы знаем, тоже сделаны в сатирическом ключе.
В то же время Panty & Stocking не является проамериканским мультфильмом. Он безостановочно высмеивает шоу, под которые маскируется, и западную поп-культуру в целом. Создаётся впечатление, что это аниме воюет на оба фронта. Как будто оно появилось, чтобы встряхнуть всех и сразу, удивить своей уникальностью и самобытностью.
Пэнти и Стокинг берут все устои, извращают их и очерняют. Ни один «гаремник» не сможет потягаться с ними в количестве похабщины и фансервиса. Ни одно популярное американское шоу не составит им конкуренцию в количестве мерзости и плоских шуток. Это чистейшая грязь и гротеск. Если поднимается тема моды — людское стадо будет коллективно жевать сопли. Высмеивается туалетный юмор? Экскременты будут везде и крупным планом.
Даже филлерная серия про «трансформеров», выбивающаяся из общего ряда серий аниме, несёт свой посыл. Лидеры местных «автоботов» и «десептеконов» в конце эпизода осознают, что с подачи сценариста всё время занимались какой-то чушью и решают объединиться.
На этой ноте я бы мог погрузиться в пучины СПГС, рассказывая вам о том, что олицетворение двух смертных грехов в лице Пэнти и Стокинг, стоящих на стороне добра, является аллюзией на борьбу человека со своими низменными желаниями — но не буду. Этот сериал всё ещё остаётся сатирической комедией.
Да, сатира всегда служит цели высказать негативное мнение о чём-либо и проводить параллели с религией и людской психологией здесь можно очень долго. И я действительно считаю, что Panty & Stocking не «треш» ради «треша». Просто его посыл лежит не в глубине, а на самой поверхности. Этот сериал — призыв к действию, способ показать, насколько уникальные вещи можно создать, если прекратить погоню за трендами.
Заигрывание с разными стилями рисовки и вариативность анимации, обсуждение «запретных» тем, изобличение «сортирного» американского юмора и стёб над конвейерными японскими тайтлами, создающимися в угоду запросов аудитории, вкрапление серьёзных серий прямо посреди потока комедии. Всё это находится в Panty & Stocking с целью задать единственный вопрос — «а вы вот так можете?».
Студия Gainax снова выдала нечто интересное и неповторимое. Как показало время — революции в индустрии Panty & Stocking не совершил, фансервисной жвачки стало только больше с ростом популярности аниме как медиа. Тайтл так и остался нишевым развлечением для самых искушённых отаку, ищущих новых впечатлений. Что же, сериал отлично сохранился и всё ещё может припечатать неокрепшие умы своим беспардонным поведением.
С годами после выхода Panty & Stocking темы, обсуждаемые в нём, стали только актуальнее. Авторы как будто предсказали злободневные проблемы, появившиеся в наше время цензуры и толерантности. Оттого начинаешь сильнее волноваться за грядущее продолжение — как бы оно не оказалось слишком беззубым под давлением вездесущей культуры «отмены и извинений». В 2023 году темнокожего священника, совращающего мальчиков в БДСМ-подвале, могут неправильно понять.
Исходя из вышесказанного, рекомендовать тайтл кому-либо очень трудно. Перед просмотром задайте себе несколько вопросов. Любите ли вы безумие наподобие FLCL? Не отторгает ли вас классическая рисовка американских многосерийных мультиков? Готовы ли вы столкнуться с уровнем аморальности, способного вогнать в краску большинство нормальных людей? Если на все вопросы ответ положительный, то вперёд. Panty & Stocking станет не глотком свежего воздуха, а яростной оплеухой здравому смыслу.
Смотреть рекомендую в оригинале или английском дубляже, с субтитрами без цензуры. При всём моём уважении к нашим студиям «фандаба», тут они потеряли дух и идею сериала. Сам смотрел в оригинале — японские сэйю очень колоритно произносят английские ругательства. Дерзайте, самые стойкие из вас получат новый и ни с чем не сравнимый опыт.
Прикладываю скан статьи с кинофестиваля в Локарно 2009 года, откуда взята цитата Имаиси. Очень интересная.
Репосты и активность в комментариях приветствуются, напоминание о том, что я занимаюсь странными вещами тоже. Также заглядывайте в блог, потихоньку наполняю его всяким.
Сериал высмеивает жанр махо-сёдзё и превращения «девочек-волшебниц». Здесь трансформация ангелов обыграна с помощью стриптиза.Они просто придумали еще одну трансформацию, не самую контркультурную, и назвали ее высмеиванием. Трансформация в сейлор мун уже была стриптизом.
Вот написали бы что девочки должны стоять в очереди к чиновнику чтобы получить пару билетиков на трансформацию. Или они берут кредиты, или торгуют телом, или в гулаг людей посылают, тоже ради билетиков. Вот это было бы высмеивание.
В таком стёбе Panty & Stocking не знает никаких границ. Незамеченным не останется ни один объект массовой культуры того времени, будь то кино, аниме, различные движения или нормы этики.
Это уже штамп и его пишут в обзоре каждой второй смищной игры уже лет двадцать. Проблема в том что пародировать нужно мэйнстрим когда ты голодный артист, а здесь все не так.
Во-первых, клише криво нарисованного сериала который все пародирует, само уже выросло до размеров небольшой индустрии и само уже должно стать объектом пародии.
Во-вторых, традиционные качественные продукты которые могли бы стать объектом хорошего высмеивания, под натиском многолетнего потока смищных сериалов сами почти исчезли, а то что осталось высмеивает серьезный поворот сюжета в той же самой сцене в которой он появился.
Трансформация в «сейлор мун» никогда не была и не выглядела как стриптиз, уж не знаю, что вы там себе нарисовали в воспоминаниях.
Во-вторых, если вы говорите, что постоянно видите похожие вещи в обзорах — пора бы уже научиться отделять сатирические произведения от условно-смешных мультиков про писи и каки. Вспоминается то только «Южный Парк», который действительно не стеснялся своих выражений и оммаж на который как раз есть в Panty&Stocking. Если говорить про аниме-индустрию, то это в принципе первый и последний такой прецедент.
В-третьих обсуждаемый сериал как раз и пытается привлечь внимание к проблеме исчезновения оригинальных и самобытных продуктов под натиском желаний аудитории. Для это и приведена цитата самого Имаиси и его видения творчества. Сказал он эти слова как раз в период работы над Panty&Stocking
Снимай трусы
Я стесняюсь
Cartoon Network будет порождён безграничным японским гением?Хироюки ИмаисиВот только поразили его не тем "гением" и даже не "гением", а обожателем дрисни.
Этот проект должен будет ломать границы моралиГраницы морали уже давно к этому моменту были сломаны каждым вторым телесериалом 30летней давности. Любая кишочная ова 80х легко даст фору этому поделию. Например, MD Geist или Violence Jack. Maicching Machiko-sensei также шёл по телеку за 30 лет до PSG.
Вообще пассаж звучит как журналистское клише.
Я стремлюсь к тому, чтобы не ограничиваться рамками отаку, чтобы заинтересовать тех, кто не входит в подростковую аудиторию.Да, поэтому он делает максимально одноликие поделия с убогим артом, состоящие целиком из дрисни.
известный у нас под названием «Труська, Чулко и пресвятой Подвяз». Боже, какой сблёв. Только тошнотворные русекапиривотчеги могут быть настолько конченными, чтобы пириводеть ИМЕНА!!!!!!!!!! ИМЕНА, КАРЛ!!!!! Слава богу, что ты не стал им уподобляться и оставил их как есть.
Это вольная русская интерпретация англоязычной адаптации японского анимеЭто не "вольная русская интерпретация" - это их оригинальные имена. А Panty & Stocking with Garterbelt (прям на английском / транслитом パンティ&ストッキングwithガーターベルト) - оригинальное японское название.
Daten-city (в контексте молодёжного сленга, название означает «много криминала и секса»)А не daten city -> daten shichi -> datenshi-chi -> земля падших ангелов?
Основную часть хронометража аниме маскируется под очередной мультсериал американского производства.Как и весь остальной постТТГЛовский шлак Имаиши, это буквально и есть ориентированный на запад проект. Дизайн для амеров - чек. Унитазный хуймор для запада - чек. Обилие западной стилистики - чек. Ты даже сам пишешь, что он у япов провалился.
не похожий на обычное аниме визуальный стильНа какое конкретно "обычное аниме"? Есть обычное как Kaiba, есть обычное как Ghost in the Shell, есть обычное как Air, а есть обычное как Crayon Shin-chan.
в нише американизированных мультфильмов у Panty & Stocking нет равных"Шедевры" Миязаки.
экшен-сцены тут могут удивлять не хуже «сакуги» в традиционном аниме.Нет, они совершенно не удивляют. Вот когда такое рисуется со сложным чардизайном и замороченными фонами - это удивляет. А шлак Имаиши с объектами / персами из трёх штришков и двух заливок - нет. Сорри, но приложенный ролик выглядит совершенно позорно и дёшево.
каким образом аморальный сериал попал в производство и не был отмененТы так говоришь, будто PSG - это прям прецедент. Да даже из недавнего легко вспоминается Heion Sedai Idaten-tachi, где был в т.ч. рейп священницы, геноцид цивисов, ебля, пытки, кровь-кишки-распидорасило и т.п.
«Евангелионом» она перевернула застоявшийся жанр мехиОна ничего не переворачивала. До евы этот "жанр" "перевернул" Densetsu Kyojin Ideon, а ещё - Uchuu Senshi Baldios. А ещё до них - Muteki Choujin Zanbot 3. Авторы евы вдохновлялись первым и развили тамошние идеи.
FLCL разрушила жанры комедии и фантастикиКаким образом?
мощно выстрелила пафосным «Гуррен-ЛаганномТТГЛ тоже никакая не революция, а типичная страдиционная супермеха, просто вышедшая в эру популярности риалмехи. До сабжа вышел почти такой же Yuusha Ou GaoGaiGar, но чёт про него никто не вспоминает.
Panty & Stocking же стал плевком в сторону ... «Адзуманга Дайо» и «КланнадВТФ????
Публика требует всё больше милых школьных ромкомов и этти-произведений.И тут появляются Пэнти и Стокинг и начинают рвать шаблоныТы так пишешь, словно бы индустрия выпускала тогда одни моэ-тайтлы. В любом году всегда выходят разные тайтлы с разными рисовками и на разные тематики. ИРЛ нет такого, что вот в 2005-2010 годах выходили ТОЛЬКО МОЭБЛОБЫ. Нытьё "сейчас выходят только моэблобы / меха / боевые школы / певички / комедии-романтики-колы / гаремники" - это именно что нытье, не отражающее истину.
здесь не будет привычной нам цветущей сакуры и девочек с глазами на пол лица, персонажи изображены совсем не милымиЛитералли первый же скрин с глазами на поллица (второй, третий - тоже), а четвёртый - с милой смазливой тпшечкой.
не является проамериканским мультфильмом. Он безостановочно высмеивает шоу и западную поп-культуруТы сейчас детально описал, почему он является поделием чисто для американцев в частности и запада вообще.
Ни один «гаремник» не сможет потягаться с ними в количестве похабщины и фансервисаTo-love-ru.
Ни одно популярное американское шоу не составит им конкуренцию в количестве мерзости и плоских шутокЭто не плюс.
не «треш» ради «треша»А Зелёный слоник - "сюжет" ради "сюжета".
классическая рисовка американских многосерийных мультиковКакая же она классическая? Классическая - это "реалистичная", как, например, во Flash Gordon или Exosquad.
фансервисной жвачки стало только большеБыло бы странно пытаться сделать революцию в фансервисной жвачке, сделав фансервисную жвачку для запада.
___
Просто напоминаю, как выглядела "сакуга" до Имаишевской дрисни:
Слушай, весь твой комментарий просто олицетворяет твои вкусы в аниме. Я уважаю и ценю твою любовь к олдовым вещам и понимаю, что ты скорее всего противник того, к чему пришли поздний Гайнакс и впоследствии Триггер. Но это же сугубо вкусовщина, просто не твой стиль и подача.
На какое конкретно "обычное аниме"?
На то, которое имеет свои сложившиеся рамки и отличительные черты. Отрицать, что PSG выбивается из ряда даже не совсем стандартных аниме глупо.
Говоря про «американизированные» мультики, ты прекрасно понимаешь, что я на протяжении всего текста имел ввиду многосерийные проекты по тв. Дисней и Миядзаки здесь совсем не причем.
ИРЛ нет такого, что вот в 2005-2010 годах выходили ТОЛЬКО МОЭБЛОБЫ.
И сейчас наверное нет такого, что 90% сезона это однотипные исекаи с одной «невероятно новой» фишкой. Когда приходится сидеть и буквально выковыривать что-то новое, если речь идёт не о продолжении уже вышедших IP.
Нытьё "сейчас выходят только моэблобы / меха / боевые школы / певички / комедии-романтики-колы / гаремники" - это именно что нытье, не отражающее истину.
Если настолько интересно, можно пораскапывать старые форумы с отзывами и рецензиями на тайтл. Многие из современников как раз и называли его свежим воздухом и новым взглядом. В том числе для этого и приведены другие работы Гайнакса. Студия потому и стала известной, что брала устоявшийся жанр и делала из него нечто уникальное. Очевидно, что и PSG был направлен на определённый жанр и аудиторию.
Нет, они совершенно не удивляют. Вот когда такое рисуется со сложным чардизайном и замороченными фонами - это удивляет. А шлак Имаиши с объектами / персами из трёх штришков и двух заливок - нет. Сорри, но приложенный ролик выглядит совершенно позорно и дёшево.
Ну вот это уже откровенное враньё. Можно хейтить стиль Имаиси и Триггера, чем ты и занимаешься весь свой комментарий, но отрицать отличное техническое исполнение в PSG очень странно. Одно дело, когда это действительно так и совсем другое, когда это не нравится лично тебе.
Я уже другому здесь человеку советовал научиться отличать условно-взрослые мультики с гэгами про говно, от сатирических комедий, несущих определённый посыл. Мешать в одну кучу тот же «Южный парк» с «Гриффинами» и «Симпсонами» очень интересная затея. Являются ли последние некой деконструкцией американских ситкомов? Да, но они находятся на совершенно другом, более «нормисном» уровне. Ты бы мог приравнивать к ним PSG, если бы он действительно заняли место в той же нише. Но когда я говорил, что мультик завирусился на западе, это не было сказано в положительном ключе. Многие действительно оскорбились и сатиру не выкупили, потому и там он остался нишевым.
В целом, это мой первый относительно большой текст, и я согласен, что многие вещи можно было сформулировать по другому — сказывается неопытность. Возможно, впоследствии перечитывая его, я только больше буду в этом убеждаться. Потому за критику спасибо.
Но не могу не заметить, что к критике ты примешал очень яркую личную оценку тайтла. Я не думаю, что корректно заниматься разбором тезисов из статьи перемешивая его с твоей ненавистью к деятельности Триггеров. Невозможно полюбить всё, и это совершенно нормально, но возводить критику тайтла в такой абсолют — очень странное и несдержанное решение.