Достойные игры, которые никогда не получат переиздания (и продолжения)

Спойлер: ни одной из приведённых на картинке игр в статье нет
Спойлер: ни одной из приведённых на картинке игр в статье нет

Дискуссии о том, можно ли считать видеоигры искусством ведутся по сей день. Однако едва ли кто-то станет спорить с тем, что видеоигры – это самая быстроустаревающая разновидность искусства. Потому сейчас, в наши смутные времена экономического, общественного и идейного кризиса, так востребованы различные переиздания хитов прошлых поколений. Всё чаще крупные издатели боятся рисковать с новыми IP и делают ставку на проверенные бестселлеры в новой обёртке.

Поймал себя на мысли, что достаточно часто ремастеры и полноценные ремейки получают игры, зачастую не сильно них нуждающиеся, но разошедшиеся приличным тиражом. И задумался, какие бы игры хотел бы увидеть в том или ином переиздании сегодня. Набралось семь пунктов, которые излагаю ниже.

1. Oni (2001)

Сильная героиня и не бесит? Не может такого быть!
Сильная героиня и не бесит? Не может такого быть!

Ныне позабытый beat’ em up от легендарной Bungie может доставить немало удовольствия и сегодня. Собственно, я сам впервые сыграл в него года три назад и остался под впечатлением. Киберпанковая антиутопия с яркой анимешной героиней, динамичные, отлично анимированные рукопашные драки, чуть менее удачные перестрелки и зубодробительные сегменты с платформингом. А интересный визуальный стиль с закосом в аниме не даёт вытечь глазам от графики двадцатилетней давности. Шикардос!

Стильный вступительный ролик

Конечно, без минусов не обошлось – сами уровни ощущаются откровенно пустыми и заблудиться в них проще простого. Игру словно бы не тестировали вовсе – даже на низшей сложности игроку гарантированы регулярные перезапуски из-за кривого геймдизайна: недолёты, недопрыги и случайные смерти тут обычное дело. К тому же, на каждый уровень отведено что-то порядка 3-4 контрольных точки, расставленных совершенно неочевидным образом, так что переигрывать придётся солидные куски.

По завершении игра оставляет странное послевкусие какой-то сырой заготовки, словно ядро механики сделать успели, а наполнить игру интересным контентом – нет. К такому выводу подталкивает и куцый сюжет, полностью отсутствующий в начале и проявляющийся лишь в финальной трети.

Однако, игру легко можно было сделать лучше, будь у разработчиков в запасе ещё хотя бы год: ввести больше разнообразных ситуаций (например, погоня на шоссе, побегушки на скоростном поезде или даже пресловутый босс-вертолёт), поработать над наполнением уровней (понятно, что от игры 2001 года ждать многого не приходится, но просто посмотрите на эти вгоняющие в депрессию бетонные коробки!).

Серое и невзрачное окружение при богатом арсенале приёмов и анимаций
Серое и невзрачное окружение при богатом арсенале приёмов и анимаций

Ещё очень бы желательно расширить и качественно подать историю с внятными персонажами и диалогами. И вот уже перед нами окажется продукт, который и сегодня даст огоньку. Уж явно не хуже Remember Me, на которую Oni так похожа (на самом деле, наоборот, но мысль вы уловили).

Несколько лет спустя планировался сиквел, который поручили будущим создателям Red Dead Revolver и Red Dead Redemption. Но, видимо, продажи оказались скромными и, несмотря на положительные отзывы, лавочку прикрыли, хотя кадры демонстрационной версии несостоявшейся Oni 2 без труда можно найти и сейчас. А жаль, такого сочного и разнообразного мордобоя в экшенах от третьего лица я не встречал, наверное, нигде кроме Batman: Arkham Asylum.

Существуют фанатские моды, облагораживающие графику, вроде бы было какое-то Anniversary Edition, но я бы не отказался от официального ремейка, исправляющего недостатки оригинала и преумножающего его достоинства. Но увы, скорее рак на горе свиснет.

2. Manhunt (2003)

Достойные игры, которые никогда не получат переиздания (и продолжения)

Manhunt подверглась гонениям и травле и двадцать лет назад, а сейчас, когда псевдоморалисты и адепты толерантности буквально душат в зародыше любую провокационную идею, выход подобного проекта попросту немыслим. Сложно в принципе представить, чтобы Manhunt переиздавали из раза в раз, как это случилось с GTA 5.

Потому, как мне кажется, сегодня таких проектов и не хватает. С удовольствием посмотрел бы ремейк или ещё какое переосмысление с доработанным стелсом, next-gen казнями (если в серии Mortal Kombat прокатывает, то почему бы нет?) и, опять же как в случае с Oni, расширенным сюжетом.

Да, была ещё Manhunt 2, но про неё в приличном обществе не принято вспоминать. Помимо общего удручающего технического состояния, в сиквеле подкачал как сюжет так и геймплей: рудиментарный стелс дорабатывать никто не потрудился, зато казни превратили в форменную оду садизма, явно не понимая достоинств оригинала.

Если бы Manhunt невообразимым образом возродился сейчас, то он был бы похож на что-то подобное
Если бы Manhunt невообразимым образом возродился сейчас, то он был бы похож на что-то подобное

Однако, времена нынче не те. Да и Rockstar уже не те: пока серия GTA приносит миллионы, зачем распыляться на что-то заведомо рискованное и мало окупаемое? Следовательно, никакого ремейка и тем более продолжения мы не увидим.

3. The Punisher (2004)

Достойные игры, которые никогда не получат переиздания (и продолжения)

Промеж Red Faction и Saints Row в 2004-м у Volition случился The Punisher, который вышел аккурат вместе с одноимённым фильмом, где был Джон Траволта и Карателя играл Томас Джейн. Однако, игра не имеет отношению к кино (хоть тут и привлекли на озвучку Джейна), а сюжет с персонажами основаны на комиксах.

Так получилось, что в данную игру я сыграл тоже относительно недавно и тоже впечатления были крайне положительные. Казалось бы, обычный шутер от третьего лица, тот, кто до того играл хотя бы в одну часть Saints Row сходу заметит преемственность: похожие анимации, схожее управление персонажем и достаточно продвинутая физическая модель. Вроде бы ничего особенного, да? Но визитной карточкой игры стали допросы, в ходе которых можно зверски умерщвлять бандитское отребье с применением предметов окружающей обстановки и заниматься этим не надоедает на протяжении всей игры (нечто похожее потом реализовали в Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction).

Радикальный способ коррекции зрения

Ещё обязательно стоит отметить российскую локализацию – в переводе не стесняются открыто материться, а в озвучке поучаствовал Дмитрий Дюжев и лучше него с ролью «Кончателя» мог справиться только Александр Невский.

Просто послушайте. Может показаться, что озвучка всратая, но на самом деле, для подобной игры это именно то, что нужно

По сегодняшним меркам игра держится сносно, пусть модели персонажей уже не смотрятся. Но, согласитесь, было бы здорово увидеть ремейк даже с Карателем в исполнении Джона Бернтала. Как же всё-таки круто было, когда игры по комиксам были не стерильно-обезжиренным пластиковым играловом и не стеснялись показывать жестокость. Наверное, последний раз такое можно было увидеть только в игре про Росомаху от Raven Software.

Но где-то на горизонте маячит новая игра по данному персонажу и вроде как даже обещают взрослый рейтинг, так что по этой причине я не включил X-Men Origins: Wolverine в данный список, пусть она тоже заслуживает внимания.

4. Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005)

Вопреки названию игры этот симпатяга не Ктулху, а дружище Дагон
Вопреки названию игры этот симпатяга не Ктулху, а дружище Дагон

Самая известная (пусть и в узких кругах) игра по мифосу Г.Ф. Лавкрафта и по сей день не утратила титула лучшей игроадаптации по мотивам произведений прародителя космического ужаса.

Уникальный сплав адвенчуры и шутера, аутентичная атмосфера пронизывающего ужаса, скрывающегося позади зыбкой завесой тайны – разработчики словно продали душу Ньярлатхотепу, потому что никто и по сей день не смог приблизиться по качеству к игре от безвестных разработчиков (я в курсе про Call of Cthulhu 2018 и The Sinking City). Один только сегмент с побегом от жителей Иннсмаута из гостиницы чего стоит!

И тишина...

Планировалось продолжение под названием Call of Cthulhu: Destiny’s End. Но, судя по трейлеру, разработчики обратили внимание на гремевший в то время Resident Evil 4 и думали сделать нечто похожее.

¡Ahí está!

К сожалению ли, к счастью ли, проект так и не увидел свет, а Headfirst Productions расформировали.

Конечно, хотелось бы хотя бы ремастер: графика сильно состарилась, если пейзажи и декорации ещё более-менее смотрятся, то на модели и анимации без слёз не взглянешь. Хуже всего с техническим состоянием, игра и так полна злых багов, «ванильная» версия и вовсе без патча не проходилась. Но в идеале нужен очень аккуратный ремейк с сохранением всех особенностей и механик. Однако, едва ли издательство Bethesda Softworks заинтересована в переиздании убыточной игры. Да и сам Лавкрафт сейчас стал очередной жертвой так называемой «культуры отмены» за свои нетолерантные взгляды, так что можно с уверенностью заключить – ещё одну отличную игру постигло забвение. Не иначе, проклятье Ктулху.

5. Prey (2006)

Достойные игры, которые никогда не получат переиздания (и продолжения)

Если сейчас где-то и мелькает название Prey, то 90% случаев речь идёт про отличный immersive-sim от Arkane Studios. Но вспомнить хочется не про него, а про шутер-долгострой от Human Head Studios.

Анонсированный ещё в 1995-м и разрабатываемый параллельно с легендарным Duke Nukem Forever, Prey вышел лишь в 2006-м. Это эталонный пример старорежимного шутера от первого лица в духе Quake 4 и Doom 3 (ведь движок тот же), а в распоряжении игрока масса экзотического органического оружия: как вам, например, гранаты-крабы и кислотные сопли вместо дроби?

В Prey выражение "держи краба" приобретает новый смысл

Даже сам сюжет отдаёт Б-фантастикой девяностых (что, впрочем, ни разу не минус): космические пришельцы прибыли на Землю, дабы собрать на прокорм жалких людишек, а наш герой-индеец, у которого украли невесту, вооружившись газовым ключом и крепким словом, идёт драть им задницы. К тому же, как и подобает произведению из девяностых, жестокости тут хватает – кровищи и расчленёнки полным-полно и разработчики не щадят даже стариков, женщин и детей. А дизайн инопланетных сооружений вызовет восторг у поклонников творчества Ганса Гигера и сериала Lexx.

Из этого технологического отверстия появляются враги. Да-да, не удивляйтесь
Из этого технологического отверстия появляются враги. Да-да, не удивляйтесь

Есть и интересные геймдизайнерские находки: то протагониста уменьшат и заставят бегать по миниатюрном планетоиду, то начнутся игры с гравитацией, то в портал загонят. В какой-то момент тут и возможность умереть пропадает – наш индеец после получения критического урона попадает в астральный мир, где после отстрела неких эфирных сущностей возвращается в своё тело продолжать благое дело под великолепный эпический саундтрек Джереми Соула. Можете представить себе сегодня такое? Я вот не могу.

Тема из главного меню

Планировалось продолжение, где герой в роли охотника за головами должен ловить инопланетян, но, как вы уже могли догадаться, продолжение заморозили, а потом отменили.

Потенциальный шедевр, который мы потеряли

Движок id Tech 4 в своё время был передовой технологией, но сейчас хвалёные Джоном Кармаком динамические тени воображение уже не поражают, а модели, густо измазанные bump-mapping’ом вызывают лишь снисходительную улыбку. Вот бы это всё дело да на движок DOOM 2016, а?

Но тут опять камнем преткновения стали плохие продажи, а это, как известно, решающий фактор в таких случаях.

6. Dark Messiah of Might and Magic (2006)

Достойные игры, которые никогда не получат переиздания (и продолжения)

Раз уж речь зашла об Arkane Studios, нельзя обойти вниманием их великолепный Dark Messiah of Might and Magic. Игрожуры в своё время метко нарекли её «симулятором художественной резьбы по человеческому телу». Я же не буду долго разглагольствовать, а лишь отмечу, что это лучшее применение движка Source в игре не от Valve. Швыряться хламом во врагов, пинать на шипы, сжигать в кострах – всё это возможно благодаря наследию Half-Life 2.

Не стой под стрелой: люстра башка попадёт, совсем мёртвый будешь!

Игра представляет собой экшен от первого лица с элементами слэшера, но также присутствуют и не набившие тогда оскомину RPG элементы – игрок волен развивать персонажа либо в воина, либо в мага, либо в вора. В последнем случае предлагается полагаться на стелс, но, честно говоря, тут не так много возможностей его применения. Гораздо выгоднее с шашкой или луком наперевес пронестись через уровень, раздавая молодецкие пинки нежити и упырям.

Есть пробитие

Либо качать магию и тогда врагам можно ставить под ноги ледяные лужи, чтобы те оскальзывались в пропасти либо метать традиционные фаерболлы и молнии.

Sub-Zero wins

Source всё таки великий движок и каким-то неведомым образом игры, работающие на нём, не кажутся устаревшими. Возможно, для полного счастья хватило бы перехода на Source второй итерации. Но едва ли Valve когда-нибудь расщедрятся на такое.

7. Alone in the Dark (2008)

Эх, засвечу!
Эх, засвечу!

Парадоксальный факт: одна из наиболее горячо любимых мною игр — это провальный перезапуск серии легендарных survival-horror’ов. Alone in the Dark: Near Death Investigation либо «Alone in the Dark: У последней черты» или же просто Alone in the Dark 2008 остаётся уникальной в плане взаимодействия с окружением и объектами: если нужно открыть дверь с кодовым замком вовсе не нужно подбирать код, достаточно взять топор и разнести дверь в физически корректные щепки.

Огнетушитель и любой другой увесистый предмет тоже сойдёт
Огнетушитель и любой другой увесистый предмет тоже сойдёт

Нужно завезти машину? Если ключ не обнаружился в солнцезащитном козырьке, то можно сломать замок зажигания и поколдовать с проводкой (да, есть и такая мини игра). Окружили враги? Кинь в толпу самодельную бомбу из бутылки с бензином и пачки патронов, примотанных скотчем. И так далее, подобных примеров масса.

Так выглядит местный инвентарь и процесс лечения
Так выглядит местный инвентарь и процесс лечения

А какой здесь огонь! Наверное, только в Far Cry 2 было настолько круто жечь окрестности. Он честно распространяется по воспламеняющимся поверхностям и часто служит игроку подспорьем как в битвах, так и в решении загадок.

Обратной стороной у этого великолепия стало отвратительное техническое состояние игры: многочисленные баги и вылеты тут обычное дело, а физика автомобилей — это кошмар наяву (кто проходил безумную гонку по 59-й улице Нью-Йорка, тот в цирке не смеётся). Ещё машины тут имеют неприятное свойство с треском врезаться в малейший кустик и вдребезги разлетаться.

Эта машина разбилась в на**й

В 2008-м игра была настоящим next-gen’ом, но сейчас не то, что играть в неё, а просто заставить нормально работать ещё та задачка. Позже выходило улучшенное и «усиленное» издание эксклюзивно для Playstation 3 – Alone in the Dark: Inferno, и там действительно была проведена частичная работа над ошибками, поправлены баги, улучшены анимации и даже добавлен целый новый игровой сегмент с боссом.

Существует даунгрейд версия для Playstation 2, отличающаяся как геймплеем, так и, внезапно, сюжетом. Но рекомендовать её к ознакомлению я могу лишь отчаянным людям, желающим испытать истинные извращения. Ну ладно, возможно, игра не настолько ужасна, просто я не вижу ни единой причины, по которой стоит играть именно в неё. Разве что если вы уже прошли оригинальную игру и хотите её сравнить с младшей версией. Но поверьте, по большому счёту сравнение будет в не в пользу версии для PS2.

Наверное, PS3 версия – это лучший способ приобщиться к данному утраченному шедевру, потому что едва ли на какое-нибудь переиздание стоит рассчитывать. Уж больно непростая игра с непростой судьбой (её издавала многострадальная Atari).

Едва ли это полный список, поэтому запускаю флэшмоб: делитесь, наверняка у вас тоже найдутся любимые игры, незаслуженно обделённые вниманием, но заслуживающие того или иного переиздания.

132132
105 комментариев