Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Разбираем все отсылки к японской культуре в нынешней арке аниме One Piece

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Материал автора Crunchyroll Россия Cheetamaru

Ни для кого не секрет, что антураж нынешней арки Вано в аниме «Ван-Пис»сильно вдохновлён японской культурой. Поэтому в ней то и дело можно увидеть самые неожиданные отсылки.

В сегодняшней статье мы разберём все отсылки к японской культуре в первом акте арки Вано, которые сможем найти. Благо, отсылки появляются почти в каждой новой серии.

Возможны небольшие спойлеры!

Страна Вано

До разбора отдельных серий следует уточнить, откуда вообще взялось название «Вано».

В средневековых китайских письменных памятниках жителей Японского архипелага называли народом «Ва». «Страна Ва», «Ва но куни» — одно из древних, если не самое древнее, название Японии.

Эйитиро Ода, автор «Ван-Пис», просто соединил название народа и частицу притяжательного падежа «но» в одно слово, и получилась «cтрана Вано», «Вано куни».

Серия 891

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Воды, которые встречаются на пути Луффи и его команды в страну Вано, явно отсылают к известной гравюре XIX века «Большая волна в Канагаве» за авторством Кацусики Хокусая.

<i>«Большая волна в Канагаве», Кацусика Хокусай</i>
«Большая волна в Канагаве», Кацусика Хокусай
Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

А карпы кои, взбиращиеся по водопаду — прямая отсылка к древней китайской/японской легенде: «Карп, поднявшийся вверх по водопаду, превращается в дракона».

Карп в восточных странах считается символом мужества и упорства. Кстати, в покемонах Мэджикарп, который эволюционирует в Гярадоса — тоже отсылка на эту легенду.

Серия 892

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Во время открывающей музыкальной композиции (не опенинг) мы видим и слышим игру на музыкальном инструменте. Он называется «сямисэн», и это один из важнейших музыкальных инструментов Японии.

Сямисэн незаменим во множестве фольклорных жанров, в камерной и неофольклорной японской музыке, на вечеринках с гейшами и на фестивалях.

Но главное для нас — сямисэн используется в музыке театра кабуки. Ведь…

<i>Занавес дзёсикимаку</i>
Занавес дзёсикимаку

...за основу структуры арки Вано автор One Piece, Эйитиро Ода, взял типичную для театра кабуки структуру.

В кабуки представление разделено на пять актов, и каждый акт начинается с открытия и заканчивается закрытием трёхцветного занавеса «дзёсикимаку». Три цвета традиционно — оранжевый, зелёный и чёрный.

Так же и в «Ван-Пис» каждый акт начинается с открытия этого самого занавеса. И судя по всему, в арке Вано планируется тоже пять актов.

Серия 893

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Комаину — животные, напоминающие смесь льва и собаки. Обычно они стоят около храмов, таким образом «защищая» их. Но в аниме и манге зачастую это живые существа, защитники какого либо персонажа. Так и в «Ван-Пис» жёлтый комаину оберегает девочку Отаму.

<i>«Киби-данго» Отамы</i>
«Киби-данго» Отамы

Раз мы заговорили про Отаму, нужно объяснить отсылку в её способности. «Киби-данго», или «клёцка-шлейка» — это японская сладость в виде шарика из пшеничной муки.

Способность Отамы позволяет ей приручать любых животных, которые съели её «киби-данго». А это прямая отсылка на древнюю японскую сказку Момотаро…

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Вообще в «Ван-пис» очень много отсылок на Момотаро. Давайте сначала кратко узнаем сюжет сказки:

Однажды к бездетным старику и старухе попал большой персик. Из него вылез мальчик, которого они назвали Момотаро («момо» – «персик», «таро» – «первый сын»). Когда мальчик вырос, он отправился сражаться с демонами они на остров Онигасима, потому что те разоряли страну. По пути Момотаро встретил говорящих собаку, обезьяну и фазана. Он подружился с ними, подарив им киби-данго. Вместе они победили всех демонов, после чего Момотаро вернулся к старику и старушке. Конец.

Это объясняет, почему вдруг киби-данго позволяет приручать животных.

Кстати, Момоноске, скорее всего, тоже назван в честь Момотаро, а в следующих сериях мы увидим и другие отсылки к сказке.

<i>Кидзару, Акаину и Аокидзи</i>
Кидзару, Акаину и Аокидзи

Даже больше, ранее в One Piece уже была крайне очевидная отсылка на эту сказку. В прозвищах адмиралов морского дозора используются названия животных из Момотаро:

  • Кидзару — «жёлтая обезьяна»,
  • Акаину — «красная собака»,
  • Аокидзи — «синий фазан».

В именах новых адмиралов также используются имена животных из Момотаро, только уже живущих на острове Онигасима:

  • Фудзитора — «тигр цвета глицинии»,
  • Рёкугю — «зелёный бык».

Серия 894

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Отама хочет стать куноити. Если вы смотрели «Наруто», то наверняка знаете, что куноити — это женщина-ниндзя.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

В доме Отамы и Хитэцу живёт тануки с котелком на спине. Это отсылка на другую японскую сказку под названием «Бумбуку-тягама», перевод: «счастье, переполняющееся, как чайник». Сюжет сказки можете почитать на википедии, но если вкратце — тануки обратился в котелок для чая, чтобы вознаградить бедняка за доброту. Отама готовит Луффи рис, чтобы тоже вознаградить за спасение.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Дизайн Хитэцу явно вдохновлён дизайном известного японского ёкая тэнгу. Обычно тэнгу предстают перед людьми в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом и с крыльями. Тэнгу часто носят одежду горных отшельников. Даже в фамилии Хитэцу — Тэнгуяма, есть слово «тэнгу».

Серия 897

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Чтобы Луффи не выделялся, Хитэцу одевает его в традиционное японское кимоно и заплетает на голове пучок «тёнмагэ».

В стране Вано такой пучок носят все самураи, и этот факт соотносится с японской историей. В период Эдо (1603-1868) такую причёску действительно носили многие мужчины. Она ассоциировалась именно с самураями. Поэтому, когда в Японии открыли границы и устранили самураев как класс, «тёнмагэ» попал под запрет. Право носить эту причёску осталось только у борцов сумо.

Страна Вано основывается на стиле периода Эдо, поэтому причёски с пучком так популярны среди местных жителей.

<i>«Тёнмагэ» Зоро</i>
«Тёнмагэ» Зоро

Пучок «тёнмагэ» традиционно считался символом статуса. Поэтому, когда самурай позорил свою честь и лишался привилегий, он был обязан состричь его, то есть сойти вниз по социальной лестнице. Если самурай позволил неприятелю отрезать свой «тёнмагэ» во время или после битвы, этот самурай также подвергался всеобщему унижению.

Серия 899

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Дизайн Оцуру основан на персонажах картин древнего японского стиля укиё-э. Например, известная картина Тосюсая Сяраку нарисована как раз в этом стиле. Традиционная причёска Оцуру называется «Симада» (википедия).

<i>Актёр театра кабуки Отани Онидзи в роли Якко Эдобэя. Тосюсай Сяраку, 1794.</i>
Актёр театра кабуки Отани Онидзи в роли Якко Эдобэя. Тосюсай Сяраку, 1794.

Имя Цуру означает «Журавль». Персонаж Оцуру — отсылка на древнюю японскую сказку «Журавлиная благодарность» (Цуру но Онгаэси). По её сюжету человек спасает журавля из ловушки, после чего птица при помощи магии благодарит спасителя.

Так и Оцуру благодарит Зоро за спасение — показывает дорогу к своему чайному домику, где лечит отравленную Отаму. Глава манги «Ван-Пис», где и вводится персонаж Оцуру (913), как раз называется «Цуру но онгаэси».

<p><i>Вице-адмирал Цуру</i></p>

Вице-адмирал Цуру

Кстати, Оцуру — не единственный персонаж «Ван-Пис» с этим именем. «Первая» Цуру — пожилая вице-адмирал морского дозора. Различаются их имена способами написания: имя вице-адмирала пишется хираганой, а имя Оцуру — иероглифом.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Имя Окику, как и имя Отамы, Оцуру, Ороби (псевдоним Робин) и т. д., начинается с префикса «О». Это традиционный японский префикс вежливости, который добавляется только к женским именам, когда к ним обращаются другие. Сами женщины своё имя называют без префикса.

В будущем на этом будет основана небольшая игра слов.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Окику угощает посетителей данго. Это традиционное японское угощение — шарики моти на палочке, обычно подаются с соусом (но не в нашем случае).

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Урасима носит титул «ёкодзуна», это высший титул борца сумо. Про сумо поговорим чуть позже.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Бепо встаёт в известную позу персонажа Сандзюро Кувабатакэ из фильма «Телохранитель» (Yojimbo, 1961) режиссёра Акиры Куросавы.

<i>«Телохранитель» (Yojimbo, 1961)</i>
«Телохранитель» (Yojimbo, 1961)

Серия 900

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Отама ест блюдо под названием «сируко», или «осируко», если использовать префикс. Сируко — сладкая каша из варёных толчёных бобов адзуки, в которую добавляют моти. Позже блюдо станет относительно важным для сюжета.

<i>Луффитаро</i>
Луффитаро

Луффи берёт себе псевдоним Луффитаро. Это небольшая отсылка на «Момотаро», которая станет интересной через несколько эпизодов.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

В этой серии дают внимательно рассмотреть семейный герб клана Кодзуки.

Как раз в период Эдо в Японии стали распространены семейные гербы. В то время у аристократов, самураев, якудза, ниндзя, священников, актеров, ремесленников, купцов были свои гербы. Служили они для разграничения и опознавания семей.

Клан Кодзуки, как бывший правящий клан страны Вано, не мог не иметь семейного герба.

Серия 901

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Красные ворота без створок из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами называются «тории», букв. «птичий насест».

В прошлом японцы верили, что души умерших уносят с собой птицы, поэтому создавали им такие ритуальные насесты. В Японии подобные врата устанавливаются перед синтоистскими святилищами, но в «Ван-Пис» тории стоят практически перед каждым городом и замком.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Практически у всех подчинённых Кайдо в именах запрятана отсылка к какой-либо карточной игре. Холдем — одна из разновидностей покера.

Серия 902

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Немного поговорим о традициях. Сумо — вид единоборств, в котором участвуют два борца.

Площадка для борьбы представляет собой помост, называемый «дохё». Дохё конструируется из утрамбованной глины особого сорта и сверху покрывается тонким слоем песка. Поединок проходит в круге диаметром 4,55 м.

Первый, кто коснётся земли любой частью тела, кроме стоп, или выйдет за пределы круга, считается проигравшим.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

В сумо запрещено бить по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть пояса. Нельзя проводить удушающие захваты.

Разрешено бить только открытой ладонью, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины («харитэ»), толчки, захваты за любые разрешённые части тела и пояса, упор ребром ладони в горло («нодова»), а также броски, подножки и подсечки.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

В традиции сумо много синтоистских символов. Песок, который покрывает глиняный дохё, символизирует чистоту; соль, которую бросают бойцы, символизирует очищение, изгнание злых духов.

<i>Яката в реальности</i>
Яката в реальности

Навес над помостом («яката») выполнен в стиле крыши синтоистского святилища. В реальности поединки сумо проходят в закрытом помещении, а навес подвешивают под потолком при помощи специальных приспособлений.

<i>Яката в «Ван-Пис»</i>
Яката в «Ван-Пис»

Но в «Ван-Пис» поединки проходят на открытом воздухе, поэтому Эйитиро Ода, автор манги, дабы не нарушать традицию, придумал объяснение для летающей крыши — на самом деле это легкий воздушный змей, он «просто выглядит тяжёлым».

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Судьи в сумо носят архаичную одежду придворного человека стиля эпохи Муромати (1336-1573). Обязательный атрибут судьи — военный веер «гумбай».

На этом закончим описание традиций сумо.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Окику отрезает пучок «тёнмагэ» Урасимы, чем публично позорит его самурайский дух. Именно поэтому толпа открыла рты в ужасе, и именно поэтому сумоист так разозлился.

Серия 903

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

А здесь отсылка на спешл ONE PIECE FILM GOLD 〜episode 0〜, где Луффи сражался в сумо-поединке с Усоппом и Фрэнки.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

В поединке Урасима использует запрещённые приёмы, на что Луффи сразу же обращает внимание, так как чтит традиции сумо.

Серия 904

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

В период Эдо по разным причинам случалось множество пожаров. Власти города вынуждены были содержать многочисленные противопожарные команды.

Каждая такая команда имела свой собственный матой (纏) — чёрно-белое знамя сложной формы. Матой был не только опознавательным символом отряда, но и выполнял практические цели — специальный человек размахивал им с крыши дома неподалёку от пожара, чтобы другие группы спешили на помощь.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Основной способ борьбы с пожарами в то время — ручной снос зданий, которые находились близко от загоревшегося. Самую важную работу выполняли верхолазы — они забирались по лестницам на крыши и начинали разбирать дома с верхушки.

Серия 905

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Трафальгар Ло для маскировки надел на голову тростниковую шляпу тэнгай (天蓋, крышка неба). Это отличительный элемент одежды Комусо, монахов дзэнской школы Фукэ в Японии.

Комусо нельзя было выходить на улицу без этой шляпы. Тэнгай защищал от дождя и выступал способом сохранения анонимности последователей школы. Скрытность была связана с политическими причинами.

Серия 909

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

У школьной учительницы, которая рассказывает детям ложную историю страны, вытягивается шея. Это отсылка на ёкаев «рокурокуби». Днём они выглядят как нормальные люди, а ночью получают сверхъестественную способность удлинять шеи.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Имя Дремлющий Кёсиро (Инэмури Кёсиро) — отсылка на серию романов про ронина в период Эдо «Спящий Кёсиро» (Нэмури Кёсиро), публиковавшуюся с 1956 года.

Серия 910

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Отца Момоноскэ звали Одэн Кодзуки. Одэн — японское «зимнее» блюдо из варёных яиц, дайкона, рыбных котлет и бульона, заправленное соевым соусом. Фамилия Кодзуки означает «свет луны» (光月).

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Отца Одэна звали Скияки (sukiyaki). Скияки — блюдо японской кухни, которое готовят в горшке и употребляют в процессе варки. Главный компонент — тонко нарезанные ломтики говяжьего мяса.

Серия 911

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

База Кайдо находится на острове Онигасима. Прямо как в сказке «Момотаро»! Сам Кайдо напоминает демонов ó‎ни из той же сказки. А кто идёт сражаться на остров? Главный герой Луффитаро.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Сила Кинъемона позволяет создавать одежду для человека из предмета, лежащего на голове. В этой сцене герои кладут на голову лист растения. Это отсылка на способность перевоплощения Тануки — для трансформаций он использует как раз магический лист.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

После превращения Брук облачился в традиционный наряд призрака умершего человека (юрэй). Треугольная повязка на голове называется по-разному: хитаикакуси, тэнкан, дзукин. Существует две версии, описывающие предназначение этой повязки:

  • мёртвые люди переходят на более высокий уровень бытия, поэтому и награждаются небесной короной (тэнкан), символом их нового статуса;
  • острый кончик треугольника защищает от злых духов, поэтому повязку надевают на умершего человека, чтобы в тело не вселились злые духи.

Серия 912

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Имя Асура Додзи и его псевдоним Сютэнмару отсылают на Сютэн-додзи, одного из самых сильный демонов ó‎ни во всей Японии.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Дизайн Кайдо после полного превращения основан на традиционном изображении Восточного дракона в легендах и мифах.

По китайским поверьям, этот вид дракона обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя. В ритуалах по вызову дождя драконы изображались уже в VI в. до н. э.

Серия 917

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

Катарина Девон обрела способности девятихвостого лиса. Теперь она может превращаться в других людей, вплоть до копирования одежды.

В японском фольклоре лисицы кицунэ обладают большими знаниями, длинной жизнью и магическими способностями. Главная среди них — способность принять форму человека. Кицунэ обычно принимают облик обольстительной красавицы, симпатичной молодой девушки, но иногда оборачиваются и мужчинами.

Разбор культурных отсылок арки Вано в One Piece

На этом завершается разбор отсылок первого акта арки Вано!

<i><a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Fcheetamaru&postId=187401" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Твиттер</a> автора статьи</i>
Твиттер автора статьи
7777
20 комментариев

Чет Вано вообще не зашел.
Вот вроде сеттинг шикарный, но прям скучно.
Я даже не знаю, чего бы сейчас сюжетно хотелось.
Скорее уже финального столкновения дозорных/пиратов/правительства и все.
Топовое произведение, но 900 серий и чтоб было свежо - ну это нереально.

4

900 серий... чтобы было свежо... свежо. обычно на 30 уже все, а тут 900. 

3

переходи на мангу там намного лучше 

2

Слишком много персонажей стало.

Вообще Вано с его ввода в сеттинг (кажется, в Триллер Барке) выглядит в мире Куска пятым колесом. То есть это тупо Япония. Причем агрессивно Япония, с перемешкой традиций и нравов самых разных эпох. При этом в мире Куска и без Вано ходят с катанами, Зоро в детстве обучался в додзе какому-то кендо, куча отсылок к японской культуре, но при этом конечно и другого намешано. Зачем в эту прекрасную эклектику вводить настолько приблежнное к реальному государство - я не понимаю, честно говоря. 
Сама арка так себе. Вообще я чет после Дресс Роуз приуныл, арка Мамочки нагоняла скуку, но по крайней мере развязка была топ. Тут же должен быть полноценный бой с Кайдо, иначе какой смысл во всем этом. Но Луффи не кажется пока что на уровне йонко, особенно Кайдо, особенно Кайдо, заключившего союз с Мамочкой. Так что я даже не знаю, чего ожидать вообще от концовки.

5

если я не ошибаюсь, то додзе, в котором учился Зоро, основал выходец из Вано до захвата его Кайдо, и конкретно мечников-самураев я не помню кроме телки из дозор, подручной Смоука.

1

Комментарий недоступен