Социальная история смерти в Средние века: Skyrim, Ведьмак и Kingdom Come: Deliverance
Введение
Добрый день! Продолжаю цикл статей по социальной истории смерти в массовой культуре. Сегодня на повестке – Средние века. Эпоха очень большая, поэтому выделил 2 ключевых региона (Скандинавия и Западная (+Центральная) Европа) и попытался осветить некоторые связанные со смертью сюжеты в них. Приятного прочтения!
Начну с рассказа о «викингах», точнее о языческих племенах, населявших Скандинавию в эпохи Раннего и начала Высокого Средневековья. Сначала – про похоронные места.
Все нужное под рукой
У скандинавов практиковались как похороны тела, так и кремация с захоронением праха. Древнее создавались эгалитарные комплексы и общие могилы без серьезных намеков на стратификацию, сделанные в спешке и без особых подношений. Позже появляется большое разнообразие способов (захоронение в семейном склепе/кургане/корабле, с разными предметами и их количеством).
Нордские курганы в «Скайриме» - грандиознейшие комплексы с огромным количеством тел и сложной архитектурой. Они фентезийны, настоящие были гораздо скромнее
Но вот такой небольшой каменный курган
Могилы были по возможности персонифицированными: обычно в места последнего пристанища клались вещи, во-первых, тесно связанные с личной жизнью покойника, а во-вторых, «нужные» в загробной жизни. Часто это было оружие, но также: профессиональные принадлежности (инструменты, рыболовные сети), элементы образа жизни (предметы для верховой езды, корабельные снасти и вещи морского быта), предметы роскоши и одежды, сосуды с едой и водой.
Ухоженное захоронение, у тел часто можно найти золото/оружие, рядом стоят кубки, свечи и книги
Внутри кургана в Hellblade – висящий щит
Сосуды в склепах
Женщинам часто клали традиционно «женские» вещи — украшения, кухонную утварь и прялки. (Но и про оружие не забывали — суровые были времена)
Похороны женщины из сериала «Викинги»
Вещи закапывались навсегда или сжигались вместе с телом – надежд на их возвращение не питали.
Только если не вскрыть могилу – прецеденты мародерства были, но не настолько масштабные, как в Египте
Рядом с местом могли сооружать ставить мемориальные камни и постройки из них, проводя еще более явную границу между миром живых и мертвых. На камнях высекали руны и изображения из мифологии, но могли и оставлять пустыми.
В Skyrim представлены курганы из камней разных форм и размеров
А городское кладбище все сделано из камня (также есть узоры на плитах)
Смешение норманнского и кельтского в «Вальгалле»
Европеизированный камень-надгробие (но более неплоской формы) в «Винланде»
Существовала вера в возможность неупокоенного и несколько телесного духа портить жизнь живым, во избежание чего придумывались разные ритуалы (от сожжения до вынесения тела не из входной двери).
Беспокойные драугры, встающие из могил с желанием уничтожить нарушителя спокойствия как демонстрация мифов
Ловушки и загадки в усыпальницах охраняют не только (и не столько) мертвых от грабителей, сколько живых от оживших мертвецов в мире с магией (которая в этом случае навеяна фольклором народов севера)
Хоронили с принесением в жертву собак и лошадей, что было обусловлено как мифологией (наличие данных животных рядом с богами позволяло надеяться на их компаньонство для умершего в загробной жизни), так и стремлением подчеркнуть социальное положение – у богатого правителя была возможность умертвить более 10 лошадей для захоронения, что было недоступно обычным людям (полезные вещи и средства производства старались оставлять живым).
Как горели викинги
Один из самых популярных образов скандинавских похоронных ритуалов в культуре – сожжение трупа на погребальном костре/вместе с кораблем на воде.
Согласно легендам, сам Один говорил, что сожженые вещи попадут вместе с воином в Вальгаллу, а его сын Бальдр был подвергнут этой процедуре. В «Беовульфе», одном из главных эпосов о скандинавах, главный герой после всех подвигов отправляется в Вальгаллу именно таким способом.
Корабль в этом ритуале символизировал как элемент воды (текучий (некоторые могилы могли открываться и менять/дополнять свой состав) + относящийся к жизни и возрождению), так и путь к месту назначения (загробному миру). (спойлер к Саге о Винланде)
Возможно поэтому отец главного героя в «Саге о Винланде» погибает на корабле
Однако в действительности:
1) мало кто мог позволить себе сжечь корабль или даже устроить большой костер – только самые богатые и влиятельные (спойлер God of War 2018)
«God of War» 2018 начинается с сожжения тела жены главного героя на собственноручно сделанном небольшом костре
2) Нет полноценных подтверждений, что кораль спускали на воду и поджигали при отправлении/огненной стрелой – скорее всего, корабль всегда стоял и горел на суше. На воде практически невозможно было гарантировать полное сгорание трупа, а не его разложение на дне. (спойлер God of War Ragnarök)
Поэтому концовка «God of War: Ragnarök» эксплуатирует мифы
Как и похороны короля Брана в «Ведьмаке»
Вместе с покойником иногда хоронились слуги, рабы, члены семьи (обычно – женщины). Часто они отправлялись в последний путь добровольно, и предполагалось, что они будут вместе с мужчиной жить на том свете.
После сожжения прах могли закапывать, образуя курган на месте костра (для этого место ритуала тщательно выбиралось), или собирать в урны – еще одно подтверждение, что горящая ладья в море не подходила для ритуала.
Выемки для урн в Skyrim, с табличками и без
После похорон устраивался пир (или более скромные поминки, в зависимости от достатка). Через него семья покойного могла поднять свой социальный статус (через пышность), а также налаживать и поддерживать социальные контакты.
Пир в «Ведьмаке», на котором игрок может как выпить и пообщаться, так и подраться
Смерть и конец света
Важное место в религии скандинавов занимает эсхатологический (относящийся к вере в конец света) аспект. Существование мира не является бесконечным, даже боги не бессмертны и падут в последней битве – Рагнареке. Возможность влиять на собственную участь заключалась в правильной смерти – воинской, с оружием в руках, что позволяло войти в чертог Одина и пребывать в Вальгалле до наступления конца света.
Там воины не только пировали и наслаждались валькириями, но и тренировались в постоянных битвах к наступлению Рагнарека (Vinland Saga)
Вальгалла в одноименном Ассассине. Прекрасное место вечных пиров, которые сменяются бессмысленной (для современного человека без идеи конца света) и беспощадной битвой лучших воинов, в которой «погибшие» восстают из мертвых чтобы пасть вновь
«Боевой рай» для нордов Скайрима
Переосмысление Вальгаллы, более близкое западному читателю, который не может понять «прелесть» вечной битвы
С другой стороны, существовало и подобие христианского ада (которое с приходом христианства все больше трансформировалось в его сторону) – Хель, куда попадали погибшие недостойно.
Хель из GOW – холодное место болезненных душ
В Hellblade главная героиня образно отправляется в Хель за душой возлюбленного
Опасения за загробную жизнь приводили к «культу правильной смерти»: умерщвления немощных стариков оружием (так убили самого Одина) и пренебрежения индивидуальной жизнью на поле сражения.
Скептицизм по поводу существования боевого рая в «Саге» превращает возможное боевое вознесение в горькую и бессмысленную погибель
Христианский суд: последний и предпоследний
Теперь перейдем к жителям Европы. Здесь переход от раннего средневековья к дальнейшим эпохам (не только в части отношения к смерти) происходил под сильнейшим влиянием христианства и его трансформации. В начале развития религии не было серьезного акцента на частном суде души после смерти – только на Страшном, над всем человечеством. Страха перед смертью было гораздо меньше (ведь душа не попадала в рай/ад, а спокойно ждала Последнего суда, который не пройдут только самые грешные), не было сильного разрыва между миром живых и мертвых, и смерть была сильно инкорпорирована в общественную жизнь. Это иллюстрируется организацией кладбищ в городской или сельской черте (в отличие от античности или описанных скандинавов) поближе к церкви (которая часто располагалась в центре поселения).
Разнообразные безымянные могилы у церквей и монастырей в Kingdom Come: Deliverance
Хаотично расположенные ры в Stoneshard
А также тем, что на кладбищах велась оживленная деятельность, в том числе и не связанная с ними по назначению – собрание, торговля, бытовое общение.
Деревенское кладбище в Ведьмаке
И городское там же. Заметна оживленность пространства, но в нем в основном предаются скорби, что характерно для более позднего периода и другого отношения к смерти (о чем дальше)
Богатство личных могил (в том числе у скандинавов) заменяется богатством церквей. Не всем такое по душе, поэтому возникает противоположная тенденция – сохранение «языческих» традиций с похоронами вне церкви и большими усыпальницами с подношениями и богатствами. За такое выступали некоторые аристократы, хотевшие подчеркнуть связь с предками (например, через идею фамильного склепа).
С развитием христианства (с 15 века) индивидуальный суд над душой с отправлением в рай, ад или чистилище занимает важное место в культуре.
Затмение в «Берсерке» – более личный кошмар и ад (положительных персонажей), а не отвлеченный конец света
Из-за этого, а также проблем с гигиеной и загрязнением подземных вод кладбища выносятся за городские стены. Надгробия и плиты становятся персонифицированными (до этого будучи часть анонимными), а ритуалы отпевания и другие личностно ориентированные обряды практикуются чаще и с большим размахом.
Большая крипта под храмом
В которой стоят уже менее религиозные и более величественно статусные саркофаги
Важно сказать, что могилы бедняков (особенно в периоды войн и эпидемий) часто были братскими, хоть и находились в пределах церквей. Особенно это видно в городах, где большое количество населения порождало дефицит на местных кладбищах.
Также существовали оссуарии (костницы, костехранилища, charnel houses) – места для хранения костей – которые создавались для экономии средств. Как видно на скриншоте из KCD, они также располагались на «освященной» земле
Смертельные изгои
Исключение из «нормального» общества было часто связано со смертью. Очевидный пример – самоубийц запрещалось хоронить на церковном кладбище. Еще этой привилегии лишались убийцы и тяжелые преступники, расхитители гробниц, неопознанные мертвецы и некрещенные младенцы, а также палачи.
Могила преступника в поле рядом с «Висельным холмом»
Палачи (и работники кладбищ) были изгоями еще при жизни. Палачи жили уединенно вдали от простых людей, и даже при визите в город их сторонились, хоть и относились с большим уважением.
Становиться палачами не очень хотели, поэтому данная категория воспроизводилась через потомственные рода (которые создать было отнюдь не легко, а статус наследников был не выше палача), а также через помилование осужденных на смерть преступников в обмен на такую работу. Среди палачей имели место преступления и самоубийства.
Graveyard Keeper – игра про смотрителя кладбища, который проживает на нем в отдалении от остальных
Зарабатывать исключительно казнями часто не удавалось, поэтому палачи также выполняли «грязную» работу (чистка отхожих мест, работа с тушами животных), исполняли нелетальные телесные наказания, занимались пытками и выступали на стороне обвинения в суде.
В The Executioner палач также выполняет функции следователя и выбивает признания у преступников через пытки
Причинами столь негативного отношения к палачам были:
1) Христианство ведет к рассмотрению палача как человека, который берет на свою душу грех множества убийств + на казни вина и позор преступника частично перекладывались на палача из-за тесного контакта и «неправильности» обоих действий
2) Отдаленное проживание создавало мифы и сплетни по поводу занятий палача вплоть до колдовства и криминала
3) Палачи в силу своих занятий выглядели не лучшим образом, а также неприятно (и непривычно) пахли, что только усиливало нелюбовь к ним
Казнить нельзя помиловать
Система права в Средние века была репрессивной, то есть направленной на наказание и причинение страданий индивиду за его поступок, угрожающий основам общественного порядка. Христианство превращало идеальный аспект казни в форму искупления грехов, в которой через страдания тела и души преступник мог очиститься и не попасть в ад (а также быть принятым обратно в сообщество). Поэтому заключенным была разрешена последняя исповедь, а на эшафоте – обращение к собравшимся с просьбой молится за их душу. Ошибочная казнь невинных в таком случае – не большая проблема, так как гарантированно попасть в рай – отличная перспектива для человека Средневековья.
Но главное – «театральная» процедура публичных пыток и казни должна была выступать средством социального контроля, предотвращающим возможные преступления, а также подтверждением силы власти короны и правосудия. Они страшили не только физической болью, но и общественным порицанием, долгой процессией к месту казни (и иногда – трупа от места) и позором для родственников.
В Скайриме показан пример назидательной казни человека за помощь мятежникам со стороны официальной власти на городской площади (на ней также есть члены его семьи)
В Yes, Your Grace! Король может казнить дезертира в назидание другим солдатам
В Ведьмаке кроме военных казней (сверху) также показаны сожжения (в данном случае – связанных с магией и колдовством, впоследствии – любых «нелюдей», которые якобы своим существованием угрожают людям), демонстрирующие власть церкви (снизу)
Но казни не всегда пугали народ. Часто они выступали зрелищным развлечением (которое должно быть проведено искусно и «правильно»), а иногда приводили к солидарности с казненными и массовым беспорядкам в поддержку обвиняемого. Частично из-за этого впоследствии и публичные казни, и вся система (уголовного) права трансформируется.
В KC:D есть примеры как удачных казней (слева сверху), так и неудачных (здесь – саботированная игроком), при которой на палача выливается народное недовольство
Заключение
Вот и все на сегодня. Надеюсь, что вам понравилось. В следующий раз планирую рассмотреть сюжеты, связанные с Новым временем. Спасибо за прочтение!
Источники:
Crawford, S. (2004). Votive deposition, religion and the Anglo-Saxon furnished burial ritual. World archaeology, 36(1), 87-102.
Fanning, T. (1970). The Viking grave goods discovered near Larne, Co. Antrim in 1840. The Journal of the Royal Society of Antiquaries of Ireland, 100(1), 71-78.
Morey, D. F. (2006). Burying key evidence: the social bond between dogs and people. Journal of Archaeological Science, 33(2), 158-175.
Nichols, C. (2021). Domestic dog skeletons at Valsgärde cemetery, Uppland, Sweden: Quantification and morphological reconstruction. Journal of Archaeological Science: Reports, 36, 102875.
Ogle, G. E. (2003). Slaves of Justice: Saint Domingue’s Executioners and the Production of Shame. Historical Reflections/Réflexions Historiques, 275-293.
Price, T. D., Arcini, C., Gustin, I., Drenzel, L., & Kalmring, S. (2018). Isotopes and human burials at Viking Age Birka and the Mälaren region, east central Sweden. Journal of Anthropological Archaeology, 49, 19-38.
Robin, G. D. (1964). The Executioner: his place in English society. The British Journal of Sociology, 15(3), 234-253.
Sikora, M. (2003). Diversity in Viking Age horse burial: a comparative study of Norway, Iceland, Scotland and Ireland. The Journal of Irish Archaeology, 87-109.
Spatacean, C. (2006). Women in the Viking age: death, life after death and burial customs (Master’s thesis).
Арьес, Ф. (1992). Человек перед лицом смерти. Прогресс.
Кристенсен, А. Э. (2018). Викинги. In Культурное наследие Российского государства (pp. 135-144).
Сванидзе, А. А. (2007). Дохристианские верования в средневековой Скандинавии (Окончание). Средние века, 68(4), 10-33.
Филиппова, А. В. (2020). Миропонимание викингов и современность. Студенческая наука и XXI век, 17(1-2), 209-211.
Фуко, М. (2013). Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Ad Marginem.
https://www. deepfocusfilmstudies. com/viking-funerals-on-film. html
Якорю спасибо за репост материала.
Автору спасибо за статью.
Охуенный лонг. Люблю историю. Я бы ещё абзац про культ смерти в средние века добавил. Благодаря ему церкви украшенные костьми получались
Тема интересная, продолжай
Интересный материал.Сейчас не часто встретишь такое на дтф.Так что крепко целую в губки(без гейства).
"Вальгалла в одноименном Ассассине. Прекрасное место вечных пиров, которые сменяются бессмысленной (для современного человека без идеи конца света) и беспощадной битвой лучших воинов, в которой «погибшие» восстают из мертвых чтобы пасть вновь"
"Переосмысление Вальгаллы, более близкое западному читателю, который не может понять «прелесть» вечной битвы"
Чувак, блин, ты рофлишь что ли?! 95% нашей игровой культуры, на потребление которой все больше и больше населения кладут все больше и больше времени, построена на идее бесконечной повторяющейся битвы и возрождения.
Фактически, мы, ГЕЙмеры уже сейчас живем в скандинавском раю.
С комментом согласен, можно найти сходства, но все же в играх сражение более «осмысленно», так как можно стать победителем или занять место (такая ранжировка абсурдна в Вальгалле), иногда есть и метапрогрессия, а ситуации, набор противников и оружия более разнообразны. Ну и в приведенных источниках есть критика этого концепта, хотя по сути они одновременно и красиво и эстетично преподносят боевые сцены, и продвигают пацифистскую повестку, и такое «противоречие» в массовой культуре нередко.