Как "Бардо" показало отчужденность героя одной прогулкой по улице

Как "Бардо" показало отчужденность героя одной прогулкой по улице

"Бардо, ложная хроника горстки истин" - последняя на сегодня лента Алехандро Гонсалеса Иньярриту (режиссер "Бердмена", "Выжившего", "Суки любовь"). Она во многом автобиографична и повествует о мексиканском режиссере, который вернулся на свою родину впервые за последние двадцать лет (сам Иньярриту последний раз снимал на родине еще в далеком 2001 году). Главному герою предстоит по новому взглянуть на свою страну, которой он запомнил совсем другой. Это терзает его. Он не узнает дом, родных. Воспоминания с болью поглощают с каждым днем. Все это Алехандро пытается показать с помощью различных визуальных приемов и экспериментов. Вообще, весь фильм для автора стал своего рода площадкой для творчества со светом, композицией, углом съемки.

Например, в одной из сцен, во время премьеры нового фильма главного героя он сбегает от оваций и поздравлений в туалет, где ему видится давно умерший отец. При своей жизни он не признавал творчество сына, и все, о чем мечтает герой - признаний от отца.
Например, в одной из сцен, во время премьеры нового фильма главного героя он сбегает от оваций и поздравлений в туалет, где ему видится давно умерший отец. При своей жизни он не признавал творчество сына, и все, о чем мечтает герой - признаний от отца.
Мы видим, как отходят за задний план вся гениальность героя - Сильверио. Его заслуги, творчество. Он снова маленький мальчик перед фигурой отца. И все это понятно без слов. Только визуал.
Мы видим, как отходят за задний план вся гениальность героя - Сильверио. Его заслуги, творчество. Он снова маленький мальчик перед фигурой отца. И все это понятно без слов. Только визуал.

Всех снятых идей режиссера в ленте не перечислить. Это нужно смотреть и впитывать. Сегодня мы обсудим лишь маленький пример, и надеюсь, он вдохновит вас на просмотр! (кстати, о самом фильме целиком я подробнее писал ниже в своем профиле)
Моей любимой сценой в фильме является разговор героя с матерью. У нее уже начинается деменция и она забывает даже о том, что ее муж умер много лет назад. Она говорит о нем, как будто он здесь. Вспоминает, какие песни они пели, как растили героя с его сестрами и братьями. Все это угнетает Сильверио. Он пытается морально принять болезнь матери, заново вспоминает смерть отца и детство в стране, которую он давно покинул. Все это буквально "вышибает" главного героя из жизни. И как показать это в фильме кроме слов?

Алехандро Иньярриту использует обычную улицу:

Когда главный герой выходит от матери, улица по которой он идет безлюдна. Все находится в тени и слышны лишь звуки шагов героя.
Когда главный герой выходит от матери, улица по которой он идет безлюдна. Все находится в тени и слышны лишь звуки шагов героя.
Выходя на перекресток герой пытается справится с нахлынувшими эмоциями. Появившийся луч солнца означает постепенное возвращение героя к реальности (осознанию)
Выходя на перекресток герой пытается справится с нахлынувшими эмоциями. Появившийся луч солнца означает постепенное возвращение героя к реальности (осознанию)
Герой оглядывается вокруг, пытаясь собраться с мыслями и двинутся дальше. Его начинают окружать тени без фигур. Словно призраки прошлого, с которыми нужно справится.
Герой оглядывается вокруг, пытаясь собраться с мыслями и двинутся дальше. Его начинают окружать тени без фигур. Словно призраки прошлого, с которыми нужно справится.
Как "Бардо" показало отчужденность героя одной прогулкой по улице
Как "Бардо" показало отчужденность героя одной прогулкой по улице
Сильверио приходит в себя и двигается дальше. В социум. С переработанными и уложенными мыслями в голове.
Сильверио приходит в себя и двигается дальше. В социум. С переработанными и уложенными мыслями в голове.
Сразу же навстречу ему начинают идти люди. Сначала один. Потом два.
Сразу же навстречу ему начинают идти люди. Сначала один. Потом два.
Начинает проявляться городская сумахота. Понемногу возвращаются звуки окружения. Кроме пешеходов появляются машины, люди за работой.
Начинает проявляться городская сумахота. Понемногу возвращаются звуки окружения. Кроме пешеходов появляются машины, люди за работой.
Народу становится все больше. А шаги героя шире и увереннее.
Народу становится все больше. А шаги героя шире и увереннее.
Скорость людей, машин и героя усиливается. Все выглядит уже смазанным, от того динамичным и живым.
Скорость людей, машин и героя усиливается. Все выглядит уже смазанным, от того динамичным и живым.
И вот герой выходит на контрастно освещенную солнцем широкую улицу. Ракурс меняется. Вместе с этим окончательно отходят и проблемы.
И вот герой выходит на контрастно освещенную солнцем широкую улицу. Ракурс меняется. Вместе с этим окончательно отходят и проблемы.
Как "Бардо" показало отчужденность героя одной прогулкой по улице

Фильм во многом затянут, сложен для восприятия и коробит тем, что главный герой - альтер эго Иньярриту. Из-за этого все выглядит эгоистично и самовлюбленно. Особенно когда в фильме главного героя открыто признают гением, а он, улыбаясь, соглашается. Однако Алехандро настолько прочно доказал миру свое мастерство, получил два оскара за режиссуру подряд, что он и правда в праве называть себя гением. И в праве сделать такой личный, далеко не массовый, трогающий лично его проект. Таким вышел "Бардо". И он представляет собой заглядывание внутрь сознания Иньярриту. Со всеми как минусами, так и плюсами с невероятной, изобретательной и красивейшей постановкой.

88
5 комментариев

Если Иньярриту продолжит в таком стиле, то его последним фильмом станет адаптация "зеленого слоника"

1

Ну такое. Фильм не смотрел, но сцена в туалете выглядит как какой-то прямолинейный кринж. Такой как бы подтекст, но довольно явный и легко угадывающийся. Да и выглядит суперстранно. Впрочем, это вполне в духе позднего Иньярриту.

Во второй сцене (которая, видимо, своеобразный оммаж знаменитому кадру из фильма "В прошлом году в Мариенбаде"), имхо, нарисованные тени совершенно лишние, без них было бы лучше. Пешеходные столбики сами по себе чем-то могут напоминать застывших людей, если правильно ракурс подобрать (а тут он, в общем-то, дает такое впечатление).

1

Может, на меня так хорошо действуют дешевые и простые визуальные приемы, но меня это прямо и умиляло, как в сцене с отцом, так и завораживало в других сценах. Показалось, что здесь прямолинейность и буквальность наоборот к месту и раскрывает полет фантазии режиссера. Усиливает эффект что все немного нереально, и герою нужно заново освоится в стране

большое спасибо за интересный и уникальный материал!