Парадокс Touhou до недавнего времени заключался в том, что несмотря на завидную популярность, обзавестись легально копией игры, не сходив на Комикет и не выкупив диск прямо из рук ZUN'а, было затруднительной процедурой для любого, живущего за пределами Японии. И всё же они продавались на Amazon и у реселлеров и даже возникала инициатива ZUNа распространять Touhou 14 на Playism, но даже купив игру, приходилось сталкиваться с тем, что она крашится, если на компьютере не установлен японский язык. Таким образом игры нам доставались лишь благодаря самоотверженным пиратам-китайцам, и отдельным героям, способным посетить Комикет. Кажется, лишь совсем недавно ZUN признал само существование фанатов за границей и, подобно многим участникам додзин-сцены, в экспериментальном порядке начал использовать Steam в качестве платформы. Две последние игры: Touhou 15.5 и Touhou 16 уже можно купить прямо там, хоть их релиз в Стиме происходил уже после релиза на Комикете. И даже с релизом в Стиме у игр нет перевода с японского, потому что ZUN не способен сделать его сам, и не готов доверить эту работу кому-либо другому, а в своём интервью он опасался мисинтерпретаций и конфликта с фанатами. Сам он признался, что доверяет фанатским переводам и не имеет ничего против, и фанаты не предают его ожиданий: патчи перевода можно найти здесь, в то время как перевод официальных книг можно почитать на Тоховики, для знакомства с сеттингом достаточно полистать Perfect Memento in Strict Sense. После того, как ZUN сделал свой ход, сразу за ним в Стиме появилось несколько игр в сеттинге Touhou от фанатов — и от восточных, и от западных разработчиков. И их число, пусть и сравнительно скромное, обещает расти.
Вообще, влияние простирается и дальше, чем можно было подумать.
Да, я купил Nier чисто потому что был тохолюбом и счёл дизайн персонажа фансервисом для меня лично. Вот впечатления.
Спасибо за отличный материал! Рад, что мотивировал.
То есть я верно понимаю, что вся эта огромная субкультура выросла из… простого вертикального скролл-шутера?!
Именно так.
На досуге краем глаза рекомендую глянуть информацию по KanColle. Удивишься не меньше, узнав, что по типичной японской «ферме» субкультура не хуже, а как по мне, мощнее, чем в Тохо.
Стоило бы ещё упомянуть конкретные способы вката в тохоту: наиболее лёгкие для освоения части (файтаны для тех, кто как я сосёт в даммаку), мангота (для энтрилевела может неплохо зайти лунный цикл), книгота (ну тут очевидно (кстати, вторую часть забросили переводить что-ли?)). Даже про "аниме" можно было сказать (особенно ценно тем, кто не осилил даммаку).