El Cazador de la Bruja 2007 года

El Cazador de la Bruja - приключенческий боевик с элементами комедии, выполенный в стилистике road movie. Сие аниме выпускалось студией Bee Train в 2007 году в виде сериала на 26 эпизодов и является последним тайтлом в их "неформальной" трилогии "Girls with guns". Режиссёром выступил Mashimo Kouichi, занимавший аналогичную позицию во всех предыдущих частях цикла.

El Cazador de la Bruja 2007 года

Остановимся на конторе подробнее: она была основана в 1997 году упомянутым выше режиссёром как оплот самобытности в индустрии и попытка абстрагироваться от тлетворного влияния корпораций (легенда гласит, что сюжетные ходы для своих тайтлов Mashimo и компания зачастую придумывали в пьяном угаре; в пример приводится Madlax и главный тамошний поворот сюжета). Большую часть продукции студии Mashimo режиссировал сам. К 2012 году уже шестидесятилетний на тот момент режиссёр отходит от дел, и Bee Train, увы, перестаёт выпускать аниме. Тем не менее, ничто и никто не забыты: студия совершенно точно оставила свою веху в истории, выпустив огромное количество всемирно известных произведений.

Немного по поводу самой трилогии GWG: она состоит из трёх аниме - Noir, Madlax и El Cazador de la Bruja. Все эти сериалы объединяет, как понятно из названия, наличие крутых девах, размахивающих огнестрелом. Помимо этого в каждом из них существует схожая сюжетная канва, где взрослая главная героиня, являющаяся, разумеется, умелым стрелком, так или иначе встречается со своей более молодой компаньоншей, после чего они в двоём приступают к решению разнообразных мистических и не очень проблем, связанных с этой девочкой. Всех мелких девиц из GWG объединяет эмоциональная заторможенность (порой чуть ли не до аутизма) и немногословность, наличие драмы в их прошлом.

Если внимательно смотреть приложенные выше скрины, то перед Madlax обнаружится аниме с постером, исключительно похожим на тайтлы трилогии - это Avenger. По всем параметрам оно подходит под критерии, за одним чисто формальным отличием - там все дерутся, а не перестреливаются. Если отбросить момент c огнестрелом, то Avenger - эталонный представитель GWG. Тут вам и взрослая главная героиня с мутным прошлым (+), и её спутница, заторможенная мелкая девочка (+), и решение таинственных проблем, связанных с этой девахой (т.е. она - двигатель сюжета -> +).

Лирическое отступление

В своё время Noir прогремел будь здоров - это аниме находилось в вотчлисте каждого ньюфага и советовалось в любых обстоятельствах (речь идёт о 200Х - первой половине 201Х) наряду со всякими там Cowboy Bebop, Evangelion, Trigun, Hellsing, Haibane Renmei и тому подобными Азумангами. Анимеха и вправду была весьма годная: подкупила меня в своё время зашкаливающим киллкаунтом, просто чумовыми звуками стрельбы, красивой графикой со сверхдетально прорисованными модельками пушек (+ большим их разнообразием), крутой француженкой в главной роли, ну и, разумеется, красивой музыкой.

После Нуара я посмотрел Madlax, который, почему-то, такой бурной славы у народа не сыскал, хотя привнёс в формулу предшественника ещё больше красивой музыки, сюжетных заморочек, мистики, слегка более динамичную подачу сюжета и дополнительное ведро драмы. Разумеется, тайтл мне очень понравился, поэтому я быстро перешёл к просмотру героя этой статьи, но тут меня ждало большое разочарование: дело в том, что El Cazador оказался совсем не таким, как я хотел - на экране творились какие-то глупости, присутствовала комедия (нонсенс для GWG), никого не убивали. Словом, на духовного наследника Madlax это мало тянуло, поэтому, проблевавшись, я удалил ECDLB и забыл о нём лет на 10.

Годное АМВ по Madlax.

Недавно я вспомнил о том, что было такое недосмотренное аниме и, памятуя о других похожих случаях (Bokura no, Perfect Blue, Shiki), решил ещё раз взяться за данный сериал, но уже с освежёнными многолетним анимешным опытом мозгами. И вот, Cazador отсмотрен. Что же получилось на выходе? C точки зрения эволюции творчества Mashimo Kouichi и его трилогии, я бы сказал, что это пиковое произведение - самое яркое, с самыми раскрытыми главными персонажами, с самым динамичным сценарием, с самой крутой музыкой, с самыми запоминающимися сценами. Честно, я был поражён увиденным. Ещё больше на фоне этого меня удивила полная непопулярность сабжа у народа (хотя мне ли об этом говорить?). Такое ощущение, что "похайпили Нуар и позабыли о GWG навсегда". Этот момент можно легко заметить на примере ру-сегмента, где Noir горячо любили: на том же Ворлд-Арте на Noir написано 160 рецензий, на Madlax 39, а на El Cazador de la Bruja - жалкие 24 отзыва.

Изначально я не хотел писать статью об El Cazador, но мере пересмотра понравившихся сцен и заслушивания саундтрека до дыр, я пришёл к выводу, что какой-то культурный аспект ("веха в индустрии") в нём всё-таки присутствует. Сабж действительно заслуживает внимания по причинам, которые я распишу ниже. В статье я постараюсь провести параллели с предыдущими частями трилогии, чтобы продемонстрировать, чем оно лучше или хуже предшественников, и почему оно забыто совершенно незаслужено.

Затравка

Опенинг (Hikari no Yukue).

Затравка проста как два пальца: действо происходит в Мексике; к охотнице за головами Nadie по телефону обращается неизвестная женщина, скрывающаяся под псевдонимом Blue Eyes, после чего героиня получает задание на поимку и дальнейшую защиту девчонки по имени Ellis. За её голову официально назначена награда (живую или мёртвую), поэтому помимо Нади существует масса желающих сорвать лёгкий куш. ГГ довольно быстро находит Эллис, безуспешно пытающуюся вытянуть из прохожих деньги, показывая дешёвые карточные трюки.

Вскоре "нажива" сбегает от Нади и отправляется в дом гадалки, ранее приютившей Эллис. В этом месте сходятся дороги героинь сериала и других охотников за головами. Перед смертью раненная в ходе перестрелки пожилая гадалка наказывает Эллис отправиться на юг, в таинственное место Wiñay Marka, где девочка получит ответы на все свои вопросы (а их довольно много, т.к. происхождение героини покрыто завесой тайны). Найти дорогу ей поможет алый камень Inca Rose, переданный этой же старушкой.

Чётких указаний от Blue Eyes по поводу дальнейших действий Нади не получает, поэтому героини отправляются в путешествие на юга.

Где-то на фоне происходящего закручивается заговор учёного Douglas Rosenberg и его мутной бухгалтерши Jody Hayward, голосом которой в начале первого эпизода нам рассказывают, что многими годами ранее была написана научная статья о возможности манипулирования моллекулами. Публикацию разгромили, но менее реальной она от этого не стала. Как всё это свяжется воедино вокруг Эллис и кто она такая вы узнаете, посмотрев El Cazador de la Bruja.

Начало у сериала исключительно бодрое.

Как аниме показало себя относительно других частей трилогии?

Разберём поподробнее. Начнём с самого базового элемента:

1) Видеоряд

Я бы охаратеризовал графику как хорошую: стиль рисовки приятен глазу, огрех анимации не видно, компьютерной графики нет, задники достойные. Персонажи нарисованы в приземлённом стиле, с более-менее реалистичным уклоном. Выгодное отличие сабжа от предшественников заключается в том, что персонажи чаще двигаются, чем многозначительно смотрят друг на друга, как это зачастую было в Noir и Madlax. Вообще, поведение персонажей на экране, именно с точки зрения анимации, значительно более живое - от статичных кадров и рефлексии авторы постарались по-максимуму избавиться. Также с радостью готов отметить периодически всплывающие "нестандартные" ракурсы (вроде перевёрнутой на 90% камеры).

Всё вроде бы шикарно, но в Noir графончик был явно покруче в отношении детализации объектов (чего стоит хотя бы тот бешенный арсенал супердетально прорисованных стволов) и задников. Во втором пункте сказывается более "насыщенный" сеттинг, чем у El Cazador - первый происходит в урбанизированной Европе, а второй в основном в мексиканской глубинке среди небольших деревень, пустых дорог длинною в даль, пустынь и гористых местностей. Аналогично и с Madlax, где задники тоже были в разы более насыщены деталями.

Графон, относительно предшественников, я оценил следующим образом: Noir >> Madlax > El Cazador de la Bruja. Т.е. чисто с абстрактной визуальной точки зрения Noir смотрится лучше, но, если в формулу добавить постановку сцен, то Cazador кажется на глаз намного бодрее за счёт меньшего числа статичных кадров.

Отдельно хочу похвалить авторов за дизайн Нади - костюм ей нарисовали исключительно колоритный и запоминающийся, а уж её навороченная причёска это вообще отдельная история. Давненько я не видел, чтобы в аниме рисовали столь мудрённый дизайн головы персонажа: тут вам и асимметричная причёска (коса с левой стороны), резинки на косе (обычная сверху и бусы снизу), и целое ожерелье, и серёжки. Причём по ходу сюжета причёска ещё и периодически меняется.

Вспомните, как в своё время выглядел Нуар: Bee Train виртуозно выполнял все сцены по схеме "заунывная рефлексия / масса статики" -> "ОМГ ВАУ ОХРЕНЕТЬ КАК КРУТО" -> "опять статика". Вот именно этот момент сильно сгладили в El Cazador: "красивые" кадры спустили вниз, а нудные сцены подтянули за счёт дополнительной анимации. Из-за этого сложилась забавная картина: сабж не особенно фотогеничен на скриншоты (в основном у меня вышли только лица или фразы), но очень, очень, ОЧЕНЬ богат на красивые сцены.

По количеству таких сцен Cazador у меня выбился далеко вперед:

ECDLB >>>>>>>>>>>>>>>> Madlax >>>> Noir. Почему?

2) Музыка

Вот почему. В моём понимании идеально поставленная сцена состоит на 50% из музыки, на 25% из операторской работы и ещё на 25% из графики. Т.е., даже если сцена нарисована убого, а ракурсы применяются исключительно шаблонные, крутая музыка, озвучка и звуковые эффекты всё равно вытянут её в моих глазах (если их качество действительно высоко). Так было в нескольких совершенно отвратных с точки зрения видео тайтлах, вроде Beatless.

Так вот, музыка здесь просто потрясающая. Композитором традиционно для многих тайтлов Bee Train выступила Kajiura Yuki, светоч анимешных OSTов и один из жирнейших плюсов трилогии. В принципе во всех GWG музыка была сильной стороной, но по количеству разных запоминающихся треков и грамотности их применения в повествовании я однозначно выделю Cazador на первое место: ECDLB >>> Madlax >>>>>> Noir.

Salva nos из Noir.

Нуар запомнился лишь дико популярным в своё время Salva nos, Lullaby и крутым эндингом Kirei na kanjou. В Madlax были просто офигенные Places of the holy, Margaret, Elenore, Madlax, Saints, A pursuit, отпадные опенинг Hitomi no Kakera и эндинг Inside Your Heart, а также многие другие треки. Ну и, конечно, конечно же, Nowhere и I'm here, делающие любую сцену с ними в 100 000 000 раз круче (очень рекомендую послушать ОСТ Madlax - там всё невероятно радужно и в единорогах).

Nowhere из Madlax.
I'm Here. Отпадная песня по мелодии, лирике и 400х более потрясная в контексте. Сцена с этой песней под конец Madlax пробирает до самых костей.

А что же у ECDLB? Здешний ОСТ до жути колоритен и прямо как влитой подходит и приключенческому мексиканскому сеттингу в общем ("вестерну" своего рода), и конкретному действу на экране в любой момент времени. Он всегда на переднем плане, постоянно заметен на фоне происходящего. Запоминающихся треков целый вагон: Cazador del amor, Desert sunset, El cazador, Ennui, Forest, Inca rose, Just for lovе~ L.A., L.A., Moonlight fiesta, The ballad of the bounty hunter, The place of eternity, Sad yearning и т.д. Опенинг Hikari no Yukue я уже привёл, а прекрасный эндинг Romanesque приложу ниже.

Romanesque, эндинг.
The place of eternity.
Forest.
Inca rose.
L.A.
Cazador del amor. За клавишами сама Юки.

Честно говоря, было бы странно, если статья о чём-то с ОСТом от Каджиуры не превратилась в бесконечный обзор её треков.

3) Озвучка

Теперь что касается оригинальной озвучки персонажей. Как обычно она отличная; больше всего запомнились следующие VA:

1) Itou Shizuka, озвучившая Нади, знаменита по следующим ролям: Touno Akiha (Tsukihime), Kousaka Tamaki (To Heart 2), Kozuki Shinon (Starship Operators), Amanda Werner (Blassreiter) и т.д. Нади в её исполнении получилась исключительно колоритным (постоянно будет это слово звучать) персонажем с её вечно спокойным, но не лишённым эмоций голосом, подчёркивающим невероятно самообладание и несгибаемую волю главной героини в требующих жёсткого решения ситуациях.

2) Shimizu Ai в роли Эллис. Её мы знаем вот по каким ролям: Eve (Yami to Boushi to Hon no Tabibito), Minagi Mikoto (Mai HiME), Tamao Suzumi (Strawberry Panic), Komine Sachi (Grisaia no Kajitsu). Хоть её роль "эмоционально пришибленной" девицы многим не понравится, получилось у Шимизу просто отлично - все ключевые сюжетные сцены с ней вышли просто замечательно.

Нади и Эллис звучат как-то так.

3) Шизофреник L.A. в озвучке Miyano Mamoru запомнился как жутко годный персонаж. Этого знаменитого VA мы знаем по ролям Yagami Light (Death Note), Kiba (Wolf's Rain), Setsuna (Gundam 00), Reinhard von Lohengramm (GED die Neue These). L.A. им озвучен весьма необычно - персонаж постоянно говорит на придыхании и полушёпотом.

4) Из ветеранов индустрии есть Hisakawa Aya (озвучила Jody Hayward). Её мы слышали на примере следующих персов: Chloe (Noir), Limelda (Madlax), Anna Puma (первый Dominion), Iria (Iria: Zeiram), Cerberus (Cardcaptor Sakura), Priscilla (Claymore), Kamio Haruko (Air).

5) Второй ветеран - Tachiki Fumihiko в роли Ricardo. Кто это вообще такой? Как насчёт Ikari Gendou (Shinseiki Evangelion), Zaraki Kenpachi (Bleach), Hasegawa Taizou (Gintama)? Ещё в целой куче тайтлов он выступал в роли рассказчика - Gintama, D.Gray-man, Gyakkyou Burai Kaiji, Nichijou, Golden Kamuy.

Разумеется это не исчерпывающий список, но целью указать всех я не задавался.

По озвучке героев между Madlax и Cazador вышел плюс-минус паритет:

ECDLB = Madlax > Noir.

Очередная шикарная озвучка от Miyano Mamoru. Чувствуется, что тип кайфует от своей работы :)

У Cazador есть официальный английский дубляж, причём весьма неплохого качества. Он не лучше оригинала, но хорош немного иначе, по-своему. Trina Nishimura в нём озвучила Нади, Maxey Whitehead отвечала за Эллис, а в качестве L.A. выступил Jamie McGonnigal. Заранее скажу, что выделил этих людей специально, т.к. остальные английские VA постарались плюс-минус хорошо и неплохо вошли в роль.

Так вот, "английская" Нади получилась немного не такой, как в оригинале - исчезла её полная невозмутимость и появились типичные американские попытки "звучать круто" в соответствующих сценах. Скажем так, Нади в ансабе судорожно пытается выглядеть круто, а Нади от Itou - и есть крутая охотница за головами. Спокойные или комедийные сцены Нишимуре дались просто отлично, а вот на экшене начинается кривляние перед микрофоном и визги.

Сцена с японской озвучкой.
Она же на английском.

Кого-то обязательно выбесит типичная тема GWG с аутичной мелкой девочкой. Из этой ситуации есть выход в виде ансаба, где Макси Уайтхэд "добавила огоньку" Эллис. В 70% бытовых сцен её озвучка пришлась к месту и сильно разбавила некоторую унылость персонажа. С другой стороны у неё не очень получились ключевые сюжетные моменты (вроде сцены с профессором). В общем, если Эллис нужно растормошить, то смело переключайтесь на андаб.

Теперь, что касается L.A. - хоть Джэйми МакГоннигал и старался (это слышно), но псих в его исполнении явно подрастерял былой колорит (придыхания, сладострастный голос, пришёптывания).

Самый вырвиглазный минус дубляжа - имя главной героини, "Нади" (Nadie, ナディ), которое стараниями американских креаклов превратилось в "Надиэ". Разумеется, перед работой посмотреть хоть одну серию того, что ты сейчас будешь озвучивать или прочитать оригинальные имена - это моветон и вообще удел идиотов. Позорище. Даже российские фандабберы так не обсираются.

С другой стороны это просто мои придирки. Если смотреть в общем и целом, то дубляж вышел весьма неплохой - голоса были приятные, актёры старались, мне постоянно приходилось переключаться между дорожками, чтобы заценить, как же такую-то сцену озвучили в андабе. Он похуже оригинала, но его не стыдно советовать.

Многие несюжетные диалоги звучит в разы лучше на английском. Лязг затвора на 0:26 - это просто оргазм для ушей.

В кои-то веки мне не стыдно советовать и русик, представленный в качестве хороших субтитров от laci (сами серии) и Haru-kaze (опенинг и эндинг). По ним же существует сильно удивившая меня своим качеством двухголосая фанатская озвучка от Kashu & Kasumi. Во-первых, оба голоса приятные; в частности, я очень обрадовался, что женский не режет уши аки бензопила гнилое полено. Во-вторых, громкость звука подобрана грамотно - так, чтобы было прекрасно слышно и оригинальные голоса (зритель слышит исходные интонации, слова, паузы), и музыку, но таким образом, чтобы голоса фандабберов не сливались с японской озвучкой в мразотную кашу, где с трудом можно вообще хоть что-то различить. Русские голоса ровно чуть-чуть громче, чтобы быть ясно слышимыми, но не глушить все остальные звуки. В-третьих, нет уродских скачков громкости, так модных у "йоба-звукарей", когда в момент разговора резко затухает звук оригинальной дорожки. В-четвёртых, фандабберы явно старались добавить интонации где могли, а где не могли - говорили спокойно (переигрывание отсутствует), за что им огромнейший плюс. Вот это пример отличной фанатской озвучки. Браво, Kashu и Kasumi, вы большие молодцы.

4) Персонажи

В третьей части GWG авторы резко изменили подход к чардевелопменту с "развития персонажей через массовые расстрелы" на "стали применять все остальные способы". Возьмём для начала Нади, чьё аплуа внешне похоже на Мирэй и Мадлакс, однако его фактическая риализация буквально с первых серий оказывается кардинально другой: ГГ сделали более приземлённым и жизненным человеком. По сравнению с коллегами по трилогии, главная героиня весёлая, общительная, открытая, часто шутит и редко пускает в ход оружие, предпочитая решать проблемы через диалоги. При этом девица вполне себе циничный реалист: мировые проблемы не решает, жопу под пули из-за "раненой собачки левого мимокрокодила" не ставит, на смерти окружающих реагирует в основном спокойно. Характер у Нади довольно необычный, встречающийся в основном среди мужских персонажей; наблюдать такую реализацию мне было необычайно занятно.

За счёт большего количества осмысленных и живых диалогов Нади с окружающими авторы добавили многогранности её персонажу, что особенно бросается в глаза при сравнении с предшественникам. Загадочность и отстранённость Мадлакс была ещё туда-сюда по сюжету, но вот Мирэй мне казалась исключительно плоским персонажем, с которым нет никаких запоминающихся сцен, кроме мочилова.

Также мне очень понравилось, что авторы сделали фокус именно на Нади, а не на её аутистской партнёрше, поэтому большую часть экранного времени зритель наблюдает красочного и увлекательного персонажа, а не зевает, глядя пустыми глазами на вялого болванчика, занимающего значительно больше эфирного времени, чем хотелось бы.

Глядя на это аниме через призму современной блевотной повестки я в который раз с удовольствием отмечаю для себя, что японцы действительно умеют создавать крутого женского персонажа: авторы не вставили ни одной сцены, так характерной для современного западного отображения этого типажа, вроде "умная на фоне тупых мужчин" или пихая токсичные самоутверждение за счёт других персонажей. Ни одной такой сцены нет, но буквально с первых серий нет ни малейшего сомнения в компетенции ГГ. Нади берёт зрителя своим шармом, невозмутимой стойкостью, добротой. Её персонажу не нужно что-то из себя корчить - зрителю и так сходу понятно, что она классный персонаж. Жаль, что западные сценаристы так больше не умеют.

Очень няшно описывает Ламу.

Наконец-то Bee Train сделали реально качественную, многогранную и запоминающуюся главную героиню. Cazador по этому пункту займёт первое место:

ECDLB >>>>>>>> Madlax >> Noir.

Теперь к Эллис. Это типичная для GWG молоэмоциональная, заторможенная и мальца аутистская вторая героиня, периодически толкающая сюжет в нужном направлении. Bee Train отлично постарались уменьшить недостатки этого типажа, просто отобрав у Эллис экранное время и переправив его в сторону Нади и эпизодических персонажей. Пожалуй, El Cazador - это та часть трилогии, где рефлексия мелкой девахи бесит меньше всего. При сравнении с предшественниками получилось, что Маргарет из Madlax была всё-таки более глубоким персонажем (в принципе этот момент по сюжетам обоих тайтлов вполне закономерен). Кирика же кроме мочилова ничем особенным мне не запомнилась

Маргарет, ввиду значительно более серьёзного вклада в свой сюжет, занимает то сравнения: Madlax >> El Cazador >>> Noir

Злодеи вызвали смешанные чувства. Douglas Rosenberg, главный мерзавец, значительно менее колоритный персонаж, чем та же Альтена и намного менее злодейский, чем "Пятница Понедельник". Зато создатели избежали бесячей особенности прошлых частей, когда большая часть экранного времени этих более крутых злодеев состояла из сплошного рефлексирования. Команда Машимо не пыталась развивать этих людей, а просто "показывала" из. В Cazador, однако, со злодеем повторился подход Эллис, что явно пошло сериалу на пользу.

Общая сцена в тонну раз лучше в оригинале, но вот этот кусочек на английском исключительно годный.

L.A. по мере развития сюжета прошёл у меня несколько стадий эволюции в отношении к своему персонажу: вначале он выглядит как карикатурный чунибьёшный поц, в середине сериала L.A. приобретает шизофренические нотки, а под конец уже не вызывает ничего кроме жалости и сожаления (в хорошем смысле). Это персонаж-карикатура, чья жизнь была от начала до конца просто космической насмешкой над ним. L.A. под конец было невероятно жалко. Данный персонаж достойный конкурент Лимельде из Madlax и невероятный прорыв по сравнению с одномерной Клоэ из Noir

Главный злодей в Madlax был намного более крутой как антагонист; сопровождающие его помогашки также получились весьма проработанными (та же Лимельда). В Нуаре была очень годная, хоть и не особенно злодейская Альтена, но дополнительные антагонисты (Клоэ особенно) были ну совсем не огонь. В El Cazador же есть средненький Розенберг, а также невероятно крутой L.A., поэтому:

Madlax > Noir = El Cazador.

Персонажи-спутники (Ricardo, Lirio, Blue Eyes) получились приятными во всех отношениях и вызывали лишь положительные эмоции. Также хочется похвалить тайтл за великолепных эпизодических персонажей, которыми напичканы почти все эпизоды. Это важный момент для road movie, поскольку интересность сценария в общем и конкретной серии в частности сильно регулируется качеством встреченных людей.

Местный эквивалент Клоэ, L.A., хоть и не совсем играет роль "злодея", но выгодно отличается от неё до усрачки колоритным характером, отлично раскрывающимся под конец произведения.

Сторонние персонажи безгранично лучше в El Cazador: ECDLB >>>>>>>>>>>>>>>> Madlax > Noir.

5) Сценарий

Самое очевидное - смена жанра с чистого боевика на приключение, выразившееся в резком уменьшении количества убийств на единицу времени. Вот этот момент мне резко не понравился, когда я смотрел El Cazador в первый раз - поддавшись стадному чувству я, как и все, жаловался на то, что GWG превратили в комедию, что исчез "серьёзный взрослый подход" и т.п. надуманную бредятину. Прошло много лет и "массовые расстрелы" предшественников перестали мне казаться взрослыми "просто потому, что". Как раз в плане реалистичности и приземлённости, ECDLB оказался самым жизненным даже несмотря на то, что в тайтле есть самая настоящая магия (!). Особенно этот момент заметен на фоне вроде как реалистичного Нуара, в котором серия слита, если в ней не убили меньше тридцати молчаливых мужиков в чёрных костюмах. И это я ещё не начал говорить о дебильных ножевиках, вырезающих толпы людей с огнестрелом. Я не против боевиков и мочилова, наоборот, мне они нравятся, но от развёрнутого произведения на 26 эпизодов ждёшь чего-то большего, чем экранизации дефматча из Unreal Tournament. Фраги должны быть средством доведения мысли, а не целью.

Убийства в El Cazador применяются эпизодически и к месту, так, чтобы вызвать максимум эмоций у зрителя. Часто они оказываются внезапными, а расплата за убийство порой даже хороших персонажей отсутствует. Как я уже писал, у Нади и ко прагматичное отношение к опасности. Яркий пример этого подхода - L.A., который не особенно злодей по отношению к главным героиням, но вот всяких прохожих убивает с завидной регулярностью. Что-то ему за это будет? Нет. Героини как-то попытаются остановить его злодеяния? Тоже нет.

Вставка вокруг рекламы с сочными звуками выстрела и падающей гильзы.

Отдельно хочу отметить "убийства за кадром". Речь вот о чём: в кафе, куда Нади с компанией устраивается поработать, заходят местные бандюганы и пытаются облапать главных героинь. Наглецы получают на орехи и сбегают - вроде бы всё решено, конфликт исчерпан. Проходит ещё треть серии, о бандитах уже забываешь, как ни с того, ни с сего зрителю кидают в лицо сцену, где взявший на них контракт Рикардо (тоже охотник за головами) вышибает им мозги в подворотне. Нам не показывают подоплёку этого события, а о смерти бандитов героини никогда не узнают. Таких моментов в сериале довольно много, (причём плохо кончают и положительные персонажи) и все они поставлены настолько грамотно, что условный "выстрел за кадром" несёт больше эмоций, чем 30 стандартных фрагов Мирэй.

Упомянутая выше магия не играет сильной роли в сюжете и всплывает крайне редко, в основном в виде лёгкого пирокинеза. Самих "магических юберменшей" все разы в конечном счёте разматывал самый обыкновенный человек, причём даже не Нади. Кстати, забавно, что большая часть El Cazador'овских "ведьм" магией не обладает, хоть и является потомками реальных волшебников.

Второй так противный мне много лет назад элемент - комедия, на проверку оказался ещё одним положительным изменением в формуле. Все комедийные сцены выполнены непринуждёнными, вызывающими лёгкую улыбку, но так, чтобы сериал не скатился в откровенную клоунаду (за исключением, пожалуй, двух трансвеститов в самом начале; благо абсурдного в них - только сам факт их присутствия; к тому же они быстро заканчиваются). Именно наличие "веселухи" позволяет авторам во время трагической сцены грамотно сыграть на контрасте (mood whiplash), а-ля как в Kidou Senkan Nadesico, где исключительно добрый, весёлый и со всех сторон положительный персонаж погибает внезапной в своей жестокости и случайности смертью из-за идиотского стечения обстоятельств. Если бы комедийные сцены с его участием отсутствовали, убийство не получилось бы столь эффектным. Аналогично и тут.

Песенка Amigo Tacos постоянно встречается по ходу повествования.

Происходящее на экране периодически ненавязчивым образом комментирует рассказчик в лице Джоди Хэйуард, что меня, как любителя подобного подхода, несказанно обрадовало.

El Cazador у нас road movie, следовательно основной костяк сюжета будет состоять из эпизодических сцен, с исполнением которых Bee Train справилась на ура. Мало того, что этих самых "маленьких приключений" - аж 22 эпизода из 26, так все они, к тому же, сделаны максимально разнообразно и грамотно вплетены в колоритный мексиканский сеттинг представленный мелкими деревнями и такими же захолустными городишками, кукурузными фермами, длинными дорогами через пустыню, древними автомобилями, периодическим включением элементов местных религий, вездесущей сетью фастфуда Amigo Tacos с её непременной дурацкой рекламной песней, которой Эллис вечно мучает Нади, традиционной кухней, нищетой и атмосферой "умеренного беззакония".

За уникальный в индустрии мексиканский сеттинг El Cazador с лёгкостью забирает приз в категории "место действия": ECDLB >>>> Noir > Madlax.

В этой серии на фоне приключений Нади нам опосредованно расскажут невероятно грустную историю этого полицейского, на которого всем (и героям в том числе) будет абсолютно наплевать.

Эти самые эпизоды максимально разнообразны и многочисленны, а сюжет подаётся не только через прямые действия и диалоги, но также через environmental storytelling. Почти каждый эпизод содержит какую-то увлекательную жизненную историю или просто набит мексиканскими "фишечками": воссоединение владелицы кафе (бывшей убийцы) со своей дочерью-пацифистом во 2 серии, дом со скелетом прежнего владельца в 3 эпизоде, история про торгаша шмотьём и сельскую модницу в 5, встреча с бывшей любовью Нади (Мигелем) в 6, эпизод про поднявшегося из грязи мафиози и умирающего дона в 8, рассказ о дочери погибшего шахтёра, ставшей рабом идей своего отца в 9, "легализировавшегося" киллера, влюбившегося в свою цель в 10, фальшивой (или нет) шаманкой в 11, лаборатория в 13 эпизоде, история о детстве Эллис и о профессоре в 14, момент с бандитами и L.A. в 16 серии, погоня за беглым преступником в 17, дом Кокопелли в 18, визит в ресторан в 19, момент с полицейскими в 20, охота на грифа в 21, деревня с потомками ведьм в 22, откровения L.A. в 24, возвращение старых знакомых в новом амплуа в 26 серии.

Мелочь, но эпизодические кадры вроде этого цепляют внимание и дёргают за нужные струнки души.
Мелочь, но эпизодические кадры вроде этого цепляют внимание и дёргают за нужные струнки души.

То, как реализованы сами мини-сюжеты заслуживает отдельного упоминания: главные герои никогда не являются "решалами проблем" и взаимодействуют с окружающими "по касательной". Если этого достаточно для помощи кому-то - замечательно, а ежели нет, то скатертью дорога. Многие истории заканчиваются совсем не так изначально предполагаешь или как подводит повествование.

Пример (мелкий спойлер): серия с захолустной деревушкой, в которую приезжает странствующий торговец шмотьём. Его и главных героинь с радостью встречает главная модница селения Рита, изо всех сил старающаяся вырваться в город. В карманах у неё пусто, а на уговоры взять её с собой в качестве путеводителя по горным дорогам Нади не поддаётся. Зато им с радостью внимает барыга, услышавший от Риты про награду за голову Эллис (Нади как обычно небрежно ляпнула про это, когда отмазывалась от услуг "гида"). Скооперировавшись с... мелкой девчонкой торгаш похищает Эллис, после чего банда отправляется в город за наградой (конец спойлера). Вроде бы фигня, но похожим (порой в разы более жёстким) образом заканчиваются многие эпизоды сериала, из-за чего у меня постоянно подогревался интерес к просмотру, а повествование никогда не казалось скучным.

По общему качеству сценария, яркости и запоминаемости оценка получилась такая: El Cazador >>>>>>>>>>> Madlax >> Noir.

У Noir и Madlax есть ещё одна фишка - интересная, но до жути затянутая и нудная основная сюжетная ветка, показ которой всегда сопровождается тонной рефлексирования со стороны главных героев. На этом фоне выгодно выделяется El Cazador, где сюжет мало того, что утрамбовали в 4 серии, так ещё и выделили 1 серию на "а что там после", заканчивающую сериал на весёлой ноте и оставляющий дополнительные открытые вопросы.

В Madlax сам сюжет намного замороченнее и интереснее, поэтому оно занимает первое место: Madlax >>> El Cazador > Noir.

Вопросы - это главный минус тайтла. Под конец масса интересных моментов вообще никак освещаются: кто такая Мелисса, какова история Рикардо, как он встретил Лирио и кто она такая, что стало с фирмой Дугласа, где находится "штаб" ведьм, как устроено их сообещство, почему Виньяи Марка не уничтожили заранее, какова природа Inca Rose, что случилось с лабораторией, что за муть происходит в предпоследней серии и ещё много всего, что я не могу указать тут без спойлеров - всё это отдаётся на откуп зрителям и их желанию поСПГСить. В поднаготную части регулярных персонажей авторы даже не пытались углубляться; всё, что о них узнает зритель - это лишь текущие действия и их последствия.

Объяснение такому подходу авторов невероятно простое - повествование ведётся от лица Нади и Эллис: главная героиня не спешит заваливать людей вопросами, ну а Эллис так вообще с трудом выдавливает из себя слова. Следовательно то, что не узнали они, не узнаем и мы.Тем не менее, на большую часть вопросов, при сильном желании, можно найти удобоваримые ответы.

Вообще, я был рад, что, закрывая окно плеера, голова не остаётся пустой как после просмотра Noir, где единственная моя мысль была "Ок, понятно". Здорово, что в El Cazador есть какие-то мелочи, провоцирующие пораскинуть мозгами, даже если этот СПГС будет и не на уровне SEL с Евой.

Я бы сказал, что в ECDLB Машимо Кооичи нашёл ту идеальную сценарную канву, которая получается у него лучше всего, и это явно заметно по тому, насколько "ровно" идёт повествование. Нигде на протяжении всех 26 серий не было впечатления, что "вот тут сценаристы ударили по тормозам". Единственное, что слегка портит впечатление - мутная 25я серия, которая поставлена хорошо, но от происходящего в ней поднимаются брови; впрочем её недостаточно, чтобы отравить весь остальной сериал.

Ну и напоследок, традиционная фишка GWG - детально нарисованные стволы:

Манга

По герою статьи существует манга за авторством Hirose Shuu, основанная на сериале и начавшая выходить... за месяц до аниме. Сие произведение состоит из одного куцего тома (6 глав; примерно 178 страниц) и кардинально отличается первоисточника не в лучшую сторону: на 95% лишённый фансервиса исходник от души залили совершенно неуместными панцушотами и располагающими к ним ракурсами, увеличенной грудью Нади, а также постоянными раздеваниями и прочей ерундой; также там серьёзно перекроили сюжет и персонажей. Я не ханжа в отношении фансервиса, но всё должно быть к месту - в Aika это было к месту, а в тайтлах GWG - нет.

"Сюжет" манги соответствует её метражу - он представлен пятью рваными мини-историями содиняемыми лишь СПГСом читателя. Первые четыре являются немного переделанными сериями сериала, а последняя - отсебятина.

Из положительных моментов могу отметить красивую рисовку и эпизодическую расчленёнку.

Вообще мне не понятен смысл выпуска таких продуктов: жалкие 178 страниц, жирный кусок которых составляют обложки и арты, не позволяют реализовать какую-либо интересную историю в том виде, как сделал автор. По хорошему надо было написать не 5 мелких историй, а одну большую, чтобы не получилась тупая мешанина. Ну или же делать нормальную мангу на 40+ глав с человеческих сюжетом.

Эту жалкую попытку срубить бабла на панцу Нади я настоятельно НЕ рекомендую к ознакомлению - только испортите впечатление от аниме.

Послесловие

После просмотра финальной части трилогии у меня остались лишь положительные впечатления и, заодно, сильное недоумение от поразительно низкой популярности El Cazador - явно незаслуженной и как для отдельного произведения, и как части Girls with guns. Жаль, что тайтл, превзошедший именитого предка по куче пунктов (постановка сцен, музыка, количество и качество персонажей, проработка главной героини, общая сценарная работа, сеттинг) стал жертвой угасающего интереса публики к жанру и творчеству Bee Train в целом. Уже на этапе выхода Madlax был заметен откровенно вялый интерес к чему-то, кроме Noir, а вышедшие параллельно с Cazador известные тайтлы буквально закопали героя статьи. Как детище Машимо могло соревноваться Guren Lagan, Byousoku 5 Centimeter, Darker than Black, Clannad, Higurashi no Naku Koro ni Kai, Lucky Star, Claymore, Gundam 00, Sayonara Zetsubou Sensei, School Days, Hayate no Gotoku? Увы, но у бедолаги не было ни малейшего шанса.

Интересный момент: в следующем 2008 году начинает выходить другой довольно годный и не особенно оценённый тайтл под названием Michiko to Hacchin (ECDLB, приправленный бутовыхой и почищенный от мистики), действие которого тоже разворачивается в латиноамериканской стране (Бразилии) и тоже повествует о жизни... взрослой девицы и её маленькой спутницы... и также в формате road movie. Там тоже присутствует мразотный бойфренд героини, в которого та влюблена по уши; там также в основном показывают нищенский быт персонажей в захолустных мелких городах. И как вишенка на торте главная героиня там такая же пробивная как Нади и тоже активно применяет оружие. Пятая часть Girls with guns? Стопроцентно.

В этом тайтле полно подобной бытовой "чернухи".

Ещё год спустя, в 2009ом, выходит ещё одно как две капли воды похожее на GWG аниме - Canaan, представляющее из себя разбодяженный Madlax, присыпанный Black Lagoon и Noir. Здесь тоже есть крутая главная героиня в стиле Мад, её более молодая и наивная спутница, крутые драки, массовые расстрелы и немного мистики. С творениями Машимо Canaan объединяет и невероятное внимание к оружию. Анимеха также незаслужено забыта - она, хоть и не 100 из 10, но вполне себе крутой боевик в лучших традициях трилогии c крутейшими рукопашными боями и очень детальной движухой.

Как-то так :)

Ну и, делая шаг назад в 2003 год, есть Avenger секретный четвёртый тайтл GWG, упомянутый в начале статьи. Если El Cazador - апогей GWG в "лёгкости усвоения", то Avenger - это обратная сторона медали. Хоть там и есть запоминающиеся моменты, аниме жуууууууутко нудное с постоянными "многозначительными" взглядами и кучей рефлексирования. Вот здесь я прекрасно понимаю причину забвения. С другой стороны тут очень крутая главная героиня (как всегда), интересный сеттинг и красивая музыка (тоже как всегда).

И вот, Bee Train'овская канва Girls with guns окончательно умерла вместе прекрасной студией - людям больше не интересны истории про крутых девиц с пушками. Да, есть Kite, Phantom, Black Lagoon, Mezzo и т.п, но оно всё "не то", "не такое" и не "о том". Жаль, что так получилось, но что поделаешь? Всё, что нам осталось - лишь поддерживать на плаву память о наследии этой студии и её основателя, Mashimo Kouichi, без сомнений внёсших серьёзный вклад в развитие индустрии аниме.

El Cazador de la Bruja 2007 года
9797
122 комментария

знаем мы ваш a kite
только одна экранизация выиграла

8
Ответить

Годная штука, недавно как раз пересматривал "полноценную" версию :)

1
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Биг-О с Гансвордом с их обязательными боями мехов во второй половине из серии в серию туда же.То-есть тебе не понравилось что в мехе, внезапно, есть бои на мехе?

1
Ответить

Биг-О с ГансвордомПервое дропнул по описанным тобой причинам, а вот второе осилил из-за колоритных персонажей, особенно Товарища и Фасалины.
Меланхоличная нудная подача нагоняет скукуФишка Bee Train.

Ответить

Мне Биг О зашел. Хз, его подставило только что половина с упавшим графоном, без бабла завершали.

Ответить

Girls with guns окончательно умерла вместе прекрасной студиейПф, забыл шедевр

4
Ответить