Как мы собирали по Уралу референсы для игры

Статья про поездку, с которой фактически началась полноценная работа над игрой By-place. Это проект в сеттинге российской глубинки с реалистичными моделями, которые создаются с помощью фотограмметрии, т.е. прямо из фоток. Если “эстетика еб*ней” откликается в вашем сердце, то добро пожаловать! Здесь будет много фотографий.

Нижний Тагил во всей красе
Нижний Тагил во всей красе

p.s. (прескриптум, хз, бывает такое?) Мы писали эту статью изначально вдвоем в формате интервью, не стал тут менять структуру, чтобы все не переписывать. Это может выглядеть странно, как будто эээ... задаю вопросы сам себе, но так вроде бы даже удобнее читать.

Я впервые побывал в нескольких российских городах, собирая материалы и вдохновение для проекта. Надеюсь вам будет интересно проследить за путешествием — присаживайтесь поудобнее и поехали!

Как вы решились на путешествие?

Наверное, такой вопрос в принципе не стоял: это же не в Африку поехать или джунгли Амазонки. Это же моя страна, просто непривычное направление. С друзьями мы даже придумали название для таких путешествий — Антитревел, то есть когда ты берешь отпуск и едешь туда, откуда люди обычно хотят уехать.

Классический мем про Омск
Классический мем про Омск

Просто в какой-то момент, размышляя над проектом, я понял, что сидеть дома в Москве и создавать 3D-модели по фотографиям и галереям в стрит-вью — это как-то нечестно. Нужно ехать и смотреть разные регионы вживую.

Сколько по времени длилось путешествие?

Почти 17 дней. Мы выехали в четверг днем поездом из Москвы и спустя две с половиной недели в ночь с субботы на воскресенье я вернулся самолетом из Челябинска. На изучение каждого города мы тратили от 1-го до 4-х дней.

Какие города посетили, почему именно эти?

Первая версия маршрута довольно сильно отличалась от реализованной, а еще изначально придуманный маршрут был в обратном направлении. Сначала планировалось долететь до Новосибирска, оттуда поездом до Сургута, потом Новый Уренгой, затем самолетом в Салехард и уже оттуда недалеко до Воркуты, которая завершала бы, а не начинала, как вышло в итоге, путешествие.

В итоге мы сначала доехали до Воркуты и провели там, кажется, больше всего времени. Потом был всего день в Кирове, дня три в Нижнем Тагиле, и последняя неделя прошла в нескольких городах и поселках Челябинской области и самом Челябинске.

Вообще было довольно сложно выбрать. Я постоянно читал про разные города и изучал карту, пересмотрел массу мест в google street view, который, кстати, на удивление, объездил Россию сильно больше Яндекса. Короче, нет конкретной причины, почему именно эти города. Их выбор обоснован в большей степени выбором маршрута: чтобы все складывалось в кольцо или в линию точек с понятными способами перемещения. Еще в процессе выяснилась неожиданная логистическая проблема: на карте интересующие нас города находились вроде бы недалеко друг от друга, но прямых маршрутов между ними нет, и надо было ехать в объезд, поэтому имело смысл выбрать другой город или заехать по пути куда-то еще. Так, визуально кажется, что Нижний Тагил и Воркута находятся друг над другом, хоть и сильно далеко: через всю протяженность Урала. Но напрямую физически невозможно ни на чем доехать из одного пункта в другой. Так у нас в промежуточном списке появился Киров и пересадка с одного поезда на другой плюс электричка.

Мы руководствовались тем, чтобы города были не слишком большие, то есть областные центры вроде Перми и Екатеринбурга нас интересовали в меньшей степени. Кстати, может быть, и зря: уже в 2022-м я побывал в Перми, и она потрясающе фактурная, здесь можно, никуда больше не выезжая, отснять все локации. Но все-таки цель была не только в конкретных фото и сборке ассетов, но и в наблюдении течения жизни, общении с людьми, и тут как раз широта географического разброса нам была даже важнее. Все-таки в игре будет использоваться собирательный образ, а не конкретный город.

Как добирались до городов?

Практически на всех участках маршрута мы пользовались поездами. Один раз — электричкой, один раз — блаблакаром, а по Челябинской области колесили уже на арендованной машине.

В самих населенных пунктах по большей части ходили пешком, иногда ловили попутки (благо Никита — друг, с которым я путешествовал — до этого мастерски освоил автостоп, проехав почти пол-Земли). На трамвае обалденно колесили по Тагилу и Челябинску (особенно по последнему). Эти двери, как в броневике, дикий грохот и путь из центра города до задворок ЧМЗ — незабываемы.

Что заинтересовало в каждом городе?

С одной стороны, я хорошо понимаю, что пара дней — это ничто: нельзя было успеть хорошо изучить город за такой короткий срок, хотя мы очень много ходили пешком через жилые районы, видели и детей, которые играют на площадках, и старушек на лавочках, и взрослых людей, которые летом все так же работают, ходят в магазины, живут свою жизнь. Но тем не менее у каждого города есть какое-то свое настроение, лицо. Везде свои гаражи, панельки и дворы. В крупных городах, вроде Кирова, ощущение может сильно отличаться от района к району. В маленьких же, жизнь сосредоточена вокруг каких-то центров притяжения, и в остальных районах ее не успеваешь почувствовать за короткое время, что там находишься.

Что больше всего запомнилось?

Однозначно, Воркута. Все-таки это самое сильное впечатление. Это я еще зимой не был, когда снегом целиком заметает подъезды. Летом, возможно, даже сильнее заметна пустота вокруг: бескрайняя тундра, начинающаяся прямо за очередным панельным домом. Мне кажется, нужно обладать сильными нервами и психикой, чтобы жить там каждый день. Либо просто вытеснять из сознания реальность: уезжающих соседей, опустение сначала этажей, потом подъездов, домов и, наконец, целых районов.

Мы смотрели объявления в местной газете, да и вы можете легко найти их на авито: трехкомнатные квартиры люди продают за 200-300 тысяч рублей, а иногда даже даром, лишь бы снять с себя накопившиеся долги по коммуналке. При этом здесь, как нигде, чувствуется сила человеческого духа. В советское время действительно был невероятный размах и амбиции для построения будущего, освоения территорий, ресурсов, колоссальные темпы строительства и производства. Идеология была настолько сильна, что сподвигала миллионы людей и заставляла мириться со многим здесь и сейчас ради будущего.

Другой вопрос, что на деле все было не так утопично и радужно. Взять те же колоссальные стройки, осуществленные не руками добровольцев или наемных рабочих, а заключенными. В жутких условиях, когда люди умирали тысячами. Даже представить не могу, как сюда проложили сотни километров железной дороги, не говоря уже о том, чтобы построить города, проложить коммуникации в мерзлой земле (в Воркуте безморозный период — всего 70 дней, то есть даже летом температура бывает ниже нуля) и запустить добычу угля. Когда нет электричества, тепла, воды и все создается с нуля.

Я могу долго описывать Воркуту, но знаю по себе, что тексты и фото не передадут эти ощущения — нужно туда ехать. Первые пару месяцев после возвращения я загорелся идеей запустить туры в Воркуту — настолько она ни на что не похожа: реальное ощущения, что находишься на краю Земли. Хотя, может, я просто еще до Дальнего Востока не добрался…

В Кирове мы были буквально день, поэтому насыщенность посещения оказалась высокая: поездили и по забросам и по центру. Сгоняли в район, куда многие говорят вообще лучше не соваться, но зря пугали, потому что он оказался максимально милым: двухэтажные дома, во многих из которых люди сами делают ремонт. Дворики утопают в зелени, выглядит очень уютно, как будто уехали в деревню из города. Жители с удовольствием рассказывали о жизни и быте, и даже просили сфотографировать кривые стены, приняв нас за телевизионщиков, скорее всего.

В Нижнем Тагиле очень запомнились несколько моментов. Легко считываемая реклама секс-услуг на билбордах прямо в центре города. И в целом ощущение “тех самых 90-х”, что закон здесь дело понятийное и все равны, но кто-то ровнее. Наткнулись на дом, который похож на советское общежитие и производящий двойственное впечатление. С одной стороны огромные лестничные пролеты, наводящие на мысли о том, что здесь расселяли важных персон, а с другой — кухня общая на этаж. Ну и, к тому же, сейчас дом в ужасном состоянии. В стенах коридоров буквально дыры, слышно все, что происходит в квартирах, двери гнутые, как будто в них не раз ломились в пьяном виде, все в ужасном запустении и хламе.

Ну и конечно классический дворик, с любовно собранными игрушками, клумбами и поделками из шин — без него не обошлось.

Как мы собирали по Уралу референсы для игры

А еще в Тагиле есть огромные карьеры и заросшие горы строительного мусора и выкопанной породы, которые зарастают молодыми березками. Пока мы поднимались на вершину, я даже не сразу понял, что это за гора. Только потом до меня дошло, что все эти сотни метров вокруг — дело рук человека. Тоже невероятное ощущение, как и в Сатке под Челябинском, — наблюдать воочию, а не на картинках в интернете, какого масштаба достигает человеческая деятельность. Тут ты видишь, как и за счет чего живут миллионы людей в городах, откуда берется тепло, мебель, топливо, электроника и другие блага цивилизации.

Что интересного произошло во время поездки?

Интересное было буквально каждый день. Круто было пообщаться с шахтерами в Воркуте и узнать, что ребята объездили полмира, так как у них оплачиваемый отпуск составляет 50-60 дней в году и зарплаты сравнимы с пресловутыми айтишными. И еще куча соцпакетов. Так что реальность и тут оказалась не такой, как я ожидал.

В Воркуте мы встретили, судя по всему, солевого наркомана, который вылез на нас буквально из заброшенного дома. Все руки у него были белые: то ли в пыли, то ли в золе, взгляд бегает, короче, зрелище жутковатое. Тот случай, когда опасность в том, что ты не знаешь, чего от него ожидать и что он предпримет в следующую секунду. Он начал выяснять, что мы тут делаем, и в момент, когда полез в карман, наш знакомый плавно начал обходить его со спины, чтобы в случае стычки мы находились с разных сторон и он не мог видеть нас всех. Но достал он не нож, а просто телефон и начал твердить, что снимет нас на видео, а дальше “вот увидите”. Мы плавно ушли и больше его не видели.

А в Челябинске, когда мы ходили по району ЧГРЭС и заходили во дворы, восхищаясь тем, что, в отличие от Питера, подъезды вообще не закрывают, к нам буквально из квартиры выбежала женщина (увидела нас из окна кухни) и начала прямо орать, мол, что это мы тут делаем. На что мы спокойно ответили, что просто туристы. Такой степени непонимания и недоверия в глазах нужно поискать. Скорее всего, она осталась при своем мнении: что мы ищем или раскладываем закладки.

Сделали ли то, что хотели в путешествии или что-то не успели?

Да, времени не хватило. Ужасно скучаю по этому вайбу плацкартных поездов, дошиков и хождения с утра до вечера через весь город в поисках дворов, которые как будто не изменились за последние лет 70. За эту поездку я лучше понял, как именно нужно снимать, для того чтобы было удобнее собирать модели. Вернее, даже уже после самой поездки, когда разбирал материалы и создавал ассеты. Где-то были засветы или плохие ракурсы, и хочется вернуться в те же места, чтобы сделать все правильно. Еще понял, что мне нужен квадрокоптер: моделировать палатки, гаражи и другие здания, не имея возможности снять их сверху, получается не очень. А в игре все-таки именно вид сверху, и игрок часто будет видеть объекты с высоты примерно трёхэтажного дома.

Но я точно получил необходимое представление, заряд мотивации и вдохновения на дальнейшую разработку, чем сейчас и занимаюсь. Кстати, планирую новое путешествие в этом году. Посмотрим, каким оно получится и где.

Какой город из путешествия дал больше всего референсов для игры?

Тагил, пожалуй, подошел лучше всего. Идеальный референс, хотя суммарно больше всего фотографий я привез из Воркуты, но они как раз подходят меньше. Ведь я не хочу показать настолько заброшенный и отдаленный город — скорее, среднестатистический; может, и запустевший, но точно не теряющий население такими темпами.

В какой-то момент я просто начал проникаться эстетикой без попыток это запечатлеть. Это немного отвлекало меня от цели, но наполняло в другом ключе. Каким-то бОльшим пониманием того, какой и о чем будет игра. С тех пор все равно многое изменилось, но поездка очень сильно повлияла на меня и на проект, поэтому сейчас планирую следующую, она должна стать глотком свежего воздуха для дальнейшей разработки.

И еще несколько фото напоследок:

Все фото дело рук Никиты Надеждина, за что ему бесконечный респект! Благодарю, что уделили время на прочтение этой статьи. Надеюсь, вышло интересно. С удовольствием дополню что-нибудь в комментариях, пишите вопросы.

Если вас заинтересовало что за игра такая, то можно больше почитать и посмотреть на сайте и в соцсетях:

184184
73 комментария