Make Azeroth great again: как Dragonflight возвращает веру игроков в World of Warcraft

WoW, который мы на самом деле заслужили.

Make Azeroth great again: как Dragonflight возвращает веру игроков в World of Warcraft

Прошло два месяца с релиза Dragonflight, пыль улеглась, релизный ажиотаж окончательно спал – и это отличное время, чтобы поговорить о прошлом и нынешнем World of Warcraft, и о том, почему ему стоит дать шанс (даже если ранее вы окончательно утратили в него веру).

Последние несколько лет World of Warcraft переживал своё величайшее падение – два аддона подряд игра не оправдывала ожиданий игроков. На это крайне невовремя наложились проблемы внутри студии: из-за скандалов внутри Activision Blizzard от WoW начали отворачиваться все. Рядовые игроки отменяли подписки и удаляли аккаунты, стримеры уходили из WoW в другие ММО, журналисты бойкотировали студию. Казалось, что некогда великая MMO пришла к своему закату, и многие всерьёз считали, что грядущий аддон, Dragonflight, может стать для игры последним.

Два месяца спустя можно сказать, что эти пессимистичные ожидания не оправдались.

Но обо всём по порядку.

The Fall of Ny'alotha

Make Azeroth great again: как Dragonflight возвращает веру игроков в World of Warcraft

Battle for Azeroth был интересным аддоном на бумаге, и продолжал оставаться таковым патч за патчем. Фронты должны были добавить немного стратегических капель классического Warcraft, островные экспедиции обещали чуть ли не бесконечное процедурно генерируемое приключение с интересными наградами. Далее в патчах обещали локации, которые игроки ждали годами – Мехагон, Назжатар и Ни'алоту – и злодеев, которых ждали не меньше, Азшару и Н'Зота.

По факту всё пошло наперекосяк.

Фронты оказались самым нудным и скучным нововведением за годы игры – в конечном итоге весь процесс беготни на гигантских территориях свёлся к банальному зерг-рашу локации. Экспедиции оказались нудной гриндилкой азерита с сомнительными косметическими наградами. Мехагон должен был стать новым хабом-песочницей в духе Вневременного Острова из Mists of Pandaria, но в итоге его заряд репитативности оказался гораздо слабее. Назжатар из-за своей громоздкости и неудобства перемещения внутри оказался непопулярен у игроков. Концовка же Ни'алоты окончательно разочаровала игроков.

Всё это оказалось замешано в котле из механик «заимствованной силы», с которыми сами же Blizzard не могли совладать весь аддон. Система азеритовых трейтов на броне оказалась очень болезненной, добавив целый слой рандома в систему лута – получение нужных предметов, да ещё и с нужными трейтами, превратилось в настоящий тотализатор. Следом за этим последовала система порчи, которая стала пиком споров о заимствованной силе и рандоме в игре – топовый порченый шмот продавался на аукционах за баснословные деньги, а сами порчи по итогу оказывались на первых местах урона, обгоняя непосредственно классовые способности (порой вместе взятые).

актуальный на то время комикс от Keydar
актуальный на то время комикс от Keydar

Сами Blizzard утверждали, что всё, связанное с азеритом, не будет отключено позже (как это бывало ранее с артефактами, сетовыми бонусами и легендарными эффектами) и так или иначе пригодится игрокам в дальнейшем. Тем не менее, пока они так никому и нигде по-настоящему и не пригодились, и на данный момент все системы, существовавшие в BfA, оказались просто заимствованной силой на один аддон.

Впоследствии пошли разговоры о том, что Battle for Azeroth настигла судьба Warlords of Draenor – аддон «зарезали» на полпути, не доработав большинство фич и механик, чтобы бросить силы на разработку нового аддона, Shadowlands.

...more like Badowlands, huh?

Make Azeroth great again: как Dragonflight возвращает веру игроков в World of Warcraft

Shadowlands был интересным аддоном на бумаге...ничего не напомиает?

С Shadowlands всё пошло не по плану почти сразу. «Медовый месяц» аддона (период, в который игроки притираются к новым фичам и контенту, и всё кажется свежим и интересным – прим.) пролетел стремительно, и начали вскрываться очень неприятные моменты. Так, Торгаст, который на анонсе выглядел как интригующий рогалик с фановыми механиками и колоссальный зарядом репитативности, был очень быстро занерфлен в пол, превратившись из интересного досуга в утомляющую обязаловку ради ресурсов для легендарной брони. Модификаторы, напрямую влияющие на силу и способности персонажей, снова запрятали в игровые системы и разбросали по активностям, в очередной раз поставив игроков перед не особо желанным гриндом ресурсов для легендарок и проводников (порой в тех сферах, в которых они не хотели бы участвовать).

Бесспорно, в Shadowlands были и хорошие вещи – например, Замок Нафрия, который многие считают лучшим рейдом в WoW за годы, подземелье Тайный Рынок Тазавеш, Катализатор творения, позволяющий крафтить сетовые предметы, и система «судьбоносных» рейдов, актуализирующая предыдущие рейдовые тиры. В остальном...

Игроки остались недовольны Shadowlands. Аддон был перегружен одноразовыми механиками, зачастую закрытыми за кучей ограничений и слоями таймгейта, гигантским в сравнении с предыдущими аддонами количеством гринда (к тому же наслаивающимся друг на друга по мере выхода патчей), появились дополнительные точки кипения в виде недовольства сюжетом – игроки остались максимально недовольны логикой некоторых сюжетных поворотов, Тюремщик оказался самым невзрачным злодеем в истории игры, сюжетная линия Сильваны и её действия на протяжении последних аддонов вызывали кучу вопросов и споров, и в целом её с Тюремщиком история, посредственно вплетённая в сюжет предыдущих дополнений, оказалась слишком раздутой и раздробленной, чтобы в конечном итоге иметь хоть какой-то серьёзный смысл.

Make Azeroth great again: как Dragonflight возвращает веру игроков в World of Warcraft

Параллельно с этим на протяжении всего Shadowlands Blizzard переживали свои самые жёсткие коммуникационные и кадровые кризисы. Разработчики игнорировали проблемы, озвучиваемые сообществом, ругались в твиттере с блогерами и игроками, и в целом создавали впечатление полного отрыва от своей аудитории. Скандалы на почве харассмента, уход Джея Аллена Брека и других ветеранов студии, приход в руководство Майка Ибарры и Джен Онил (и её скорый уход с поста чуть позже), бойкот продуктов Blizzard, демонстративные запросы на отзыв подписок и удаление учёток игроками – всё это создавало довольно мрачную картину будущего World of Warcraft. Игроки начали терять веру в то, что игра когда-нибудь прикоснётся к своему былому величию...

...а потом Blizzard анонсировали Dragonflight.

How To Ride Your Dragon

Make Azeroth great again: как Dragonflight возвращает веру игроков в World of Warcraft

Первые отзывы после анонса Dragonflight были...мягко говоря, смешанные.

Игроки были настроены весьма пессимистично по отношению к новому аддону и его фичам. Споры, в частности, вызвала новая раса Драктиров – многим показалось, что их кастомизация слишком вычурная и граничит с ЛГБТ-повесткой, а «драконья» форма слишком несуразная на фоне существовавших с самой классики мясистых Драконидов.

<i>Хотя вот Lil Nas X новую расу оценил</i>
Хотя вот Lil Nas X новую расу оценил

Были и другие споры – Пробудители как класс казались довольно деревянными в современном темпе игры, а езда на драконах не выглядела и не звучала как продающая фича аддона. Игроки не испытывали особого энтузиазма по поводу нового дополнения, а если и радовались чему-то, то очень осторожно – потому что два аддона подряд «киллер-фичи» в итоге оказывались весьма посредственными и скучными.

Спустя некоторое время стало понятно, что основная цель Dragonflight – не завалить игроков новыми краткосрочными задумками «на аддон», а, напротив, приземлить World of Warcraft и исправить ошибки, допущенные в последние годы развития игры, сцедив худшее и оставив лучшие наработки. Впервые за годы в новом аддоне не было целого пласта вещей, ненавидимых большой частью игроков – заимствованных сил, разбросанных по активностям, стола соратников, обязательных предметов, без которых никто не возьмёт в серьёзные ключи или рейды. Подавляющее большинство таймгейтов также было срезано – вплоть до того, что игрокам впервые за всё время существования World of Warcraft позволили летать по всему новому континенту сразу со старта без ограничений. Систему талантов полностью переработали, сделав их ближе к классическим докатаклизмовым древам талантов. Полностью переработали профессии, дабы вернуть их ближе к старой философии «знай своих крафтеров на сервере». Добавили сольную очередь для рейтингового PvP (ранее она присутствовала в игре лишь в виде временного фанового режима).

И...внезапно вся эта коллекция решений начала работать.

<i>О великий суп наварили...</i>
О великий суп наварили...

Dragonflight – действительно самый приземлённый и дружелюбный к игроку аддон едва ли не за последние десять лет, и, по коллективному мнению, лучший аддон со времён Mists of Pandaria (который тоже не особо полюбили на релизе, но оценили уже годами позже). Это гигантская ни к чему не обязывающая песочница, которая ценит время игрока и не форсирует его заниматься хоть чем-то – делай только то, что хочешь и считаешь нужным делать, будь то покорение рейдов, пвп, гонки на драконах или коллективный ивент, в котором надо варить легендарный суп.

Снова на коне оказалась и писательская команда – срезав космический эпос и вернув игроков обратно на земли Азерота, писатели получили больше возможностей для экспериментов на знакомых просторах. Так игроки получили, например, прекраснейшую квестовую цепочку Хроми, в ходе которой игрок оказывается в самых неожиданных местах, не менее прекрасную концовку в цепочке Калесгоса и Клыкарров и простой, но очень душевный и философский квест «Присядь и послушай».

Азмерлот определённо заслуживает быть как минимум самостоятельным подземельем. Мглрмглгглмгл!
Азмерлот определённо заслуживает быть как минимум самостоятельным подземельем. Мглрмглгглмгл!

В целом истории основных персонажей дополнения просты, понятны и в большинстве своём не вызывают никаких вопросов. Нет в этот раз особых претензий и к главному злодею первого рейда – Рашагет. Её мотивация, в отличие от мотивации того же Тюремщика, предельно понятна – с её точки зрения Аспекты предали её (и, как следствие, всех протодраконов) ради титанических сил и заточили в тюрьме на десятки тысяч лет вместе с собратьями.

К тому же, в Dragonflight вновь вернулись пасхалки, скрытые фразы и забавные моменты от разработчиков – хотя казалось, что после волны обвинений и скандалов студия больше не рискнёт добавлять подобные мелочи в игру.

Полёты на драконах с самого старта и без ограничений (вплоть до расшаренной на аккаунт системы прокачки полётов) оказались почти что гениальным решением – прокачка перестала казаться нудной обязаловкой даже спустя несколько докачанных до 70 уровня персонажей. Ограничений же на 70 уровне нет практически никаких – ничто не мешает игроку одеться в минимально приемлемый гир буквально за пару дней, чтобы пойти покорять интересующий его контент. Оказалось, что игра всё ещё способна более чем прекрасно держать интерес игроков на своих ключевых столпах и без дополнительного удержания в виде таймгейтов и обязательного гринда (исключение – профессии, которые раскачиваются очень медленно, из-за чего создаётся невероятная пропасть между теми, кто начал качать их на старте, и теми, кто добрался до них только сейчас).

Реворк классовых талантов тоже пошёл большинству классов на пользу – почти у каждого класса появился огромный простор билдов в сравнении со старой системой, в которой приходилось выбирать из трёх талантов. К тому же, вариативность талантов относительно усложнила и разнообразила некоторые спеки, позволив набрать им в ротацию несколько дополнительных кнопок. Некоторые спеки и вовсе получили почти что глобальные реворки – так, Охотники на демонов ветки «Истребление» превратились из некогда одного из самых простых классов в один из самых сложных (один из основных билдов за них подразумевает настакивание сразу нескольких модификаторов для создания окна бурста, после чего цикл повторяется).

Make Azeroth great again: как Dragonflight возвращает веру игроков в World of Warcraft

Наконец, и сами Blizzard снова начали контактировать с аудиторией – у аддона появились обновляемые дорожные карты, вновь, как в старые времена, появилась реклама со знаменитостями, студия помирилась с контент-мейкерами (в частности, им удалось вернуть себе расположение Прича и Асмонголда, исторически едва ли не главных контент-мейкеров по игре), разработчики начали прислушиваться к просьбам игроков затюнить или исправить проблемные точки аддона, а некоторые классовые дизайнеры начали прислушиваться к игрокам чаще (вплоть до того, что на 10.0.7 анонсировали реворк одной из веток талантов Паладинов) и принимать активное участие в классовых дискордах.

Два с лишним месяца с релиза – достаточный срок, чтобы считать «медовый месяц» законченным и взглянуть на новый аддон остывшим взглядом. И тут, на удивление, остаётся довольно мало подводных камней: Dragonflight – это действительно достойная работа над ошибками и World of Warcraft в своей лучшей форме. Это снова игра, в которую возвращаешься, потому что хочешь, а не потому что надо для прогресса персонажа. На удивление большое количество игроков начало открывать себя в новых сферах – PvP благодаря соло-очереди стало очень популярно, а некогда казуальные игроки в новых реалиях пошли впервые осваивать подземелья M+, поскольку никаких сдерживающих факторов и длительных предварительных подготовок больше нет.

И если вы думали, стоит ли Dragonflight своего времени и денег, то простой ответ – да, определённо. World of Warcraft снова на коне, и его снова можно советовать. А это о чём-то, да говорит.

И вопрос лишь в том, удастся ли Blizzard удержать эту планку надолго. Хочется верить, что да, и что ренессанс одной из лучших MMORPG в истории на самом деле начался.

3434
24 комментария

Не-не-не, Девид Блейн, я все равно не буду покупать твой аддон, хоть и 15 лет играл в эту игру

9
Ответить

всмысле нет? игра откатилась к 2008 году.
Раз в неделю заходишь для рейда и подземелий и вот весь контент. Есть ещё полёты которые по сути просто опция которая была ещё в бк и таланты которые раскидал и забыл навсегда которые были ещё в ваниле. Треть классов не котируется и никуда не берутся, ещё треть нужны чисто для бафа, но тоже мусор, тоже как старых добрых аддончиках. Можешь подрочить репу (за 2-4 дня качается) за которую тебя похлопают по плечу и дадут какой-нибудь мусор и пререйд кольцо.

Зашёл, прошёл рейд, отдал боби котику 12 баксов и отвалил до следующей недели, классика же. Можешь пойти в лича накс/ульду закрыть, там схема такая же, а подписка общая.
Единственное что классы урезали до такой степени, что люди на стимдеке играют, у друида танка к примеру в книге заклинаний 2-3 кнопки и 2 пассивки (без шуток, это не мешает ему дамажить лучше половины дд в ключах или рейде, а чтобы не было сложно в талантах есть талант который автоматически стреляет звездным огнём по целям), у многих классов так же примерно.
Ну и сюжет такой мусор что его можно сказать и нету, прям как в ваниле.
Переборщил с сарказмами.

4
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Спасибо деду, получается

Ответить

Необходимость использования обходных путей, для оплаты подписки, сводит на нет какие либо плюсы аддона.

6
Ответить

хахаха. нет.

4
Ответить