Как понять, что ты слишком много играешь: советы психолога

Перевел и дополнил статью с Polygon, которая поможет тебе разобраться, зачем ты вообще играешь.

Как понять, что ты слишком много играешь: советы психолога

Наши отношения с играми всегда были неоднозначными. С самого своего появления этот формат развлечений пытается что-нибудь у нас забрать. Сперва наши деньги, затем наше время, а после и то, и другое одновременно — и порой это доходит до крайностей.

Сегодня, когда видеоигры стали куда популярнее и доступнее, все стало еще хуже. Раньше для того, чтобы поиграть, приходилось идти в зал игровых автоматов или усаживаться за домашним компьютером / консолью (с привязкой всего прогресса к одному устройству). Иными словами, в процессе хватало помех, которые не позволяли играм затягивать слишком сильно.

Естественно, в России вместо залов с игровыми автоматами было что-то подобное, но суть та же
Естественно, в России вместо залов с игровыми автоматами было что-то подобное, но суть та же

Теперь же ситуация изменилась. Игры доступны 24/7 на любом устройстве с экраном. Мало того, что их стало куда больше, чем раньше, — многие еще и бесплатны, что сильно снижает порог вхождения. Компании даже нанимают психологов, которые помогают настраивать игровые механики для «взлома» мозга игрока. Тебе хочется играть дольше и тратить больше — прямо как с азартными играми или едой, которая вызывает привыкание за счет непомерного количества соли, сахара и жира в составе.

По сути, всякий раз, когда ты играешь, ты сталкиваешься с порожденным индустрией чудовищем, у которого больше ресурсов и денег, чем у тебя. Это чудовище без устали пытается отобрать у тебя твои время и деньги, чтобы затем добавить их к своей груде сокровищ (желательно до публикации отчетов за финансовый квартал).

Если проходить через такое ежедневно, то ощущения от игры могут напоминать эмоции от кат-сцены, где персонажу всыпают по первое число. В обоих случаях так и было задумано создателями игры. В обоих случаях у тебя не было ни единого шанса.

Как понять, что ты слишком много играешь: советы психолога

Хоть сражение получается и несправедливое, — ты против многомиллиардной индустрии, которая эксплуатирует клиентов, — все же есть шанс его выиграть. Индустрия не сможет тебя использовать, если ты будешь начеку. Чем лучше ты понимаешь свои эмоциональные импульсы и отношения с играми, тем легче тебе будет не поддаться им. Главное — научиться лучше понимать себя. Надеюсь, что эта статья поможет тебе в этом.

Немного об авторе этой статьи: меня зовут Майк Амори, я практикующий психолог из Нью-Йорка и играю всю жизнь. А еще я один из создателей Hard Drive, сатирического сайта об играх, так что в вопросе мне помог разобраться и врачебный, и личный опыт. Я обожаю играть, даже несмотря на то, что игры все чаще слишком сильно хотят, чтобы мы их обожали.

Предлагаю тебе ответить на список вопросов, по которому мы не раз проходились с одним из пациентов. Так мы анализировали его отношения с играми, если те его беспокоили.

Как понять, что ты слишком много играешь: советы психолога

Итак, вопрос первый.

Что ты на самом деле чувствуешь, когда играешь?

Игры делаются как можно более органичными, чтобы темп не снижался и у тебя не оставалось времени на осознание своих эмоций. Такая органичность — признак грамотного геймдизайна (или умелой манипуляции, тут уж как посмотреть), но она вредит твоему эмоциональному самоконтролю. Во время игры делай перерывы, чтобы понять, действительно ли ты наслаждаешься тем, что сейчас делаешь.

Легче всего это делать, если вести небольшой дневник эмоций, куда можно записывать свои ощущения через каждые 15–30 минут игры. Записывать можно даже по одному слову, а в качестве напоминания ставить таймер.

Удачной картинки под контекст не нашлось, так что пусть будет Тоби — представим, что он ведет дневник
Удачной картинки под контекст не нашлось, так что пусть будет Тоби — представим, что он ведет дневник

Поделай так пару недель, а затем оцени результат либо самостоятельно, либо вместе с психотерапевтом. Уверен, ты заметишь какие-нибудь закономерности — скажем, поймешь, какие эмоции испытываешь во время игры, или обнаружишь связь между ситуациями в игре и в реальной жизни. Пример: «Оказывается, я часто сажусь играть, когда мне грустно из-за ссоры с любимым человеком».

Разобравшись с эмоциями, пора переходить к мотивации.

Зачем ты играешь?

Этот вопрос кажется нелепым, но поверь опыту психотерапевта: очень много людей не знают, зачем они делают то, что делают, даже если делают это каждый день!

Как не знал он, например. До какого-то момента
Как не знал он, например. До какого-то момента

Подобные озарения нередко случаются у пациентов в начале терапии. Они наконец понимают, почему вели себя так или иначе, особенно если их поведение снижает общее качество жизни. Мы проводим на эмоциональном автопилоте огромное количество времени.

Когда я спрашиваю пациентов, почему они играют в игры, они обычно отвечают «потому что они интересные». Это правда, но, как и в случае с моими пациентами, нам с тобой нужно копать глубже.

Что в играх вызывает у тебя интерес? Взаимодействие с другими для достижения цели? Удовлетворение после завершения списка заданий? Постоянная прокачка твоего персонажа? Возможность сбежать от реальности на пару часов?

Если хорошо над этим поразмыслить, то чувство «интереса» наверняка превратится во что-то более конкретное. Именно на этом надо сконцентрироваться, чтобы лучше себя понять.

Ведь если ты поймешь главную причину, по которой тебе хочется играть, ты сможешь с ней работать. Когда ты поймешь, что тебя мотивирует, тебе может захотеться себя осудить. Не стоит. В твоей мотивации нет ни хорошего, ни плохого. Даже мотивация «сбежать от реальности» не обязательно плоха — она станет такой, только если ты будешь пытаться сбежать от реальности постоянно.

Нет ничего плохого в том, чтобы получать удовольствие от стопроцентной зачистки карты — плохо будет, если это станет навязчивой идеей
Нет ничего плохого в том, чтобы получать удовольствие от стопроцентной зачистки карты — плохо будет, если это станет навязчивой идеей

Вместо того, чтобы бежать от своей мотивации или бороться с ней, ее нужно понять.

По правилу трех, есть еще один вопрос, который стоит себе задать.

Не играешь ли ты потому, что тебе в жизни чего-то не хватает?

К примеру, если ты играешь для того, чтобы общаться и работать сообща с другими, спроси себя: «А не приходится ли большая часть моей социальной жизни на игры?». Нет ничего плохого в общении с друзьями по игре, даже если они стали важной частью твоей жизни. Однако всем нам нужно реальное общение.

Это не значит, что нужно рвать отношения со всеми друзьями из сети — тебе просто надо понять, повлияет ли более частое реальное общение на время, проводимое за играми. Восполнение недостатка в социализации поможет избавиться от проблемы постепенно, не бросая игры слишком резко.

Посвящая слишком много времени какому-либо занятию, ты наверняка делаешь это компенсации ради. Ты проводишь в игре по n часов в день, потому что это единственное место, где у тебя появляется чувство удовлетворения, где ты общаешься с другими, где тебя ценят и так далее. Пока ты не решишь первопричинные проблемы, ты будешь возвращаться к занятию, которое дает тебе хотя бы подобие того, что ты хочешь.

Я говорю это не просто как психотерапевт. Я и сам когда-то был зависим от игр. В школе у меня было очень мало друзей, и моя социальная жизнь проходила в World of Warcraft. Зачастую я просто часами бегал по Оргриммару, общаясь с товарищами по гильдии через Ventrilo. Кроме них, друзей у меня не было.

Как понять, что ты слишком много играешь: советы психолога

Знай я тогда то, что знаю сейчас, я бы понял, что World of Warcraft затягивала так сильно потому, что мне хотелось хоть с кем-то дружить. Затем я мог бы продолжить самоанализ — понять, что мешало мне заводить «настоящих» друзей, и найти баланс между общением в сети и реальной социальной жизнью. Это бы помогло мне создать здоровые отношения с игрой. Я бы понял, чего именно хочу от игры, и нашел бы это в реальной жизни.

Но тот 16-летний подросток уже не сможет всего этого сделать. Теперь у меня гораздо более здоровые отношения с играми, но при этом упущенные возможности уже и не вернуть.

Понимание своих эмоций и мотивации — единственный способ убедиться, что это ты играешь в игру, а не она играет с тобой.

162162
173 комментария

Не читал. Мне похуй, буду до конца своих дней играть в айзека

110
2

Айзек замечательная вещь. Хейтер инди, но в айзека наиграл часов 500 и хочется еще

9

Расскажешь об этом когда тебе будет 30

3

Не читал, но по заголовку доебусь до того, что только мне решать, много я играю или мало.

И пойду куплю ещё пару вкладок в PoE

60

Мне кажется, никто и не пытается за вас решать, много вы играете или нет (всем пофиг в общем-то). В статье призывают самостоятельно об этом задуматься. Самому. Без внешних оценок

18

Интересная статья, но не всем она зайдёт. Скорее даже единицам. Как человек, зависимый от игр, оценил по достоинству. Хотя опять же, я свою проблему осознаю. Это уже пол дела. Но мне, к примеру, было легче бросить курить, чем бросить играть. И если сигареты просто в один день исчезли из жизни, я не бросал поэтапно, то игры исключить никак не могу. А меж тем я потерял кучу возможностей и отношений из-за них. Точнее из-за времени, фанатично посвящённому играм. Пока окружающие развивались и чего-то достигали, я играл-играл-играл. Сутками. Играл до учёбы, играл после, порой играл вместо. Играл до работы, играл на работе, играл после работы. Отказывался от встреч и поездок в пользу задротства за пекарней. Кстати, я не асоциален. Есть друзья, есть девушка, всегда был в компании. Но я хорошо помню, как друзья стали вопросительно смотреть, уже через годы, на то, как я прожигаю жизнь на виртуальных полях сражений. Сейчас уже легче, осталась только дота, и то с кем-то из знакомых. В соло стараюсь не играть. Одна уловка мне очень помогла — думать как разработчик игр. Пытаешься взглянуть с другой стороны барикады и понять, как и что нужно сделать, чтобы увлечь игрока. Теперь я отсеиваю все новые игры, просто потому что не вижу смысла и фана в зачистке всего и вся на карте. Так же теряется смысл компетитива, потому что едва ли ты станешь киберкотлетой. Такие дела. :)

34