Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Вступление

Привет, мои дорогие любители французского кинематографа! В этот прекрасный, озарённый Парижским солнцем день, я хочу рассказать вам о легендарном персонаже, авантюристе и убийце - Фантомасе. В ходе данной статьи вы узнаете о его создателях, книжных похождениях, экранизациях, основанных на его деяниях, влиянии на людей и даже манге! Я советую вам заварить чай с капелькой молока, купить в местной булочной пару круассанов, включить фоном что-то из классики Жака Оффенбаха и приступить к прочтению.

Могу посоветовать вот эту композицию 🔽

От задумки до воплощения в реальность

Придумали Фантомаса французские писатели Марсель Аллен и Пьер Сувестр. Сувестр был членом Ассоциации уголовной прессы и в 1907 году познакомился со своим будущим соавтором Марселем. На протяжении 4 лет они писали приключенческие и детективные рассказы для различных журналов, а в 1911 году по заказу издателя А. Файара написали роман «Фантомас». Авторы, вдохновлённые популярными в то время криминальными романами(такими, как «Призрак оперы» или «Семь шагов к Сатане»), хотели создать загадочного и одновременно дьявольского персонажа, который бы мог ловко уходить от полиции.

Пьер Сувестр и Марсель Аллен слева направо 
Пьер Сувестр и Марсель Аллен слева направо 

По условиям заказа, Сувестр и Аллен должны были выпускать по одной книге в месяц. Романы писались с огромной скоростью, и это не могло не сказаться на качестве. Авторы допускали множество орфографических и стилистических ошибок, текст был лишён красочных описаний и некоторые события, произошедшие в книжном мире, просто не были описаны в романе, из-за чего читателям приходилось самим додумывать некоторые сюжетные повороты. Каждый последующий роман был сюжетно связан с предыдущим и если вы думаете, что можно прочитать первую книгу и понять весь сюжет, то ответ - НЕТ! В первой книге была лишь завязка и история раскрывалась с выходом новых рассказов. Сами авторы признавались, что очень плохо писали, но их целью было стать успешными писателями, а не талантливыми. И у них это вышло.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Несмотря на все проблемы, читатели были в восторге. Фантомас стал для них воплощением зла, брутальности и неуязвимости. Он был умён и изворотлив. То мастерство, с которым он совершал убийства и приступления повергало всех в шок. Фантомас - тень, криминальное воплощение Парижа тех времён. Его таланту мог позовидовать даже Ягами Лайт). Но противостоял ему не менее крутой сыщик - комиссар Жюв и его друг журналист Фандор. На их вражде и строилось всё повествование и интерес читателей. Так же я хочу отметить великолепные любовные линии и невысокую цену самой книги. В 1911 году её можно было купить за 35 центов.

Так выглядела обложка самой первой книги 
Так выглядела обложка самой первой книги 

Фантомас очаровывает нас от начала до конца своим неповиновением правилам и инстинктивной храбростью, с которой он пролетает над разумом, столь опасным благодаря контролю, который он противопоставляет смелости, и своим тормозом, парализующим курс. головокружительный гений. Наше время, можно сказать, переживает тревогу старости, которая обращается к своему прошлому. Короче, современные басни переиздаются: Арсен Люпен, Рультабий, Шери-Биби выходят из могил. Но Фантомас превосходит их под маской и плащом, которые Растиньяк хотел бы надеть, чтобы завоевать Париж, который легендарный монстр держит под ногой, как дракон, который убьет Святого Георгия.

Жан Кокто, журналист, 1961 г.

Всего книг, где фигурировал легендарный злодей вышло 43.

Первые экранизации

Франция, 1913 год. Криминальные романы достигают пика своей популярности. Народ зачитывается десятицентовыми книгами, которые можно было купить на каждом углу, а кошельки авторов заметно наполняются прибылью. Но чем так выделялся Фантомас среди других злодеев? Он был никем и одновременно всем. Его не было видно, но присутствие зла ощущалось.

За право экранизировать легендарную серию книг в 1913 году боролись две французские кинокомпании: «Gaumont» и «Братья Пате». Когда Братья Пате пришли к писателям и заплатили две тысячи франков, Леон Гомон достал 6 тысяч, не оставив шансов конкуренту.

Логоти компании «Братья Пате»
Логоти компании «Братья Пате»
Логотип компании «Gaumont»
Логотип компании «Gaumont»

Режиссёром ленты стал Луи Фейад. Он ходил по местным театрам и набирал самых талантливых актёров, которые кочевали из одного малоизвестного фильма к другому. Его гордостью был Рене Наварр, который великолепно исполнил Роль Фантомаса.

«Певец джаза» от Алана Кросланда ещё не увидел свет, а это означает, что дебютный фильм о Фантомасе был немым. Он имел название «Фантомас, человек для гильотины».

Луи Фейад старался не пересказывать напрямую содержание книг, а брать только основные моменты и иногда дополнять их. Режиссёр выбрал достаточно рискованную тактику. Он отснял пять фильмов, длиной около семидесяти минут и хотел поэтапно их выпускать в формате сериала. Риск состоял в том, что дебютный эпизод мог не привлечь внимания зрителей и это сильно бы ударило по бюджету студии.

Каждый фильм был поделён на три либо пять частей, каждая из которых рассказывала небольшую историю о похождениях главных героев.

Постер первого фильма не сильно отличался от обложки книги. Единственное отличие - отсутствие ножа в правой руке.
Постер первого фильма не сильно отличался от обложки книги. Единственное отличие - отсутствие ножа в правой руке.

Первый фильм был разделён на три отрезка.

Сюжет первого рассказывает не очень замысловатую историю: Фантомас пробирается в номер гостиницы, в которой отдыхала принцесса Данидофф, вскрывает ящик стола, но услышав звук открывающейся двери прячется за зановеской окна. Как только принцесса входит в номер, злодей выходит из своего укрытия и молча начинает красть деньги и драгоценности. Закончив с поступлением, он целует Данидофф, даёт ей чистую визитку и выходит в коридор. Девушка же звонит охране, и когда та пытается остановить Фантомаса, преступник убивает их и переодевшись в их одежду выходит из гостиницы незамеченным.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций
Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Через некоторое время принцесса заходит в лифт и начинает разглядывать визитку, оставленную злодеем. На ней начинает проявляться имя - Фантомас.

Во втором отрезке фильма комиссар Жюв и его напарник - репортёр Фандор расследуют исчезновение лорда Бэлтама. Они вместе отправились на семейную виллу, где госпожа Бэлтам принимает у себя в гостях некого господина Гёрна. Как только команда сыщиков постучала в дверь, Гёрн испугался и начал быстро прятаться. Жюв входит в дом и обнаруживает на диване шляпу, потерянную гостем во время спешки, с изображённой на ней буквой «G». Комиссар подходит к телефонному справочнику и отыскивает там единственный адрес с именем на букву G. По приезде в квартиру Гёрна, команда обнаруживает в ней труп лорда Бэлтама и ящик визиток. Они поняли, что владелец шляпы и есть тот самый Фантомас, обокравший принцессу Данидофф. Жюв возвращается на виллу Бэлтамов и орестовывает приступника, и через полгода ему приговаривают смертную казнь.

В третьем отрезке интрига выходит на новый уровень. Леди Бельтам подкупила двух тюремных охранников, одного из которых звали Нибе, чтоб ей устроили свидание с Гёрном в доме расположенном около тюрьмы Санте. В это время в театре «Большой Балаган» в драме «Кровавое пятно», которая была основана на похождениях Гёрна-Фантомаса, некий актёр Вальгран исполнял каждый вечер роль Гёрна, потрясающе загримировавшись под него. Леди Бельтам воспользовалась тем, что ей предоставили возможность устроить свидание с Гёрном в доме около тюрьмы и вызвала на встречу актёра Вальграна, загримированного под Гёрна. А Гёрн в это время, спрятавшись в соседней комнате, выжидал. Леди Бельтам напоила актёра Вальграна чаем с сахаром. А в сахаре был заранее подмешан наркотик. И когда охранники пришли за Гёрном, а взяли актёра Вальграна, то Вальгран не мог толком объяснить ничего, находясь в заторможенном состоянии. Утром в Тюремной канцелярии так называемого Гёрна приводили в надлежащий вид, чтоб потом отправить на казнь. Но инспектор Жюв, находившийся там, заметил подмену и вовремя освободил актёра. Отныне инспектор Жюв будет одержим лишь одним — поймать Фантомаса.

К входу самого первого фильма о Фантомаса и комиссаре Живе книжный цикл был уже завершён и зрители чётко понимали, чем закончится история. Они шли на фильм с желанием посмотреть, как экранизирует их любимые романы, а не с надеждой увидеть интригу и неожиданные сюжетные повороты.

По окончании проката первого фильма зрители смогли собрать кассу, а критики хорошо отзывались о картине. И это могло означать одно - риск Луи Фейада оправдался.

В «Фантомасе» Фейад ведет рассказ чётко и уверенно. В нём действие стремительно, а синтаксис очень прост; никаких повторений, никаких длиннот. Его почерк напоминает руку Вольтера — это настоящий французский стиль

Жорж Садуль французский кинокритик

«Жюв против Фантомаса» и «Мертвец–убийца»

Именно такие названия имели второй и третий по счёту фильмы о вражде приступника и сыщика. Зрителям понравился стиль повествования первого фильма, а от актёрской игры они были в восторге. Каждый человек, смотревший «Фантомас, человек для гильотины», с нетерпением ждал продолжение сериала. И оно не заставило себя долго ждать. Второй фильм вышел спустя всего три дня, после дебютной картины.

Постер ко второму фильму
Постер ко второму фильму

По сюжету первого отрезка второй части инспектор Жюв, пребывая в доме одного известного учёного - доктора Шалека, обнаруживает в нём труп девушки с документами на имя леди Бельтам. Жюв и Фандор организуют слежку за Далёком, который, садясь в машину, меняет облик на вожака местной банды - Лупара. Жюв и Фандор преследуют Лупара и его сообщницу Жозефину. На вокзале Жозефина встречается со своим ухажёром, виноторговцем Мартьялем. В поезде Мартьяля и Фандора грабят сообщники Фантомаса. Бандиты отцепляют вагон, в котором едут Фандор и Мартьяль, те спрыгивают на насыпь, а вагон сталкивается со встречным Симплон-экспрессом. Ужасная катастрофа! Чтобы покончить с Жювом, Фантомас от имени Фандора назначает инспектору встречу в Берси, рядом с винными складами. Там же оказывается и Фандор. Вспыхивает перестрелка, а затем и пожар. Жюв и Фандор спасаются в пустой винной бочке…

Во втором отрезке наши сыщикиобнаруживают Жозефину, отдыхающую в ресторане «Крокодил» и выпытывать у неё информацию о том, что человек, пирующий в компании двух прекрасных дам и есть замаскированный Фантомас. Жюв и Фандор ловят и арестовывают преступнику, но они даже не догадываются, что обе руки Фантомаса являются накладными. Он без проблем вырывается из плена и ему удаётся сбежать.

По сюжету третьего отрезка леди Бельтам уходит в монастырь, подкупленная убийством мужа, совершённым её же любовником. Она назначает свидание Фантомасу в своём поместье, выставленном на аукцион. Но сыщики не оставляют их в покое и идут по пятам. Под видом покупателей они пробираются в дом и начинают следить за спальней леди Бельтем. Та умоляет любовника оставить путь насилия и построить спокойную семейную жизнь. На что Фантомас отвечает, что закончит с приступностью, как только Жюва умертвит беспрекословным исполнитель. Беспрекословным исполнителем оказывается гигантский питон. От смерти Жюва спасает Фандор.

В этом отрезке фильма нам больше раскрывают Фантомаса как персонажа. Авторы показывают, что он тоже человек, что он не обезличенная тень, у которой в планах только убивать. Фантомас тоже может любить и у него есть чёткая цель. Это делает его более уязвимым, ведь если у существа есть чувства, то на него найдутся различные точки давления. За таким развитием событий становится интересно наблюдать.

В завершающем отрезке второго фильма Фантомас скрывается в семейном особняке Бельтамов. Подготовив взрывное устройство, одетый в черный костюм и капюшон палача злодей ждет полицию. Жюв распоряжается обыскать дом. Преступник прячется в подвале в резервуаре для питьевой воды, дыша через поднятую к поверхности бутылку с отбитым донышком. Полиция расправляется с питоном, но не с его хозяином: Фантомас ускользает, взорвав особняк.

Нашли ли страшную смерть любимые многими персонажи? Или им всё-таки удалось выжить? Именно такими вопросами задавались зрители в конце сорокапятиминутного фильма. Все с нетерпением ждали продолжения, которое вышло вскоре, после .«Жюв против Фантомаса».

Постер к фильму «Мертвец-убийца»
Постер к фильму «Мертвец-убийца»

Третий фильм в серии имел один из самых длинных хронометражей. Он длился около полутора часов и был разделён на семь отрезков, но я постараюсь вкратце пересказать вам ссюжет.

Первый отрезок

После взрыва в особняке леди Бельтам журналисту Фандору удаётся спастись, но он попадает в больницу. К сожалению, его напарнику - комиссару Жюву повезло куда меньше. Он героически погиб. Погиб, пытаясь поймать преступника всей своей жизни. В третьей части нас зрителей знакомят с новым, но для любителей книжных романов известным персонажем - мамашей Тулуш. Она является владелицей магазина, барахольщицей и скупщицей краденого. Женщина укрывает в своём доме Фантомаса и всю его банду.

Второй отрезок

В один из дней Фантомас усыпляет художника-керамиста Жака Доллона в его же ателье. Когда наутро инспектор опрашивает молодого человека художник говорит, что был один в комнате, когда его усыпили, но рядом с ним обнаружили тело баронессы де Вибре, а рядом с ней записку, в которой Доллон просит девушку зайти к нему вечером в гости. Инспектора подобное письмо наводит на мысль и он берёт художника под стражу. На следующий день после ареста Доллона находят задушенным в одиночной камере. Его сестра, приехавшая навестить брата, просит показать ей тело. Инспектор провожает Элизабет в камеру и с ужасом узнаёт, что тело пропало. Элизабет не успокаивается и просит проводить её в дом покойного брата. Там она находит некий листок бумаги подозрительного содержания и решает сохранить его.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Когда я смотрел эту часть фильма, то не понимал, зачем Фантомаса убивать и похищать тело какого-то художника. Ответ меня немного удивил и в очередной раз заставил восхититься изворотливостью главного злодея, но об этом позже. Сейчас же мы поговорим о третьем отрезке.

Фандор в недоумении. У него не укладывается в голове, как можно было стащить человека из ОДИНОЧНОЙ КАМЕРЫ!!! Журналист начинает своё расследование. Ему разрешают провести ночь в тюрьме. Между тем мамаша Тулуш пристроила Краножура(своего слабоумного слугу) на чердаке, откуда открывается неплохой вид на здание тюрьмы. В своих поисках Фандор обнаруживает кровь Доллона и в этот момент его Заметил Нибе (тюремный охранник и сообщник Фантомаса) с Краножуром. Нибе хотел убить журналиста, но Кранодур опередил охранника и столкнул Фандора в воду реки Сены и тем самым спас ему жизнь. Теперь последователь и напарник комиссара Жюва понял как тело художника могло исчезнуть.

Четвёртый отрезок

Париж. Ночь. Все веселятся. Причиной тому стала вечеринка сахарного магната Томери. В его доме собралось всё светское общество, в том числе и уже известная нам принцесса Соня Данидофф. Во время танца работник банка Нантей наступил ей на платье, и когда та пошла в свою комнату, чтобы поправить его, Нантей опередил принцессу и, войдя в комнату первым, усыпил девушку хлороформом. Банкир снял с неё дорогое ожерелье и спустил его через окно своему сообщнику, уже известному на тюремщику Нибе. Дом Томери никто из гостей не успел покинуть. И когда обнаружилась кража ожерелья, Томери решил обыскать всех гостей. Но обыск не дал результатов, так как никто не знал, что преступник передал краденое ожерелье через окно своему сообщнику. К счастью для полиции, преступник на шее княгини оставил отпечаток пальцев. Однако, судя по криминалистической экспертизе, отпечаток принадлежит мёртвецу — Жаку Доллону.

Пятый отрезок

Спустя три недели в банк к Нантею заявляется леди Бельтам. Банкир, недовольный тем, что акции Томери не прекращают расти, даёт девушке жемчужину из краденого ожерелья и отправляет её на встречу с сахарным магнатом. Тот узнаёт жемчужину и назначает Бельтам свидание, по поводу выкупа всех частей украшения. Оно было дорого ему, ведь это именно он подарил его принцессе Данидофф. Однако на месте встречи на Томери напали люди в чёрных масках, один из них задушил его перевязью комиссара полиции.

Шестой отрезок

Элизабет Доллон нашла пристанище в пансионе Бурра. После ограбления, которое происходит в точности, как в найденной у покойного записке, Елизабет решает поделиться своими подозрениями с Фандором и пишет ему письмо. В это время дежурный прерывает её, сообщая о том, что ей позвонили. На том конце провода никого не было. Пока Элизабет подходила к телефону, дежурный (сообщник Фантомаса) успел ознакомиться с содержанием письма и передаёт ему эту информацию. Ночью, когда все спали, Фантомас в сопровождении дежурного самолично пришёл найти документ, который он забыл у Жака Доллона. Они обыскивают комнату Элизабет, но, не найдя то, что искали (поскольку документ был спрятан в маленьком тайнике, о котором они не подозревали и не обращали на него никакого внимания), решаются избавиться от неё, положив возле неё газовый шланг, вытащенный из переносной газовой плиты и включив её. Утром Фандор, который успел получить письмо от Элизабет, пришёл к ней, однако, учуяв запах газа, врывается в комнату и спасает её. Элизабет сообщает Фандору, где искать листок бумаги с компрометирующей записью. Первой заботой Фандора было устроить Элизабет в надёжное место, затем по наводке юной девушки пойти и найти документ, оставленный Фантомасом. Но уйти из комнаты пансиона у него не получается, так как в это время вместе с хозяйкой приходят сообщники Фантомаса, представившиеся сотрудниками полиции. Фандор прячется в большой чемодан (вернее, в нижнюю секцию чемодана. которая, к его счастью, оказалась пуста), однако сообщники, понимая, что у них мало времени для тщательного обыска комнаты, скидывают всё, что посчитали нужным в верхнюю секцию чемодана и уходят, забирая чемодан с собой, не подозревая, что в нём находится журналист. После того, как преступники привезли чемодан в своё логово и оставили Фандора одного, он выбирается из своего укрытия и обнаруживает владельца сахарного завода Томери мёртвым. Вернувшись в редакцию, Фандор узнаёт о падении акций Томери и о том что тело Томери обнаружили в необитаемой квартире на улице Лекур. Задушен перевязью комиссара полиции, на которой найдены отпечатки Жака Доллона. Фандор сопоставляет эти события со странным списком, переданным ему Элизабет. Последним в этом списке оказывается банкир Нантей, что наводит Фандора на некоторые размышления.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Заключающий отрезок

В отделе Безопасности Фандор не смог собрать никакой новой информации по делу Томери. Немногим позже к журналисту подходит Краножур, некогда спасший его, называет Фандора по имени и просит сигарету. Фандора удивляет тот факт, что бандит может знать его имя. Он решает проследить за ним. Краножур идёт по больно знакомому журналисту маршруту и в итоге приходит в контору комиссара Жюва. На удивление зрителей и Фандора, Краножур был лишь замаскированным Жювом, который подстроил свою смерть. Фандор показывает комиссару список, найденный у покойного художника, и Жюв рассказывает, что Нантей выкупил акции завода Томери, упавшие в цене после его смерти, а затем планирует их поддержать, в результате чего сколотит целое состояние, а затем исчезнет. Не откладывая ни минуты, комиссар и журналист идут к банкиру, чтобы поймать преступника. Во время рукопожатия комиссар сдёргивает кожу с руки банкира, оказавшуюся всего лишь перчаткой в виде снятой с руки Жака Доллона кожи, и рассказывает, что именно таким образом отпечатки пальцев покойного Жака Доллона оказывались на местах преступления. Казалось бы, что теперь Фантомас пойман, однако ему удаётся уйти через потайную дверь, воспользовавшись минутным замешательством своих преследователей. И на этот раз Фантомас, неуловимый Мэтр преступления, оказался на свободе.

Хоть к концу третьего фильма попытки поймать Фантомаса и стали походить на попытки Тома поймать Джерри, но картина не теряла хвалёного критиками стиля повествования, мрачности и интересности сюжета. Страсти накаляются всё сильнее. Парижане в панике. Народ распускает слухи и строит теории, а главный злодей всё ещё холоден и расчётлив. Но меня терзает один вопрос. Почему после «смерти» Жюва Фантомас так и не закончил с преступностью? Значит, то обещание, данное леди Бельтам, являлось ложью? Он не смог совладать со своей приступной жаждой, или же не захотел? А может быть он знал, что комиссар выжил? К сожалению, авторы фильма не отвечают на этот вопрос. Но не будем об этом. Лучше поговорим о следующем(предпоследнем) фильме.

"Фантомас против Фантомаса»

Постер  к фильму «Фантомас против Фантомаса»
Постер  к фильму «Фантомас против Фантомаса»

Предпоследний фильм серии имел хронометраж около семидесяти минут и был разделён на четыре части.

Первый отрезок

Как я уже говорил ранее — народ в панике. Приступления Фантомаса становятся всё более жестокими и никто не в силах ему противостоять. В газетах появляется статья о том, что если полицейский на протяжении большого количества времени не может поймать приступника, то полицейский и приступник одно и то же лицо. А кто занимался поимкой Фантомаса? Правильно, комиссар Жюв! Именно он отправляется за решётку из-за нелепой статьи. Фандора также хотели арестовать, но журналист узнаёт об этом через сеть своих информаторов и ему удаётся сбежать от «правосудия» и дальше заниматься поимкой настоящего бандита.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Второй отрезок

Процентщик папаша Мош стал свидетелем того как его сосед Поле со своей подругой убили разъездного кассира, чтоб завладеть его деньгами. Однако папаша Мош выкрал у кассира деньги. Он сдал квартиру в аренду девушке. Во французскую столицу приезжает известный американский сыщик Том Боб. Его целью становится не менее известный парижский преступник, тень и убийца — Фантомас. Когда в арендованной квартире была почти возведена перегородка, сыщик находит в стене труп исчезнувшего кассира.

Третий отрезок

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

В своём новом браке леди Белтам стала великой герцогиней Александрой. К ней и пришёл Том Боб, в котором она узнала Фантомаса. Фантомас предложил ей организовать общественную подписку для поимки преступника. Для этого был организован бал-маскарад, на котором было три человека переодетых в Фантомаса. В результате один из них, на деле полицейский агент, был убит. Второй, который и был настоящим Фантомасом, с раненой рукой покинул бал. Третий Фантомас, оказавшийся переодетым журналистом Фандором, известил собравшихся, среди которых были полицейские, об убийстве первого Фантомаса. Полиция в тюрьме осмотрела Жюва и обнаружила на его руке ранение. Выяснилось, что это надзиратель Нибе намеренно усыпил Жюва в камере наркотиком и ранил его, чтоб подставить и выдать за Фантомаса. Нибе арестован. Жюва собираются освободить.

Четвёртый отрезок

Фандор выследил банду Фантомаса и увидел во главе них папашу Моша. Папаша Мош объявил бандитам, что так называемый Фантомас скоро выйдет из тюрьмы и заплатит им за последнее дело. Когда бандиты ушли Фандор заметил, как папаша Мош вытащил из драги спрятанные драгоценности и унёс в заброшенный дом. Там Мош, сам того не осознавая, запер Фандора. Между тем, бандиты явились в тюрьму под видом каменщиков, чтоб освободить и похитить Жюва, которого они приняли за Фантомаса. Похитив его они принесли полицейского в мешке в заброшенный дом и потребовали с него свою долю с последнего дела. Там же был и Фандор. Он подсказал Жюву где спрятаны драгоценности. В это время Том Боб-Фантомас навёл туда полицию и после пришёл к великой герцогине Александре, чтоб забрать собранные деньги, но его на выходе захватили Жюв и Фандор, которые поняли что Том Боб — это Фантомас. На этом и заканчивается четвёртый фильм.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Франция. 1914 год. Сюжет криминального романа накалился выше некуда и уже подходил к своему логическому завершению. Финал ждали все: критики, зрители и фанаты книг. Благо, долго ждать не пришлось и фильм вышел спустя несколько дней после предыдущего.

Коротко про сюжет

Постер к фильму «Подстаной судья»
Постер к фильму «Подстаной судья»

После ряда приступлений полиция ловит сообщников Фантомаса и вскоре его самого. Комиссар Жюв понимает, что ззлодей рано или поздно сбежит и поэтому сам выпускает его на свободу, отдав ему свою служебную форму, и заперевшись в его камере. Фантомас вновь выходит на свободу, но на этот раз по воле своего главного врага. Если честно, то я был немного в шоке. Часы просмотренных фильмов и материалов ушли в никуда. Сериал на протяжении четырёх фильмов показывал продуманный и логичный сюжет, а в конце выдаёт такое. Возможно, кого-то такой финал может устроить и многим он понравится, но я ожидал немного другой концовки. Но не будем много говорить о плохом. Лучше всего будет подвести итог по просмотренным фильмам.

В принципе, несмотря на старость картин, в них был интересный сюжет и хорошая актёрская игра, у которой можно поучиться даже в наше время. Но они могут понравиться не всем. Вас может отпугнуть чёрно-белая картинка и отсутствие слов. Весь сюжет рассказывается в немых сценах и вот таких карточках🔽.

Но так как фильмы не были переведены на русский язык, а французский мне не известен, каждую такую картинку приходилось переводить ввручную. Но если всё вышеперечисленное вас не отпугивает, то желаю приятного просмотра. Лично мне просмотр принёс удовольствие, но только потому, что я смотрел фильмы лишь в историческом ключе и не ожидал от них чего-то невероятного.

В завершении арки про первые экранизации хочу сказать, что у кинокомпании «Gaumont», в кормане которой оказалось шесть тысяч франков в нужный момент и в дальнейшем выходили замечательные фильмы, который вскоре становились классикой кинематографа (они выпустили такие картины, как: «1+1»; «Пришельцы»; «Леон» и многие другие). Компании же братьев Пате, хоть они и основали одну из самых первых киностудий вмире и внесли огромный вклад в индустрию, повезло куда меньше. Последние их картины выходили в 10-х годах прошлого века и они не сыскали такой славы, как их конкуренты.

Экранизаций романов Марселя Аллена и Пьера Сувестра выходило много, а говорить о них можно ещё больше. Поэтому я предлагаю вам сделать небольшую передышку и обсудить мангу, выходившую в 2020 году.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Как бы это не было странно, но авторами японских комиксов, написанных по мотивам французских книг, стали уроженцы Санкт Петербурга — Виталий Терлецкий и Кирилл Черкай.

Действия манги происходят в Советском Союзе в 1967 году. По сюжету, советские школьники смотрят на больших экранах «Фантомас» режиссёра Андре Юнебеля(об этой экранизации поговорим чуть позже) и решаются сами поймать приступника, ведь комиссар Жюв с этой задачей справляется плохо.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

В течение своего приключения они много раз ошибаются, идут по ложным путям и задумываются над тем над вопросом: «А может ли Фантомас находиться в СССР Или они тратят время ввпустую?

Пародийная манга - это, конечно, хорошо, но пора продолжить разговор про экранизации.

«Фантомас» 1932 года 
«Фантомас» 1932 года 
В то время был ещё вот такой вариант постера
В то время был ещё вот такой вариант постера

Как я уже говорил ранее, сериал Луи Фейада был тепло принят зрителями и критиками и на долгое время оставался эталоном для экранизаций книжного первоисточника. Все поражались вечным напряжением и ощущением неминуемой катастрофы, которую передал режиссёр на экране. Серия из пяти фильмов вмиг стала популярной у французского зрителя и даже получила одобрение от Марселя Аллена.

Но что нам приподнесла следующая картина, вышедшая по мотивам бульварных романов,–«Фантомас» 1932 года? Сейчас я вам расскажу.

Режиссёром ленты стал Пал Фейош, дебютировавший в кинематограф с экранизацией «Пиковой дамы» А.С. Пушкина. В 1927 году он стал режиссёром одного из самых первых звуковых фильмов «Бродвей» и его версия Фантомаса также не была обделена озвученными сценами.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Фейош хотел перенести место действия романов на 20 лет вперёд, тем самым, осовременив их. Он собирался сделать фильм не по романам, а по мотиву романов. В результате картина мало чем походила на сериал Фейада. Она включала в себя наличие множества экшен-сцен и резко сменила жанр с драмы и триллера на боевик и комедию.

Коротко о сюжете.

Фильм начинается в замке маркизы де Лагрюн, среди гостей которой находятся лорд Бельтам и принцесса Соня Данидофф. В этот день Фантомас проникает в дом, убивает хозяйку и крадёт драгоценности. После злодей хочет сбежать через секретный проход, но попадается на глаза Бельтама и Данидофф. Девушка теряет сознание при его виде, а лорд Бельтам был оглушён, после того, как распознал Фантомаса. Далее приступник выходит во двор, садится в небольшой самолёт и улетает.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Через некоторое время в замок приходит Этьенн Рамбер, ведь там находился его сын–Шарль, которого злодей чудом не заметил. Вместе с ним приезжает и комиссар Жюв. Служитель закона заподозрил старшего Рамбера в том, что он и есть Фантомас. Этьенна это явно напугало и он в панике убегает из замка. Позже Жюв решил взять для экспертизы грунт с шасии самолёта леди Бельтам, грунт с поместья де Лагрюн и сравнить их. В итоге оба образца были идентичны и это навело комиссара на гипотезу. Он считал, что Рамбер прибыл в замок в костюме Фантомаса, совершил приступление, сел в самолёт леди Бельтам и улетел, а через некоторое время он прибыл в замок в своём обычном обличии для отвода глаз. Далее он убивает принцессу Данидофф в её гостиничном номере, ведь она узнала приступника в тот день.

Далее сцена перемещается на автомобильные гонки «Национального Гран-При», где лорд Бельтам находится среди автогонщиков. Лорд Бельтам предупреждает Жюва по телефону-автомату, что узнал убийцу маркизы де Лангрюн, что он его давний друг и находится среди зрителей-болельщиков с его женой. По мере того, как гонка начинается, рука Фантомаса выливает банку масла на трассу. Машина лорда Бельтама со всей скоростью наезжает на масло и переворачивается. Раненого лорда Бельтама увозят в машине скорой помощи в сопровождении Жюва в больницу. Рука, держащая револьвер с глушителем, появляется в окне отеля через дорогу от больницы, и лорд Бельтам, не успевая назвать Жюву имя убийцы, погибает на операционном столе. После этого происшествия Жюв, тем не менее, узнаёт, что спутником леди Бельтам во время гонок был некий Гёрн, чьё имя лорд Бельтам не успел назвать. Жюв делится своими подозрениями с Шарлем Рамбером, что Гёрн это Фантомас, и тогда он и молодой человек становятся друзьями.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Жюв и леди Бельтам мило общаются в её доме, но их беседу прервал Гёрн, который во весь голос сказал, что принёс Бельтам ключи от ангара её самолёта. Для Жюва окончательно всё стало ясно, что это Гёрн вошёл в ангар, воспользовавшись запасными ключами, чтоб вылететь на самолёте и совершить убийство маркизы де Лангрюн. Они заводят ссору, которая вскоре переходит в драку. Их заварушку останавливает полиция и берёт Гёрна под стражу.

Жюв сопровождает Гёрна из дома леди Бельтам в задней части полицейской машины. Во время езды злодей просит сигарету у инспектора Жюва. Гёрн бросает свою зажженную сигарету в ёмкость с горючим и выпрыгивает из машины. Машина Жюва взрывается, но полицейские уцелели. Гёрн прыгает в машину своей сообщницы леди Бельтам, которая следовала позади, и уходит от погони.

Сюжет–это, конечно, хорошо, но как отнеслись критике к осовременннной экранизации? Они были недовольны. В фильмах от Фейада всегда чувствовалось напряжение и саспенс, а криминальная основа, которая присуща книгам, была хорошо передана на экране. Пал Фейош же, наплевав на всё это, сделал детективную комедию, переполненную различными техническими новинками. Критиков не устроила такая резкая смена жанра. Но больше всех был в ярости один из авторов книг - Марсель Аллен. По его мнению Фантомаса превратили в клоуна.

Несмотря на всё это, некоторые кинообозреватели до сих пор считают экранизацию Фейаша одной из лучших, они отмечают хорошую игру актёров, а комедийная составляющая, по их мнению, превосходит трилогию Фантомаса с Луи де Фюнесом, вышедшую спустя 32 года.

Но и в этот раз я вынужден немного отложить трилогию с де Фюнесом в сторону, ведь до неё выходила ещё одна экранизация.

«Фантомас» 1946
«Фантомас» 1946

Франция, 1946 год. Прошло 14 лет с даты выхода Фантомаса от Фейоша. Критики с трудом, но всё же смогли забыть осквернение уже ставших классикой романов. Вновь экранизировать их взялся режиссёр Жан Саша. На его плечи вывалился огромный груз ответственности. Но в отличие от своего коллеги, он не хотел сильно отходить от книжного первоисточника и менять жанр на комедию. В планах у Жана Саши было снять не менее кровожадный и криминальный, чем книги фильм. И у него это вышло.

По сюжету, дочь Фантомаса Эллен выростает и собирается выйти замуж за Фандора. Злодея не устраивает тот факт, что её мужем станет заклятый враг семью и он собирается сорвать свадьбу, сконструировав огромный луч смерти, который каждый день убивал 30 человек. Фандор и Жюв пытаются остановить приступника, но попадают к нему в ловушку. Эллен приходит к ним на помощь ценой собственной свободы. Фантомас хватает дочь и уже собирается уезжать, но сыщики начинают преследование, в ходе которого Фантомас был убит, а Эллен спасена. Спустя некоторое время Эллен и Фандор сыграют счастливую свадьбу.

В фильме был интересный сценарий, хорошая актёрская игра и присущая книгам криминальная основа, которые в сумме дали приемлемую экранизацию, получившую хорошие отзывы от критиков и зрителей.

Переносить то, ради чего многие зашли на этот пост можно также долго, как и перечислять названия всех 43-х романов, но мы уже подошли к «Фантомасу» Андре Юнебеля настолько близко, что сделать это уже невозможно.

Мне нужен труп, я выбрал вас! До скорой встречи. Фантомас

«Фантомас»1964 года
«Фантомас»1964 года

Вот мы и добрались до него–фильма, с которым у меня связаны самые тёплые воспоминания из детства, фильма, который пугал нас, маленьких детей не меньше, чем любые другие ужастики, хоть и являлся комедией. Эта картина была у всех моих знакомых, ведь крутили по ТВ её довольно часто и записать фильм на касету не составляло труда. Но о воспоминаниях поговорим немного позже. Сейчас предлагаю обсудить сам фильм.

Зайдём немного с далека. В 1962 на свет является шпионский боевик «Доктор Ноу», рассказывающий историю о похождениях шпиона Джеймса Бонда и положивший начало одной из самых известных кинофраншиз в мире.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

В фильме было много различных шпионских гаджетов и спецэффектов. Он вмиг стал популярным и наплодил множество клонов, пытавшихся подражать Бондиане. Исключением не стали и французы, которые хотели увидеть нечто подобное, но с участием своих земляков. В 1963 году Андре Юнебель выпускает фильм «Агент 117 разбушевался». Лента копировала некоторые аспекты «Доктора Ноу» и была сильно на неё похожа. Французский зритель холодно отнёсся к фильму и Юнебель находился в поисках той картины, которая бы могла раскрыть его как мастера остросюжетного кино. На помощь режиссёру пришёл известный в те времена актёр Жан Маре. Он вспомнил про уже хорошо известную нам серию бульварных романов, популярных в 1910-х годах. Он, как и Пал Фейош, хотел сделать комедийный боевик, но уже больше похожий на фильмы про Джеймса Бонда.

Сценарий на себя взяли сын Юнебеля–Жан Мари и его друг Пьер Фуко, который уже давно работал с его отцом. Сюжет писался, работа кипела. С каждым днём идеи фильма всё больше отходили от книжного первоисточника и в конце концов в них мало что осталось от романов Аллена и Сувестра. Даже характер главных героев был сильно переработан. Если в книгах и прошлых экранизациях Фантомас и Комиссар Жюв были умными, расчётливыми и хитрыми персонажами, то в фильме Юнебеля Жюв стал каким-то неуклюжим, а Фантомас более мягким и менее злым. Но Жана Маре такой расклад не сильно устраивал. По мнению актёра создатели фильма слишком сильно изменили классического персонажа французского кинематографа.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Конфликтов при создании картины было много. Помимо указанной выше причины Жана Море бесило то, что не менее именитый Луи де Фюнес смог затмить его на экране. Так же причиной многочисленных раздоров стала неудобная маска Фантомаса, которая вызывала сильную аллергию у Маре и создание которой занимало по несколько часов в день.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

Франция. 4 ноября 1964 года. Спустя много потраченных времени и сил, лента увидела свет. Сюжет фильма рассказывал практически классическую историю о приступлениях Фантомаса, но разбавленную юмором и динамическими сценами. Злодей был умён и весел, а Жюв энергичен и немного глуповат. Из-за удачи, которая всегда преследовала вспыльчивого комиссара, их соперничество с Фантомасом всегда заканчивалось вничью.

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

По итогу лента собрала у экранов свыше 4,5 миллионов зрителей и получила от них восторженные отзывы, но с критиками дела шли куда хуже. То ли от зависти, то ли от ненависти к режиссёру многие киноделы и критики считали, что «Фантомас» от Юнебеля может опорочить французский кинематограф на весь мир. Некоторые солидные французские издания вообще стараются избегать эту ленту. По наблюдению историка и бывшего многолетнего президента «Общества друзей Фантомаса» Доминика Калифа, Юнебель отошел от интеллектуальной и авангардной составляющей, которую усматривали в книгах и фильмах о Фантомасе сюрреалисты, но остался верным изначальному духу романов Сувестра и Аллена. Эти книги приобрели широкую популярность, однако являются непритязательными в художественном отношении. Фильмы трилогии имели огромный успех у публики, но консервативно настроенные критики отрицательно относятся к Юнебелю, так как ему присущи многочисленные вольности в отношении литературной основы его многочисленных экранизаций. Калифа, несмотря на критику, считает, что режиссёр сумел кинематографическими средствами, в общем и целом, верно передать творческий метод авторов книг о Фантомасе, «пересказав» бульварный роман, которому, как и народной сказке, уготовано быть переложенным на свой лад.

В СССР фильм вышел в 1966 на неделе французского кино и обрёл там популярность не меньшую, чем во всём мире. Но в отличие от французских зрителей, хорошо знакомых с книжными романами Аллена и Сувестра, советский зритель, плохо знакомый с ними, просто не мог сравнить фильмы и книги и такой бурной реакции, как у французских критиков в СССР не было.

Школьники тех времён, вдохновлённые виртуозными приступлениями Фантомаса, одевали на головы мамины чулки и шли совершать проделки поменьше, после которых оставляли фирменные записки с подписью «Фантомас». Но были и другие, более серьёзные последствия. С 1968 по 1973 год в Ростове на Дону действовала ОПГ «Фантомасы» под предводительством братьев Толстопятовых. Они занимались как мелкими грабежами, так и крупными ограблениями банков. На их счету было также несколько жертв. Легендарное название им придавал тот факт, что на протяжении пяти лет они регулярно совершали приступления и могли оставаться незамеченными.

Вячеслав и Владимир Толстопятовы
Вячеслав и Владимир Толстопятовы

Для задержания банды был создан оперативный штаб МВД, насчитывавший свыше сотни сотрудников, были развёрнуты мобильные группы реагирования, произведена частичная радиофикация транспортных средств милиции.

Конец банды наступил 7 июня 1973 года при попытке ограбить кассу НИИ «Южгипроводхоз». Машина, захваченная бандой, была остановлена после лёгкого столкновения с поездом, завязалась перестрелка с работниками милиции. В итоге несколько членов банды погибло, а остальные были приговорены к расстрелу.

Но не будем о плохом. Лучше вернёмся к обсуждению фильмов. Андре Юнебель в дальнейшем снял ещё две части ныне легендарной саги. И на этом он не хотел останавливаться, у режиссёра в планах было сделать ещё несколько частей, но из-за ухода из проекта Жана Маре, причиной которому послужили многочисленные конфликты, съёмки пришлось прекратить. Юнебель считал, что без исполнителя одной из главных ролей фильм будет никому не нужен.

Экранизации Юнебеля вмиг стали популярными и надолго запомнились зрителям во всё мире. Даже спустя много лет их любят и пересматривают много людей, в том числе и я, который познакомился с ними ещё в детстве. До сих пор вспоминаю, как мы с друзьями покупали в местном магазине маски, по типу такой 🔽 и вырезали из бумаги визитки, подписываясь Фантомасом(хулиганством мы не занимались, просто косплеили фантомасов).

Фантомас: от идеи до величайших экранизаций

По мотивам фильмов от Юнебеля также выходили и российские пародийные фильмы, которые с переменным успехом пытались продолжать историю именитой трилогии (такие, как«Фантомас снимает маску» и «Анискин и Фантомас»).

На данный момент о новых экранизациях ходят лишь слухи и о них мало, что известно. Лично мне бы хотелось увидеть что-то на подобии сериала от Фейада, без лишних спецэффектов и юмора.

Я надеюсь, что вам было интересно читать данный материал и он вызвал в вас хоть немного интереса к книгам и фильмам про уже классических французских персонажей. Читайте, играйте и смотрите, дорогие друзья. Желаю всем приятно провести остаток этого дня и не болеть. Всем спасибо за внимание и до скорой встречи)

288288
88 комментариев
300 ₽

И еще раз спасибо )

4
Ответить

Почему Фантомас голубой?

10
Ответить

Yo, listen up! Here is the story
About a little guy that lives in a blue world
And all day and all night and everything he sees
Is just blue like him, inside and outside
Blue his house, with the blue little window
And a blue Corvette, and everything is blue for him
And himself, and everybody around
'Cause he ain't got nobody to listen (to listen, to listen...)

33
Ответить

Он тоже ДТФ'ер

10
Ответить

Phantom Ass

7
Ответить

Французы уже тогда были прогрессивными и голубого играл голубой

2
Ответить