Анализ сюжета «The Last of Us 2» (со всеми возможными спойлерами)

Команда сценаристов Naughty Dog поставила перед собой весьма интересную задачу: заставить игрока всей душой ненавидеть героя, а потом заставить проникнуться к нему симпатией. И если с первой частью этой задачи они справились весьма успешно, о чем говорит ревью-бомбинг и издевательства в сети, то со второй все же возникли некоторые затруднения, о чем и попытаюсь рассказать в этом эссе, но обо всем по порядку.

Ненависть

В этот миг Эбби пронизывает только одна эмоция
В этот миг Эбби пронизывает только одна эмоция

Сцена убийства Джоэла поставлена весьма умело, как бы над ней не смеялись. Этому способствуют великолепно срежиссированный саспенс, который испытываешь, когда Джоэл с его братом оказываются в одном помещении с теми, кто пришел по их душу, облет камеры, затягивающий невидимую петлю вокруг протагониста первой части, момент, когда Эбби взводит дробовик и приходит осознание, что это точка невозврата. Драматический эффект получается очень сильным, и жаль конечно, что он сильно подпортился сливами, от которых весьма трудно было уберечься.

Но тут же и начинаются проблемы в повествовании. Зачем нужна была та жестокость, с которой Эбби убивает Джоэла? Чем она обоснована? Перевяжите ему ногу, чтобы он не отключился, а испытывал каждый удар… Если пользоваться законами логики и банального инстинкта самосохранения, на месте «Псов» многие бы просто прострелили Джоэлу голову и убрались восвояси, не оставляя свидетелей, месть свершена, у него остался бы горюющий брат. В чем же подвох?

Подвох в том, что эта сцена была нужна не для героев сюжета, а для игрока. Это игроку показали жестокость Эбби, потому что целью создателей игры было в большей степени возбуждение ненависти в человеке, который держит в руках геймпад, чем в Элли. Ведь в дальнейшем становится ясно, что Элли решила мстить совсем не из-за беспрецедентной жестокости убийц.

Во время казни Джоэла Элли мало что соображала
Во время казни Джоэла Элли мало что соображала

Элли и Джоэл

Как я заметил, многие люди неправильно интерпретируют концовку первой части The Last of Us. Большинство спорят о том, верно ли поступил Джоэл, спасая Элли с операционного стола. О том, может ли один человек взять на себя ответственность вмешиваться в судьбу всего людского рода, когда на кону стоит его собственная судьба. Я лично считаю, что Джоэл имел на это право конкретно в тех обстоятельствах, в которых оказался, плюс ко всему действовал он в состоянии аффекта. Но, вопрос это дискуссионный, на него нет верного ответа.

Истинная боль и горечь концовки первой части, что меня кольнуло сильнее всего еще тогда, это сцена в машине после событий на базе «Цикад», которая была показана во флешбеке в самом начале второй части. Главной ошибкой Джоэла была ложь и утаивание правды от Элли. Если бы в тот момент он не смалодушничал и сказал ей правду о том, что ему пришлось сделать, тогда бы никакой второй части не было. Именно эта ошибка и стоила, по сути, жизни всем персонажам, которые погибли во второй части, исключая самого Джоэла.

Главная ошибка Джоэла
Главная ошибка Джоэла

Вся линия Элли из второй части посвящена тому, как именно это решение Джоэла повлияло на героев повествования. Этому служит и раскрытие отношений Элли и Дины, и флешбеки, в которых Джоэл и Элли по-настоящему счастливы, как отец и дочь, и надлом, когда Элли узнает правду, и все, что следует за ним. Самая прямая аналогия -- фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Там героиня Фрэнсис МакДорманд мстила по большей части из-за того, что ее дочь прямо перед своей гибелью очень некрасиво поссорилась со своей матерью, и именно эта недосказанность заставляла ее добиваться справделивости способами, противоречащими здравому смыслу. Точно так же и Элли в конце игры не может отпустить свою ссору с Джоэлом и абсолютно иррационально покидает обретенный дом, чтобы наконец найти душевное успокоение. И все бы это было неплохим драматическим сюжетом, если бы не…

Возлюби врага своего

история Эбби. Как я уже сказал в самом начале, создатели игры поставили перед собой амбициозную цель, а именно раскрыть ненавистного героя в положительном ключе. И, к сожалению, на мой взгляд, им это так и не удалось сделать.

Во второй части игры Эбби нам показывают как обычного человека. Объясняют, почему она так выглядит (и на самом деле ее сублимация стресса в физические упражнения вполне оправдана, конкретно у меня ее внешность не вызывала какого-то отторжения, она мне наоборот показалась довольно милой девушкой), показывают ее личную драму (любовный треугольник, в котором она находится), раскрывают ее друзей, даже вполне ясна их мотивация, несмотря на картонность этих персонажей.

Эбби, как и Элли, не может отпустить свое прошлое
Эбби, как и Элли, не может отпустить свое прошлое

Но все это разрушается, когда авторы начинают «зеркалить» первую часть игры. Эбби пытаются превратить в Джоэла, она преодолевает трудности вместе с героями, которые только познают этот мир. Мне показалось, что авторы хотели всем ее сюжетом сделать такую отсылку на путь Джоэла и Элли, но, к сожалению, этот прием не сработал, и вот почему:

  • Джоэла мы не ненавидели априори, а постепенно познавали этого героя на протяжении всей игры. Во второй же части у множества игроков в сознании остается отпечаток той самой сцены из начала, где Эбби показана настоящим животным.
  • Компаньоны-подростки Эбби это плоские герои. Элли из первой части вообще изначально не вызывала какой-то особой симпатии, но к концу множество игроков полюбило ее. А вот Лев и Яра какими были в тот момент, когда мы с ними познакомились, такими и остались после всех невзгод, что с ними произошли. И даже неважно, что Лев это трансгендер, да хоть трансформер, персонаж-то получился блеклый. Да, у него есть своя трагичная история, но сколько у него экранного времени? Четыре часа? А вот с Элли в первой The Last of Us мы были от начала и до конца.
  • Мотивация Эбби. В конце сиэтлских событий Эбби по сути совершает то же, что и Джоэл. Она идет против «своих», в ее случае реально своих соратников, Джоэл же шел против тех, кто в принципе не желал ему зла. Вопрос только в том, почему эти герои так поступают. И Джоэла можно понять, потому что мы, как игроки, понимали его, Элли стала нам родной. Стал ли Лев родным для Эбби? Возможно. Для нас? Нет. Почему же Эбби пошла против своих? Потому что ей все надоело? Потому что она любит Оуэна, который разочаровался в идеалах «Псов»? Если бы сценаристам удалось создать объемных второстепенных персонажей и четче прописать мотивацию Эбби, большинству игроков было бы до этого дело. Но, к сожалению, не получилось.
Дитя, убивающее собственную мать, это страшно, но игроку не до этого, он слишком плохо знает Лева
Дитя, убивающее собственную мать, это страшно, но игроку не до этого, он слишком плохо знает Лева

Финал

Именно из-за истории Эбби довольно сильный финал смазывается. Пока мы 13 часов решаем ее проблемы, мы забываем про Элли, про ее драму. И когда она решает уйти из семьи с маленьким ребенком и женой, это вызывает недоумение, что видно, например, по реакции стримеров.

Это было бы душераздирающей сценой, если бы не многочасовой перерыв на совсем другую сюжетную линию
Это было бы душераздирающей сценой, если бы не многочасовой перерыв на совсем другую сюжетную линию

Самый конец игры, и решение Элли не убивать Эбигейл вызвало множество споров и шуток. И это понятно, поскольку на большинство игроков и зрителей раскрытие Эбби как положительного персонажа не сработало, почему, описано выше.

Интереснейший момент во всем финале, на мой взгляд, это именно то, что Элли ничего не знала про Эбби. Она не знала, через что Эбби пришлось пройти, что у Эбби появился человек, о котором она заботится, за всю игру эти два персонажа так нормально и не поговорили. И решение Элли оставить в живых своего заклятого врага было вызвано не тем, что она поняла ее, а тем, что отпустила ситуацию с Джоэлом. Когда жизнь Эбби оказалась полностью у нее в руках, произошел катарсис, и она решила не добивать ее, просто потому что ей самой это уже не было нужно. Задумка действительно очень красивая, к сожалению подпорченная неоднозначной структуризацией повествования со смещением фокуса внимания на другого персонажа.

Символизм и красота финала не работают на полную силу
Символизм и красота финала не работают на полную силу

P.S. Есть в The Last of Us Part 2 моменты, которые для меня остались непонятными. Например, зачем в игре столько чернухи и мяса, и чему все это служит с точки зрения сюжета. И еще, самое что забавное, цикл мести и насилия запустила именно Эбби местью Джоэлу, потому что сам Джоэл никому не мстил, то есть получается, что Эбби все-таки отрицательный персонаж.
P.S.S. Простите меня консоле-бояре, сам я нищий пекашник, посмотрел игру на стриме и потом еще пересмотрел игрофильм со всеми катсценами. Надеюсь на адекватное обсуждение.

367367
566 комментариев

Комментарий недоступен

329
Ответить

В игру не играл, но пересказ сюжета создал ощущение, что это дешёвый романтический роман.

87
Ответить

Мне кажется, она не прощает Эбби, ее действие с ней, вообще, никак не связано, просто в момент финала, Элли наконец полностью осознала тщетность всего процесса мести и убийство Эбби просто перестало иметь смысл.

20
Ответить

Ну, тут скорее суть не в "положительности". Аффтар не правильно подобрал слово.
Они хотели, чтоб мы ПОНЯЛИ Эбби. Её мотивы, всю хурму. Но вышло как всегда.

18
Ответить

Удивительно как много людей не понимают почему Элли не убила в конце... Сильно сложно для детишек 

7
Ответить

Это из разряда " Я убил кучу народа, чтобы добраться до тебя, но тебя я не убью, потому что я не такой как ты, пошли в суд". Третий Макс Пейн тем же грешил

11
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить