На дне морском: обзор Subnautica

23 января симулятор выживания на планете, полностью покрытой океаном, наконец-то вышел из раннего доступа.

На дне морском: обзор Subnautica

Моё знакомство с Subnautica началось в 2015 году. Тогда в игре была только спасательная шлюпка, полторы дюжины рецептов для крафтинга и пяток самых простых биомов. Строительство базы, транспортные средства, сюжет и исследование морских глубин, полных всевозможной флоры и фауны — всё это появилось уже потом. Но главное, что было у игры уже на самом раннем этапе разработки — это идея.

Мелководный коралловый риф и его окружение — вот почти всё, что было в Subnautica несколько лет назад
Мелководный коралловый риф и его окружение — вот почти всё, что было в Subnautica несколько лет назад

С момента зарождения survival-игр нам предлагали выживать во множестве разных мест — в тайге, в лесах, на других планетах и в иных измерениях. Однако «Сабнатика» первой раздвинула границы жанра и предложила нам уникальный опыт жизни под водой.

По сюжету игры в XXII веке человечество начинает активно исследовать и заселять космос. Космический корабль «Аврора» должен был построить фазовые врата в звёздной системе с планетой земного типа, чтобы туда мог прибыть большой корабль с колонистами. Однако что-то пошло не так, и, выйдя на орбиту планеты, «Аврора» по непонятной пока причине потерпела крушение.

Наш главный герой — безымянный член экипажа, который в последний момент успел добраться до спасательной капсулы и более-менее успешно приземлился в нескольких километрах от упавшего корабля. Однако, несмотря на чудесное спасение, положение его кажется безнадежным. Автоматика капсулы почти не функционирует, встроенный репликатор содержит чертежи только самых примитивных приспособлений, потерпевший крушение корабль излучает радиацию так, что любая попытка приблизиться грозит смертельной стадией лучевой болезни, а вокруг, насколько хватает глаз, простирается бескрайный океан.

На дне морском: обзор Subnautica

На деле всё оказывается не так плохо. Местная мелкая фауна не боится человека и легко позволяет себя поймать. Многочисленные обломки «Авроры» содержат большое количество металла, так необходимого для работы репликатора, а богатые залежи полезных ископаемых дадут всё остальное необходимое сырьё. Технологии XXII века позволяют творить чудеса. И всего через несколько дней после крушения наш Робинзон сможет уже относительно вольготно жить в этом водном мире и начать поиск пути спасения.

По ходу сюжета нам предстоит выяснить, что случилось с остальными членами экипажа, а также обнаружить, что мы не первые люди, побывавшие на этой планете и даже не первые разумные существа.

По мере исследования здешнего мира вы будете натыкаться на крупные обломки «Авроры», которые содержат в себе образцы высокотехнологичных устройств и материалов. Просканировав их, получите новые чертежи для репликатора. Каждый их таких чертежей сильно облегчает жизнь потерпевшего планетокрушение и открывает новые возможности для развития. Также полезно изучать местную природу, поскольку именно она даст вам большую часть необходимых для крафта ресурсов.

Местный компактный фабрикатор творит чудеса техники буквально из всего, что подвернется под руку
Местный компактный фабрикатор творит чудеса техники буквально из всего, что подвернется под руку

Очень скоро главный герой выяснит, что ему крупно повезло — спасательная капсула приземлилась в наиболее благоприятном для жизни биоме, где самый крупный и опасный хищник — это он сам. Однако прочие регионы планеты не так безопасны. Здешняя пищевая цепочка смоделирована достаточно правдоподобно. В игре есть с десяток крупных существ, которые будут доставлять неприятности вплоть до финальных титров. Чего уж говорить о местных суперхищниках.

Подводная робинзонада

Ласты, глайдер, ножи и гравипушка — игра постепенно открывает возможности для борьбы с враждебным окружением. И рано или поздно игрок получит чертежи для строительства транспорта.

Экзокостюм «Краб» обладает мощным буром, с помощью которого можно добывать ресурсы в промышленных масштабах. Мини-субмарина «Мотылёк» быстра и манёвренна, что позволит вам избежать многих трудностей на глубоководье.

Большая подводная лодка «Циклоп» вплоть до самых последних обновлений была абсолютно неуязвима и служила передвижной крепостью, способной доставить игрока в самые труднодоступные и опасные уголки планеты. Однако ближе к релизу разработчики это поправили: теперь путешествие через Затерянную реку или Лавовую зону без силового поля или отвлекающих внимание приманок грозит серьёзными проблемами. При сильных повреждениях лодка может даже затонуть, что заметно отбросит игрока в развитии, поскольку крафт ингредиентов для неё достаточно дорог.

Грузовой отсек «Циклопа» я обвешал шкафчиками для хранения ресурсов, превратив подлодку в огромный мобильный склад. Здесь есть всё, чтобы оперативно развернуть на пустом месте целую базу
Грузовой отсек «Циклопа» я обвешал шкафчиками для хранения ресурсов, превратив подлодку в огромный мобильный склад. Здесь есть всё, чтобы оперативно развернуть на пустом месте целую базу

К слову, помимо непосредственно крафтинга, технику нужно также и улучшать. При этом вы никогда не сможете поставить на одну единицу техники все апдейты — слотов ограниченное количество. По умолчанию идёт только модуль увеличения глубины погружения. Остальные слоты придётся заполнять, исходя из ситуации.

Если вы знаете, что предстоит путешествие в область с высокой температурой, логично поставить устройство, которое трансформирует тепло в энергию, экономя тем самым вам заряд батареи. Если предстоит сражение с врагами, можно как-то вооружиться. Хотя в Subnautica хищников проще избегать, чем сражаться. Риск серьёзного повреждения техники или смерти персонажа велик, а если вы играете в хардкорном режиме, то у вас и вовсе лишь одна попытка. Не справились — начинайте заново.

Помимо прочего, сражения с хищниками не выгодны ещё и чисто экономически. Убить их в принципе можно, но никакого лута с тел вы не получите. Это заметно добавляет игре атмосферы. Если во многих других «выживалках» после определенного этапа игры вы чувствуете себя богом, способным уничтожить всё и вся, то здесь игрок — только часть масштабной экосистемы, живущей по своим непреложным законам.

Песчаная акула крупным планом. Вопреки первому впечатлению, опасности почти не представляет, поскольку очень медлительна. Здешние глубины скрывают куда более опасных хищников
Песчаная акула крупным планом. Вопреки первому впечатлению, опасности почти не представляет, поскольку очень медлительна. Здешние глубины скрывают куда более опасных хищников

Другой важный элемент геймплея, помимо исследования, — строительство базы. Вам предстоит забраться в самые глубокие дебри игрового мира, и 99% этих мест не приспособлены для жизни человека. Еда, вода, электроэнергия, даже воздух — всеми этими ресурсами вам придется обеспечить место своего пребывания. Также на слишком большой глубине необходимо укреплять каркас базы, иначе давление деформирует стенки, и ваш дом просто затонет. Для всего этого нужны технологии и сырье. Так что даже если вы чрезмерно увлечены прохождением сюжета, рано или поздно настанет момент, когда вы не сможете продвинуться дальше, без серьёзной подготовительной работы.

На дне морском: обзор Subnautica

Впрочем, фарминг ресурсов здесь, хоть и присутствует, не раздражает. Всё-таки окружающий мир очень красив. Каждый биом обладает собственным запоминающимся ландшафтом, а для того, чтобы собрать тот или иной ресурс, зачастую достаточно просто протянуть руку. Так что вы можете набрать полный инвентарь сырья просто между делом, плывя куда-то по своим делам.

Футуристический картофель отлично приживается даже в искусственном грунте в подводных крепостях
Футуристический картофель отлично приживается даже в искусственном грунте в подводных крепостях

Специально для тех, кому строительство интереснее сюжета и подводного выживания, существует специальный режим: там полный набор технологий со старта, создание сооружений и предметов не требует ресурсов, а у персонажа нет потребности в еде, воде и кислороде. Словом, ничего не мешает творчеству. В интернете можно найти много тематических видео-подборок с местными рукотворными красотами.

Final countdown

Повторное прохождение игры заняло у меня около 20 часов, притом что я уже знал, что нужно делать, и почти не отвлекался ни на что другое. Для новичка же, который купил игру на днях, эта цифра вполне может увеличиться раза в полтора или два.

Последние январские обновления добавили в игру ракету «Нептун», на которой персонаж может улететь с планеты и тем самым закончить игру. Перед стартом игроку будет предложено оставить на планете «капсулу времени» — небольшой контейнер вместимостью шесть единиц, который затем сможет найти какой-нибудь другой игрок. Таким образом в финальной версии игры реализовано некое подобие мультиплеера, который многие фанаты просили добавить. Положив в капсулу, например, дефицитные ионные энергоячейки, можно заметно облегчить кому-то жизнь и со спокойной совестью отправляться к звёздам.

Но появление в игре финала не значит, что Subnautica прекратила своё развитие. На волне коммерческого успеха разработчики объявили, что к игре обязательно выйдут DLC. И с большой долей вероятности уже известна часть нововведений, которые появятся в Subnautica после релиза.

Концепт «крушителя скал», одного из мобов, которого обещают добавить в будущем
Концепт «крушителя скал», одного из мобов, которого обещают добавить в будущем

В открытых документах говорится как минимум о двух новых биомах — арктическом, который фанатам обещали уже давно, а также неком «увядающем», ландшафт и особенности которого пока неизвестны. Также в неопределенном будущем разработчики обещают появление новых существ и новых инструментов, дающих персонажу дополнительные возможности.

Индустрия знает немало игр, развитие и поддержка которых длится годами. И официальный релиз в данном случае — не более чем очередной этап в развитии проекта. Однако всем, кто ждал выхода из «раннего доступа», всем, кто помнил красивую, но ещё сырую поделку 2014-2015 годов, заявляю: игра, наконец, вышла, и она хороша.

136136
83 комментария

Стоит сказать, что игра довольно криповая. Играл во всякие амнезии, было пофиг. А тут тыкал ножом какие то водоросли, услышал страшный звук, повернул камеру, а там с раскрытой пастью плыл ко мне хищник.
От страха выключил игру и пошел спать.

59
Ответить

Возле Авроры встретил первый раз крупного хищника, с щупальцами. Мне и так стремно было, плавал вокруг этой глыбы в полутьме, а тут с воплями из бездны выплывает это нечто. Я верещал как девчонка, от страха аж щикотно в пальцах ног было О_о
После этого шугаюсь всего в игре и постоянно жду второго появления... А оно будет.

15
Ответить

О да, это просто нечто. Симулятор инфаркта. Я наиграл в эту шикарную игру 25 часов и решил бросить её на середине, так как просто не смог побороть свой нереальный страх к левиафанам и глубоким темным водам. Мне очень страшно погружаться ниже 300 метров в полный мрак и заплывать далеко, к тому же в продвинутых биомах много агрессивных монстров и в любую секунду с громким рыком может вылезти какая-нибудь огромная страшная рыбина, а без исследования этих территорий пройти игру не получится.

Игра очень хороша в плане графики, атмосферы, выживания и исследования, но из-за криповости (и возможно из-за моих новых страхов и фобий, которые открылись с этой игрой) пройти её я не могу :(

10
Ответить

Это да. Потому что в Сабнавтике отлично сделана атмосфера, игра может неожиданно напугать, нагнать напряжение музыкой, а на глубине без источника света вообще до ужаса страшно плавать.
Я давно играю и вроде бы уже привык ко всему, но все равно, когда плавая вокруг корабля вдруг услышал сзади громкий крик жнеца-левиафана, чуть не кончился на месте. Игра может генерировать скримеры, но пугает в основном совершенно не ими.

4
Ответить

Игра зачет просто )))

Я помню как на мотыльке ночью по биомам путешествовал...вот где страх то был. В бездну прямо плывешь и не знаешь кто вылезти может. А когда 1 раз Жнеца услышал так скорость раза в 3-4 снизил и крутился во все стороны как летчик во время боя )))

2
Ответить

Самая крипота началась после одного из последних обновлений, когда Циклоп перестал быть неубиваемым. В лавовой зоне, в Реке и в Пустошах за местом крушения Авроры стало очень нервно. Особенно когда возишь с собой на подлодке весь склад с ресурсами и знаешь, что всё, что нажито непосильным трудом, может легко пойти ко дну)

5
Ответить

На самом деле, твой страх пропадет в тот момент, когда ты делаешь себе "Краба", ты усаживаешься в кабину этой машины и чувствуешь себя убийцей, который рвет на себе рубаху и орет "ну, давайте, с*ки, по одному*

Ответить