По-моему, механика Color Lines незаслуженно забыта. И ещё я сделал очередной клон
Это статья про историю механики Color Lines, немного про историю Match3, и про одну мою поделку.
Всем привет! Поздравляю ДТФеров с наступающим и долгожданным редизайном! Статья моя первая, но я абсолютно не переживаю, ведь заминусить вы её не сможете. Видите, как всё сразу стало лучше.
Вступление
Помню, в детстве на компьютере были установлены Lines98. Я тогда пытался побить рекорды родителей, и, вроде бы, у меня получалось. Механика простая - передвигаешь шарики по полю, пытаешься построить 5 в ряд. Если получилось - получаешь очки, линия сгорает. Каждый ход появляется 3 новых шара, так что поле быстро заваливается и места для передвижения шаров не остается. Оказывается, не все с этой механикой знакомы.
История
Первая игра с такой механикой вышла в 1992 году и была одной из первых игр компании Gamos, той которая потом разработает серию квестов про Братьев Пилотов. Игра “в шарики” была очень популярна в СНГ, особенно её Windows реинкарнация “Lines98”. А вот на Западе, на моё удивление - не особо.
Историки игр не относят Lines к прародителям жанра 3-в-ряд, а, мне кажется, это прямой предок, вместе с теми играми где сгорают соседние элементы одного цвета. Ну уж точно ближе, чем Tetris, на который, тем не менее, ссылаются. Кстати, покопавшись в истории, нашел, что первая игра 3-в-ряд как раз и называлась “Шарики” и вышла в 1994 году. Именно на неё ссылаются разработчики Bejeweled из компании Pop Cap.
По сравнению с 3-в-ряд, механика Color Lines более “медленная” - тут строя свои линии надо планировать на несколько ходов вперёд, а незапланированных “сжиганий” практически не происходит. В то же время, она более “пространственная” - все эти прокладывания и затыкания путей, которые могут произойти, надо постоянно держать в уме. Вот этот пространственный поиск паттернов и разрешение задач для меня и составляет определенное “физическое” удовольствия от процесса. Похожий элемент есть в Тетрисе, в Каркассоне, или в Факторио. Тут, конечно, всё попроще.
Lines98 до сих пор запускается под Windows, правда, говорят, не без проблем. Можно найти веб-версии, если есть желание. Если поискать Lines98 или Lines в Google Play, можно найти сотни, если не тысячи подобных игр. Большинство берут графику 1-в-1 с Lines98 и под завязку набиты рекламой. Что поделать, такая сейчас модель существования в этом сегменте. Привлекаешь пользователя за 50 центов, и если он дотерпел рекламы на доллар, ты в плюсе. В итоге, качественных проектов, в которых сам процесс мне бы доставлял удовольствие я не нашел.
Lines Is Lines (наа наа на-на-на).
Последние несколько лет я в свободное время, которого временами было слишком много, разбирался с движком Godot. Поучаствовал в парочке джемов, начал парочку проектов. Как и у большинства начинающих, планы где-то оказались чересчур амбициозными, а чаще, слишком расплывчатыми. Решил этим летом сделать что-то от начала и до конца за ограниченное время и вписался в джем. За несколько дней запилил все механики, и вот результат: Classic Lines
На удивление оказалось, что классическая версия с 7 цветами слишком простая. А с 9 - самое то, для меня. В итоге добавил 5 сложностей с расчетом на любой уровень.
Время от времени я к игре возвращался, то с одной идеей, то с другой. Допилил шейдер motion blur, перерисовал клеточки и шарики, сделал красивую линию планирования хода с шейдером. А вот под конец года решил закрыть гештальт, доделать и выпустить в Google Play. Добавил эффекты частиц, сохранение состояния, и отмену хода, улучшил UI.
Теперь у меня есть приложение в серьёзном сторе. Процесс выпуска в Google Play, на удивление, не составил проблем. Подключением рекламы и сервисов Google я не заморачивался, выпустил на свой русский личный аккаунт, для эксперимента. Там никакую монетизацию подключить нельзя, так что никаких корыстных интересов ни этот пост, ни сама игра не преследуют.
В целом получилось неплохо, я доволен, жена залипает. Кстати, спасибо ей за элементы интерфейса и иконки сложностей.
Если захотите поиграть, то качайте - https://play.google.com/store/apps/details?id=com.lines_is_lines.puzzle
Web, Windows, Mac и Linux версии есть тут https://aleksandrbazhin.itch.io/lines-is-lines (apk-шка там тоже есть).
Можете даже попробовать побить вот этот мой результат https://youtu.be/Qu6eMaJMIrw. Но предупреждаю, я не так уж и плох после всего тестирования.
Известные проблемки:
- Отмена хода становится невозможна после загрузки (в некотором роде фича, а не баг)
- При окончании игры может не засчитаться последняя линия
- Есть баг с шейдером отмены хода в Windows версии (там, кстати, может и крашится).
Вместо заключения
Когда начинающим в геймдеве говорят: "Не пытайся начинать с чего-то большого", обычно следует реакция вроде: "Да что вы понимаете, у меня такая идея, да и вообще у меня всегда всё получалось". По крайней мере, у меня было так. А сейчас я думаю, лучше вообще начать с клона - тут тебя не одолеет feature creep, а геймдизайн ясен с самого начала. В то же время даже самым простым проектом можно протоптать тоненькую тропинку, по которой потом можно пройти с чем-то большим. Разница в том, что ты будешь знать куда идти и сможешь проектировать и планировать проект уже обладая этим знанием.
Всем удачи в Новом Году!
Спасибо за внимание!
Комментарий недоступен
даже мой отец в это играл, а мне уже 42
Сделал штуки четыре таких (не спрашивайте) за свою жизнь. Лучше по прежнему постапокалиптические.
https://youtu.be/UGvthEDprzU
Достойно уважения.
Lines 98 впервые увидел на сборнике по типу 100000000 русских игр. Тогда не зашло, может в силу того, что мелкий был и не особо мог просчитать. Сейчас установил, поиграл и понял, что в плане мозгов мало чего изменилось. Сливаюсь так же быстро.
А вообще, подобная механика и не будет популярной, если все будет сводиться к набору очков без каких-то доп челенджей, уровней и т.д
У меня на планшете немного криво отображается название в игре.
По поводу механики, да, конечно. Но тут же есть миллион вариантов - уничтожать шарики, перекрашивать, изменять количество пришедших или в линии для сжигания, копить и тратить энергию на перемещение, менять форму поля, и так далее. И в матч3 всякие вариации появились, а тут - нет.
Спасибо за репорт, запишу. Она на планшетах должна была по плану за экран заезжать. А какое разрешение?