God of War - сценарные проблемы оригинала и их влияние на новую дилогию

God of War - сценарные проблемы оригинала и их влияние на новую дилогию

Давненько мне хотелось написать подобный текст, а последнее события – выход Ragnarok, идеально для этого подходит.

С серией GoW я познакомился в начале 2010-х, на Youtube (элитной платформе ПЕКА –гейминга), а лично прошёл оригинальную трилогию всего 3 года назад, одолжив PS 3 у моего ученика (учителя нынче совсем обнаглели). GoW 2018 пришёлся на этот год, а в Рагнарёк я навряд-ли поиграю в ближайшее время. Но, к счастью, для подачи сегодняшней мысли это и не нужно. Ведь основная сценарная беда GoW началась именно в оригинальной трилогии. Я предлагаю пройтись по каждой из номерных частей, и проследить, как эта проблема зарождалась, эволюционировал и чем обернулась в настоящее время.

GOW 1 – самоучитель по мести с выгодой для себя.

Я с большой опаской подходил именно к первой части, ожидая, что своей допотопностью она меня одолеет. Однако, на удивление – это был весьма приятный игровой опыт. Да, боевая система не блещет изысками, но разнообразие ситуаций, чередующихся с головоломками и платформинг-сегментами, не заставляли заскучать. Конечно, местами игра буксует и раздражает (толкание ящика в комнате с шипами заставило и меня возненавидеть Ареса, Пандору и весь пантеон). Но в целом я получил отличную, незатянутую игру, которая развлекала меня на протяжении 3 вечеров.

Сюжетная сторона игры выполнена на очень хорошем уровне, т. к. это законченная история. Данное явление весьма характерно для первых частей, в успехе которых никто не уверен – они пишутся как закрытые истории, с возможным, но необязательным продолжением. С самого начала игра ставит перед нами яркую цель – победа над богом войны. А для этой победы мы должны найти соответствующие инструменты, запрятанные в таинственном храме. Мы преодолеваем препятствия, узнаём о прошлом героя и, наконец, одолеваем главгада. Банально? Да. Всегда ли банальность плохо? Нет, и первый GoW тому яркое подтверждение. Простая история, при наличии рукастого сценариста, не будет раздражать и отлично укрепит любое адекватное произведение. Более того, помимо примитивной борьбы со злом, с самого начала нам забрасывают удочку, с любопытной наживкой – в первой же катсцене Кратос совершает роскомнадзор путём «прыжка веры». И оказывается, что вся игра это сплошной флэшбек, который приведёт нас к данной точке. Это подогревало моё любопытство, всё же интересно, что могло сломить столь брутального и пафосного спартанца.

На характере оригинального Кратоса я хочу немного остановиться. Кратос – типичный антигерой. Он суров, брутален, и постоянно решает проблемы (которые сам и создал). Как показывает практика – путём членовредительства. Выкинуть в пасть гидры трусливого капитана? Это мы можем! Сжечь пленников, чтобы пройти дальше? Пожалуйста. Но, все эти акты «старого доброго ультранасилия» не создают образ уж совсем отбитого маньяка. Да, Кратос кровожадный воин, но в нём чувствуется его полководческое прошлое, а именно – прагматизм. Он решает проблемы наиболее простым, быстрым и очевидным путём. Это выражается даже в анимации убийства монстров. Удары идут по уязвимым местам, и причиняют максимальный ущерб нашим жертвам. Вырвать циклопу глаз, свернуть медузе шею, причём так, чтобы она на нас не смотрела.

Весьма лаконично, но эффектно.

И вот с каждой последующей частью эта прагматичная жестокость будет превращаться во всё более и более гротескный фестиваль «Гуро сегодня, только у нас и только для вас». Про боссов я вообще молчу. Но к этому мы вернёмся при рассмотрении последующих частей.

И самая главная мысль, которая мне очень понравилась в финале GoW – Кратос совершил месть, спас Грецию, стал Богом. Но свершённые поступки нельзя исправить. Их груз будет с тобой до самого конца, кем бы ты ни был. Можешь ли ты исправиться, совершить нечто достойное? Конечно. Но грехи прошлого будут с тобой всегда, и никакие боги этого не исправят. Финита. Игра заканчивается на великолепной ноте. Тут можно хоть завершать серию, хоть двигать её к сиквелу. Главное, чтобы это движение было правильным. И вот тут начинаются проблемы.

GoW 2 – когда ты не выпил таблетки.

Ко второму GOW я приступал в отличном расположении духа и с приличными ожиданиями – мне хотелось посмотреть, как будет развиваться история нерадивого спартанца, и то, как он будет справляться с новыми трудностями. И вот тут, забегая немного вперёд, я скажу – боевая система второй и третьей части это большой шаг вперёд. Игра реально качественно эволюционировала, вести бои стало гораздо приятнее, и в целом геймплей оперился и ощущается гораздо лучше. В двойке добавили очень приятную магию, систему парирования, парение (на 95% безопаснее) на крыльях и прочее. Наконец то в игре нормальное количество боссов, а не 1,5 землекопа. Эволюция на лицо, и это замечательно.

Но, здесь мои мысли вновь возвращаются к сюжету, и всё становится гораздо хуже. Что мы имеем? Кратос, по итогу первой части, стал богом, осознал свои поступки, одолел злейшего врага и теперь постарается забыть прошлое, или же попробует искупить свои прегрешения? Чёрта с два! Он начнёт заниматься тем, чем занимался Арес – хреначить города с помощью своей божественной силы. Эм, вы серьёзно? Т. е. я должен сопереживать герою, который занимается ровно тем же самым, чем занимался злодей прошлой части?

Грандиозный спойлер 
Грандиозный спойлер 

Я понимаю, ему не нравится божественный обман первой части. Ведь Афина обещала, что боги помогут забыть о прегрешениях прошлой жизни. Ну, так если тебя обманули боги – иди с ними и разбирайся. Но нет, Кратос с упорством, достойным лучшего применения, завоёвывает города в компании спартанской армии. Грабь, воруй, убивай, про гусей не забывай. И тут мне резко расхотелось сопереживать этому парню. Более того, поступок Зевса видится вполне логичным. Очередной бог войны слетел с катушек, творит херню. И дабы не допустить новых мясорубок, лучше будет прибить его сразу. Что у Зевса отлично получается. Ну, земля аидом, все свободны? Нет, тут у нас второе воскрешение. Да, в первой части Кратос вполне успешно вернулся из мира мёртвых. И сценаристам это так понравилось, что он будет этим заниматься каждую номерную часть (даже в 2018 он сходит в скандинавский филиал загробного мира, хоть и в качестве инспектирующего персонала). А вместе с воскрешённым Кратосом мы получаем новую сюжетную линию – титаны.

Нет уж, два мстителя — это слишком много для несчастной Греции.

Ой, тьфу, не эти. Вполне себе классические, греческие титаны, прародители богов. Крайне недовольные своим текущим положением. И теперь Кратос будет марионе… верным союзником титанов, которые и подсказывают ему выход из сложившейся ситуации. А это, тадааааам – путешествие к мойрам, которые способны изменить судьбу. Хм, а ведь это реальный шанс развить идеи первой части, с расширением темы до полноценного противостояния судьбе. Кажется перспективным, выдвигаемся в путь!
Тем более, дорогу нам обещают насыщенную. Мы повидаем несколько титанов, устроим чистку в рядах греческих герое и залутаем новое оружие и магия. Превосходно! Вот, только, есть одно "но". Практичеки все встречи с самыми разнообразными личностями греческой мифологии — будь то герой, или злодей, мы будем проводить по одному сценарию. Встреченная нами личность оказывается настоящим уродом, если не физическим, то моральным в 100% случаев. И если трактовка Икара как одержимого и сломленного старика, который пытается изменить свою судьбу — это интересное развитие известной легенды, и в него вполне можно поверить. То все остальные персонажи просто тупые, завистливые и злые. Злой варвар, который хочет МЕСТИ! Злой и завистливый Тесей, который просто начинает выпендриваться. А бой с Персеем напоминает сюжет всеми нами любимой сцены "I'll show you who's the boss of this gym". Нет, правда, вы только посмотрите на это вступление. Такая примитивизация персонажей не идёт на пользу проекту, превращая действо в какой-то дешёвый водевиль.

Случай в греческой раздевалке.

И вот мы одолеваем всех leathermans, и добираемся до вещих сестёр. Которых мы тоже должны отмудохать. Вау, как неожиданно. И совершив сей подвиг, к нам в руки попадает инструмент для, *барабанная дробь* — путешествия во времени, хехей. Вот правда я не очень этому рад. Потому что если ты пишешь сюжет, и зафигачиваешь в него таймтревелинг – быть беде. И GoW яркое тому подтверждение. Пользуясь сиим чудо-девайсом, Кратос приходит в момент своего убийства, в начале игры. Начинается новый бой за звания босса качалки, на этот раз с Зевсом. И в этом бою есть сразу два очень странных момента. Первый – когда Кратос якобы сдаётся, и Зевс спускается чтобы его казнить. Но это был трюк! Ха-ха, ведь Кратос славится своими хитрыми манёврами, а Зевс полный идиот, верно? А дальше у нас идёт задел на следующую часть, ведь ради Зевса собой жертвует Афина, успешно насаживаясь на меч Олимпа (блин, отличный сюжет для греческого порнофильма).

Кратос в ярости, ведь месть вновь стала лишь далёкой мечтой, до Олимпа ему не добраться. Или нет? Ведь у нас в руках есть машина времени!

Краткий пересказ основного сценарного клифхенгера GoW2.

И с её помощью мы наверняка сможем отправиться в прошлое, и навалять Зевсу в более подходящей ситуации. Или нет, стойте! Мы ведь можем вернуться в тот момент, когда Кратос убивает свою семью, и не дать ему это сделать. Сколько же возможностей, как же сценаристы это провернут? Ну, они отправят Кратоса на сотни лет назад, дабы вытащить титанов из прошлого и верхом на Гее (чёрт, это ведь запрещённое в нашей стране дело, или нет?) мы ворвёмся на Олимп. Отличный план.

Реакция игрока.
Реакция игрока.

Вот на такой мега-пафосной ноте и завершается вторая часть. С ярким заделом на продолжение. Ведь такая история не может оборваться на полуслове. И что мы имеем по итогу? Ну, добротный персонаж превратился в отбитого маньячину, мстительно разрушающего всё на своём пути. Жестокости стало больше, кровища льются куболитрами. С одной стороны - это весело. С другой - вместо отточенных добиваний, мы по 10 минут наматываем кишки вражин, что ещё более усугубится в 3 части. А вот что по настоящему неприятно - все персонажи становятся кровожадными идиотами. Причём никто нам не объясняет, почему хитрый и весьма спокойный Зевс из первой части, превратился в параноика(это оставили на 3 часть) ? Почему все греческие герои такие плоские и однообразные? Тесей и Персей крайне колоритные личности, из них можно было выжать гораздо большее, нежели «ыыы, это же Кратос, ну ка, надо ему лещей навешать». Почему из всех идей, сценаристы зафигачили в игру путешествия во времени, отправляя логику действий в мусорное ведро? О, вскоре мы это узнаем.

GoW 3 – прости себя, Кратос!

Ох, чёрт, и вот именно тут сценарная проблема приобретает катастрофический масштаб. Напомню, во второй части Кратос стал мстителем, решил наказать Зевса, и для этого заручился помощью титанов. Тикай с олимпа, тоби… ну вы поняли. Ладно, может быть я правда слишком сильно придирался к сценарному аспекту игры? Всё же разработчики получили большой бюджет, и решили показать кровавый и весёлый боевичок, где мы будем потрошить греческий пантеон. Перелопатили характер персонажа, гипертрофировав все его качества, но с этим вполне можно смириться. Итак, значит теперь Кратос поднимется на Олимп, покарает всех богов, сожжёт их особняк и станет величайшей легендой, который будет терзать весь мир. Ну, или что-то в это роде. Ведь так? Так?

Примерный спектр эмоцией после переосмысления таких сюжетных ходов.
Примерный спектр эмоцией после переосмысления таких сюжетных ходов.

Ооо нет, тут сценаристы нам подкинут кое-что позабористей. Разумеется, на титанах Кратос не доехал. В самом начале игры нас предают (в который по счёту раз?) и мы совершаем рейс Олимп-Аид. Ох, это практически родные места для нашего спартанца, так что ничего, выберемся. Ещё и не в одиночку, ведь теперь мы будем в компании призрака Афины, которая будет сыпать мудрыми советами, говорить что нельзя всё решать насилием и… именно поэтому она подарит нам новенькие клинки, с помощью которых мы будем выбивать из богов всё дерьмо. А ещё скажет что это, оказывается, всё такие Зевс во всём виноват! Интересно, почему, в таком случае, она пожертвовала собой ради него? Ни разу не подозрительно. Добрейшей души дама, что не говори. И конечно, она не окажется главным злодеем, нет. Ладно, вернёмся к происходящему.

Ставки повышаются. Мы теперь убиваем не только героев, чудовищ, и прочую живность, но и пускаем на фарш полноценный пантеон. Посейдон, Аид, Гермес, Гефест, Гелиос, Гера – ооо да, гулять так гулять. И всё бы ничего, честно. Я бы просто относился к этому сюжету именно как к боевику категории «б», где один придурок нарезает других. Но. С самого начала игры нам чётко поясняют – наши действия уничтожают не только Олимп, но и весь мир. Убийство Посейдона устроило массовые наводнения и землетрясения. Гибель Гермеса выпустила множество болезней (вот мы и нашли виновника ковида, чёртов спартанец!) и всё в таком духе. Т. е. Кратос не просто мстит богам, он по пути устраивает полноценный армагеддон, пусть и в рамках Греции (хотя об этом мы узнаем лишь в последующих частях) . От локального мясника, охотящегося за отдельными личностями из двойки, мы получаем в свои руки мастера геноцида. Потрясающе, такому персонажу стоит сопереживать!

Людишки умирают? Да и пёс с ними! У нас тут ещё столько неубитых богов!
Людишки умирают? Да и пёс с ними! У нас тут ещё столько неубитых богов!

И правда, к чёрту людишек! Ведь по пути всплывают новые подробности. Зевса нельзя одолеть, не получив в руки Ящик Пандоры. А для его обретения нам нужно спасти одну девочку, которая поможет получить доступ к этому ящечку. Собственно, эту девочку зовут Пандора, она создана Гефестом и единственный персонаж, который не хочет прокинуть нас через йух. Как я понимаю, она задумывалась как нечто, способное пробудить в Кратосе его человеческую сторону. В Пандоре он видит свою погибшую дочь, и понимая, что для обретения шкатулки понадобится ей пожертвовать – начинает колебаться. Это вполне могло сработать, не будь на фоне маааленького фактора, а именно уничтожения всего человечества его же поступками. На фоне массового геноцида эти моменты жалости выглядят нелепо и лицемерно.

А теперь вишенка на торте, то, что заставило меня охренеть от прохождения третьей части. Финал. Пандора жертвует собой, ящик оказывается пустым, и Кратос на реактивной тяге начинает чистить светлый лик бога грома. Достигнув в этом решительного успеха, Кратос оказывается пойман в ловушку собственного разума, этакий предсмертный удар от Зевса. И, сцука, знаете как он выбирается из неё? А очень просто. Голос Пандоры говорит ему «Кратос, прости себя». Здесь нужны комментарии? Даже если нет, я поясню.

Ты мстительный мудак, который своими действиями поубивал кучу близких людей, своих союзников, вырезал практически весь парад греческих богов, а самое главное – уничтожил человечество. Помните картинку со Шлёпой, про военные преступления? Так вот, финал третьего гадовара именно об этом. Ну ты это, прости себя, Кратос, чего уж там, с каждым бывает. Ох, как же это охрененно. Как же это божественно тупо. И ведь оставь они Кратоса, после смерти Зевса, лежать раненым, на фоне разрушенного мира, это могло быть шикарным и весьма показательным финалам. Но нет, мы ведь должны оправдать главного героя. Оказывается что главным злодеем был не Зевс, это была я Ди… ой, простите, Афина. Да, именно её многоходовочка и привела Кратоса к такому исходу. А Зевс поехал кукухой не потому что сценаристы снюхали дорожку чего-то очень забористого, а потому что из Ящика Пандоры в первой части вырвалось всё плохое, и осело в богах. А Кратос забрал себе надежду, единственное хорошее из этого сундука. И теперь Афина требует эту самую надежду назад. И отважный Кратос, во имя искупления пронзает себя мечом Олимпа, как бы говоря Афине:

В игре происходит тоже самое, разве что со сменой пола обеих сторон.

Афина от этого решения начинает бугуртить, забирает меч и уходит, оставляя умирающего Кратоса на вершине Олимпа. Вспышка – и его труп куда-то пропадает. Занавес.

Что же мы имеем по завершению трилогии? Полностью искажённый персонаж, из безжалостного воина превратившийся в совершенно поехавшего мясника, вырезающего всё живое. Но главное, что в финале он простил себя, поэтому всё тип-топ, он герой. Да, всё так просто. В первой части чётко постулировалась одна вещь — прошлое не исправить, а искупление это долгий путь, который всё равно не изменит свершённого. А тут, прямо как в сказке — главное простить себя. И неважно, что ты повинен в уничтожении целого мира. Что именно твоя тупость и слепая жажда мести обернулась катастрофой. Мы видим это на протяжении второй и третьей части. Но в финале сценаристы прямо говорят "нет, наш герой не виноват, его подставили". Виноваты все, Арес, Афина, Зевс, Небо, Аллах. Кто угодно, но только не Кратос. А такой подход целиком обесценивает всё, от пройденного пути, до финала самой истории.

GoW 2018 – пара слов о почётном ветеране.

В заключительной части я не буду рассуждать о сценарии новой линейки Gow, это дело для полноценной статьи. Однако, обратить внимание на одну проблему всё-таки хочется. Имя этой проблемы - характер нового Кратоса. Теперь это молчаливый, отстранённый персонаж. Его окружает практически ледяное спокойствие, за исключением редких моментов вспышек ярости. Но даже эти приступы выглядят умеренными, на фоне бурного прошлого спартанца. Именно такого персонажа нам представляют в самом начале игры. И теперь у этого персонажа появилась семья. Воспитание сына - вот он, новый вызов для бога войны. Причём не просто воспитание, а борьба с самим собой, страстное желание не допустить повторения судьбы "бога войны". Это хорошая идея, и весьма интересная ситуация. Однако, именно здесь я вновь вижу многострадальное "но".

Я могу поверить в такую эволюцию Кратоса из первой части. Обманутый богами, совершивший столько всего, он бросил Олимп и ушёл в изгнание. Это один из возможных вариантов развития такого персонажа. Уставшая, озлобленная и просто надломленная личность. В таком случае даже не пришлось бы особо менять сценарий, просто в сцене взятия Клинков Хаоса заменить Афину на Ареса, и вот оно - прямое продолжение оригинала.

Но в случае с Кратосом из второй и третьей части - это просто абсурдно. Кровожадный, отбитый наглухо маньяк, ответственный за разрушение целой цивилизации - ведёт тихую жизнь. Более того, из своих похождений он совершенно ничему не научился. Его кэтч фразой становится "мы станем лучше!". Это замечательно. Только вот он лучше не стал. Кратос ведь понимает, что такое месть, что такое страх и горечь от потери близких. Но он всё равно продолжает бегать по граблям. Он даже не пытается остановить сына от идиотских поступков, позволяя тому быть форменным мудаком (эпизоды с божественностью, убийство Моди). Он много говорит о том, что "месть это плохо, пнятненько"? Но ничего не делает, чтобы это продемонстрировать сыну. Кстати, потом они ещё и читают порцию нотаций Фрее, которая активно им помогала и даже спасла Атрея. "Мы станем лучше". Видимо это так же просто, как и простить себя.

И ведь всех этих ошибок можно было легко избежать, устроив "мягкий перезапуск" серии. Отбросить события второй и третьей части, и пусть оригинальный Кратос отправляется в подобное путешествие. Тогда его действия смотрелись бы вполне органично.

P.S. Вновь воспользовавшись элитной игровой ПК-платформой "ютуб" поглядел сюжет Рагнарёка, и увы - Кратос так и остался мистером "мы станем лучше", и его развитие забуксовало в какую-то совершенно непонятную сторону. А уж что стало с остальными персонажами, бррр, там всё совсем грустно. Жаль, ведь это действительно можно было развернуть в более интересную сторону.

6666
156 комментариев

Хорошо что у меня айкью меньше 10 и я просто наслаждаюсь как какой-то серый мужик с ножами орёт ЗУС СУКА ЗУУУУС и всех ебет, а не вот это вот все)

40
Ответить

Всё в порядке, я просто включил душнила-мод. После публикации статьи - открыл все форточки в квартире.

11
Ответить

ЗУС СУКА ЗУУУУСКлючевой момент!
Но потом постмодернистское общество вырастило деконструкторов смыслов и дешевый безлимитный интернет. Понеслось говно по трубам, короче

5
Ответить

Честно говоря какая то странная и субъективная интерпретация многих моментов,не со всем согласен

20
Ответить

При интерпретации и анализе любое мнение будет субъективно, как бы мы не стремились к обратному. Да и обсуждать такие темы интереснее. +всегда занимательно послушать и чужую точку зрения.
К такой позиции, по оригинальному GoW, я пришёл уже в более-менее сознательном возрасте, поиграв лично. Когда я смотрел прохождение в условные 17-18 лет, мне всё нравилось и казалось эпично-крутым. А после полного знакомство - глаза и сознание зацепились вот за эти недостатки.

8
Ответить

даже удивительно, что при оценки и описании впечатлений кто-то считает, что можно быть объективным.

2
Ответить

старый gow > новый gow

19
Ответить