Преступление без злого умысла: история кражи исходного кода Half-Life 2

Как затянувшаяся разработка привела к самому громкому «сливу» в истории индустрии.

Преступление без злого умысла: история кражи исходного кода Half-Life 2

Утечки информации о не вышедших играх случаются очень часто — причины этого могут самые разные. Например, публика узнала о разработке Assassin’s Creed Odyssey из-за фотографии брелока для ключей, оформленного в стиле игры. Но иногда случаются и «сливы» посерьёзнее. Так, 27 апреля в сети появились ключевые катсцены и геймплей The Last of Us Part II, которые вызвали горячие обсуждения среди фанатов.

Но при всём шуме и возмущениях, это — не самый громкий и серьёзный случай. В 2003 году в интернет попала ранняя версия Half-Life 2 — самой ожидаемой игры того времени. За этим событием последовало длительное расследование с участием ФБР, в котором Valve пыталась выманить виновного хакера Акселя Джембе по прозвищу Ago из его родной Германии в США, обещая трудоустройство в студии. Разбираемся, почему молодой человек пошёл на это преступление, и как для него закончилась эта история.

Долгий путь к Half-Life 2

Valve начала работу над сиквелом Half-Life в 1999 году — через полгода после релиза первой части. Студия поставила перед собой задачу сделать не просто отличное продолжение, а лучшую игру для ПК в истории. Бюджет разработки ограничен не был.

Зачем тратить четыре года жизни на разработку чего-то не инновационного и по сути бесполезного? Если Half-Life 2 не будет считаться лучшей ПК-игрой в истории, то большинство ребят в команде будут выбиты из колеи.

Гейб Ньюэлл, глава Valve

Изначально разработчики планировали анонсировать Half-Life 2 на Е3 2002. Осенью 2001 года в студии начались первые демонстрации игры для Гейба Ньюэлла: глава Valve не участвовал в основной разработке игры, так как хотел быть беспристрастным при оценке проведённой работы. После первого внутреннего показа игры Ньюэлл похвалил команду, но сказал, что студии ещё есть над чем работать: увиденное пока не казалось ему лучшей игрой в истории.

Разработчики провели следующий год исправляя замечания босса. Ещё одна внутренняя демонстрация состоялась в октябре 2002-го. После неё Ньюэлл решил, что анонс Half-Life 2 состоится на Е3 2003, а в продажу игра поступит в конце того же года.

Казалось, что разработка вышла на финишную прямую. Для того, чтобы ускорить процесс, команда была разделена на несколько групп — каждая занималась своим уровнем. В феврале 2003-го Ньюэлл определил точную дату релиза — 30 сентября. В студии начался продолжительный кранч.

Преступление без злого умысла: история кражи исходного кода Half-Life 2

Как и планировалось, Valve анонсировала Half-Life 2 на E3. Фанаты встретили анонс с восторгом, а сама игра стала лучшей на шоу. Но далеко не всё было прекрасно. После возвращения с выставки Ньюэлл провел долгое совещание с командой. После него стало ясно, что игру не получится закончить летом.

Можно сказать, что неполадки с расписанием начались после возвращения с Е3. Стоило мне только начать говорить о 30 сентября во время совещаний, вся команда начинала смотреть в потолок.

Гейб Ньюэлл, глава Valve

Глава Valve продолжал заверять публику, что игра выйдет в сентябре. Однако у него не было никаких причин полагать, что это случится. На очередном совещании в июле 2003-го Ньюэлл принял решение отложить дату релиза. Valve держала информацию в секрете: за пределами компании никто не знал о переносе. Даже когда слухи о смене даты релиза начали распространяться, Ньюэлл их отрицал. Разработчики придерживались этой тактики даже в середине сентября.

Наконец, 23 сентября студия рассказала о переносе игры на конец 2003-го. Разумеется, многие фанаты оказались недовольны. Всего пару недель назад Valve заверяла всех, что Half-Life 2 выйдет в срок: многие заранее планировали свои дела на 30 сентября.

Преступление без злого умысла: история кражи исходного кода Half-Life 2

Ситуацию ухудшало отсутствие какого-либо общения с фанатами. Если раньше Гейб Ньюэлл отвечал на сотни сообщений игроков, то теперь отказывался даже давать интервью. Кто-то даже начал подозревать, что вся демонстрация игры на Е3 оказалась всего лишь красивой постановкой, и финальная версия окажется далеко не такой впечатляющей.

Доходило до абсурдных моментов. На 30 сентября была назначена вечеринка по поводу запуска игры в тюрьме на острове Алькатрас в Сан-Франциско, организованная Valve совместно с ATI. Перенос игры вовсе не означал отмену мероприятия с важным бизнес-партнёром. Ньюэлл хотел отказаться от участия, но не смог.

Остров Алькатрас
Остров Алькатрас

Все игровые СМИ подготовили вопросы о Half-Life 2, но участие Valve в вечеринке ограничилось дифирамбами в адрес ATI и небольшой демонстрацией движка Source. Никто из присутствующих не увидел даже пары секунд из игры, которая должна была выйти в этот день. Перед уходом с мероприятия Ньюэлл лишь выдавил из себя краткий комментарий в разговоре с GameSpot, что его компания ненавидит даты релиза и всегда проваливает дедлайны, несмотря на все старания.

Сентябрь 2003 года оказался для Valve крайне напряжённым. Но скоро все стало ещё хуже: утром 2 октября Гейб Ньюэлл с удивлением обнаружил, что в интернете оказались исходные файлы Half-Life 2. «Утечка» подобного масштаба могла запросто уничтожить все труды студии за последние четыре года. Valve немедленно начала расследование случившегося.

Юношеское любопытство

Двадцатилетний Аксель «Ago» Джембе жил в небольшом немецком городке Шёнау-им-Шварцвальд вместе со своим отцом. Он вёл замкнутый образ жизни: молодой человек мало общался с людьми и проводил много времени за компьютером. Разумеется, он любил видеоигры: особенно, знаменитую Half-Life.

В те годы у Джембе не было денег, чтобы легально покупать игры, поэтому он занимался пиратством. Однажды он случайно установил распространенную тогда вредоносную программу sdbot, которая маскировалась под генератор ключей для Warcraft 3. Вирус мог дать взломщику полный доступ к компьютеру жертвы, поэтому его нужно было как можно быстрее удалить и почистить всю систему. Однако Джембе решил немного «поиграть» с sdbot и провёл обратный инжиниринг с целью узнать возможности ПО.

Ему удалось обнаружить IRC-сервер, с помощью которого управлялась программа. Далее Джембе вышел на хакера, который разработал sdbot. Вместо того, что доложить о нарушителе в полицию, любопытный молодой человек задал тому несколько вопросов о разработке червя: он хотел сделать собственную программу, чтобы обходить защиту нужных ему игр. С этого эпизода Аксель Джембе начал недолгую, но насыщенную карьеру хакера.

Моя первая программа быстро стала одной из самых заметных в то время. Во многом это случилось из-за того, что я писал эксплойты для некоторых незакрытых уязвимостей в Windows.

Аксель Джембе

В 2002 году Джембе, как и другие поклонники Half-Life по всему миру, с нетерпением ждал новостей о продолжении любимой игры. Valve не торопилась анонсировать сиквел, поэтому у молодого человека периодически появлялись мысли попробовать узнать подробности самостоятельно. После показа Half-Life 2 на E3 2003 ожидание стало невозможным, и Джембе начал изучать корпоративную сеть Valve с целью добраться до главных секретов студии.

Отчасти ему хотелось обнаружить какую-то тайную информацию, чтобы получить уважение и статус среди интернет-единомышленников. Однако Джембе понимал, что вряд ли его поиски окажутся успешными: он восхищался Valve и не мог поверить, что студия может допустить утечку информации о самой ожидаемой игре в мире.

Преступление без злого умысла: история кражи исходного кода Half-Life 2

После нескольких дней поисков Акселю удалось обнаружить внутреннюю уязвимость, с помощью которой он получил все поддомены имени ValveSoftware.com. В сети Valve находился сервер, который принадлежал компании Tangis, занимающейся разработкой компьютерных устройств. У этого сервера был открыт для записи корень сайта: с помощью него хакер мог вторгнуться в самый центр корпоративной сети Valve. Для Джембе это оказалось делом техники: очень быстро он получил ключ от главной «сокровищницы» компании Гейба Ньюэлла.

Именем пользователя первичного контроллера домена Valve было слово «build», а пароля и вовсе не оказалось. Это позволило мне заполучить хэшированные пароли системы. В то время на сайте Швейцарской высшей технической школы Цюриха был доступен онлайн-взломщик для таких шифров, поэтому всё прошло очень быстро.

Аксель Джембе

Кража Half-Life 2

Поначалу Джембе вёл себя скромно: он искал для себя безопасный сервер, на котором можно устроить «убежище». Хакер периодически натыкался на разные диздоки и записки о создании игры. Находки приводили его в восторг — именно ради таких ощущений он и решился на опасную авантюру. Прошло несколько недель, и никто в Valve не заподозрил вторжения. Почувствовав безнаказанность, Аксель решил двинуться дальше в систему: именно в этот момент он нашёл исходный код Half-Life 2.

Джембе много лет мечтал запустить сиквел любимой игры, поэтому неудивительно, что он не смог справиться с искушением скачать найденные файлы. С этим проблем не возникло, однако заставить работать раннюю версию Half-Life 2 на обычном компьютере оказалось не так просто.

Игра не запустилась на моём компьютере. Пришлось немного изменить код, чтобы заставить её работать в самом базовом виде — без шейдеров и всего остального. Это было совсем не весело. К тому же я скачал билд лишь с основной ветви разработки. Их было так много, что казалось бессмысленным проверять все.

Аксель Джембе

Билд, украденный Джембе, больше всего был похож на очень раннюю версию Half-Life 2: в нём недоделанная графика, а на уровнях отсутствуют большинство NPC и объектов. Позднее выяснилось, что в этой версии можно увидеть контент, который оказался вырезан в релизной Half-Life 2: например, автомат XM29, машину AirEx Truck, или юнит Alien Assassin, у которого были длинные когти и гранаты для атаки игрока.

Сравнение «слитой» версии с финальной

Но самым масштабным вырезанным материалом, файлы которого обнаружились в утечке, можно считать локацию Borealis, также известную как Hyperborea. Она представляла собой огромный корабль, который Гордон Фримэн посещал в ранней версии сценария. Borealis — один из первых уровней, над которыми Valve работала для Half-Life 2 с 1999 по 2002 год. По сюжету участники сопротивления перевозили на судне припасы на подводную станцию Kraken Base, расположенную в Арктике.

Корабль Borealis
Корабль Borealis

Однажды корабль обнаружил Альянс: их войска забросили на корабль множество паразитов, называвшихся Sacktick (также были вырезаны из игры). Большая часть экипажа погибла при столкновении с противниками. Инженер Оделл, который и рассказывал Фримэну эту историю, во время нападения узнал, что Sacktick не переносят холод. Он отключил на корабле генератор, убив паразитов. Однако судно быстро покрылось льдом и застряло в Арктике. Фримэн спасался с Borialis на мини-субмарине.

Интересно, что корабль всё-таки мелькнул в основной серии: в Half-Life 2: Episode 2. Borealis оказался судном, на котором велись таинственные исследования. Во время разработки учёные проигнорировали меры предосторожности, и в результате происшествия корабль исчез. Впоследствии, не все верили, что судно на самом деле существовало. В игре доктор Кляйнер и Элай Вэнс спорили, стоит ли использовать технологии, спрятанные на корабле, в войне с Альянсом.

Эпизод с демонстрацией корабля

На протяжении многих лет фанаты старались вернуть «пропавшие» элементы в игру. Самый знаменитый мод, содержащий вырезанные материалы — Missing Information. Он включает в себя старую версию уровня Ravenholm, неполную локацию Borealis, NPC, скины персонажей, отдельные карты и оружие. Сначала Valve считала мод нелегальным, но позднее изменила своё решение: никаких санкций к людям, которые его устанавливали, студия не применяла. В 2015-м мод даже прошёл сертификацию в Steam Greenlight, но релиз в сервисе до сих пор не состоялся.

Скриншот Missing Information
Скриншот Missing Information

Разумеется, держать в секрете находку такого масштаба оказалось невозможно. Джембе передал исходники Half-Life 2 одному знакомому — тот обещал, что не будет делиться ими ни с кем. Обещание друг, по всей видимости, не сдержал: 2 октября 2003 года исходный код игры появился в интернете. Аксель Джембе никогда не признавал свою причастность к «сливу» игры на торренты и корит себя за то, что не предусмотрел подобного развития событий. Он не хотел, чтобы Valve понесла какой-либо ущерб от его действий.

В тот же день о взломе корпоративной сети узнала вся Valve. Немедленно началось расследование с привлечением ФБР, однако поймать взломщика по «горячим» следам не получилось. Гейб Ньюэлл сразу же написал обращение к поклонникам студии с просьбой помочь в поимке преступника. Некоторые фанаты всё ещё сердились на компанию из-за внезапного переноса игры, но большинство игроков с радостью согласились помочь Valve.

Преступление без злого умысла: история кражи исходного кода Half-Life 2

Самые активные фанаты создавали свои сайты, на которых публиковали новости о расследовании. Автору сайта gtwy.net 16-летнему Джеймсу Уатту и его друзьям даже удалось установить псевдоним пользователя (Hitman8), который первым опубликовал файлы Half-Life 2 в интернете. Однако, по словам Уатта, он не знает, что с этой информацией сделали в ФБР и был ли этот пользователь задержан. Уатт также утверждает, что его группе удалось вычислить, что Valve взломал хакер под ником Ago: эта информация также была немедленно передана ФБР.

Однако осенью 2003 года Джембе так и не был пойман. Возможно, Уатт приукрасил успехи своего расследования, или ФБР не приняло данные всерьёз: тогда следователи крайне осторожно относились к фанатским догадкам, так как считали, что преступник мог быть одним из них. Впрочем, должное поклонникам отдавал Гейб Ньюэлл: он неоднократно говорил, что фанатам Half-Life удалось продвинуться в расследовании намного дальше, чем профессионалам.

Преступление без злого умысла: история кражи исходного кода Half-Life 2

Тем временем каждый месяц работы над Half-Life 2 обходился компании в миллион долларов: представить финансовые потери от утечки было невозможно. В студии возникали и моральные проблемы. Разработчики уже несколько месяцев трудились на износ, и новость о «слитых» исходниках серьёзно подкосила настрой команды. Некоторые и вовсе полагали, что компания закроется.

Поиски преступника продолжались пять месяцев. Но когда казалось, что найти ответственного за «слив» уже не удастся, Гейб Ньюэлл получил электронное сообщение от человека под псевдонимом «Da Guy»: как оказалось, под этим именем скрывался сам Аксель Джембе.

Задержание и наказание

В первом сообщении хакер извинился перед Ньюэллом за свои действия. Джембе хотел дать компании понять, что преступление он совершил не со зла и не ради личной выгоды — он просто хотел узнать чуть больше о разработке сиквела любимой игры. Затем, уже в другом письме, молодой человек спросил у Ньюэлла, возможно ли ему устроиться на работу в Valve — например, в отдел информационной безопасности.

Тогда я был очень наивен. Моей мечтой всегда была работа в игровой студии, поэтому я решил задать такой вопрос. Я надеялся, что они смогут меня простить: я вовсе не хотел, чтобы все обернулось вот так.

Аксель Джембе

Чуть позже Джембе получил ответ на свою дерзкую просьбу: Гейб Ньюэлл лично написал, что Valve заинтересована в его услугах. В своём письме глава студии спросил, сможет ли Аксель провести собеседование по телефону. В этот момент у Джембе появились подозрения, что этот разговор могут использовать для его поимки. Однако, по его словам, молодой человек старался игнорировать подобные мысли.

Valve и ФБР во время интервью и правда планировали получить устное подтверждение о взломе от самого Джембе — после этого было бы несложно привлечь его к ответственности. Собеседование состоялось: со стороны компании с хакером разговаривал Альфред Рейнольдс — один из разработчиков Counter Strike и Steam.

Ещё одним интервьюером, по словам Джембе, был сценарист Эрик Волпав. Однако последний, по собственному признанию, тогда ещё не устроился в Valve, поэтому хакер, вероятно, ошибся. Согласно отчётам о расследовании, в разговоре участвовали ещё три сотрудника студии помимо Рейнольдса.

Сначала они спрашивали, как я проник в сеть. Я рассказал им все подробности. Затем разговор пошёл о моём опыте и навыках. До сих пор помню, как они удивились, что я свободно говорю по-английски почти без акцента.

Аксель Джембе

Разговор шёл 40 минут. По его итогу Джембе пригласили на второе собеседование — уже в главном офисе Valve в Сиэтле: все расходы брала на себя принимающая сторона. Разумеется, после прибытия в Америку Акселя сразу бы арестовали — ФБР уже проводила подобную операцию при задержании русских хакеров в 2001 году.

Valve вместе с ФБР начала готовить американские визы для взломщика, его отца и брата — Джембе не хотел лететь в чужую страну один. Впрочем, Valve опасалась, что перед поездкой хакер ещё как-нибудь насолит ей. Поэтому план был раскрыт полиции Германии.

Преступление без злого умысла: история кражи исходного кода Half-Life 2

7 мая 2004 года в шесть утра отряд местной полиции проник в дом Акселя. Он проснулся в окружении оперативников: один из них направил на преступника оружие и приказал выходить из постели, не трогая клавиатуру. Тут же ему зачитали обвинение во взломе серверов Valve, краже Half-Life 2, её «сливе» в интернет и причинении ущерба на 250 миллионов долларов. Несмотря на тяжесть преступления, перед поездкой на допрос задержанному разрешили поесть.

Когда я взял нож, чтобы нарезать хлеб, то все офицеры направили на меня винтовки.

Аксель Джембе

В полицейском участке его встретил начальник отделения. Тот сказал, что Джембе очень повезло: если бы он улетел в США, то для молодого человека всё могло бы пройти намного хуже. Задержанного допрашивали больше трёх часов. Интересно, что немецкая полиция интересовалась в первую очередь совсем не Valve, а возможной связью между Джембе и Свеном Яшаном — автором опасного интернет-червя Sasser.

Так как полиция была уверена, что два хакера работают вместе, то рейд на дом Яшана состоялся в тот же день: власти опасались, что преступника могут предупредить о задержании. Вопросы о краже Half-Life 2 начались только после того, как Джембе убедил следователя, что не связан с другими хакерами.

Я мог отказаться отвечать на вопросы и потребовать адвоката. Но я решил честно рассказать всё, что знал. Думаю, им пришлось это по душе. Сотрудник, который меня допрашивал даже сказал, что я совсем не похож на большинство уродов, которых они задерживают. Думаю, что я был с ними открыт, потому что тогда я не верил, что сделал нечто очень серьёзное.

Аксель Джембе

Аксель Джембе провёл под арестом две недели. Его отпустили после того, как полиция убедилась, что он не собирается покидать место жительства. Также его обязали отмечаться в участке по три раза в неделю в течение трёх лет до проведения суда.

Осознав, наконец, тяжесть преступления, Аксель постарался изменить свою жизнь. За следующую пару лет он успел получить образование и устроиться работать в компанию по интернет-безопасности. Разумеется, с пиратством игр он тоже завязал: уже в 2011 году к его аккаунту Steam было привязано множество игр общей стоимостью в две тысячи евро.

Преступление без злого умысла: история кражи исходного кода Half-Life 2

Суд состоялся в ноябре 2006 года. Помимо взлома и похищения Half-Life 2, Джембе также судили за создание трояна Agobot, который умел похищать пользовательские данные. При вынесении приговора судья учёл трудное детство подсудимого и его раскаяние: Джембе, как и раньше, честно признавал себя виновным во взломе. Доказать его участие в «сливе» Half-Life 2 в интернет обвинению не удалось. В итоге, молодого человека приговорили к двум годам испытательного срока. Интересно, что на заседании не было ни одного представителя Valve.

К концу 2008 года Valve продала шесть с половиной миллионов физических и порядка полутора-двух миллионов электронных копий Half-Life 2. Утечка ранней версии никак не повлияла на успешные продажи самой ожидаемой игры начала XXI века. Спустя несколько лет после суда Аксель Джембе до сих пор раскаивается в своих необдуманных действиях, на которые его подтолкнуло вполне обыкновенное желание узнать больше об игре. Именно это он бы сказал Гейбу Ньюэллу, если бы им удалось однажды встретиться.

Я сожалею обо всех незаконных поступках и о том, что не делал чего-то полезного в своей жизни до ареста. Я бы сказал Гейбу Ньюэллу, что очень сожалею обо всём. Я не хотел причинять вам вред. Мне до сих пор грустно об этом думать. Я бы мог просто наблюдать со стороны за вашей работой, но в конце концов всё пошло наперекосяк. Вы — мой любимый разработчик, и я всегда буду покупать ваши игры.

Аксель Джембе
470470
136 комментариев

Я бы посмотрел экранизацию в виде криминальной комедии.

101
Ответить

называться будет - художественный фильм "спиздил(и)"?

69
Ответить

Хакерская братва

12
Ответить

один из них направил на преступника оружие и приказал выходить из постели, не трогая клавиатуру.А если б он тронул мизиньчиком клавиатуру, его бы застрелили?

69
Ответить

На а вдруг. Пару нажатий кнопок - и он уже вооружен до зубов.

14
Ответить

Накинулись бы на него и повалили на пол
Ну максимум в ногу или руку шмальнули

9
Ответить

Ага.

5
Ответить