«Конёк-Горбунок» и «Городки»: эмуляция игровых автоматов из СССР

Сохранение советского игрового прошлого.

В СССР было множество игровых автоматов. И речь не о распространённых на Западе Pacman или Asteroids, а о собственных разработках. Этих игровых автоматов с каждом годом остаётся всё меньше, поэтому вопрос о сохранении советской игровой культуры стоит остро. Здесь на помощь приходит эмуляция.

Музей советских игровых автоматов занимается переносом старых игр на современные мобильные устройства. О том, как это происходит и с какими трудностями приходится сталкиваться DTF рассказал директор учреждения Игорь Ковалевский.

«Конёк-Горбунок» и «Городки»: эмуляция игровых автоматов из СССР

Десять лет назад, когда открылся Музей советских игровых автоматов, в интернете появился эмулятор «Конька-Горбунка». Сам музей темы эмуляции в те годы не касался.

Тем не менее, информация об учреждении уже была на слуху, а все, кто занимаются эмуляцией старых игр так или иначе пересекаются, общаются на форумах и, в общем, находятся в курсе последних событий и обновлений. Члены одного западного тематического сообщества обратились к нам с просьбой дать им платы «Снежной Королевы» и «Бильярда», чтобы считать с них данные.

«Конёк-Горбунок» и «Городки»: эмуляция игровых автоматов из СССР

Когда Музей всё-таки задумался о создании эмуляторов, среди его сотрудников не было специалистов в этой области, поэтому их созданием занимались сторонние люди. Для эмуляции были выбраны игры с микропроцессором на базе ТИА-МЦ-1, ведь их перенос был самым простым. Именно они и доступны для загрузки на мобильные платформы.

Существует ещё один тип игр — беспроцессорный, на мелкой логике. Таких автоматов достаточно много и их также можно эмулировать. Существует даже игра из автомата с чёрно-белыми «Городками», но из-за недостаточной мощности современных бытовых компьютеров на базе i5, фреймрейт составляет менее 20 кадров в секунду, а для комфортной игры требуется порядка 60. Так что пока им пользоваться нельзя.

«Конёк-Горбунок» и «Городки»: эмуляция игровых автоматов из СССР

Повторить схему любого автомата электронным языком можно без проблем. А значит и cэмулировать можно любой автомат. Другое дело, что электронные автоматы используют для отображения игры телевизионный экран, что при эмулировании и выводе на монитор или современный телевизор передаёт все нюансы игры со стопроцентной точностью.

При эмулировании же электромеханических автоматов (таких как «Морской бой»), можно повторить только принцип действия автомата и его электронные составляющие, такие как задержки между действиями или звуки. Но если использовать для отображения электро-механической игры дисплей компьютера, то вся прелесть теряется. Так что по сути это не совсем адекватное направление. Если утрировать, то это как эмулирование автомата-качалки: программа будет точно эмулировать блок, отвечающий за работу качалки, в течение оплаченных двух минут, но качаться будет только картинка на экране.

«Конёк-Горбунок» и «Городки»: эмуляция игровых автоматов из СССР

В прошлом году мы всё же решились на выпуск эмуляторов для широкой аудитории. Создатель эмулятора «Конька-Горбунка» собрал нам приложения для смартфонов. Он справился в одиночку, однако пришлось подождать, ведь для программиста это был первый опыт работы с приложением для смартфонов.

Скачиваний мало, так как мы пока не можем донести нашим посетителям, что в музее помимо самих автоматов есть ещё что-то. Например, таблички с описаниями автоматов. Или что рядом с автоматом есть информация про эмулятор. 80% посетителей приходят просто поиграть и нередки случаи, когда даже это у них не получается, так как они не читают правила игры. Так что пока мы только учимся прививать нашим посетителям привычку смотреть по сторонам. И когда в этом направлении будет сдвиг, тогда скачиваний будет больше.

«Конёк-Горбунок» и «Городки»: эмуляция игровых автоматов из СССР

То, как происходит процесс эмуляции, зависит от конкретной игры и имеющихся вводных данных. Например, тот самый эмулятор «Городков» был сделан по схеме автомата, выложенной на нашем сайте. Схема автомата и профессиональная программа для работы с электронными схемами долго и упорно перерисовываются — и готово. С ТИА-МЦ-1 немного другая история. Помимо схемы автомата, нужно считать информацию из ПЗУ. Но любой китайский программист может справиться с этой задачей за 2 тысячи рублей.

В играх всё оставлено в оригинальном виде, как в автомате. Поэтому-то их и можно смело называть эмуляторами, а не симуляторами. Одно но: в мобильных играх сервисные кнопки, позволяющие пропускать этапы, запускать тестовую программу и перезагружать игру не оформлены графически. То есть в программе их функции есть, но активировать их на телефоне невозможно. Так же и игрок на реальном автомате не имеет к ним доступа, ведь они спрятаны за панелью.

«Конёк-Горбунок» и «Городки»: эмуляция игровых автоматов из СССР

Эмуляцию можно рассматривать с музейной точки зрения, как побочный продукт деятельности. Например, считывание информации из ПЗУ автоматов, позволит их «обессмертить». Починить можно всё: восстановить схемы до рабочего состояния, заменить экраны, выточить или отлить новые механические детали. Однако если информация из ПЗУ сотрётся, то восстановить игру будет невозможно. А так как настоящих автоматов в России осталось не так много, важно сохранить хотя бы данные, содержащиеся в них.

5050
10 комментариев

Респект таким парням. Без шуток.

П.С. Все игры скачал. Даже если не понравится - хоть статистику подниму вам.

11

В школьные годы я ходил на курсы по программированию, сидели мы в основном за БК изучая Бейсик, те кто давно занимался переходили на Паскаль уже на более современных системах, а после занятий нам разрешали поиграть минут десять, пока не приходила следующая группа. Однако после этого в соседнем помещении нас ждали игровые автоматы. Как сейчас помню, там были в нескольких экземплярах "Снайпер", "Морской бой", "Магистраль", "Городки" Чемпион-М" на которых зависали больше всего, так как он был на четверых, и ещё парочка которых я не запомнил так они к тому моменту уже отработали своё. Естественно это было платным удовольствием, так что я даже успел застать то время, когда ты выпиливаешь себе монетку на нитке чтобы поиграть бесплатно.
Через лет пять все автоматы исчезли, а на их место пришли консоли, ещё через какое то время, кружок программирования закрыли, так как основатель державший его на собственные деньги, умер, а городские власти не хотели его поддерживать, так что они отобрали помещение и выкинули всех на улицу, разместив там какую то свою контору. Теперь это магазин одежды и парфюмерия.

7

Комментарий недоступен

4

Не совсем по теме: где достать токопроводящую резинку для электроники типа "Ну, Погоди!"? А то нашёл у себя такую, а там эта резинка в труху развалилась.

Берите обычную и поверхность, которая будет замыкать контакты, закрасьте простым карандашом.

Немедленно вспомнилось:

http://www.nd.ru/catalog/products/sovietgamemachines/

Отличное дело делают.