Использование геймификации для саморазвития

Когда речь заходит про постоянное саморазвитие, использование геймификации едва ли не последнее, что приходит на ум. С другой стороны, жесткие ограничения и требования к себе скорее угнетают организм. Да, продуктивность может вырасти, до определенного момента. Но после этого неминуемо наступит выгорание. Альтернативу предлагают естественные системы нашего организма.

Использование геймификации для саморазвития

В чем заключается использование геймификации?

Наш организм — огромная и сложная биохимическая система, которая работает на одинаковых для всех принципах. Если уж на то пошло, то мы все одинаково сложные. Саморазвитие через личностные установки практически невозможно осуществить, заливая потребности деньгами. Человек, потягивающий на яхте Azimut массандровский херес, испытывает ту же величину счастья, что и рыбак, сидящий в надувной лодке, посреди озера в утренней тишине. И, если деньги не дают возможность погрузиться в счастье, то где ж спрятан секрет и как его раскрыть?

Использование геймификации в связке с дофамином

Знаете это чувство, когда вот-вот произойдет что-то классное? Обычно, оно посещает в процессе листания новостной ленты, расстрела противников в Half-Life или на 345 странице Pornhab. Наличие этого чувства говорит о том, что дофамин скоро иссякнет. А вот когда вы только погружены в процесс игры, поиск заветного видео и скроллинга, то все окружающее и вовсе перестает существовать. Вы отданы процессу и воспринимаете его как единое целое. В это время мозг буквально купается в дофамине. Который проходит мезолимбический путь.

Альтернативными ситуациями, когда дофамин захлестывает мозг, могут послужить:

  • Пешие прогулки по новым маршрутам. И нет, это не обеспечивает рост креативности, как учат многие гуру успеха. Просто мозг получает новые ощущения в процессе прогулки, а эти ощущения обеспечивают работоспособность дофаминовых нейронов черной субстанции.
  • Освоение новых видов активной деятельности. Скейт, ролики, велосипед… Все это дарит невероятное ощущение движения. Да, если на то пошло, то прокатиться на карусели, прыгнуть на тарзанке или покачаться на качелях — тоже подарит выброс дофамина. Кстати, именно освоение безусловных навыков таит в себе личностное саморазвитие.
  • Посетить какую-то конкретную локацию в городе. Место, откуда открывается невероятный вид на природу, дома и т.д. Сам процесс при этом, можно построить через систему чекпоинтов, что и воплотит в себе использование геймификации.

Во всех этих трех случаях, вы используете нигростриарный путь дофамина. Именно он активизируется в процессе деятельности. И кроме этих двух путей, есть еще и мезокортикальный путь. Он открывается в процессе получения ярких ощущений. Фильм в кинотеатре, новое пироженое в кафе, тренировка с друзьями или прохождение, наконец-то, той самой миссии с вертолетиком.

Дофаминовая система часто включается в нашей жизни. Но, в большей части случаев, мы прожигаем её потенциал. И в том не столько наша вина, сколько миллиарды долларов, вложенные в работоспособный маркетинг.

Использование геймификации в связке с серотонином

Серотонин известен как гормон удовольствия. В идеале, он рассматривается организмом как мерило наслаждений. Вот только мы склонны адаптироваться не только к сложностям жизни, но и к приятным бонусам, которые она дарит нам.

Добиться быстрого синтеза серотонина — достаточно просто. Но эксплуатируя только один источник нейрогормона, легко перейти в крайность, превращаясь в ту самую крысу с красной кнопкой.Стремление к результату передает всю ценность самому факту достижения. Перед нами все цветет, за нами все горит. Такое совершенство без саморазвития высасывает все силы, лишает иных ценностей, превращая человека в машину, которая ставит перед собой факт достижения одной, конкретной цели.

Один из инструментов, позволяющих вернуться к счастливой жизни — это попытка разнообразить источники серотонина. Если вы получаете удовольствие только от сладостей, не отказывайтесь от них. Попробуйте что-то еще, от рисования — до игры с приятелем в мяч.

Какие инструменты облегчают использование геймификации?

Когда осознал, что вся развлекательная сфера построена вокруг стимулов серотонина и дофамина
Когда осознал, что вся развлекательная сфера построена вокруг стимулов серотонина и дофамина

Итак, серотонин и дофамин — два нейрогормона, которые определяют наш уровень счастья. Они же — ресурс. А если майнеры используют видеокарты для заработка, кто ж запретит использование геймификации для майнинга качественного чувства счастья? И, для начала, рекомендую начать с установки специального ПО. Оно позволит нам получить root доступ к системе ценностей.

Любая система упрощения задач

Счастье — это не достижение конкретного чекпоинта, а общее состояние. Счастливые люди не наблюдают счастье и не стремятся к нему, а находятся в нем. И это прекрасно. Использование геймификации, в достижении этого состояния, заключается в следующем:

  • Если вы хоть раз играли в игры, то знаете, что процесс разделен на миссии, которые отличаются сложностью и длительностью. А в самом финале вас всегда будет ждать прокаченный босс.
  • Поэтому, хоть это и банально, но всегда разбивайте крупные цели на мелкие задачи. И прописывайте конкретный результат, к которому стремитесь. Этот самый конкретный результат — стимулятор дофаминовой системы. В предвкушении скорого результата, ваш мозг будет обеспечивать тело топливом мотивации.
  • А достижение, пусть и небольших целей, всегда будет обеспечивать вас запасом серотонина.

Как именно упрощать задачи — решать вам. Кому-то подходит ведение электронных заметок. Кто-то строит mindmap, чему весьма способствует сервис miro. А если хотите достичь выброса серотонина с дофамино, плюс у вас есть запас времени, то можно опробовать и систему bullet journal — это ведение рукописного дневника, как аналоговой системы контроля ресурсов.

Именно с таких рутинных процессов и начинается биохакинг мозга. Дело не только в биохимии или специфических компонентах. Все начинается с выбора стратегии, и следования её принципам.

Главное — это найти внутренний субъективный баланс между количеством набрасываемых задач и скоростью их решений. Но это приобретается лишь в процессе практики.

Инструмент фиксации результатов

Наш мозг, безусловно, молодой инструмент эволюции. Вот только относительно безопасный образ жизни появился у нас, людей, сравнительно недавно. Из-за чего сознание крайне активно фиксируется на негативе. А позитивные моменты воспринимает как данность.

В отличие от этого, все ваши достижения в играх надежно фиксируется в виде скинов, ачивок и рейтингов. Использование геймификации в саморазвитии подразумевает фиксацию положительных результатов и использование инструментов позитивного подкрепления. Да, прям как делал Павлов с собаками, но в этом случае, и Павлов и собака — это мы сами. Хоть это и странно, но полностью передает суть кинизма, как философского мировоззрения.

  • Положительное подкрепление. Выше мы говорили про создание системы разветвленных задач. Идеально будет, если вы пропишите еще и награды, которые разрешаете себе, за достижение задач.
  • Наглядные маркеры. Маркетинг предлагает каждому широкую линейку разнообразных маркеров успешности. А капитализм манит пряником потребительских кредитов, сжимая за спиной бич из процентов. Это позволяет каждому человек выглядеть успешным, не являясь таковым. Альтернатива есть — обеспечивать себя только теми маркерами, которые вы можете себе позволить. Отказ от потребительских кредитов и переход на наличку. Да, это менее удобно. Но весь контроль отдан вам, а не маркетологам: «не планировал покупать? Все равно возьми».
  • Фиксация положительных событий. Заметки, блокнот, текстовый файл и небольшой ритуал вечером или ранним утром. Заварив горячий кофе, вы записываете все то приятное, что произошло за день, или за вчерашний день, если записываете с утра. В результате у вас всегда под рукой будет перечень достижений и/или приятных событий.

Поиски счастья — это не быстрый труд. И занимаясь чем-то новым — дайте себе кредит времени. В идеале, если это 2-3 года. Ошибок, пропусков, опечаток и выгорания — не избежать. Разрешите это себе и наслаждайтесь процессом. Пока ваши результаты медленно, но уверенно растут. Конечно, сложно смириться с долгой работой над собой. И если вы хотите вобрать в себя ресурс терпения, то рекомендую для начала обеспечить себе root доступ к запасам спокойствия.

Насколько уместно использование геймификации в саморазвитии?

Геймификация жизни — это не алмазная пуля. И это не про быстрые результаты во благо личностного роста. Это набор ритуалов и привычек, которые могут показаться странными и неуместными, но только первое время. Я сам скептически относился к этой, как мне казалось, наивно-оптимистичной фигне. Но, спустя неделю использования обнаружил, что это работает.

Ты не становишься радужным хиппи, который смотрит на мир в радужных очках. Скорее, ты приобретаешь устойчивость к невзгодам, а в новых вызовах видишь возможности. А что вы думаете про использование геймификации? Напишите, пожалуйста, в комментарии.

Больше про мозг, саморазвитие и поиск счастья — читайте в Телеграм канале. Подписывайтесь, и первыми получайте свежие материалы!

Продуктивной биомеханики, эффективного отдыха и будьте психически здоровыми!

2626
15 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Не факт, что её разрабатывали с прицелом на монетизацию)

Ответить

Странно, что среднестатистическому здоровому человеку надо "стараться" что бы быть счастливым, а не просто быть им по факту своего существования в прекрасном красивом мире с кучей возможностей и развлечений.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А вторая проблема в том, что люди, не испытывающие счастья, не умеют видеть в мире возможности и развлечения(

О чем и рассказывает вторая половина статьи

Ответить

Тут есть и обратная сторона. Максимально счастливы в этом мире... люди с синдромом Дауна, они же дети Солнца. Название выбрано от того, что они фактически не испытывают проблем с принятием себя, и их все устраивает

Ответить

Альтернативными путями выработки дофамина и серотонина являются наркотики.

1
Ответить