Чем хорош «Медведь» — один из лучших сериалов 2022 года со звездой «Бесстыжих» в главной роли

Драматическая комедия рассказывает о буднях дешёвого ресторана. Но на самом деле посвящена встрече со смертью.

В рейтинге Metacritic «Медведь» попал в десятку лучших сериалов года, обогнав даже «Разделение», о котором говорят вообще все. На Rotten Tomatoes у него 100% положительных отзывов от критиков и 92% от зрителей. Два финальных эпизода получили на IMDb 9,6 и 9,4 балла соответственно.

И даже можно было бы красиво сказать, что «Медведь» — лучшая драматическая роль Джереми Аллена Уайта, которого все помнят по американским «Бесстыжим».

Чем хорош «Медведь» — один из лучших сериалов 2022 года со звездой «Бесстыжих» в главной роли

Но, честно говоря, про этот сериал совсем не хочется писать что-то пафосное. Потому что он хорош как раз своей простотой и камерностью. Здесь нет глобального концепта, как в «Разделении». Его не разберёшь на мемы, как «Пацанов». Он не захватывает актуальные темы, как… подставьте любой фильм или сериал про пандемию (пара фраз про ковидные времена почти не в счёт).

«Медведь» — сюжет на все времена. Такой сериал мог выйти хоть десять лет назад, и он бы выглядел точно так же. Его прелесть как раз в отсутствии любых попыток соответствовать трендам или казаться сложнее, чем он есть.

Но при этом «Медведь» ловит то, что красиво называют «нервом времени». А если простыми словами: он передаёт ощущение всеобщей тревожности на грани обречённости. Когда каждый продолжает заниматься своими делами, хотя где-то внутри растёт бездонная дыра.

Шеф-повар Карми Берзатто (Джереми Аллен Уайт) работал в одном из лучших мишленовских ресторанов США. Но он возвращается в родной Чикаго и берётся руководить убыточным заведением The Original Beef of Chicagoland.

Всё дело в том, что ресторанчик, где готовят сэндвичи и пасту по фамильному рецепту, раньше держал брат Карми — Майкл (во флэшбеках в этой роли ненадолго появляется Джон Бернтал). Но он подсел на наркотики, а потом покончил с собой.

Карми хочет не только удержать заведение на плаву, но и улучшить его за счёт собственного опыта. Сложных блюд, конечно, готовить не будут, но всё же меню можно расширить, а процесс оптимизировать. Вот только старая команда ресторана не слишком-то рада новым порядкам, да и вообще ведёт себя токсично.

Сериал начинается даже слишком быстро. Зрителя буквально забрасывают в хаос из флэшбеков, суеты на кухне, всеобщих споров, криков и взаимных обвинений. Так выглядит большая часть первого эпизода — этакая оплеуха зрителю.

Чем хорош «Медведь» — один из лучших сериалов 2022 года со звездой «Бесстыжих» в главной роли

А потом происходит удивительное: «Медведя» легко посмотреть «запоем» — всего восемь эпизодов по полчаса, как два фильма. И отрываться от него совершенно не хочется.

Но если сразу после просмотра кто-то попросит пересказать сюжет, можно впасть в ступор. По сути, кроме финального твиста, в сериале мало что происходит. В каждой серии Карми и его команда пытаются что-то делать в ресторане и сталкиваются с новыми трудностями.

Есть парочка эпизодов, где меняется локация: герой с другом едет на детский праздник, или в заведении вырубается электричество, и готовку переносят на улицу. Но большую часть времени все просто носятся по кухне, что-то режут и спорят.

«Медведя» даже легко представить спин-оффом или филлерным сезоном какого-то другого сериала. Тех же «Бесстыжих», например. Атмосфера, кстати очень похожа: такая же грубость в общении героев, такие же скачки настроения от безумного юмора до истерических слёз, такие же знакомые жёсткие темы.

Чем хорош «Медведь» — один из лучших сериалов 2022 года со звездой «Бесстыжих» в главной роли

Но получается, что смотреть его не очень интересно? Как раз наоборот. Поскольку героям не нужно нестись за сюжетом или сложным концептом, у автора есть возможность просто рассказать о жизни и чувствах каждого из них.

И тут стоит вспомнить, что сериал придумал, написал, поставил и спродюсировал Кристофер Сторер. А уж этот автор отлично умеет рассказывать о человеческих характерах: он раньше работал над «Рами», «Дикинсон» и стендапами Бо Бёрнема.

В итоге «Медведь» движется не вперёд, а скорее вглубь, препарируя жизнь и тревоги каждого героя. Причём сериал не уходит в уже поднадоевшую структуру, когда каждый эпизод посвящают отдельному персонажу или разделяют сюжетные линии. Это абсолютно прямая история, а характеры раскрываются именно в общении.

При всей простоте повествования отношение буквально к каждому герою изменится несколько раз. А к финалу все они уже станут как родные. И друг другу, и хоть сколько-то эмпатичному зрителю.

За счёт камерности (больше половины действия происходит буквально в нескольких помещениях), диалогов и обилия крупных планов сериал позволяет даже не подсмотреть за обычной жизнью такой кухни, а как будто в ней поучаствовать.

Чем хорош «Медведь» — один из лучших сериалов 2022 года со звездой «Бесстыжих» в главной роли

Апофеоз погружения — предпоследняя серия. Она длится всего 20 минут, но почти вся снята одним кадром, и чуть ли не с каждой секундой напряжение нарастает: все герои впадают в истерику, и даже от просмотра самые тревожные ощущения.

Это, кстати, роднит «Медведя» с фильмом «Точка кипения», который тоже посвящён нервному дню в ресторане и тоже снят одним кадром (только там аж полтора часа, обязательно оцените).

Сюжет специально не выходит за рамки самых простых задач. Слишком уж любят в спортивных и прочих драмах к финалу сделать аутсайдера чемпионом. Здесь же цель банальная — всего лишь не допустить закрытия ресторана. The Original Beef вроде и не пустует, но нужен новый подход. Это словно борьба с застоем. И в первую очередь с застоем где-то внутри каждого героя.

Чем хорош «Медведь» — один из лучших сериалов 2022 года со звездой «Бесстыжих» в главной роли

Нетрудно понять, зачем за эту работу взялся Карми. Но эмоционально основная идея «Медведя» раскрывается ближе к финалу. Это сериал не о кухне и не о борьбе.

Это история об осознании того факта, что близкий человек умер, причём сделал это глупо и нелепо. Принятии того, что тяжело каждому, кто был с ним рядом. И о том, что нужно искать баланс между желанием сохранить память и движением вперёд.

Ресторан — лишь метафора. Его нельзя бросить или продать. Но и оставлять таким же уже невозможно. Нужно принять то, что нельзя изменить, и создавать что-то новое. Иначе не выжить. Ни ресторану, ни самим героям.

В какой-то момент я придумал наиболее точное (для меня) определение «Медведя»: это «Тед Лассо» наоборот. Вроде бы тоже драматическая комедия о человеке, который попал в агрессивно настроенный коллектив и должен превратить одиночек в команду. Вот только здесь из сюжета убрали весь оптимизм, оставив только идею примирения с собой и своими травмами.

Это даже не о бесконечной поддержке, а о проявлении человечности со стороны такого же побитого человека. О том, что злость на себя всегда выплёскивается на окружающих.

Это не слишком веселит, зато помогает задуматься о своих переживаниях и проблемах. Получается этакая терапия: с руганью, взрывом эмоций и агрессией. Но с надеждой, что ещё не всё потеряно.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

401401
126 комментариев

Хорошо шеф
Спасибо шеф

63
Ответить

Актер из категории...ну этот, как его, ну в том сериале ещё играл про семью, где ещё телка классная играла, ну ты понял короче.

18
Ответить

Мне кажется, что уж название «Бесстыжие» все помнят.

63
Ответить

Внешность у него запоминающаяся, я бы сказал интересная. "Телка" классная конечно тоже запоминается, но я бы не сказал, что сериал в котором они оба снимались ассоциируется больше с ней чем с ним.

9
Ответить

Так бывает, когда с десяток лет играешь одну роль.

4
Ответить

Этот чувак ещё в movie 43 прекрасно сыграл. Оскара бы дал уже тогда.

1
Ответить