«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

Лонгрид с целью разобраться в том, почему же некогда целостная франшиза растеряла свой шарм и превратилась в полную неразбериху. Пять основных проблем с различными примерами и щепоткой графомании ... Щепоткой, честное слово.

«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

Небольшое предисловие: Конец - лишь часть пути.

Разговоры о сегодняшней киновселенной Marvel сравнимы с ходьбой по огромному минному полю. Несмотря на противоречивость мнений о её фильмах, одного отрицать невозможно - необходимо иметь настоящий талант, чтобы выстроить настолько прибыльную и некогда целостную франшизу, чьё имя постоянно находится наплаву. Люди по-прежнему неустанно обсуждают эту серию, критикуют её различные решения, расходятся во взглядах. Иными словами, киновселенная всё ещё активно развивается, причём достаточно большими шагами.

Данную франшизу принято делить на так называемые фазы - каждая из них является определённым этапом в одной огромной истории, включая в себя по несколько фильмов. Если первые три принято считать удачными, то с наступившей четвёртой прибыли серьёзные неприятности. Но прежде, чем огласить их, хотелось бы не надолго вернуться в прошлое.

Время летит вперёд незаметно - три года тому назад «Мстители: Финал» предстали перед нами в виде поистине эпической кульминации для десятилетней «Саги бесконечности» - рассказа о космических артефактах, имеющих возможность менять реальность. Но как выразился Тони Старк в своём предсмертном обращении: «Конец - лишь часть пути.».

«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

Трезво оценить свои возможности после столь знакового события и двинуться вперёд с чётким осознанием дальнейших планов - сложная задача, а то и вовсе невыполнимая. Убрав с доски ряд высокопоставленных персонажей, авторы лишь усложнили себе ситуацию, поскольку Стив Роджерс/Капитан Америка и Тони Старк/Железный Человек выступали в качестве путеводных звёзд первых трёх фаз. Именно вокруг их фигур строились основные сюжеты, приводившие к важным этапам в истории киновселенной наподобие конфликта между Мстителями. Поэтому вместе с их уходом образовался закономерный вопрос о том, кто же возьмёт на себя их роли. И даже сейчас, когда мы получили свыше десяти проектов четвёртой фазы, ответа не последовало. Нет лидеров - нет плана.

Киновселенная вступила на неизведанную территорию, чьи просторы могли позволить ей как создать достойное продолжение к минувшей эпохе, так и столкнуться со сценарной деградацией. Хоть бренд Marvel за последнее десятилетие и превратился в крупнейшую кинофраншизу всех времён, глупо считать, что каждая их работа была удачной. Откровенные промахи присутствовали и раньше, однако происходящее сейчас можно описать всего лишь двумя словами:

1. Принцип конвейера в совокупности с последствиями пандемии, оказавшими тяжёлое влияние на состояние работы с визуальными эффектами.

Во времена первых трёх фаз мы получали примерно по два/три полнометражных фильма в год. Это положительно сказывалось как на интересе зрителей, успевавших как следует соскучиться по знакомому миру, так и на качестве самого продукта. У команды любого проекта всегда был целый вагон времени на проработку визуальных эффектов. Теперь же мы получаем контент чуть ли не каждый месяц, и студия пытается следовать масштабному плану релизов, а стало быть, если процесс шлифования графики затянется, то никто не станет передвигать премьеры новых фильмов и сериалов, дабы не потерять на этом огромные суммы. И вот, пожалуйста, работников мучают как собак, те неустанно трудятся прямо к последним дням премьеры, пост-продакшн превращается в настоящий ад, а итоговый результат каждый раз заставляет задаваться вопросом: «Почему так?».

Эта неприятная тенденция сохранится и в 2023-ом году, когда будут выпущены сразу четыре фильма и пять сериалов. Все они неизбежно столкнутся в мешанине контента, который одновременно связан и разъединен, без реального ожидания того, что будет дальше. Жаловаться на то, что хорошего слишком много, может показаться ироничным, но когда хорошее становится однообразным, бесцельным, лишенным реальных ставок и ажиотажа, у публики может совсем пропасть аппетит.

«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

Отдельно необходимо отметить, что сильным ударом по качеству нынешней графики стал коронавирус. Фильмы и сериалы четвёртой фазы создавались в рамках бушующей пандемии: из-за вынужденных переносов производства на несколько месяцев пошли и серьёзные убытки - студиям пришлось распускать сотрудников, экономить на зарплатах, оставив сотни профессионалов без работы, это же всё касается и художников-VFX. Были закрыты несколько офисов, студий, а пандемия всё не прекращалась и не прекращалась. Какие-то проекты из-за этого подверглись также переработке сценария, и поныне индустрия не оправилась от этого целиком.

Совсем недавно портал The Gamer обратил внимание на обсуждение в сабреддите VFX. По словам некоторых художников, Marvel Studios постоянно ставит перед работниками невыполнимые сроки, меняет свои решения по ходу производства и тем самым оказывает огромное давление, приводящее к стрессу и неудовлетворительным конечным результатам.

Они ужасные клиенты, и я видел, как слишком много коллег ломаются после переутомления, в то время как Marvel затягивает кошелёк. Несмотря на то, что ребята обратили внимание на эту проблему только сейчас, она имела место быть и раньше. И Боб Чапек [глава Disney] тут не причём. Всё дело в том, что студия стала огромной, и она может требовать всё, что пожелает. Это токсичные отношения.

Дхрув Говил, раннее работавший над «Стражами Галактики» и «Человеком-пауком».
<i><b>«Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия»</b>.</i>
«Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия».
«Лунный Рыцарь».
«Человек-паук: Нет пути домой».
<i><b>«Женщина-Халк» (слева - тизер на официальной странице Disney+ , справа - с ютуба)</b>.</i>
«Женщина-Халк» (слева - тизер на официальной странице Disney+ , справа - с ютуба).
<i><b>«Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия»</b>.</i>
«Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия».
<i><b>«Чёрная вдова»</b>.</i>
«Чёрная вдова».
<i><b>«Человек-паук: Нет пути домой»</b></i>.
«Человек-паук: Нет пути домой».

2. Постоянно меняющиеся студийные планы, приводящие к кастрации оригинального видения авторов.

Творческие перспективы часто меняются, а вместе с ними меняется взгляд на то, каких результатов хочет добиться студия. Сегодня она пойдёт в одном направлении, завтра резко откажется от первоначального плана, а ещё через день решит вернуться в самое начало пути и найти новое направление. Когда-то подобные действия помогают достойной идее воплотиться в жизнь столь же достойным путём, но зачастую это приводит к тому, что от изначальной задумки не остаётся практически ни одного кусочка.

Отсюда мы приходим к кропотливому процессу монтажа - главному ключу к успешному рассказу любой истории. Это настоящая творческая песочница, в которой можно чуть ли не до бесконечности играться с распорядком сцен, их логикой и атмосферой. Считается, что в крупнобюджетных супергеройских лентах изначальное количество материала всегда подвергается переработке: какие-то сцены идут по нож по причине их бессмысленности, другие значительно сокращают, у иных же и вовсе перезаписывают диалоги. Но порой всё заходит слишком далеко, и студийные боссы начинают придерживаться мыслей «меньше хронометраж - больше сеансов в кинотеатрах - больше прибыли».

В случае с недавно вышедшим «Тором: Любовь и Гром» стало известно, что оригинальная продолжительность четвёртой части составляла чуть ли не четыре часа. Согласно информации от авторитетных инсайдеров, студия запросила двухчасовой хронометраж от режиссёра Тайки Вайтити, аргументируя это необходимостью создать семейное кино. По слухам, под нож попали многие сцены с Горром в исполнении Кристиана Бейла, который хладнокровно расправлялся с некоторыми Богами, а также появление Гранд Мастера из «Рагнарёка», Эйтри из «Войны Бесконечности» и Лины Хиди в неизвестной роли. К сожалению, вырезанные сцены сильно сказываются на общей тональности - на протяжении всего просмотра не покидает ощущение сценарной кастрации. В этом плане Marvel явно пытаются придерживаться концепции максимально бодрого приключения, которое редко берёт моменты для передышки, но в то же время страдает логическая структура сюжета и восприятие изменений в характерах персонажей.

На полу монтажной комнаты осталось так много золотых моментов, чертовски весёлых и чертовски жутких вещей. Но... Мы всегда были ориентированы на семейный просмотр.

Кристиан Бейл.

Ситуация с «Доктором Стрэнджем в Мультивселенной безумия» практически идентична - было вырезано почти сорок минут хронометража, о чем высказывался сам режиссёр фильма, Сэм Рейми. Финальная длительность сиквела - два часа и шесть минут с учётом титров. Нельзя с точностью утверждать, были ли удалены действительно малозначимые моменты, но одного отрицать не получается - погрузиться в местный сюжет невозможно, ибо даже самым невооружённым взглядом видно, как из него были выдраны целые куски, которые бы лучше объяснили устройство как персонажей, так и общей истории. Режиссёр первой части о верховном Маге, Скотт Дерриксон изначально должен был заниматься сиквелом, однако в его представлении продолжение походило на психологический хоррор, где Доктор Стрэндж подвергался пыткам со стороны Кошмара, могущественного зла, пытающегося подавить волю Стрэнджа. Disney, само собой, отказались от такого смелого расклада и предпочли сменить постановщика.

Ребята из Marvel снимают восемь таких фильмов одновременно, поэтому они всегда обновляют сюжетные линии. Итак, моему приятелю Сэму [Рэйми] пришлось добавлять сцены, которые они [Marvel] сказали ему снимать, и он удалил некоторые сцены. Поэтому, пока не наступит май, я не думаю, что Бенедикт Камбербэтч вообще знает, снялся он в этом фильме или нет.

Брюс Кэмпбелл.

3. Отсутствие чёткой цели - четвёртая фаза напоминает едрёный коктейль, куда намешали всё, что только можно было.

  • Бескрайние просторы мультивселенной.
  • Порталы в иные измерения.
  • Путешествия во времени с завязыванием петли.
  • Секретный магический мир, населённый древними драконами.
  • Могучие Целестиалы, ответственные за образование вселенной.
  • Египетские Боги и напряжённые разборки их земных аватаров.
  • Политические заговоры.
  • Новая угроза для всех миров, именуемая Кангом Завоевателем.

Кажется, что Marvel отныне не нацелены на планомерное развитие одной конкретной темы. Первые три фазы славились прежде всего тем, что каждый их фильм умудрялся и бережно рассказать свою историю, и ловко закинуть крючки на будущее, дав тем самым понять, что каждая сольная картина рано или поздно приведёт зрителей к масштабному кроссоверу, связанному с камнями бесконечности.

«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

Теперь же с трудом выходит определить, где находится так называемый «центр» киновселенной. Нас пичкают самыми разнообразными сюжетами, между которыми зачастую нет и малейшей связи. Герои не пересекаются, последствия их действий не учитываются, а количество новых миров всё увеличивается и увеличивается. Дошло до того, что обычные люди, населяющие киновселенную, уже не обращают внимания на катастрофические угрозы (торчащие из океана голова и рука Целестиала передают привет), следующие одна за другой. Нет дела и сценаристам четвёртой фазы, которые, судя по всему, не следят за работой своих предшественников.

«Локи» открыл возможность разветвления мультивселенной. Убийство Того кто останется вызвало бреши в различных мирах, которые стали соприкасаться. Однако дальше эти события нигде не упоминаются, словно их и не было. Ни в «Нет пути домой», ни в «Мультивселенной безумия» никто не проронил ни единого слова о том, что стало катализатором мультивселеннского хаоса.

Похожее отношение наблюдается в той же «Мультивселенной безумия». Сэм Рейми подтвердил, что не смотрел сериал «ВандаВижн» и лишь пробежался по ключевым моментам сезона со слов других людей. Поэтому Алая Ведьма из девятисерийного шоу и полнометражного фильма - совершенно разные персонажи. Действительно, какая-там целостная арка героя? Причинно-следственная связь? Эти понятия были оставлены где-то позади.

Если бы события «Локи» не произошли, если бы Сильвия не сделала то, что сделала, сюжет «Человека-паука: Нет пути домой» не смог бы появиться на свет. Именно активация Мультивселенной в сериале привела к возможностям, которые вы видите в «Что если...?», «Человеке-пауке: Нет пути домой» и «Докторе Стрэндже в Мультивселенной безумия».

Кевин Файги со своим принципом «рассказывай, но не показывай.».

Из-за столь некомпетентного подхода создаётся впечатление, словно бы мы наблюдаем за серией альтернативных измерений, в которых и разворачиваются эти истории. У новой фазы не наблюдается ни единой цели, ни одного желания экспериментировать с богатым сюжетным материалом. В понимании студии весь творческий риск заключается лишь в инклюзивном подходе к кастингу.

4. Экспериментальность, заключающаяся не в смелых сюжетных решениях или исследованиях жанровых возможностей, а в поощрении меньшинств.

Каждый будущий проект раскручивается за счёт многочисленных интервью, в которых Файги и остальные участники съёмочной группы подчёркивают, что гордятся инклюзивным фактором своих работ. К примеру, грядущий ребут «Блейда» с Махершалой Али в главной роли сейчас раскручивают словами о том, что сценарий к фильму разрабатывается чернокожим сценаристом. Какое отношение цвет кожи имеет к таланту создавать интересные экранизации комиксов? Судя по всему, огромное.

Когда речь заходит об исторических картинах, пытающихся донести до зрителей важные вопросы касательно расовой культуры, можно понять выбор чёрного автора. Но в случае с супергеройским жанром речь идёт о полностью вымышленных персонажах с такой же вымышленной мифологией. На секунду, Чёрная Пантера была придумана белыми авторами Стэном Ли и Джеком Кёрби и в июле 1966 года. Блейд появился на свет благодаря Марву Вольфману и Джину Колану в 1973-ом.

Это не цвет, это культура. Стивен Спилберг снял «Список Шиндлера». Мартин Скорсезе создал «Славных парней», верно? Стивен Спилберг мог бы снять «Славных парней». Мартин Скорсезе, вероятно, мог бы хорошо поработать над «Списком Шиндлера». Но есть культурные различия, а не одна лишь разница в цвете.

Дензел Вашингтон о фильмах, связанных с расовой дискриминации в реальном мире.
«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

Впрочем, ранее упомянутая тема - верхушка айсберга. Обратимся к одному из самых громких фильмов MCU за последнее время - «Вечным», получившим холодный приём от критиков и не снискавшим особой популярности у рядовых зрителей. Кинокомиксом занималась артхаусная постановщица Хлоя Чжао, сумевшая получить Оскар в номинации «лучшая картина» благодаря «Земле Кочевников».

«Вечные» повествуют о группе первых в мире супергероев. Эти сверхлюди защищают Землю от Девиантов, грозных инопланетных хищников. Фильм является первой картиной в истории MCU, рейтинг которой упал в так называемую гнилую зону на агрегате Rotten Tomatoes - 47%. Пресса окрестила работу Чжао необычным экспериментом, вырывающимся за пределы привычной формулы жанра, а потому натыкающимся на ряд спорных моментов. Среди них - гомосексуальная пара со сценой поцелуя. Казалось бы, какие тут могут быть проблемы, если этот подсюжет органично вписывается в сценарий? Проблема в том, что если убрать данную сцену из фильма, то он не потеряет ровным счётом ничего. Однако в период маркетинга именно она упоминалась чаще всего, будто бы данный момент - сердце картины, определяющее её суть.

Я горжусь, что Marvel отказались вырезать эти сцены. Я до сих пор не понимаю, как в современном мире существуют люди, которые не хотят видеть всю красоту семьи Фастоса, их семейных отношений и любви.

Анджелина Джоли.
«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

Большая часть хвалебных отзывов приходится на достойный уровень съёмок: Хлоя предпочла выбраться из студийных павильонов и искать натуральные локации, чтобы визуальная часть ленты смотрелась максимально реалистично. Благодаря этому решению у фильма нашлись защитники, называющие подобный ход экспериментальным, новаторским. Сразу напрашивается вопрос: «Неужели мы дожили до времён, когда съёмки без зелёного экрана называют чем-то смелым?».

Отбросив такое предположение далеко в сторону, мы столкнёмся с хорошо знакомым нам концептом: CGI-антагонисты с нулевой харизмой, юмор ради юмора, растягивающий и без того пресный сюжет, очередная угроза всему человечеству, которая нарастала множество лет, чтобы в конце бесследно исчезнуть, пресная финальная битва, напоминающая сражения из игр на Playstation3 и талантливый каст, которому нечего играть, поскольку раскрытие их персонажей упирается в однотипные диалоги, надоедающие к десятой минуте фильма.

«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

Обратимся к дополнительному примеру. «Шанг-Чи» подавался как первый фильм в истории многолетней киновселенной, где лидирующая роль ушла азиатскому актёру, а сюжет картины всецело сосредоточился на восточной культуре. В чём же здесь заключается этнический феномен, если у нас уже были азиатские супергерои: Джеки Чан, Брюс Ли, Джет Ли и многие другие. Возможно, для кого-то эта глава франшизы и покажется глотком свежего воздуха, но стоит вспомнить о существовании таких картин как «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Дом летающих кинжалов», «Доспехи Бога», и Шанг-Чи моментально превращается в довольно-таки вторичный, пускай всё же красивый аттракцион, быстро улетучивающийся из головы.

Про «Мисс Марвел» даже говорить страшно. По мнению авторов, весь негатив публики ссылается к тому, что главная героиня сериала - мусульманка. Естественно, проблемы ведь заключаются именно в этом факторе, а не в том, что сама постановка шоу напоминает детский утренник, где горстка учеников средней школы закидывает отряд вооружённых и облачённых в специальную броню солдат бейсбольными шарами, а те корячатся от боли. И не в том, что за шесть серий нам не дают понять, чему посвящена эта история, чем она хочет быть: очередным пресным сюжетом о спасении мира или приземленной подростковой комедией.

«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

5. Сериалы от Дисней+:

Ожидания - крупнобюджетные истории, влияющие на основную киновселенную и её дальнейшее развитие. Реальность - шестичасовые филлеры и попытки сэкономить на съёмках.

С момента анонса стримингового сервиса Disney+ шумиха вокруг его будущих сериалов не стихала. Кевин Файги заверял, что в плане производства грядущие мини-сериалы будут уникальными для всей телеиндустриальной среды в целом. Мол, итоговое качество всех проектов ничем не будет уступать полнометражным картинам, а заодно сможет стать необычным дополнением к последним.

Сериал «ВандаВижн» был посвящён истории о преодолении скорби: «Но что такое скорбь, если не стойкая любовь?». Ванда Максимофф, потерявшая родителей, брата, любимого человека отпускает эти утраты и понимает, что нужно двигаться дальше. Но уже в сцене после титров сценаристы вручают ей чудо-книгу, и вот она снова становится злодейкой. «В Соколе и Зимнем солдате» Сэм Уилсон отказывается перенять наследие Стива Роджерса и исполнить обещание, данному тому в финале последних «Мстителей». Проплакав пять эпизодов, Уилсон меняет мнение на основе расового вопроса (люди должны поверить, что супергерои могут чёрными ... в этот момент где-то плачет один Воитель/Джеймс Роудс, находящийся в этой киновселенной ещё с самого её старта) становится новым Капитаном Америкой. Баки Барнс по-прежнему уживается в современном мире без влияния Гидры. Барон Земо по-прежнему сидит в тюрьме. Всего один вопрос: «Зачем тогда был нужен этот сериал?».

«Затерявшееся в океане судно»: Что происходит с киновселенной Marvel, и почему её четвёртая фаза разочаровывает

«Локи», опять же, был проигнорирован последующими фильмами серии, «Что если ...?» напоминает ожившие фанфики, а «Соколиный Глаз» возвращает на экраны любимого всеми Уилсона Фиска в исполнении Винсета Д'Онофрио из «Сорвиголовы» от Netflix, при этом забывая, что делало персонажа столь колоритным, запоминающимся антагонистом, и превращает кровавого короля Нью-Йорка, от которого даже ФБР трясётся в сторонке, в непутёвого клоуна, являющегося лидером мелкой банды неудачников и проигрывающего девятнадцатилетней девушке в рукопашной битве. Вот вам и вся амбициозность телесериальных проектов Disney+.

Долгожданным исключением из правил стал «Лунный Рыцарь», который при всей своей проблематичной графике был снят намного интереснее и увлекательнее. Он мог похвастаться ловко продуманными сюжетными деталями, основанными на пошатнувшейся психике главного героя, и отличным дебютом самого персонажа, сыгранного Оскаром Айзеком. Итан Хоук прекрасно смотрелся в образе плохиша, чьи убеждения можно было понять, а красивейшие пустынные локации без зелёного экрана доставили отдельное удовольствие.

Так или иначе, даже здесь нашлись свои глупости. В финальном эпизоде появляется новая супергероиня, родом из Египта. Она спасает девочку посреди уличной бойни, но что та реагирует восторженным вопросом: «Ты египетский супергерой?», - ведь это первое, что ты сделаешь, увидев как супергерой спас тебе жизнь: «Боже мой, ты французский супергерой? Боже мой, ты финляндский супергерой? Боже мой, ты магаданский супергерой?».

Заключение: Свет в конце туннеля всё ещё виден.

Каким бы страшным не показалось описанное положение дел, всегда нужно учиться искать достоинства, поскольку в нынешних произведениях Marvel время от времени прослеживаются интересные смыслы. «Тор: Любовь и Гром» призывает нас жить сегодняшним днём, дорожить каждой минутой, проведённой в кругу близких людей, поскольку они могут уйти из нашей жизни в любой момент. «Мультивселенная безумия» рассказывает о Стрэндже, в котором мы находим нечто схожее с собой, ведь в этой части он мнит себя тем, кто «вечно должен держать в руках скальпель». Но стоит отложить его подальше и довериться другим людям, как приходит осознание того, что твоя фигура - далеко не центр вселенной. «Локи» представляет знакомого нам трикстера в ином свете - он в открытую выступает против самой судьбы, доказывая той, что любой способен измениться в лучшую сторону.

Это доказывает, что в Marvel ещё остались достойные посылы, желание рассматривать не маску героя, а лицо, скрывающееся под ней. Я бы запросто мог прибегнуть к очередному приступу графомании, чтобы объяснить моё отношение к супергеройскому жанру и его критике со стороны авторских режиссёров, считающих кинокомиксы пустышками. Но лучше вместо меня всё скажет цитата замечательного актёра, Итана Хоука:

Я люблю фильмы о супергероях, люблю и артхаусные фильмы. Я не думаю, что есть разница между высоким искусством и низким искусством. Есть фильмы, в которые люди вкладывают душу, а есть те, на которых они пытаются заработать. Мне нравятся те, в которые люди вкладывают душу, и вы можете почувствовать это как в картине о супергероях, так и в артхаусной.

Итан Хоук.

На днях стартовал главный гик-фестиваль в лице Comic-Con 2022. Уже завтра в рамках собственной панели на сцену выйдет Кевин Файги, который расскажет о развитии анимационного подразделения Marvel Studios. А в воскресенье речь зайдёт обо всех полнометражных премьерах четвёртой фазы.

Очевидно, что франшиза намерена просуществовать ещё множество лет, и уход с рынка попросту невозможен. Более того, скоро нам предстоит застать ребут Фантастической Четвёрки и возвращение Людей-Икс. В таком случае хотелось бы запастись надеждой на то, что рано или поздно в этой киновселенной произойдут кардинальные изменения, и студия здраво воспримет критику широкой публики, чтобы вернуться к созданию кинокомиксов достойных просмотра и поддержки. Но пока я могу сказать дорогому Кевину Файги только одну вещь:

Чуть ниже вы сможете увидеть отличный материал на тему того, за что многие полюбили время расцвета киновселенной Marvel, и как режиссура тех фильмов помогала франшизе сиять в полной красе.

770770
303 комментария