Делюсь личным проектом, над которым работаю уже пару-тройку лет

Привет всем. Я уже делился отдельными персонажами из этой серии здесь и люди встретили их с интересом. Теперь я развёрнуто расскажу о том, частью чего они являются – как придумал это, развивал, даже печатал и с какими трудностями сталкивался.

Делюсь личным проектом, над которым работаю уже пару-тройку лет

Придумывание необычных персонажей – их костюмов, снаряжения, общих образов и всего сопутствующего – увлекает меня нереально сильно. Более или менее организованно я начал этим заниматься на втором курсе универа. Тогда у нас проходила небольшая студенческая выставка, на которой предлагалось показать свои оригинальные работы (которые студенты рисуют помимо учебных). Набралось нас всего 3 человека с разных курсов, и как раз тогда у меня получилось (непреднамеренно) придумать себе занятие на следующие годы. Рисовал я тогда не супер-круто, но энтузиазм переполнял, поэтому пообщавшись со своим преподавателем, который эту выставку курировал, я взялся придумывать всякие штуки помимо сделанного раньше. У меня уже пару-тройку дней в голове были смутные образы того, что хотелось нарисовать, но я всё никак не брался. Когда начал переносить мысли на холст, то очень быстро на нём стало появляться не совсем то, что я задумывал, но процесс так легко пошёл, что за 30-40 минут я нарисовал абстрактного персонажа. Не знал, кто он вообще такой, почему так выглядит и всё прочее, просто получилось что получилось. Потом сделал ещё несколько картинок, мы выбрали самое подходящее, а после уже состоялась сама выставка. Этот персонаж, кстати, получил похвалу жюри и за него даже вручили грамоту – значит чем-то зацепил. Тему захотелось развить и в такой же манере, стараясь повторять ключевые приёмы, я начал рисовать новых персонажей. Они были грубыми, но каждый раз процесс меня затягивал, как будто чистый порыв фантазии находил свою цель. Сейчас я понимаю, что это, конечно, было от не особо высокого скилла.

Тот самый чел с выставки. Выменял вместе с рамкой взамен на вытаскивание всех остальных работ участников из таких же рамок, картин было около 15 штук.
Тот самый чел с выставки. Выменял вместе с рамкой взамен на вытаскивание всех остальных работ участников из таких же рамок, картин было около 15 штук.

Однако, именно создание персонажей в одной линейке сильнее всего помогло мне определить стиль рисунка, слегка экспериментировать с ним и при этом не слишком отходить от первоначальной идеи.

Почему они выглядят именно так? Кем являются? Иногда я сам не мог ответить, это был выплеск потока сознания на холст. Просто в один момент пришло понимание, что этот поток стоит направлять в более определённое русло и придумывать рисункам какую-то организацию, общую идею. Я точно знал, что хочу по возможности отойти от привычных образов воинов, магов, королей, солдат, искателей приключений и всего прочего, что я часто вижу в соцсетях. Вместо этого часто выбор падает в сторону либо приземлённых образов, либо совсем таинственных, к которым я не хотел привязывать что-то определённое, либо более конкретизированных. Например какие-нибудь дипломаты или делегаты вроде персонажей из книг Азимова и Ларри Нивена.

Это я участвовал в небольшой местной андеграунд-выставке, когда решили организовать небольшой сбор с чаем и некоторыми участниками со зрителями. Ребятам понравилась эта работа, правда тут фотка мрачная. Где-то правее я вещаю людям какую-то ерунду.
Это я участвовал в небольшой местной андеграунд-выставке, когда решили организовать небольшой сбор с чаем и некоторыми участниками со зрителями. Ребятам понравилась эта работа, правда тут фотка мрачная. Где-то правее я вещаю людям какую-то ерунду.
Она же, но в цвете. Всё ещё одна из первых таких работ, поэтому выглядит грубовато.
Она же, но в цвете. Всё ещё одна из первых таких работ, поэтому выглядит грубовато.

Постепенно родилась мысль создания сборника. На тот момент в штучном количестве и только для друзей, без особых амбиций на дальнейшее развитие. Она долго крутилась у меня в голове, но без конкретного плана действий, просто на будущее. Потом было решено нарисовать четыре новых персонажа, которых я никуда не выкладывал и которые стали своеобразным эксклюзивом. Недавно я как раз покрасил одного из них и выложил в соцсети, поэтому эксклюзивных теперь только три.

Разумеется, если мысли и идеи прут, то грех не давать им ходу. Поэтому я решил развить тему из скромной затеи местячкового самиздата для самых близких в местячковый самиздат для всех желающих. И если кто-то захочет приобрести, то отправить сборник и ему. Производственные ограничения определили дальнейший путь – под одну обложку всё просто не получалось уместить. А новые персонажи рисовались, ещё больше придумывалось (и придумывается) в набросках и заметках. В довесок к ним хотелось какого-то сопровождения; хотелось создавать для них пусть и совсем небольшие, но всё же истории. Как будто вы открыли книгу на случайной странице а глаз сам упал на строчки и вот вы уже погружены в чтение, хоть и до конца не понимаете что к чему. Поэтому планы на вторую часть возникли в голове без особых раздумий, хотя я ещё основательно не завершил работу над первой.

Также я уделяю внимание такой мелочи, как тон чернил. Я нарочно не рисую персонажей чёрным, а выбрал оттенок сепии. По этой же причине, чтобы подчеркнуть это, а также некоторую нуарность, я сделал сборник полностью монохромным. На цену это не влияет – сепия всё равно считается за цвет, потому и печать не чб.

Почему "Forma", кстати. Мне захотелось от англицизмов уйти в сторону латыни и выбрать для сборника какое-либо ёмкое и компактное название. Я остановился на слове "образ", пусть это и не совсем прямой перевод.

Состав сборника.
Состав сборника.

Я рисую их в этой серии уже почти четыре года. Не могу, конечно, похвастать какой-то суперпродуктивностью – потому что дофига ленивый – зато рад некоторому постоянству и желанию развивать тему и не забрасывать её.

Может быть в будущем, если на то будет желание и потребность, получится использовать эти наработки как концентрат мыслей – придумывать на основе персонажей и зарисовок для них проекты покрупнее, например какие-либо объёмные истории, комиксы, рассказы или что-нибудь ещё. Идеи одна за другой появляются и понемногу оформляются в черновиках, например какие сюжеты можно развить дальше и каких ещё персонажей также включить в них. Повторюсь, это ни в коем случае не та же тема, что у марвел или диси, когда все персонажи связаны мультивселенными и там происходит грёбаная феерия кроссоверов. Нет, здесь – отдельные задумки, связанные только общей обложкой и форматом; это альманах идей.

А эти появились уже после первого сборника. Какие-то из них попадут во вторую часть вместе со старыми и ещё не нарисованными.
А эти появились уже после первого сборника. Какие-то из них попадут во вторую часть вместе со старыми и ещё не нарисованными.

У меня есть некий личный список условий и особенностей, который я формирую и стараюсь ему следовать при создании персонажей, но основной пункт, пожалуй, это их загадочность, таинственность. Хочется передать такое ощущение, чтобы зрителю было немного трудно понять, на какую конкретно личность он смотрит, что должен делать этот персонаж. Однако по большей части я руководствуюсь условиями с негативной стороны, то есть какими персонажи НЕ должны быть: чрезмерно пафосными, милитаризированными, какими-то возвышенными и божественными. Некоторые пункты звучат неоднозначно даже для меня самого, потому что сложно отобразить загадочность или боевой настрой и не нарушить свои же правила. Временами хочется сохранить дух некоторой приземлённости, материальности. Иногда я всё равно нахожусь во власти знакомых архетипов, из-за чего персонажи получаются более обычными.

Делюсь личным проектом, над которым работаю уже пару-тройку лет

Кстати, от организаторов той выставки, о которой вспомнил выше, я узнал слово этнофутуризм и имя Филипа Дрюйе, с которым они сравнили мои рисунки. Мне это понравилось и с тех пор я придерживаюсь и этого направления.

Работа над каждым отдельным персонажем редко бывает быстрой. Я могу несколько раз его переосмыслить в процессе возвращения к его рисованию и последующим откладыванием. Часто они в виде лёгких карандашных набросков очень долго находятся где-то между слоями случайного документа с другими рисунками, а когда я внезапно обнаруживаю кого-то из них то задаюсь вопросом "почему я не начал прорабатывать его сразу?" и основательно берусь за работу. Иные могут лежать месяцами на этапе прорисовки – что-то меня не устраивает в них или я просто чувствую, что время выложить его в интернет не пришло, образ не складывается так, как должен.

Только к нынешнему времени в моей голове постепенно стало оформляться видение проекта, то есть я понял, что некоторые персонажи выглядят какими-то лишними, что ли. Они не попадают в общий дух и имеют мало созвучия с основным составом, за который я сам хочу ухватиться. Но с другой стороны мне и нужно, чтобы персонажи были разными, непохожими друг на друга и рассказывали свои собственные истории, в которых не будет места всем остальным. Думаю, что со временем я проработаю этот момент и найду нужный баланс.

Делюсь личным проектом, над которым работаю уже пару-тройку лет

Немного про некоторых персонажей. Истории есть не для каждого.
Один из сюжетов повествует о странном месте, где звук начинает быть видим и превращается в свет, а обычный огонь – напротив. Его я бы доработал до небольшого рассказа. Отдельная линейка персонажей даёт немного взглянуть на диковинную народность, чья кожа отливает синевой и нашедшую общий язык с гигантскими многоножками, природа происхождения которых вызывает споры спустя тысячи лет. Образ другого персонажа представляет леденящий мир постлюдей, не способных найти компромисс с наступающей им на шеи энтропией и даже друг с другом. Чувачок в огромном берете из истории, в которой отдельные части нашей планеты ещё не успели попасть под покрытие инфраструктуры только-только возникшей новой, совмещённой с ИИ ступени развития человека и остатки устаревших организмов с эмоциями пытаются выживать в самых неприглядных местах, лишь бы не жить в новом миропорядке. Есть и небольшой отрывок о загадочном иноземном социуме, над тайнами письменности которого ломает голову ряд исследователей.

Сборник где-то на берегах Латвии.
Сборник где-то на берегах Латвии.

Многое из этого до сих пор находится в черновиках, я понемногу дополняю и развиваю эти идеи, а первый сборник даёт возможность познакомить с ними стороннего зрителя и понять самому, как это выглядит. Двигаясь дальше стоит начинать делать сюжетные иллюстрации с некоторыми персонажами, красочно показывающие какие-то фрагменты их историй.

А тут то, что я выкладывал ранее:

Отдельного рассказа стоит его печать. Процесс был и сложный, и очень увлекательный, даже волнительный – я всё-таки реально дошёл до того момента, когда печатаю свою задумку и скоро буду рассылать и дарить её друзьям, а не просто сижу и думаю как этим занимаюсь. Вообще, пожалуй, это стало одним из лучших моментов моей жизни, ведь тогда я ощущал, что делаю что-то важное для себя, то что я действительно хотел сделать, то что требовало определённых усилий и я их приложил; то, на что у меня ушло немало времени даже до той поры как я вообще придумал сделать этот сборник. Конечно, я долго тянул со всем этим, не понимал как правильно составить макет, переделывал его пару-тройку раз после комментариев из типографий, когда там говорили что его надо перевёрстывать с нуля и просили за это приличные суммы. В конце концов, набив себе шишек на лбу, я прорвался через этот муторный этап и всё-таки научился складывать два и два – а на самом деле так и выглядит логика вёрстки брошюр. Чтобы это понять наглядно я соорудил примерный макет из обычных альбомных листов, и только тогда, после подсказок, до конца въехал, как всё это делается.

Первые цветопробы на мелованной и офисной бумаге.
Первые цветопробы на мелованной и офисной бумаге.

А логика у таких вещей следующая: количество страниц должно быть строго кратно четырём, поскольку именно четыре страницы помещается на один лист. Обложка к страницам не относится. При печати считаются не страницы, а развороты – на каждом находится по две страницы. А один лист вмещает в себя два разворота – такая вот матрёшка. Каждый лист складывается вдвое, тем самым образуя меньший формат (А1 это два листа формата А2, А2 – два листа формата А3 и так далее; складывая лист поперёк мы как раз получим уменьшенный формат). Вроде простые вещи, но в совокупности от них голова немного закипает. Момент сгибания листа обязательно надо учитывать при вёрстке, так как на первом листе соседствуют первая и последняя страницы и так до самой середины, где страницы, идущие с конца и начала встречаются. Данный момент мне было усвоить сложнее всего и как раз кустарный пример из листов очень помог уложить это в голове. И конечно же нельзя верстать всё в край листа – из-за толщины бумаги чем ближе к середине листы, тем сильнее они выступают из обложки. Поэтому эту разницу срезают огромным резаком.

Наконец, разобравшись с этим кошмарным порядком вёрстки настала пора искать типографию для печати. С весной пришла хорошая и солнечная погода, из-за чего приятные ощущения только усиливались, чего мне так не хватало после зимы. В идеале я хотел сделать сборник максимально сам: договориться с женщиной, в чьей типографии я практиковался до этого (и где попутно почерпнул основы вёрстки печатных изданий) и заняться печатью и работой с листами, может быть и заплатив меньше. Но из-за до глупости нелепой ситуации как-то не сложилось и я понял, что проще и лучше обратиться в другую типографию, хоть у меня и не будет там привилегии сделать почти всё лично.

Написав в парочку я узнал примерную информацию и отправился узнавать подробности. Одна оказалась почти всё время закрыта (заказы они в корзину около двери выкладывают), поэтому личной беседы не вышло. Во второй мне сделали цветопробы на разной бумаге, я посоветовался насчёт мелочей и вдобавок для меня скрепили тестовый макет (только через одностороннюю печать, поэтому он вышел вдвое толще). В третью ехать не пришлось – в этой всё оказалось вполне замечательно. Оставалось только определиться с бумагой и её качеством, после чего окончательно отредактировать макет и текстовую часть.

И ведь реально собирался отвалить за печать восьми штук около шести тысяч рублей, при том что денег у меня было мало. Но в конце концов выбрал более прагматичное решение напечатать первый тиражик на офисной бумаге всего за полторы тысячи, причём не восемь, а уже двенадцать штук.
И ведь реально собирался отвалить за печать восьми штук около шести тысяч рублей, при том что денег у меня было мало. Но в конце концов выбрал более прагматичное решение напечатать первый тиражик на офисной бумаге всего за полторы тысячи, причём не восемь, а уже двенадцать штук.

Отдельное спасибо дядьке в типографии за муки с офисной бумагой. Она не подходила под такое количество краски и по его рассказам принтер иногда жевал листы, страницы в макете каким-то образом путались и он провозился с этим всем довольно долго. Ничего сверх он с меня не взял.

После печати я хотел попробовать поучаствовать с этим сборником на местном комикс-фесте, однако когда я приехал к ним продемонстрировать свой труд мне сказали что этого будет маловато даже с учётом мерча вроде брелков, открыток и стикеров, который также пришлось бы делать. Штош, значит как минимум без второй части не обойтись, но уже не в этот раз.

Забавный момент про мою дырявую голову – поскольку с собой у меня оставались экземпляры с браком (а я как раз ездил забирать допечатки испорченных сборников), я захотел расщедриться и подарить один такой в этот самый комикс-клуб на память, да и чтобы примелькаться лишний раз. Бегло глянув на косяк одного из разворотов я всучил его девушке и откланялся. Дома же я по какой-то причине не досчитался одного целого экземпляра, зато косячные были в полном составе. Тогда умные мысли, преследовавшие меня всё-таки догнали мою голову. Да, всё это время я не замечал свою очень тупую ошибку вёрстки – на одном развороте обе страницы были рассчитаны на правую сторону, от чего нижняя линия не сходилась в центре и имя персонажа тоже было не в том месте. И такими были ВСЕ экземпляры. Да ещё и подарил ценный, а не бракованный. Лицо лягушки.

Я постарался не ограничиться лишь одним фестом и спустя время отправился в местную лавку безделушек, но продавец (и, видимо, управляющий) сказал что люди такое вряд ли поймут и потому он не возьмёт, а стикеры или открытки может быть и подошли бы, но тоже вряд ли. К слову, в крупных сообществах вк предложенные рисунки с персонажами тоже весьма слабо заходили людям, что не добавляло энтузиазма. А я, немного разочаровавшись, постепенно стал остывать к теме и понял, что нужно переключиться на что-то другое.

Пару месяцев двигаясь по инерции и продолжая возиться с персонажами я в конце концов всё-таки остановился и начал рисовать сторонние вещи для себя и на заказ. Это принесло свой эффект, потому что через какое-то время у меня снова стали появляться идеи по поводу новых персонажей, желание доделать старых и я даже продолжил писать мини-истории. Да и наконец захотелось взяться по-серьёзному за следующий сборник.

Такой вот рассказ.

Сейчас я точно собираюсь продолжить тему и сделать ещё два сборника, уже меньшего объёма. Когда-нибудь. Третий более отличающимся от двух предыдущих, сконцентрированным на отдельных линейках персонажей и более плотной литературной части. И всё равно приходит понимание, что даже трёх может оказаться недостаточно чтобы отобразить вообще всех персонажей, а не заниматься выбором отдельных. Пока что я отодвинул эту затею и занимаюсь другими вещами, но желание вернуться к ней временами возникает. Ничего не скажу насчёт печати, думаю пока что ограничиться электронными версиями. Печать возможна только со схемой предзаказов. А там может и до крупного цветного издания дойдёт.

Спасибо за прочтение.

В своём сообществе я делюсь разными работами и новыми персонажами, там их много:

А сам сборник можно забрать на бусти за небольшую плату либо на гамроуд за спасибо:

271271
50 комментариев
2000 ₽

Лонг не читал, но там что-то классное вроде

14
Ответить

Ярослав, это очень круто.
Мне, как гейм-дизайнеру, сразу хочется сделать с тобой игру. Мне очень нравятся не только уникальные персонажи, но и разнообразные истории, которые ты видишь за ними - все это формирует уникальный и богатый сеттинг, который хочется развивать.

Мне кажется, твоим работам подошел бы формат арт-буков Саймона Столенхага, где иллюстрации сопровождаются небольшими историями. В таком виде я бы купил твои работы за пару-тройку тысяч.

Попробуй собрать больше работ, написать больше историй, собрать красивый макет под твердую обложку и запусти кампанию на сбор средств для печати на каком-нибудь Crowdrepublic - я там часто участвую, но есть и другие площадки.

Развивай, пожалуйста, свой замысел, это очень круто и перспективно.

Спасибо.

25
Ответить

Спасибо за коммент! Тоже люблю формат артбуков Столенхага и реально думал двигаться в таком же направлении. Пока что я вижу это как книгу с иллюстрациями и с более цельным сюжетом. Перед такой кампанией надо бы ещё раскрутиться, наверное. Это самое сложное для меня 😁

2
Ответить

Стиль шикарный. Для меня лично это напомнило фрески из Морровинда.

13
Ответить