«Марио» для всех

Super Mario Odyssey впечатляет и в 7, и в 27 лет.

Моя племянница Аня — большой фанат Марио. На день рождения она попросила торт с героями игры — его делали на заказ. Кондитерам даже не пришлось пояснять, что нужно: сообразили сами, и торт вышел шикарный. До этого Аня прошла Super Mario 3D Land. В этом году она пошла в школу, ей семь лет.

Я — не фанат Марио. Я не люблю фирменный «пупсовый» стиль игры и Super Mario 3D Land так и не прошёл. Но Odyssey — совсем другое дело: мощный эксклюзив Nintendo Switch, ради которого совершенно точно стоит купить гибридную консоль от большой «N». Мне двадцать семь лет.

От Super Mario Odyssey мы с Аней в восторге.

«Марио» для всех

Пол — это лава

Первое, что стоит сказать: Super Mario Odyssey — действительно большая игра. Здесь нет открытого мира, как в какой-нибудь The Legend of Zelda: Breath of the Wild, но в ней можно легко «утонуть» на 50 с лишним часов, и игра не надоест. При этом Odyssey насыщена контентом как никакая другая: каждый из мини-миров — уникальный, со своими врагами и геймплейными механиками.

В иных случаях удачные механики часто «размазывают» по всей игре: некоторые проекты и вовсе строятся лишь на одной креативной идее, которую авторы культивируют до самого конца. Но только не Super Mario Odyssey. Если попытаться составить фич-лист нового «Марио», то бумагами можно будет обклеить всю квартиру, как во втором сезоне «Очень странных дел».

Периодически Марио попадает на 2D-локации. Ностальгия работает
Периодически Марио попадает на 2D-локации. Ностальгия работает

Не представляю даже, как проходили брейнстормы дизайнеров. «А вот тут у нас будут гусеницы, которые могут растягиваться! Круто? Ещё нам нужны танки. И давайте устроим джазовую вечеринку, для которой по всему городу нужно будет собирать музыкантов. А что насчёт тираннозавра?» — как-то так, наверное. Причём, некоторые механики используются в игре буквально пару раз. Кажется, что такое творческое расточительство в 2017 году может себе позволить только Nintendo.

Но там, где я вижу гору игровых механик, семилетний ребёнок видит крутое и эмоциональное приключение. Аня на полном серьёзе кричала на одного из боссов: «Какая же ты страшная, дамочка!», и расстраивалась из-за «розового киселя», которым плевались цветы в лесном мире.

Опытному игроку боссы проблем не доставят
Опытному игроку боссы проблем не доставят

Всё великое множество игровых механик объединено одной: благодаря разумной шляпе из шляпного царства Марио может вселяться во всё подряд, включая танки (видели когда-нибудь танк в шляпе?), злобных гумбов, растягивающихся гусениц и, например, растений в горшках, что могут удлинять «ноги». Как говорит Аня: «Можно понять, как себя чувствуют другие персонажи игры».

Геймдизайнеры пишут трактаты о том, как правильно обучать игрока, что нельзя вываливать сразу все доступные действия — нужно выдавать возможности постепенно и всё «разжёвывать». Но в Super Mario Odyssey тебе показывают лишь самые основы: вот лягушка, киньте в неё шляпу. Ага, вы зашляпили лягушку! Ещё в вашем распоряжении несколько видов прыжков и атак. Если хочется подробнее — почитайте об этом в местной «энциклопедии». Ну и всё, собственно. Развлекайтесь теперь сами, экспериментируйте.

Если вы привыкли жаловаться на современные игры, мол, «кинцо», не хватает челленджа — вот вам Super Mario Odyssey, игра игр, целиком состоящая из самого разнообразного геймплея.

Из гумб можно собрать башенку, чтобы впечатлить гумбу-девушку и получить за это луну
Из гумб можно собрать башенку, чтобы впечатлить гумбу-девушку и получить за это луну

Встретившись с боссом-осьминогом в водном мире, Аня поначалу растерялась: грустновато глядела на меня и мягко намекала, мол, пройди пожалуйста. Но я отказался и сказал пытаться дальше. Проигрыш — это не страшно, это часть игры: однажды всё получится. В результате у Ани всё получилось и радости, конечно, не было предела.

Я этого босса прошёл с первого раза, зато застрял в секретом уровне кулинарного мира, с вращающимися платформами. Super Mario Odyssey постоянно бросает вызов, причём каждому — свой. Ребёнку, которому важнее всего приключение и история, хватит для первого раза основной сюжетной кампании, а взрослый будет в каждом мире искать секретные двери, за которыми скрываются порой чертовски сложные испытания.

«Марио» для всех

Кстати о секретах. Чтобы продвинуться дальше по сюжету, на каждом уровне нужно найти определённое количество лун энергии. Но на деле этих лун раза в три больше: одни валяются прямо на уровнях, другие дают за прохождение испытаний, ну а третьи надёжно спрятаны.

В одном из миров Марио вселяется в птичек с удлиняющимся клювом — они могут втыкаться в стены и «пружинить», забираясь тем самым по отвесному склону. В поисках тайника я однажды обогнул небольшую башенку, пробравшись по карнизу — если есть неочевидный проход, значит там, скорее всего, есть что-то ценное. Встретил нескольких противников, которые шарахались возле ящиков. Одолел их, разбил ящики — а там ничего. Но ведь это странно: как так, где моя награда за любопытство? За ящиками скрывалась лишь бойница в стене, которых по всему уровню очень много. С вялой надеждой я сунул туда клюв. И знаете что? Получил луну. Эта игра, чёрт возьми, отлично работает!

Корабль «Одиссея», на котором Марио путешествует между мирами
Корабль «Одиссея», на котором Марио путешествует между мирами

После завершения игры мне показали общее количество несобранных лун: на каждом из уровней я нашёл едва ли половину, хотя обшаривал буквально каждый уголок. А ведь там потом в каждом мире появляется дополнительный набор! И гайды читать совсем не хочется — Super Mario Odyssey нужно изучать самому. Любое твоё старание обязательно вознаградится: будь то любопытство или какое-то неочевидное действие, до которого ты дошёл наобум.

После победы над Боузером игра не заканчивается: герои, которых вы встречали по ходу истории, начинают путешествовать по мирам, открывая как новые сюжеты, так и геймплейные возможности. Добавляются луны, появляются новые тайные проходы: рай для манчкина, которому непременно нужно пройти всё полностью. К тому же, есть две дополнительные локации — для них нужно собрать в сумме 250 и 500 лун соответственно. А ведь ещё во что бы то ни стало нужно купить в магазинах все костюмы для Марио и украшения для корабля. Какие уж тут 50 часов игры.

Геймплейно костюмы ничего не дают, однако в некоторые комнаты с испытаниями пускают только в подходящем наряде
Геймплейно костюмы ничего не дают, однако в некоторые комнаты с испытаниями пускают только в подходящем наряде

Причём все движения Марио доступны в игре изначально, никакой прокачки. Новым трюкам учится не Марио, им учишься ты сам: освоив все движения досконально, можно забираться в самые потаённые уголки локаций. И даже не сомневайтесь: там вас обязательно будет ждать награда. Авторы предусмотрели абсолютно всё.

Две недели мы с Аней делили друг с другом Nintendo Switch и продолжаем это делать. Аня начала новую игру, а я продолжаю изучать уровни в поисках секретов, постоянно находя что-нибудь новое и пытаясь собрать 500 лун. У нас разница в возрасте — 20 лет, но впечатления примерно одинаковые. От разнообразия Super Mario Odyssey буквально кружится голова, но это — прекрасное чувство. В моём случае — уже порядком подзабытое.

...И там был этот вот каменный чудик в очках, я не представляла, как это место пройти. Ты просто не видишь, куда идти. Только если очки наденешь. Но я нашла выход. Сама между прочим! Никуда не смотрела, мне никто не говорил. Надо было просто сразу пушкой туда долететь быстро!

А потом там был какой-то чудик-хоккеист из Super Mario 3D World. В него надо вселяться, он умеет ускоряться так, что всё крушит, вот эти вот булыжники, которые там катятся. И надо было очень хорошо им управлять, потому что дорога очень узкая. Потом я прибежала снова к этому боссу, к этой тётке! Она такая толстая, и лицо ужасное! Ух, как это было тру-у-удно.

Аня, семь лет
«Марио» для всех

Словом, отличная игра.

9595
72 комментария

Хорошая рецензия.
Спойлер: Никакой девочки Ани не было, это была проекция сбежавшей Пич, созданная мозгом автора, чтобы перенести недостижимую мечту в "реальный" мир. Проклятая нинденда...

35
Ответить

Аня кстати прочитала ваш комментарий и теперь утверждает, что её на самом деле не существует!

Ответить

Как и всегда - замечательный текст от Олега, спасибо. Но у меня другой вопрос возник.. даже интересно стало.. как насчет того, чтобы лирическое отступление про возраст и игры из поста развить до полноценной статьи ? Просто это почти что выглядит как "Здравствуйте, Мне 30 и я играю в Марио" клуб анонимных нинтендо / геймеров в целом. Понятное дело, что ц/а Марио как раз крайне обширная, я бы сказал на западе все с точностью до наоборот, там все в генокоде уже записано с детства, но все же .. Мне было бы интересно почитать, почему люди в нашей стране до сих пор стыдятся своих вкусов и увлечений ? Почему вообще кому-то нужно что-то доказывать ? Или это классическое "игры для детей" "комиксы для пубертатных подростков" (помнится, Олег не мало про DC пишет как раз) и прочее настолько у нас в головах еще до сих пор закрепилась у масс ? Сподвиги огромные, разумеется, но всё же. Не знаю почему я поднял эту тему, но мне просто кажется странным что кто то должен оправдываться за свои вкусы и увлечения перед другими. Какая вообщем то разница что тебе нравится, главное чтобы тебе это приносило удовольствие, и от возраста это абсолютно не зависит, а порой и наоборот. Заметил за собой, что то, что я бы не понимал в детстве (например, мне нравились больше 3д платформеры и я не касался MGS, который прошел гораздо позже) сейчас иначе воспринимается, а то и лучше (в том числе те же графические романы). Я не вижу ничего плохого в Марио, хотя сам "стиль" мне тоже не близок, но игру есть за что уважать в любом случае, без вопросов. Просто пора прекратить разбирать и разделять все на запчасти - это для детей и это для взрослых. Это все игры. Это всё медиа. Это все вкусовщина.

11
Ответить

Блин, недавно то ли хорошую статью читал, то ли подкаст какой слушал, из головы вылетело. Там хорошо эта тема раскрывалась на примере зарождения рынка игр в России. Там много всего было, но один из главных тезисов - в СССР первыми массово появились компы, а не консоли. И появлялись они, в первую очередь, во всяких НИИ. И асоциировались с работой и серьёзными дядями, а на игры, которые пришли на эти компы позже смотрели как на дичь, отрывающую от чего-то серьёзного. И только потом появились всякие домашние консоли (ещё в додендевский период), которые рекламировали как детские игрушки как раз из-за сложившегося стереотипа. Ну а позиционирование этот стереотип укрепляло, и покатилось...

3
Ответить

Потому что в 30 лет надо семью обеспечивать, а не в игрушки играть. И тут не важно консоли это или ПК - у тебя есть жена с дочерью, это твоя отвественность которую ты должен обеспечивать. Не просиживать штаны дома, а деньги в дом носить. А в игрушки играть ты должен после 50, когда уже у тебя никого не будет и свободного времени вагон.

Вот такое объяснение от моих родителей. А волнует их всех потому что у нас до сих пор страна советов, которые пытаются объединить общество. Пойдёшь против общества - становишься изгоем.

3
Ответить

А всё просто, там играют все от 4 до 60, и игры в сми перестали быть причиной вселенского зла лет 20 как. Отсюда и преемственность, воспитание, возрастные рейтинги имеющие реальное значение.
У нас играют в основном подростки пока их не выгнали из-за сатанинского компухтера, и элитисты за 30 которые думают что игры удел избранных. Когда в РФ при слове видеоигры у обывателей не будет возникать в голове нарезка из сюжета первого канала, пропадёт наконец эта необходимость кому-то что-то якобы доказывать.

2
Ответить

Одно время я играл в игры от лего >< зв, пираты, бэтмен. Стало быть, в этом ничего такого? Или..

1
Ответить