Почему каждый любитель фантастики должен посмотреть "2001 год: Космическая одиссея"
Пятьдесят четыре года назад жанр научной фантастики стал таким, каким мы его знаем и по сей день. В 1968 году вышла культовая лента Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея". Великое кино от не менее великого режиссера стало новым этапом в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом. Почему творение Кубрика актуально в наши дни и каким образом оно повлияло на развитие жанра, об этом сейчас и порассуждаем.
Замысел картины появился у Кубрика после знакомства с писателем Артуром Кларком. По правде говоря, Стэнли хотел снять кино о внеземной жизни (то есть о космосе) довольно давно, но именно после плодотворной встречи с писателем-фантастом родилась идея фильма, за основу сюжета был взят рассказ Артура "Часовой".
Кино рассказывает историю встреч людей с загадочными черными "монолитами".
В культовом прологе ленты нам показывают, как произошла первая встреча земной цивилизации с прямоугольным параллелепипедом. Черный монолит научил австралопитеков пользоваться оружием и инструментами, в последствии один из них, благодаря полученным знаниям убивает лидера стая и становится её вожаком.
В экспозиции же показан современный мир, в котором люди освоили компьютерные технологии и космическое пространство. В это время и происходит вторая встреча человека и черного "монолита", в это раз на Луне.
Основная же история ленты начинается спустя восемь лет. Космическая экспедиция "Дискавери" с искусственным интеллектом на борту отправляется в сторону Юпитера, откуда был получен сигнал третьего параллелепипеда.
С первых минут ленты становится ясно, что Кубрик задумал Космическую одиссею, как торжество сюрреализма. Первые четыре минуты нам показан черный экран, с музыкальным сопровождением в виде классической музыки. В момент прибытия черного "монолита" на Землю (пролог) играет классическая мелодия Рихарда Штрауса, она же воспроизводится каждый раз, когда на экране появляется загадочный камень. К слову здесь симфоническая музыка является чуть ли не главным связующей частью всех аспектов картины. Больше половины хронометража отведено не диалогам, а именно аудиосопровождению, как пример, первая реплика произносится лишь на 26 минуте ленты. Привычная структура повествования была намерено сломлена Кубриком, с целью достижения эффекта внеземного присутствия, чего-то сверхъестественного в фильме.
Также важной частью Одиссеи является прорывной визуал. Просто представьте, середина шестидесятых годов прошлого века, на визуальные эффекты у создателей фантастических фильмов попросту не хватало ресурсов, денежных и умственных. Кубрик же смог показать космос максимально приближенным к реальности. При создании фильма не обошлось без консультации режиссера с работниками NASA, ведь Стэнли - мастер своего дела, трепетность и извращенность в плане производства являются характерной чертой его фильмов.
В итоге Космическая одиссея стала вехой в кинофантастике, до неё попросту не было картин с таким уровнем визуала. Творение Кубрика стала отправной точкой для многих авторов-фантастов, будь то Лукас с Звездными войнами или Скотт с Чужим. На работу Стэнли и по сей день опирается большинство режиссеров современной эпохи, например Кристофер Нолан, работая на Интерстелларом, вдохновлялся Одиссеей. Все, что мы видим в фильмах о космосе двадцать первого века выросло на великом документе Стэнли Кубрика.
Но все же Космическая одиссея - это в первую очередь мощнейшее философское высказывание. Кино проносит нас через всю историю человечества, от каменного века до современной эпохи. Фильм рассматривает вопрос смысла жизни, а с ним и понятие бога (здесь он метафорически предстаёт в виде того самого черного "монолита").Также кино показывает, как великое творения человека, а именно искусственный интеллект может сыграть злую шутку со своим создателем (к слову, эту же тему, вдохновившись Одиссеей в совершенстве раскрыл Кэмерон в Терминаторе).
Финал же картины считается одним из самых неясных в истории кинематографа. Он породил множество спором и коллизий. Вот что говорит на этот счет сам Кубрик: " Суть в том, что героя забрали богоподобные существа, состоящие из чистой энергии и разума, не имеющие формы. Они помещают героя в своего рода зоопарк для людей, где изучают его. Так проходит вся его жизнь. Только он не чувствует течения времени. Для него все происходит моментально, как и на экране перед зрителем. Покончив с ним, как бывает в большинстве мифов нашей культуры, он трансформируется в некое суперсущество и возвращается на Землю. Можно сказать, что он стал сверхчеловеком. Мы можем только предполагать, что с ним случилось. Это важный момент в любой мифологии, и именно на это мы и намекали."
Можно много и долго говорить о Космической одиссее 2001 года. Это великое кино, считающееся помимо всего прочего, предзнаменованием будущего. Фильм предугадал появление искусственного разума, портативных планшетов и много чего другого. Лента обязательна к просмотру каждому любителю фантастики, ведь можно её можно считать первоисточником этого жанра.
Сегодня же творение Кубрика является шедевром мирового кинематографа, многие критики говорят о нем, как о культовом художественном произведении двадцатого века.
Комментарий недоступен
Самое смешное что он сам в начале написал:
но именно после плодотворной встречи с писателем-фантастом родилась идея фильма, за основу сюжета был взят рассказ Артура "Часовой".
Потому что это база.
Комментарий недоступен
переоценивают
Наоборот недооценивают получается
Комментарий недоступен
Когда весь фильм говорят что HAL умнейший ИИ а потом два надмозга залезают в капсулу чтобы обсудить как его вырубить и поворачивают её окошечком к одной из камер HAL'а понимаешь что фильм не так хорош как везде трубят.