О ЧЁМ PATH OF EXILE И ПОЧЕМУ ЭТО НЕ MMORPG

Пролог

UPD: Часть информации из этой статьи не актуальна после выхода патча 3.19, значительно усложнившего условия игры и меняющего множество привычных устоев, имейте это ввиду.

Всем привет. В этой статье, я хочу рассеять часть мифов об Path Of Exile, и дать ответы на самые, по моему мнению важные вопросы об игре, чтобы ваше желание играть, не испарилось в первые десять часов. Эта статья так же для тех, кто устал от MMORPG, и хочет попробовать себя в чем то новом. Я бы называл это небольшим эссе по ПоЕ.

Тут почти не будет конкретики по контенту, ведь я хочу описать вам, что по сути представляет из себя ПоЕ, и чем вы на самом деле будете заниматься, играя в нее. Иными словами, я постараюсь рассказать вам, что и почему вы сможете почувствовать, если игра подойдет вам.

Сразу должен оговориться: всё что я скажу далее, конечно же, лишь моё личное мнение и ощущение от игры. Я наиграл в ПоЕ порядка 7000 часов за последние 4 года, и получил от игры, всё что мог. К слову, если вы собрались играть ради заработка миллиардов долларов, или мгновенного покорения ладдера, то эта статья не для вас.

Акт 1 - Океан контента, и порог входа

Что же такое ПоЕ? Ну… Это игра, где вы бегаете за не очень смешного человечка, в очень мрачном мире, и выкашиваете толпы монстров, без преувеличения, сотнями, если не тысячами разных способов. В процессе вам случайным образом выпадают предметы. Иногда это дешевые предметы, а иногда очень дорогие. Как и в Diablo 2, в этой игре все локации линейные и закрытые. Вы также можете играть в ПоЕ с друзьями, до 6 человек.

У вас уже наверняка возник вопрос: если ПоЕ мало того что сложная, как о ней говорят, так ещё и рандомная… как вообще можно в неё играть? Ведь далеко не всем нравятся сложность и рандом.

И знаете, порог входа, это наверное самое страшное, что связывают с ПоЕ. Как вне сообщества игры, так и внутри, многие люди считают, что мол это невероятно сложная, массивная игра, понять которую дано лишь воцерковленным гениям, проводящим в ней тысячи часов своей жизни.

В реальности, всё совсем не так. У меня даже есть довольно понятная аналогия на этот случай.

Представьте себе такую картину: вы отправились в путешествие по океану на своем корабле. Ваша задача, доплыть из точки А в точку Б. Иными словами, пройти 10 сюжетных актов игры. Не переживайте, этот путь вы сможете освоить, узнав самый минимум информации. Все эти 10 актов, на самом деле лишь пролог.

В конце же, вас отправят в свободное плавание, по необъятному океану. В самом начале вашего пути, когда вы только проходите 10 актов, вам вскользь показывают, что вы можете делать в игре. Знаете, как острова, на которые вы можете посмотреть, но вам не обязательно плыть к ним.

И вот наконец, после 10 актов, начав проходить так называемые “карты”, что по своей сути и есть острова, вы вдруг понимаете, что океан по которому вы плыли, огромен. В нём есть безумное множество контента, механик, тонкостей и глубин, и только вам решать - что из этого вы хотите освоить, а что нет. Даже ваш собственный корабль, создаете вы сами.

Иными словами я хочу сказать, что главное достоинство ПоЕ: возможность выбора, не обязывающего вас совершать непосильное. Вы сами решаете, как и в какой контент хотите играть. И если вдруг окажется, что вам интересно разбираться в этой игре… Что ж, вы тут надолго.

Акт 2 - Трудности и MMORPG

Однако, как вы знаете, океан полон опасностей и подводных камней. Игра всё ещё действительно сложная. Она не даст вам всё что у неё есть просто так.

Всё это множество руководств по игре, которые вы можете найти в интернете, призваны облегчить вам жизнь. На самом деле, они не прям что бы необходимы. Для некоторых людей, наоборот проще разбираться самостоятельно. Тут уж, предугадать невозможно.

Что же до механик игры, то в большинстве своем они не так сложны как кажутся. Просто их много, и у вас разбегаются глаза. Потому я и говорю, что вы должны выбирать только то, что вам интересно.

На самом деле, ПоЕ во многом схожа с серией игр Dark Souls: она вознаграждает вас за упорство, и за ваш труд, как игрока. В этой игре минимум половина успеха, зависит от того, как много вы о ней знаете. Иными словами, как и в Dark Souls, если вы понимаете что делаете - то получите от игры минимум половину удовольствия. Вторая же половина приходится на случайность, которую игроки научились сводить к минимуму. Если ваши аппетиты в игре не безграничны - то рандома вы вообще не почувствуете.

Такой подход в корне отличается от формулы большинства MMORPG, с которыми многие сравнивают ПоЕ. Дело в том, что в MMORPG на мой взгляд, от вас почти ничего не зависит. Играя в линейдж 2 вы можете быть хоть трижды гением, но при этом, сможете ли вы за 3 дня собрать себе персонажа мечты, ничего не вкладывая в игру?

Ну, да, если у вас есть 10 окон с играющими за вас ботами, потому что ваши возможности в игре на самом деле физически ограничены. То, насколько вы успешны в мморпг, полностью зависит от жопачасов проведенных за игрой.

Иными словами, хард-кап большинства современных мморпг печально мал. В один момент вы просто попадаете на плато, где ваш навык уже ничего не значит, и вам остается лишь тратить своё время.

В свою очередь в ПоЕ хард-кап близится к бесконечности, и в итоге всё зависит только от ваших знаний. Конечно, на обучение нужно время, но миновать этот этап физически невозможно в любой игре. Однако тут обучение действительно дает заметный на глаз результат.

В ПоЕ есть люди, способные закрыть весь контент за 3 дня, нафармив избыточное количество валюты. И знаете что? Вы можете точно так же, потому что единственная разница между вами двумя, это то, насколько много вы знаете об игре. В ПоЕ, с каждой лигой вы прокачиваете свой скилл, в первую очередь как игрок, и именно в этом её главная схожесть с Dark Souls.

По началу конечно, всегда сложно, но потом вы чувствуете, что разобрались. Что это ваше достижение, и вы получили его потому что поняли как, а не потому что 100 часов били крабов, чтобы купить себе один кусок гира.

Трудности, которые вы можете преодолеть пользуясь головой, не только стократно вознаграждают. Они показывают вам, что на самом деле, игра не держит вас за дурака, и не пытается просто убить ваше время. Она дает вам возможность самостоятельно во всём разобраться, и не ведет за руку. Что иронично, этот же пункт является, на мой взгляд, главным достоинством недавно вышедшей Elden Ring.

Акт 3 - Цикличность лиг

Следующее, что отпугивает многих новичков, это Лиги.

Поясню для тех кто не знает: в игре есть три лиги. Стандарт, “софт” и харкдор.

Также у каждой из этих лиг есть соло вариация, где вы играете один. На будущее скажу, что вы в любой момент можете перейти с соло лиги на обычную, если вам вдруг надоест.

Что же такое, эти лиги?

Проще всего объяснить их на примере серверов, и сначала, мы будем говорить только о софте, ведь там играет большинство людей.

Так вот софт, это условно говоря, новый сервер, который появляется каждый раз, когда выходит крупное обновление, а именно, каждые 3 месяца, почти без исключений. На этом сервере ни у кого нет персонажей. Там даже нет экономики, и он девственно чист.

Через 3 месяца, этот сервер снова закроют, и ваших персонажей перенесут на стандартную лигу, где покоятся герои всех прошлых лиг. После, цикл повторится.

Однако, именно в момент старта софт лиги вы можете наблюдать пики онлайна в игре, и на то есть несколько причин:

Во первых, новая лига, это возможность начать всё с чистого листа. Помните, о чём я вам говорил ранее? Играя в ПоЕ, вы прокачиваете свой навык, как игрок. Вы узнаете свои возможности по мере игры, и новая лига лишь добавляет вам их.

С выходом нового патча, многие игроки задаются вопросом: а что я смогу на этот раз? Как много я нафармлю, как много боссов закрою, если начну с самого ноля? Есть ли у меня прогресс? А что если попробовать другой билд? На эти вопросы вы сможете ответить сами, если будете играть.

Во вторых, это новый контент. Как минимум трети игроков, довольно быстро надоедает играть в лигу. Иногда, люди даже активно хейтят её.

Но потом происходит чудо… Выходит Главный разработчик, и показывает новую лигу с новым контентом. Одна минута, и вас уже трясет от нетерпения вновь играть, пусть даже, на пути 10 актов.

Именно цикличность лиг, побуждает людей раз за разом возвращаться в игру. Вы не просто получаете контент, вы получаете возможность иначе взглянуть на всё происходящее, что вряд ли стали бы делать в ММОРПГ, где вложили в одного персонажа сотни часов усилий, и где спек из одного класса в другой, иногда сопряжен с множеством сложностей. Я думаю, половина успеха всей ПОЕ, именно в этой системе. Что же до двух других лиг…

Со стандартом мы уже определились, там в основном играют люди, которые хотят стабильности. Сразу стоит предупредить: контент на стандарте появляется на 3 месяца позже софта, и так же, тут очень странная экономика. Просто представьте, что раз в 3 месяца сюда завозят новых жмуриков. Чтобы вы могли купить их вещи, для начала нужно, чтобы их хозяин зашел в игру. Однако, большинство людей на стандарт никогда не заходит, и соответственно купить там что то - не самая простая задача.

Но у нас ещё есть хардкор лига. По сути, так же как и софт обновляется каждые 3 месяца, но с одной особенностью: после смерти на харкдоре, ваш персонаж мгновенно отправляется на стандарт, без возможности возвращения, вместе со всеми своими предметами.

Если вы новичок, и просто хотите посмотреть на игру… Мой вам совет: НИКОГДА даже не смотрите на харкдор лигу. К сожалению или к счастью, игра не балансируется с расчетом на то, что вы бессмертны (если вообще балансируется), и будучи новичком и в без того сложном мире, харкдор может убить в вас всяческое желание играть.

Ну… Или вы изначально знали на что шли, и вообще тру хардкорщик. Тогда это место для вас.

Акт 4 - Поиск информации и неудобства.

Английский язык. Если вы собрались играть в ПоЕ на русском, и при этом смотреть гайды, или искать какую то информацию в интернете… У меня для вас плохие новости. К сожалению, в нашем сегменте довольно мало информации, а всё самое актуальное всегда появляется на английском.

Конечно, по началу вы можете играть и на русском, просто чтобы привыкнуть к игре. Я сам первые 5 или 6 лиг играл на русском, но в итоге отказался от этой идеи. Заставлять вас конечно, никто не будет, ведь информации на русском полностью достаточно для обычной игры.

К сожалению, язык не единственная проблема игры в ПоЕ. Trademacros, PathOfBuilding, PoeNinja, Poetrade, Craftofexile, Poedb, Poeprofit - всё это вы наверняка не раз услышите в процессе игры, если откроете гайды. Вот тут уже приходит время поговорить о том, что действительно делает игру в ПоЕ сложной.

И… вновь аналогия. Помните, как играя в вов классик в 2006 году, вам было безумно интересно узнать, как пройти квест? Аддонов не было, а интернет медленный, так что это становилось целой отдельной игрой по разгадыванию загадок.

ПоЕ точно такая же, но в 2022 году. Обучение в игре создано максимально неудобно, и совсем не располагает к усвоению знаний. И хотя в 2006 году подобное действительно лишь добавляло интерес - сейчас другие времена.

Играть в ПоЕ без пары дополнительных программ и стартовой пачки гайдов с браузером, для некоторых людей настоящий кошмар. У вас ведь как минимум должен быть открыт сайт для торговли, и ваш билд.

При этом, перечисленное выше, лишь самый базовый минимум в ситуации, когда вы решили действительно разобраться в игре.

Однако, вы так же можете играть на соло лиге, или на софте, без всех этих утилит, и даже пытаясь создать собственный билд. Я знаю людей, у которых получалось неплохо разобраться в игре и без чужих подсказок. В любом случае, вы поймете какой из этих путей вам ближе, когда и если поиграете в игру.

Акт 5 - Зачем играть в ПоЕ, и что для этого нужно?

На вопрос: зачем играть в ПоЕ? Я не смогу вам дать ответ. Люди не очень то похожие существа. То что для меня кажется плюсом, вас может отталкивать, так что, ответ на этот вопрос вы сможете узнать, только если сами поиграете в игру. Вполне возможно, что чем-то она вам не понравится, и вы в ней не задержитесь. Всё таки, это нишевый продукт. Если же задержитесь.. Тогда добро пожаловать.

Теперь к сути: что нужно, что бы играть в Пое?

Для начала, интерес к игре, терпение и усидчивость. Далее сразу следуют, как ни странно, время и около 1000 рублей. Официально в игре вы можете купить только две вещи за донат: внешний вид персонажа и вкладки.

И если с первым всё понятно, то вкладки в какой то момент станут для вас просто необходимы. Именно во вкладках вашего сундука, вы храните все вещи. В один момент, место может закончиться, но что важнее: без вкладок у вас в сундуке будет царить полный хаос.

Также, без вкладок вы не сможете самостоятельно выставлять вещи на продажу. Разве что при помощи специальной программы, но она настолько неудобная, что я бы всё же рекомендовал купить хотя бы одну премиум вкладку, или улучшить стандартную до премиум версии.

Делать это лучше всего во время скидок. Они проходят раз в месяц, и на них вы прилично сэкономите. Приоритет для вас должен быть следующий: 1 премиум вкладка, 1 валютная, 1 под фрагменты, 1 под карты. Всё остальное по желанию.

Ну и последний совет, который я вам дам: не сдавайтесь, и ни за кем не гонитесь, если вам это не свойственно. Я не знаю ни одного человека из своего окружения, кто начал бы играть в ПоЕ с первой попытки. Я сам только на третью лигу понял, что люблю эту игру, хоть тогда ничего о ней и не знал.

Но зато я вижу, как люди разочаровываются, глядя на “успешных” игроков, из ладдера Poeninja или от куда то ещё. Они думают, что никогда не смогут так же. Но только вот задайте себе вопрос: а зачем им быть такими же, и в чем между ними разница? Неужели соревновательность, это всё, что может предоставить полу-синглплеерная игра?

Игры должны приносить удовольствие в процессе, и если для этого нужно играть в своем темпе, то играйте в своем темпе. Если же вы жизнь не можете жить без соревнований, то тогда просто учитесь, и дают вам гарантию - вы доберетесь до их уровня. В целом, этот совет применим ко всему в нашей жизни.

Ровно как и то, что если вам совсем не нравится - не мучайте жопу. Удалите игру, и живите дальше, а там будет видно. Может быть, к следующей лиге, вы снова её скачаете?

2323
42 комментария

Новичкам все эти пое ниндня, трейд макро и прочая херня в очко не дались. Им бы просто зайти в игру хотя бы акты пройти, что с учетом усложнения 1-2 актов уже не так легко для них. Ну сдохнет он 100 раз на Мервейл и забьет хер. Эта игра не дает соулс-экспириенса, а просто дрочит тебя за незнание тонны механик в твой первый час игры.
А если он все таки захочет нормально вкатиться, то просто ахуеет от количества ебучих костылей. Билд ему надо найти на форуме/ютубе, торговаться через стороннюю прогу, цены чекать через третью, затестить крафт на левом сайте, какую-то точную стат-инфу на пятом и т.д. В итоге чтобы с комфортом играть в пое тебе нужно с десяток вкладок в хроме и тройка-другая скриптов к самой игре. И это я еще не говорю про тонну возможных таблиц начиная от синдиката и заканчивая таблицей расчета кдр на квдт билд.
Собственно поэтому в пое и нет особого притока новых игроков, а судя по стримерам и знакомым игрокам, средний возраст играющих неумолимо приближается к 30. Ну просто потому, что 15-20 летнему игроку нахер не нужно изучение 60к с лишним страниц с пое-вики. А мы этот контент изучали постепенно, с 2014-2015 годов и поэтому считаем само собой разумеющееся очередную дырку с мобами или дерево в дереве, чтобы добавить еще одно дерево.

13
Ответить

Лично знаю людей которые научились играть за 1 месяц ничего не умея с 0. Сложность пое объективно переоценена, и об этом по сути весь пост. Больше половины механик в игре делают одно и тоже, но с разной картинкой. Там вон выше человек сравнивал ПоЕ с Евой, и это как раз ошибка. Ева в разы глубже ПоЕ из за социального аспекта.

5
Ответить

Прочитал только первую часть. ПоЕ считается сложной не из-за количества контента же, а из-за того что собрать рабочий билд под эндгейм самому без реально огромных знаний в игре практически нереально, ещё и сто процентов понадобятся сторонние источники для крафта и составления билда. Сам по себе контент это скорее испытательный полигон для твоего билда, насколько хорошо ты понимаешь механики игры и как эффективно можешь собрать своего персонажа.

10
Ответить

Сам ты билд не соберешь пока PhD по пое не получишь.

Мб вкачусь в след лигу. Интересны новые убер-боссы. Последний раз когда играл закрыл весь контент кроме всех волн симулякра.

3
Ответить

На самом деле тут скорее вопрос, о каком именно "эндгейме" речь. Базовый контент игры, это А8 Сирус, которого люди убивают даже на ссф, в билдах собранных из говна и палок. Конечно же, для этого нужен определенный опыт, но и А8 Сирус, не сказать что бы близкий для новичка контент.

1
Ответить

Представьте себе такую картину: вы отправились в путешествие по океану на своем корабле.

Не корабле а Шлюпке, не по океану а по горной речке которая выйдет в океан. И где ваша задача по ходу спуска апгрейдить свою шлюпку так чтобы этот кусок пластика превратился на выходе из реки хотябы в Ладью. Или на худой конец....маленькую яхту.

5
Ответить

Странный заголовок. Кто-то считает РоЕ за ММОРПГ?

5
Ответить