Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Разберемся на пошаговых примерах с правилами построения разных видов перспектив. В конце статьи — краткий гайд в карточках.

Автор работы — нидерландский художник и архитектор Ганс Вредеман де Врис.
Автор работы — нидерландский художник и архитектор Ганс Вредеман де Врис.

Что такое законы перспективы и зачем они нужны?

Законы перспективы — это приемы, с помощью которых можно показать объем и габариты предметов, их расположение относительно зрителя, плановость и глубину пространства. Иными словами, перспектива помогает сделать картинку более реалистичной и выразительной.

Картина Альфреда Сислей «Дорога в Лувесьенне» (1873) прекрасный пример, как с помощью перспективного сокращения можно передать глубину изображения.
Картина Альфреда Сислей «Дорога в Лувесьенне» (1873) прекрасный пример, как с помощью перспективного сокращения можно передать глубину изображения.

Мы разберем три вида перспективы: с одной, двумя и тремя точками схода.

Примеры перспективных изображений с разным количеством точек схода.
Примеры перспективных изображений с разным количеством точек схода.

Усвоив логику этих построений, вы сможете убедительно нарисовать все, что угодно: от кубика до космической станции и даже человеческого тела. Всё потому, что любой объект можно упростить до композиции из простых примитивных фигур:

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Основные понятия при построении перспективы

Для начала разберемся с базовыми терминами: линией горизонта и точкой схода.

Линия горизонта

Линия горизонта — это условная линия на уровне глаз художника, ее еще называют линией уровня глаз. В природе линия горизонта хорошо видна, например, возле больших водоемов, где небо соединяется с поверхностью воды.

Линию горизонта хорошо видно на <a href="https://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1095_liniya_gorizonta_v_kompozitsii_peyzajnoy_fotografii" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">побережье</a> — это линия, которая получается на стыке воды и неба.
Линию горизонта хорошо видно на побережье — это линия, которая получается на стыке воды и неба.

Линию горизонта не всегда видно на рисунке, художник может построить ее условно, в качестве ориентира. Для своей картины вы сами задаете расположение ЛГ и уже относительно нее простраиваете предметы и окружение.

От расположения объекта относительно линии горизонта будет зависеть его изображение. <a href="https://arch-risunok.ru/osnovy-akademicheskogo-risunka/osnovy-perspektivy" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
От расположения объекта относительно линии горизонта будет зависеть его изображение. Источник

Где расположить линию горизонта?

Это вопрос чаще всего общей задумки рисунка. Выбор линии горизонта определяется исключительно тем, с какой высоты мы хотим показать главный объект: с высоты птичьего полета или с точки зрения муравья. Если речь идет о концепт-арте окружения, то чаще всего линия горизонта будет на уровне глаз зрителя — если есть необходимость показать картину с точки зрения персонажа

Максим Кнехт, Ментор в Smirnov School на курсе «Концепт-арт окружения»
Один объект в разных положениях относительно линии горизонта изображается по-разному.
Один объект в разных положениях относительно линии горизонта изображается по-разному.

Точка схода

Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются. Однако всем знаком визуальный эффект, при котором параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте. Эта точка и называется точкой схода.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Количество точек схода в рисунке может быть разным: от 1 до 6. Чем больше точек схода — тем более «искаженной» будет перспектива. Например, 5-6 точек схода используются для того, чтобы создать эффект «рыбьего глаза»:

Автор: <a href="https://www.youtube.com/watch?v=Hu68wkxq-gY" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">creosfera</a>
Автор: creosfera

Как понять, сколько точек схода нужно?

Это тоже определяется целью. Более трех точек редко используется вообще. Чаще всего достаточно двухточечной перспективы, но иногда, для передачи масштабов высоты или глубины, мы можем использовать и три точки.

Максим Кнехт, Преподаватель Smirnov School

Определившись с положением линии горизонта и точек схода, можно приступать к построению перспективы.

Перспектива с одной точкой схода

Еще ее называют фронтальной перспективой. В этом случае мы видим одну из плоскостей фронтально, без искажений.

Примеры изображения куба с помощью фронтальной перспективы. Одна грань, «лицевая», всегда остается без искажений.
Примеры изображения куба с помощью фронтальной перспективы. Одна грань, «лицевая», всегда остается без искажений.

Как построить перспективу с одной точкой схода

Самый простой пример — это фигура, расположенная на уровне глаз художника.

Проводим линию горизонта и располагаем на ней прямоугольник — фронтальную плоскость нашей фигуры. Располагаем его так, чтобы линия горизонта делила прямоугольник пополам.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Проводим диагонали. На их пересечении находится точка схода (ТС), а сами диагонали — это ребра параллелепипеда, уходящие в перспективу.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Перейдем к построению дальней стенки. Для этого на одинаковом расстоянии от точки схода рисуем вертикальные и горизонтальные прямые до пересечения с ребром. Готово! Дальняя стенка получается параллельной ближней, только меньше размером.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Чем меньше дальняя стенка, тем больше она отдаляется от зрителя, будет создаваться ощущение большей глубины объекта.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Теперь рассмотрим примеры с положением фигуры выше и ниже линии горизонта. Как мы уже говорили, фронтальная плоскость остается без искажений в любом случае, поэтому сперва тоже рисуем квадрат. Потом из каждой его вершины проводим линии в точку схода — это будут ребра куба.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Задаем размеры задней стенки. В данном случае будем ориентироваться на размеры стенки из первого примера.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

От точек пересечения ребер с размерными линиями достраиваем вертикали и горизонтали, формируя дальние стенки фигур.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Без вспомогательных линий объекты с фронтальной перспективой будут выглядеть так:

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Это были примеры, когда точка схода находится на центральной вертикальной оси предмета. Разберем пример со смещенной точкой схода.

Рисуем фронтальную плоскость куба и задаем линию горизонта с точкой схода.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Обозначим ребра — из всех четырех вершин проводим прямые в точку схода.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Теперь определим внешние грани. Проводим вертикаль и горизонталь до пересечения с ребром.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Осталось построить заднюю стенку. Для этого из образовавшихся дальних углов проводим горизонталь и вертикаль до дальнего ребра.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Статика — синоним фронтальной перспективы. К ней прибегают, чтобы передать ощущение устойчивости, симметрии. С помощью фронтальной перспективы можно наглядно передать глубину пространства и подчеркнуть разницу масштабов окружения и предметов.

Пейзаж с фронтальной перспективой, отлично чувствуется глубина пространства. Источник: <a href="https://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1095_liniya_gorizonta_v_kompozitsii_peyzajnoy_fotografii" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.takefoto.ru/</a>
Пейзаж с фронтальной перспективой, отлично чувствуется глубина пространства. Источник: https://www.takefoto.ru/
Интерьерный скетч с фронтальной перспективой. Источник: <a href="https://mpmart.ru/news/chto-nuzhno-dlya-interernogo-sketchinga/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://mpmart.ru/</a>
Интерьерный скетч с фронтальной перспективой. Источник: https://mpmart.ru/

Известный пример применения фронтальной перспективы в кино — фильмы Стенли Кубрика. Он часто прибегал к симметричной постановке кадра, чтобы вызвать у зрителя определенную психологическую реакцию.

Кадр из фильма Стенли Кубрика «Сияние» (1980)
Кадр из фильма Стенли Кубрика «Сияние» (1980)

Перспектива с двумя точками схода

Этот вид перспективы еще называют угловым. Важно отметить, что в угловой перспективе (как и во фронтальной) вертикальные линии остаются без искажений.

Три варианта перспективы с двумя точками схода.
Три варианта перспективы с двумя точками схода.

Как построить перспективу с двумя точками схода

Алгоритм в целом схож с построением перспективы с одной точкой схода, но добавляется чуть больше сложностей из-за появления второй точки.

Сначала наметим линию горизонта и две точки схода. Между точками схода намечаем вертикаль, которая будет обозначать ближайшее к нам ребро куба.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Если мы нарисуем ребро на одинаковом расстоянии от точек схода, то куб будет расположен к нам с симметрично расположенными гранями. Если отодвинем ребро к какой-то одной точке схода — объект будет больше повернут к зрителю одной стороной.

Куб в центре — пример симметричного расположения фигуры, боковые кубы повернуты к нам той или иной стороной.
Куб в центре — пример симметричного расположения фигуры, боковые кубы повернуты к нам той или иной стороной.

Дальше проведем от вершин ближнего ребра прямые в точки схода. Нарисуем вертикали, чтобы отметить две ближние грани. Чем ближе к точке схода — тем «меньше» будет сторона куба, тем более сжатой она окажется. Поэтому та сторона, которая ближе к одной из точек, будет меньше стороны, которая дальше.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Из образовавшихся дальних углов граней проводим прямые в точки схода.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Осталось соединить вертикалью дальние углы.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

По такому же принципу рисуем и фигуры, которые будут выше или ниже линии горизонта. Отличие только в том, что одна из граней — верхняя или нижняя — будет теперь видимой:

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Угловая перспектива — наиболее распространенный, «классический» вид перспективы. Важно помнить, что точки схода не всегда могут находиться в пределах рисунка. Они могут быть расположены на линии горизонта за рамками изображения. Чем ближе точки схода друг к другу — тем более искаженным будет пространство.

Один и тот же интерьер во фронтальной и угловой перспективе.
Один и тот же интерьер во фронтальной и угловой перспективе.

Перспектива с тремя точками схода

Она еще называется наклонной или вертикальной перспективой. В этом случае вертикальные линии получают свою точку схода и тоже искажаются.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Как построить перспективу с тремя точками схода

Опять же, общий алгоритм такой же. Намечаем линию горизонта с двумя точками схода, выше или ниже линии горизонта рисуем третью точку схода, куда будут стремиться все вертикали. В примере третья точка ниже.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Теперь намечаем точку, которая станет ближайшим к нам углом нашей фигуры. Из нее проводим линии к точкам схода на горизонте.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Проводим в точки схода еще две линии — получим верхнюю грань куба.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Теперь из получившихся углов проводим вертикали в третью точку схода.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Из точек схода проводим линии, которые определят нижние ребра фигуры.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Теперь из получившихся углов проводим линии в точки схода на горизонте, чтобы обозначить «невидимые» грани.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

Осталось дорисовать дальнее ребро:

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

По тем же принципам и алгоритмам строятся фигуры в любом другом месте вашего рисунка. Не пугайтесь того, как искаженно могут выглядеть объекты, это нормально для трех точек схода, особенно, когда они расположены близко друг к другу. Если вы хотите меньше искажений — разведите точки схода подальше друг от друга.

Как строить перспективу: одна, две и три точки схода

К такой перспективе прибегают в случае, если нужно изобразить динамичную, асимметричную композицию. Также с помощью трехточечной перспективы можно сделать акцент на крупных размерах объекта или показать сцену с необычного ракурса.

Схематичное изображение трехточечной перспективы.
Схематичное изображение трехточечной перспективы.
К трехточечной перспективе часто прибегают в архитектурной фотосъемке, чтобы подчеркнуть масштабы сооружений.
К трехточечной перспективе часто прибегают в архитектурной фотосъемке, чтобы подчеркнуть масштабы сооружений.

Практикуйтесь и экспериментируйте, чтобы усвоить правила, по которым работает перспектива, и проблем с ней не будет.

Перспективные изображения от <a href="https://www.artstation.com/peiting" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pei Ting Lin</a>
Перспективные изображения от Pei Ting Lin

Резюмируем кратким чек-листом

Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

277277
20 комментариев

Комментарий недоступен

27
Ответить

А я вот это вспомнил на тему перспективы

27
Ответить

Самая большая проблема статей по перспективе это тема точек схода находящиеся за пределами листа, причем на значительном удалении. Никаких упражнений на этот счет в сети я толком не нашел. Поэтому рисование куба на глаз превращается в ад. Только в офлайне учитель дал упражнение неплохое. На листе А3 (минимум) что бы 2 точки были как можно дальше. Делать это упр. как можно больше раз, пока понимание куда будут сходиться линии не станет работать на подсознательном уровне. Если есть у кого классные упражнения, пишите.

6
Ответить

Да, точки схода за пределами холста - это отдельная тема на отдельную статью) Там есть свои методы, как рисовать подобное в традиционных материалах (потому что в цифре это сделать очень просто и специальные методы не нужны), вполне возможно, что мы эту тему тоже раскроем)

3
Ответить

флот вогонов

Ответить

Спс.

Ответить

На гравюре А. Дюрера (1471-1528) показано получение перспективного изображения предмета с помощью натянутой нити.

4
Ответить