Почему стоит прочесть «Дракон не дремлет» Джона М. Форда

Альтернативно-историческое фэнтези о временах войны Алой и Белой Розы

Почему стоит прочесть «Дракон не дремлет» Джона М. Форда

У «Дракон не дремлет» непростая судьба — роман был написан еще в восьмидесятых, тогда пользовался изрядным успехом и завоевал «Всемирную премию фэнтези», но после смерти писателя оказался почти забыт на много лет, пока совсем недавно его наконец не переиздали и не вернули читателям. Теперь он переведен на русский, и вот несколько причин, почему его лучше не пропускать.

Мастерское переплетение сюжетных линий

Книга начинается со знакомства с основными персонажами, у каждого из которых своя история — и она всегда связана с опасностями и бегством. Валлийский волшебник, который чудом избежал смерти на родине и бежал на юг. Сын византийского аристократа, имеющий право на престол, вынужденный покинуть отчий дом, оставив за собой кровавый след, и стать наемником. Дочь великого флорентийского врача (и сама не менее хороший врач), узнавшая слишком много государственных тайн и попавшая в такие неприятности, что ей едва удалось скрыться.

Все эти персонажи постепенно соберутся вместе, попутно приняв в свои ряды четвертого члена будущей команды — алхимика, инженера и вампира в одном лице. Но соберутся только для того, чтобы позже снова разделиться и снова встретиться. Повествование, таким образом, идет параллельными линиями и охватывает множество мест и событий. При этом автор умудрился все их уместить в один, пусть и достаточно объемный, роман. «Дракон не дремлет» — не начало цикла, а полностью самостоятельный и завершенный роман.

Почему стоит прочесть «Дракон не дремлет» Джона М. Форда

Фэнтези, приближенное к реальному Средневековью

Перед нами пример фэнтези, где по современным меркам почти нет ничего по-настоящему фэнтезийного. Никаких штампованных эльфов, гномов и прочих особенных народов, никаких огненных шаров и магических щитов, никаких артефактных мечей и замков со злобными черными магами.

Здесь есть вампиризм (который является одновременно болезнью, проклятием и благословением), но вампиры не умирают от света солнца, не летают и не кутаются в черные плащи — разве что частенько носят черные очки, чтобы глаза не уставали от яркого света, и наравне с обычной пищей вынуждены потреблять некоторое количество свежей крови. При этом их не считают порождениями дьявола, хотя и не любят. Также здесь есть магия, но она не на виду, применяется изредка и потому незаметна (один из главных героев, колдун, подробно пояснит, почему ситуация именно такая). На этом все привычные элементы фэнтези заканчиваются.

Альтернативная история с обилием интересных идей и отсылок

Если разобраться, в местном мире достаточно ярких моментов, которые не совпадают с реальной историей — благополучно живущая и доминирующая в XV веке Византия, например, или разделение Франции (и ее фактическое уничтожение) Генрихом II и Мануилом I. Но все подобные моменты поданы настолько тонко, что не бросаются в глаза. При этом автор щедро разбрасывает в своем тексте сотни и тысячи исторических фактов, как крупных, так и мелких. Лоренцо Медичи действительно страдал подагрой, Война Роз возвела на престол Эдуарда IV, а Джордж, герцог Кларенса, действительно совершил все (или почти все), что было описано Фордом, и, как считается, был казнен путем утопления в бочке мальвазии. Известные факты подаются в переплетении с вымыслом: врачом Лоренцо становится отец главной героини, а будущий Ричард III пользуется услугами еще одного главного героя, наемника-византийца.

В итоге получается повествование, по достоверности напоминающее классику вроде «Трех мушкетеров» — несмотря на вольное обращение с фактами и личностями, читается книга почти как историческое приключение. При этом отдельное удовольствие от книги получаешь, вылавливая многочисленные исторические и культурные аллюзии, которыми наполнил свой текст Форд.

Почему стоит прочесть «Дракон не дремлет» Джона М. Форда

Напряженная интрига

Так как «Дракон не дремлет» все-таки относится к альтернативной истории, читатель, даже хорошо знакомый с Войной Роз, не может быть уверен, что случится в следующий момент. Вдруг выживет тот, кто в реальности погиб? Вдруг трон получит тот, кто на самом деле оказался проигравшей стороной? Автор искусно создает смесь из тех кусочков истории, которые завершились известным нам образом, и тех, которые он подводит к собственному результату. Даже в том случае, если события развиваются соответственно историческим фактам, всегда есть возможность, которую Джон Форд также активно использует — возможность трактовки событий. И если можно попытаться представить, чем же все закончится в глобальном смысле, то все ли будет хорошо у наших героев или они попадут в переплет — каждый раз загадка.

Классический стиль в 2022 году

Книга была написана в восьмидесятых, поэтому само по себе это не удивительно, но дело в другом. Многие старые книги в жанре фэнтези были переведены не очень хорошо, поскольку в прежние времена они часто не считались достойной литературой. Сейчас же читатели получают уникальный шанс — погрузиться в произведение, написанное в стиле старой школы и одновременно с этим достаточно хорошо переведенное, чтобы этот стиль можно было почувствовать.

44
10 комментариев