Итоги пройденных игр за 2021 год

Никогда не подводил никаких итогов в конце года, но в этот раз решил сделать исключение, вдохновившись парой недавних постов от здешних авторов, рассказывавших о том, во что они поиграли в этом году. Просто перечислять пройденное было бы неинтересно, поэтому, с учётом не такого уж большого списка, я решил оформить всё это в формате мини-обзоров по каждой из игр, в которых озвучу основные мысли и впечатления, возникшие в ходе прохождений.

Ниже привожу краткий список обозреваемых игр, чтобы читатели могли быстро определить, есть ли в статье что-либо для них интересное или же нет:

Под обложкой игры приведена краткая информация - примерное количество времени, потраченное на игру, и степень её прохождения. Считать количество проведённых за играми часов для меня затруднительно, поэтому решил указывать временной период - играю в основном по вечерам после работы или в выходные в свободное от остальных занятий время, без оголтелого фанатизма. Инфа о степени прохождения указана больше для себя в качестве напоминания о потраченном на разные активности времени.

1. Forza Horizon 3 (2016, Xbox One X)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: октябрь 2020 - февраль 2021.

Степень прохождения: получены все достижения, кроме онлайновых (126/135).

Осенью 2020-го, когда уже игру сняли с продажи, я всё же успел купить на Авито код на бандл с двумя Ultimate версиями FH3 и FH4, а заодно докупил к FH3 дополнение Hoonigan Car Pack, чтобы была возможность добить все ачивки. Начать решил с более ранней части, тем более графически она всё ещё выглядит потрясающе. Для меня это была первая игра из данной серии, и сравнивал я её с недавно пройденным от корки до корки Driveclub, от которого испытал огромный восторг. От Форзы Хорайзон же осталось двоякое впечатление...

Полное прохождение игры на все ачивки, кроме онлайновых, включая оба крупных аддона - Blizzard Mountain и Hot Wheels, заняло у меня 4 полных месяца, и по её завершении от этого огромного мира с тонной активностей, как интересных, так и совершенно зануднейших (чёртовы чемпионаты!), я прилично подустал. Сюжетка, если её можно так назвать, показалась слишком уж короткой, хоть и прикольной - с её безумными гонками против поезда или самолёта, а вот количество побочных занятий - чрезмерно зашкаливает. Карта перенасыщена точками интереса, и после FH3 за следующую часть мне даже страшновато браться, если снова ставить себе цель пройти её полностью. Полагаю, нужно начинать менять своё отношение к подобным вещам и переставать упорно пылесосить карты в огромных проектах, когда это перестаёт приносить удовольствие. Подобные FH игры невольно заставляют об этом задуматься.

Кратко о плюсах и минусах. Форза очень красивая, модели машинок хорошо детализированы (хотя и выглядят несколько игрушечно, как леденцы на колёсах), есть куча тонких настроек как для управления, так и для самих авто, огромный автопарк, не менее огромная карта, приятная физика (хоть и непривычная после Драйвклаба) - это всё здорово. Но где, мать его, челлендж в заездах? Настройка уровней сложности ощущается слишком искусственно - на лёгких все плетутся сзади тебя и будто боятся обогнать, на средних едут плюс-минус как ты, и для этого не нужно делать ничего особенного - достаточно просто не совершать крупных ошибок. На сложных же начинается сплошной идиотизм - машины соперников ездят на нереальных скоростях, идеально входят в повороты вопреки законам физики, проезжают мимо чекпоинтов, и догнать их практически нереально. В итоге возникает ощущение, что игра держит тебя за криворукого идиота, мол, ты там настрой сложность, как тебе (а точнее твоему самолюбию) будет удобно, а мы тут сделаем вид, что соперничаем с тобой. Если в Driveclub ты постоянно оттачивал свой скилл вхождения в повороты, учился вовремя тормозить и разгоняться, совершать управляемые заносы, и это реально помогало выигрывать доли секунд или очки, то здесь всего это нет и в помине - от твоих умений практически ничего не зависит. Как будто соперники взяли и сговорились между собой, мол, давайте подыграем этому дурачку - пусть он думает, что умеет ездить. И это ощущение не покидает тебя никогда. На это накладывается отсутствие чувства прогрессии, потому что игра постоянно высыпает на тебя целую кучу автомобилей по любому поводу, на которые ты сам как бы и не заработал. В какой-то момент ты просто выбираешь себе несколько наиболее подходящих под разные ситуации машин и ездишь только на них, а весь остальной парк пылится в гараже. Большинство я так и не посмотрел, так как не увидел в этом большого смысла. И вообще тот факт, что в игре тебя стараются облизывать со всех сторон и по любому поводу подтирают тебе жопу, меня лично только бесит. Где хардкор, блеать? Где здравый челлендж? Дополняют картину говорящие помощники - все такие восторженные, понтовые, абсолютно ненатуральные и не вызывающие ничего, кроме раздражения. Не знаю, может, сейчас геймер такой пошёл, которому нравится всё это, но я как-то больше за старую школу.

Самое лучшее, что есть в этой игре - это аддоны. Blizzard Mountain мегашикарен - напрочь заснеженные трассы ощущаются очень реалистично, и по ним приятно как носиться по прямой, так и дрифтить. Атмосфера зимы (особенно в метель) здесь передана просто отменно. Если соскучились по снегу, а за окном сейчас лето, Blizzard Mountain - одно из лучших игровых мест, куда можно податься в поисках ностальгии по настоящей зиме. И, что самое интересное, с челленджем в аддонах ситуация несколько лучше, чем в основной игре, оттого и играть в них намного интереснее. Hot Wheels хорош по-своему и берёт за душу своими немыслимыми трассами, бешеными скоростями и головокружительными мёртвыми петлями. В общем, в каждом из дополнений есть своя цепляющая фишка, на фоне которых основная игра, несмотря на гораздо больший объём, показалась мне довольно скучной и нудной.

После FH3 я немного попробовал поиграть в FH4, но там градус всеобщего идиотизма, по-моему, стал ещё выше, хотя сама игра бесспорно стала ещё красивее. В общем, до прохождения следующей части я пока не дозрел и не знаю, как скоро это случится. Пусть лежит дожидается своего часа.

2. Machinarium (2009, PS4)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: март 2021.

Степень прохождения: получено 100 % трофеев.

Пройти Machinarium мне захотелось в качестве разгрузки между двумя большими проектами, так как игра короткая, не особо сложная, и я её уже когда-то давно проходил и кое-что ещё помнил. Теперь вот захотелось освежить память и пробежать этот неплохой квест ещё раз, на этот раз с трофеями. Хотя, спустя годы, моё мнение об этой игре несколько изменилось - да, это по-прежнему неплохой, симпатичный квест, но по мне так слишком уж перегруженный головоломками и мини-играми, причём порой довольно сложными. Да, в игре есть механика подсказок, но если проходить всё по-честному, то в некоторых местах (как на задачке с кранами и трубами или при подборе на слух мелодии с радио) можно надолго встрять. Но это только если смотреть на Machinarium с точки зрения релаксирования. Если же наоборот нравится самому посидеть-подумать, то это как раз то, что нужно. К тому же там довольно милый сюжет с хэппи-эндом. Кстати, на геймпаде в неё играть оказалось намного легче, чем на планшете, из-за некоторых мини-игр.

3. The Last of Us: Remastered (2014, PS4)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: март 2021 - апрель 2021, декабрь 2021.

Степень прохождения:

  • в основной игре получены все трофеи, кроме онлайновых Firefly и Hunter, двух трофеев за сложность Survivor и платины;
  • в дополнении Left Behind получено 100 % трофеев;
  • в онлайновых DLC Abandoned Territories и Reclaimed Territories получено по 45% трофеев (все за завершение матчей на картах из обоих DLC и по одному в каждом за выигрыш матча с пятью или более убийствами).

К этой игре у меня сложилось особенное отношение. Первый The Last of Us я буквально прожил вместе с персонажами, намеренно играя полностью на языке оригинала и стараясь улавливать все те эмоции, которые вложили актёры озвучки. Здесь хорошо всё - очень жизненный, философский и в то же время такой простой и законченный сюжет (в отличие от надуманной идеи слепой мести во второй части), проработанные персонажи и их интересные истории (взять тех же Сэма и Генри), занятные мини-истории в записках (про моряка Иша, семью выживших в канализации и их дальнейшую судьбу), увлекательный геймплей (где у тебя на счету каждый боеприпас, если играть на сложности выше нормальной), бодрящий дух приключения и ощущение настоящего путешествия, когда ты движешься вперёд к своей цели, и она с каждой главой становится всё ближе. И не менее значимое - хорошо вписанная в сюжет философия взаимоотношений между родителем и ребёнком, заставляющая тебя постоянно раздумывать над происходящим и подмечать какие-то интересные моменты в поведении главных героев, их переживания и перемены по отношению друг к другу. Забавно, но, читая после прохождения различные комментарии, я был удивлён тому, что многие (возможно, в силу возраста) не поняли и не смогли прочувствовать этого в должной мере, критикуя поступок Джоэла и защищая позицию Светлячков, хотя, как по мне, для любого семейного человека ответ на вопрос "а поступил бы я точно так же на его месте?" вполне очевиден... Также очень понравилась проработка локаций, их разнообразие и наполнение различными мелочами. И это с учётом того, что игра выходила ещё на прошлом поколении консолей. Частенько я просто ходил по окрестностям и разглядывал всё вокруг, настолько здорово здесь выполнен окружающий мир - сродни тому, что полазить по заброшкам в реальной жизни. Этим, кстати, игра сильно напомнила мне не так давно пройденный Fallout 3, в котором я тоже любил пошариться по локациям.

Оригинальная озвучка персонажей очень помогла вжиться в атмосферу происходящего. Я потом смотрел геймплей локализованной версии, и это тихий ужас. Занудная русская Элли вместо дерзкой и остроумной оригинальной ощущаются как два совершенно разных человека. Да и в целом игра оригинальных актёров, их переживания звучат гораздо более натурально в отличие от наших переводчиков, читавших текст сидя на стуле.

В довершение всего посмотрел ещё и приложенный к ремастеру фильм о создании игры, где актёры и создатели игры обсуждают съёмки и рассказывают про разные нюансы, в том числе сюжетные - это помогло больше понять поведение героев (в частности Билла, который всё же оказался геем, хотя игра прямо об этом не говорит). Что сильно отличает первую часть от второй - здесь тоже есть тема однополой любви, но всё это подаётся достаточно завуалированно и без лишних акцентов на этом, и именно поэтому совсем не раздражает. Если на этом специально не заострять внимание, то можно вообще пропустить всё это мимо глаз. А как же поцелуй Элли и Райли, спросите вы? Там это тоже можно было списать и на дружбу, и на юный возраст, и на момент прощания. В любом случае, это любопытные мелочи, придающие интерес сюжету, но не перетягивающие на себя всё одеяло повествования.

Отдельно хотелось бы отметить интересный подход сценаристов к геймплею в том плане, что тебе предоставляется возможность поиграть как за Элли, так и за Джоела (а в случае с Элли ещё и в разные временные промежутки) и посмотреть на историю с разных ракурсов. Во второй части игры этот приём поставят во главу сюжетного повествования, и это станет одним из её отличительных плюсов. Здоровский момент был в дополнении Left Behind, когда Элли представляла себе битву на игровом автомате - очень правдоподобно было передано ощущение, что погружаешься в происходящее вместе с ней. Во второй части этот приём повторили в сцене с полётом в космос, и там тоже это было весьма атмосферно. Да и в целом последний совместный день Элли и Райли выполнен очень лампово - этим дополнение очень запомнилось.

Основную игру я проходил на сложности Hard, что не так уж было и сложно, после чего пробежал на Hard+ ради недостающих трофеев, но, как по мне, это уже лишнее, так как игра явно не рассчитана на второе прохождение. Left Behind проходил уже на сложности Survivor, и это было действительно интересно. Особенно суровым стал последний бой, в котором пришлось изрядно побегать. Grounded даже не пробовал - оставил на будущее в качестве дополнительного стимула, если вдруг захочется перепройти.

Уже в конце этого года, обзавёвшись на PS5 подпиской PS Plus, попробовал местный мультиплеер. В принципе прикольно, если тебе подкидывают таких же нубов, как ты, но вот играть против игроков с трёхзначными уровнями интереса нет никакого - тебя просто раз за разом выносят, не давая насладиться процессом. Либо если сам попадаешь в команду профи, то люди просто делают всё за тебя, а ты в это время путаешься у них под ногами. В итоге набил с десяток онлайновых трофеев и дропнул. Не моё это, и мучать себя, чтобы получить занудные трофеи Firefly и Hunter, я не готов. Графика на PS5 стала ещё приятнее, особенно по части теней - поражаюсь тому, что игра позапрошлого поколения до сих пор отлично смотрится.

В целом The Last of Us - это игра, которую не стыдно поставить на самое видное место на полке и, спустя некоторое время, перепройти, чтобы прожить происходящее заново. Шедевр и почётное место игры года в личном топе.

4. Subnautica (2018, PC)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: апрель 2021 - май 2021.

Степень прохождения: выполнены все задачи из трофейного списка

Про Сабнавтику в начале года очень много говорили в комментариях, да ещё и Sony потом расщедрились, раздав её бесплатно в PSN, в результате чего захотелось приобщиться к всеобщему хайпу и поиграть в свой первый выживач. Но, как потом оказалось, на PS4 Slim игра работет и выглядит ужасно - сильно проседающие 30 FPS и урезанный графон быстро отбили всё желание играть в неё на этой платформе. Вспомнил, что когда-то её бесплатно раздавали в EGS чуть ли не в числе самых первых, и я успел её себе добавить на аккаунт, поэтому не долго думая поставил на ПК их лаунчер и саму игру. На GTX 1066 с максимальными настройками картинка оказалась гораздо лучше и атмосфернее обрезка на PS4. Однако жирным минусом стали постоянные вылеты вплоть до самого конца игры, но тем не менее меня это не остановило. С этими вылетами вообще странная ситуация - то они происходят раз за разом, то их нет продолжительное время. От чего это зависит, я так и не понял. Неприятные баги тоже встречаются - однажды во время вылазки в обломки Авроры мой Мотылёк провалился в текстуры, из-за чего пришлось прибегнуть к читам и поднять его обратно на поверхность насильно.

Сев играть, я сразу поймал себя на мысли, что никогда не задумывался о том, что у меня есть страх глубины. Поначалу ты плаваешь такой среди лазурного мелководья, подбираешь детальки, рыбок, бежишь бегом в спасательную капсулу, что-то там мастеришь, а потом игра начинает тебя подталкивать выбираться всё дальше и дальше от безопасного места, а чуть позже - заплывать всё глубже и глубже. И тут ты осознаёшь, что тебе совсем туда не хочется, потому что это страшно, но в то же время иначе никак. А герой у тебя практически беззащитен перед опасностями неведомого подводного мира. И вот ты на крохотном Мотыльке впервые спускаешься в какую-то бездну, где мимо тебя проплывают огромные кальмаро-крабы с кучей глаз, тут и там телепортируются загадочные Стражи, а где-то в недрах тёмных глубин слышен рёв Жнеца, и от этой неизвестности становится по-настоящему жутко. Зелёные строения предтеч, которые хранят в себе инопланетные тайны, тоже нагнетают напряжение и атмосферу. И чем дальше ты идёшь по сюжету, тем больше тебе приходится бороть свои собственные страхи. Первый спуск в Подземную Реку на Мотыльке похож на подготовку в самую настоящую экспедицию. Я уже не говорю про спуск в активную лавовую зону и финальную локацию в ней на неповоротливом Циклопе. Там реально можно не раз вспотеть.

Что круто, здесь есть интересный сюжет, который не даёт тебе заскучать и ведёт тебя в нужные места весьма большой карты (хоть и не всегда очевидно), множество записок и описаний всего что можно (при всей моей нелюбви к локализациям русский перевод здесь замечательный), возможность построить как свою стационарную базу в любой части подводного мира, так и оборудовать свою подлодку Циклоп по последнему слову техники и сельского хозяйства. Множество разнообразных биомов со своей растительностью и обитателями вносят большое разнообразие в игровой процесс - есть как относительно спокойные зоны, так и полные опасностей. Причём не во все из них придётся плавать по сюжету. Про тех же ходунов я узнал уже после прохождения игры, а место оказалось довольно атмосферным. Финал игры выполнен очень круто и эпично, и то ощущение, когда ты наконец нашёл возможность выбраться с этой безумной планеты, оставив позади ставшую уже родным домом базу с транспортом, и вернуться наконец домой - бесценно. От прохождения и нового игрового опыта испытал невероятный кайф, несмотря на баги и вылеты.

Второе почётное место в моём личном топе за этот год - Subnautica дарует невероятные новые ощущения, а также возможность встретиться лицом к лицу со своими страхами и перебороть их. Плюс здоровский сюжет и интересный подводный (и не только) мир. В EGS достижений не было, но я постарался выполнить всё, за что они даются на PS4/PS5 - это позволило побывать во всех сюжетно значимых местах и посмотреть большинство игрового контента.

5. The Last of Us: Part II (2020, PS4)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: май 2021 - сентябрь 2021.

Степень прохождения: получены все трофеи, кроме Dig Two Graves (прохождение на сложности Grounded).

В начале августа, пока ещё была свежа память о первой части, я решил взяться и за вторую Ластуху, удачно купив её по хорошей скидке в ходе летней распродажи. А в середине прохождения удалось выхватить в продаже и PS5, продолжив играть уже в приятных 60 FPS. Вторая часть оказалась намного длиннее первой и наравне с Forza Horizon 3 - одной из самых долгих игр в этом году. Как и в случае с первой частью, игру проходил на сложности Hard и затем в режиме New Game +, чтобы добить недостающие трофеи, только в этот раз ещё и в режиме с перманентной смертью. В очередной раз убедился в бесполезности пробегать игру сразу же после предыдущего прохождения. Кроме кратковременного удовольствия от получения трофеев, никаких новых эмоций это не даёт и наоборот только заставляет испытывать отвращение к игровому процессу. За Grounded браться даже не пробовал - может быть когда-нибудь...

В целом ощущение сложилось двоякое. С одной стороны, технически игра безупречна - боёвка стала гораздо удобнее, есть куча индивидуальных настроек, визуал отменный, НО... в этот раз без негатива не обошлось. Во-первых, сюжет - я искренне не понимаю, откуда у главных героинь такая маниакальная и неугасающая жажда мести. Да, безусловно, события с обеих сторон случились весьма болезненные, но не настолько же, чтобы это было столь сильным мотиватором той кровавой бани, которую мы наблюдаем на протяжении всей игры. По-моему, здесь сценаристы несколько перестарались. По крайней мере, у меня в душе это отклика не нашло. Во-вторых, это пресловутая концовка - да, Элли поняла в конце, что таки простила Джоэла за содеянное и отпустила свои мысли о мести, которые в момент осознания этого потеряли всякий смысл, но блин... в конце сидишь такой и думаешь: "И вот это вот всё, весь этот кровавый путь - всё было ради того, чтобы остаться у разбитого корыта???" В-третьих, очень пробесили сильные акценты на ЛГБТ-повестке. Наверно, это уже можно считать пропагандой. Тут тебе и лесбиянки во всей красе (сцена с марьиванной), и ребёнок-калека, и девочка, считающая себя мальчиком и отвергнутая обществом, и полноценная лесбийская семья с маленьким ребёнком, и сильная, независимая баба-качок. Так и хочется спросить - зачем большинству игроков (читай, нормальных людей) всё это? В первой части были лёгкие, еле заметные акценты, и там это смотрелось гармонично и в меру. Здесь же наоборот возведено во главу угла. Притом, что если в первой части Генри и Сэму ты сопереживаешь, это были интересные спутники, каждый со своим бременем и страхами, то на детей из второй части и на их истории мне было всю дорогу абсолютно насрать, я им не сопереживал ни секунды. Играл, кстати, снова полностью на языке оригинала, чтобы ничего не упустить, однако ситуацию это не спасло.

Абсолютно не понравилась реализация последовательности происходящего. День 1, день 2, день 3... Бегаешь по одним и тем же локациям без какого-либо понимания, где ты и далеко ли продвинулся, затем возвращаешься обратно... Сначала за Элли, потом за Эбби. Возможно, это особенности моего восприятия, но если в первой части было чувство последовательного продвижения к своей цели, то тут создалось впечатление мешанины из локаций и беготни по кругу. Не исключаю также, что дело в негативных моментах, которые не позволили погрузиться в атмосферу игры настолько сильно, чтобы хорошо ориентироваться в происходящем.

Эбигейл как антагонист, я считаю, не состоялась. Основной задачей введения её в игру в качестве одной из двух главных героинь было заставить игрока сопереживать ей и прочувствовать её историю с обратной стороны, но безумная кровожадность (хотя отчасти это объясняется потерей большинства близких) вкупе с отталкивающей маскулинностью произвели совершенно обратный эффект. В итоге концовка не воспринимается так ярко, как если бы ты смог привязаться к обоим персонажам одинаково крепко. Да и Элли, честно говоря, большую часть игры выглядит слишком уж тухлой и поникшей на фоне себя же из первой части. Та самая дерзкая и острая на язык Элли начинает узнаваться лишь в самом конце, когда уходит из своего дома на поиски заклятого врага.

Могу похвалить TLoU2 за классную идею повествования с двух противоположных сторон и сведения в самом конце обеих сюжетных линий в одну точку, но, к сожалению, эту тему до конца немного не дожали, поэтому и эффект получился смазанный. С одной стороны, было интересно посмотреть на продолжение истории полюбившихся персонажей, но из-за названных выше минусов большого следа в душе эта игра у меня не оставила, в отличие от её замечательной предшественницы, однако технически играть в неё было крайне приятно.

6. Astro's Playroom (2020, PS5)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: сентябрь 2021.

Степень прохождения: получена платина.

После прохождения TLoU2 настало время уделить внимание некстгену и посмотреть, какие возможности предоставляет PS5 в играх текущего поколения на примере Astro's Playroom. К моему приятному удивлению теперь это полноценный платформер в отличие от кособокой The Playroom на PS4, весьма симпатичный и в полной мере демонстрирующий, с одной стороны, все возможности нового геймпада (который, к слову, я считаю лучшим по эргономике и внешнему виду среди всех актуальных), а с другой, всю историю PlayStation от самого начала и до нынешних дней. Забавно, что если проходить игру на платину и собирать все секреты, то можно многое узнать о разных девайсах от Sony, о которых большинство никогда, наверно, даже и не слышало. Притом секреты эти не особо сложные, всё легко находится без сторонних подсказок, если быть внимательным. Рекомендую.

Поначалу было непривычно, что вибрацией дублируются практически все действия, и при этом она не ощущается какой-то навязчивой. А фишка с упором и отдачей курков - это самая настоящая некстгенная находка в плане ощущений - поначалу радуешься этому, как ребёнок :) Конечно, постепенно к этому привыкаешь, но всё равно здорово, что сделали такое.

В целом игра на пару вечеров и легко проходится на платину. Я бы даже рекомендовал пройти её на платину тем, кто такой цели обычно не преследует, чтобы охватить весь тот годный контент, который предложили разработчики. Очень достойная демонстрационная игра.

7. Castlevania Requiem (2018, PS4)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: сентябрь 2021.

Степень прохождения: получена платина.

Сентябрь я выделил под отдых от больших проектов и решил немного подчистить свой бэклог от небольших игр в преддверии очередного марафона. Следующим тайтлом стал сборник Castlevania Requiem, в состав которого входят две игры 1993 и 1997 годов - несколько нелинейный платформер Rondo of Blood и королева метроидваний Symphony of the Night, соответственно.

Про Rondo of Blood много говорить не хочется. Это довольно стандартный 2D-платформер с 16-битной графикой, дубовым управлением и наличием пары развилок в прохождении уровней, которые в итоге всё равно потом сходятся в одной точке. Для человека, впервые севшего за Castlevania, поначалу играть с таким топорным управлением попросту отталкивающе неприятно. По врагам без должной сноровки хрен попадёшь, но зато они по тебе бьют очень легко. Со временем, правда, к управлению привыкаешь, особенно если подглядывать методику прохождения сложных участков на YouTube. Немного освоившись, игра проходится довольно быстро, благо, уровней не так много, но перепроходить заново я её вряд ли захочу. Ценность у неё, скорее, историческая, в качестве предыстории к основному блюду - Симфонии Ночи.

Symphony of the Night совершенно иная - это вершина, столп жанра, с отменным пиксель-артом, шедевральнейшим саундтреком, непередаваемой атмосферой, великолепно спроектированной картой замка (а точнее - двух замков), интересными боссами, любопытными задачками и, в отличие от предыдущей игры, с довольно гибким управлением персонажами (это касается и Алукарда, и Рихтера, за Марию я почти не играл). У меня не такой уж большой опыт метроидваний (проходил только Super Metroid на SNES ещё в начале нулевых, открыв в ней самостоятельно все секреты, и позже уже на эмуляторах с подсказками - Metroid II: Return of Samus, Metroid Fusion и Metroid Zero Mission, тоже все на 100%). Симфония ночи хоть и похожа на Метроиды в некоторых аспектах, но по большей части это очень разные игры - тут тебе и преимущественно ближний бой, и прокачка персонажа, как в RPG, и шмотки с баффами, и совершенно иная атмосфера. Некоторые механики в игре абсолютно устарели - в первую очередь, огромный инвентарь без какой-либо возможности его сортировки. Большинство оружия и разного другого хлама попросту не нужно и никак за всю игру не задействуется. Особенно после того, как находишь Криссаэгрим. Да и в целом игра не особо сложная, даже под конец. Однако в итоге, несмотря на недочёты, даже сегодня в SotN играется не сильно хуже, чем в современные 2D-игры. По крайней мере, я прошёл её с огромным удовольствием на платину и абсолютно не пожалел ни минуты потраченного на неё времени. Воистину шедевр и основоположник жанра. Теперь можно будет полноправно браться за прохождение современных метроидваний, коих уже довольно много у меня на очереди - будет с чем сравнить.

8. Abzû (2016, PS4)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: сентябрь 2021.

Степень прохождения: получено 100 % трофеев.

В Abzû я садился играть с надеждой, что удастся приблизиться к тому чудесному опыту, который преподнесла мне Journey, хотя в Journey основным приколом было прохождение игры с напарником (а у меня оно выдалось особенно запоминающимся). Всё же у обеих игр один и тот же разработчик. Однако всё прохождение меня не покидал один и тот же вопрос: "Зачем я в это играю?" Какого-то философского подтекста я, в отличие от Journey, здесь не уловил, а здешние подводные красоты после гораздо более красивой Subnautica уже не удивляют. Возможно, эта игра зайдёт тем, кто ищет медитативный геймплей - этого здесь достаточно. Для меня же единственным запоминающимся моментом стала локация со зловещими, "парящими" в воде пирамидами, издававшими жуткие звуки. Также есть несколько милых моментов вроде заплыва с китами или высадкой на остров с пингвинами и белым медведем, но общей картины они не меняют. Прошёл и без сожаления удалил. Лучше ещё раз сыграть в Journey с напарником.

9. LEGO: The Ninjago Movie Videogame (2016, PS4)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: сентябрь 2021.

Степень прохождения: получена платина.

От LEGO многого я не ждал, так как до этого немного играл в другие части в качестве напарника, имел представление о посредственных графике и геймплее, но полноценно ни одну из игр серии до этого не проходил. Что сходу очень понравилось - здесь много хорошего юмора между персонажами и смешных ситуаций, причём это происходит на протяжении всей игры. Второе - очень неплохой перевод. Сам геймплей довольно одноообразный и через несколько миссий сильно приедается. По большому счёту вся игра держится на интересном сюжете с кучей приколов. Но что самое отвратное здесь - это как раз подача сюжета. Насколько я понимаю, игра была сделана на основе LEGO-фильма, и часть сцен взята оттуда (сам фильм я так и не посмотрел), но последовательность этих сцен в игре напрочь сломана. Порой просто не понимаешь, что вообще здесь происходит. Часть реплик возникает из ниоткуда, как будто ты нечаянно пропустил какую-то из катсцен. С получением суперспособностей вообще бред какой-то наделали - персонажи их обретают по ходу игры, а потом, ближе к концу, когда ты давно уже ими пользуешься, нам показывают кат-сцену, где эти самые персонажи только получают свои суперспособности... То есть происходящее в игре зачастую совершенно не совпадает с нарезками из фильма, что сильно портит восприятие сюжета и вводит игрока в недоумение. Из-за косяков с сюжетом и некоторых очень неприятных багов (у персонажей иногда пропадала речь, ломались скрипты) меня постоянно не покидало ощущение, что делалось всё на скорую руку. Не удивлюсь, если с остальными играми серии аналогичная ситуация.

Эндгейм контент лично мне показался вообще не к месту. Собираешь секреты и получаешь себе в распоряжение каких-то левых персонажей (игра вообще не объясняет, кто они и какое отношение имеют к сюжету), а потом с помощью их способностей пытаешься взять другие секреты или победить кого-нибудь в поединках. Я сознательно прошёл Ninjago на платину, чтобы понять, что из себя представляют LEGO-игры в целом, и пришёл к выводу, что мне была интересна здесь только сюжетная часть - своими хитросплетениями и приколами (над твистом с котом смеялся в голос), а вот всякие побочки - на любителя, и выполнять их было попросту скучно, так как здесь скучен сам геймплей.

Оптимизация - это отдельная история. Я сел проходить Ninjago на PS4 Slim, так как графика здесь, мягко говоря, не выдающаяся (особенно на фоне RDR2 и TLoU2, которые прекрасно работают на базовой консоли прошлого поколения), и каково же было моё удивление, когда 30 FPS в некоторых локациях проседал в 2-3 раза! Игра превращалась в натуральное слайд-шоу, из-за чего пришлось поставить её на PS5 и допройти уже на новой консоли со стабильным фреймрейтом. В общем, LEGO Ninjago оставила о себе малость печальное впечатление, несмотря на хороший сюжет и приколы.

10. MotorStorm (2006, PS3)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: сентябрь 2021 - октябрь 2021.

Степень прохождения: основная игра и оба дополнения Revenge Weekend и Devil's Weekend полностью пройдены на золото.

Серией MotorStorm я заинтересовался сразу же после полного прохождения в позапрошлом году печально известного Driveclub, ставшего моей любимой гоночной игрой - захотелось посмотреть на прошлые проекты от Evolution Studios и сравнить их между собой. Однако поначалу я не особо спешил с их покупкой, так как две из трёх можно было официально приобрести только на дисках через Авито, а начинать знакомство с противоречивого по отзывам Apocalypse мне не хотелось. Форсировал ситуацию летний анонс от Sony, когда они объявили, что магазин на PS3 сворачивается, и, чтобы не упустить момент, я быстренько приобрёл все три части. О последних двух поговорим позже, а что касается дебютной MotorStorm (она же Monument Valley), то её я купил в базовой версии на диске, а все существенные DLC (паки с машинами и два сюжетных) по незнанию приобрёл в PSN. На Авито как-то проскакивала версия Complete со всеми DLC, но диск был без коробки и мануала, а ценник - около 2500 рублей. Не стал связываться.

Пройти решил все три части друг за другом и после этого убрать PS3 в шкаф, так как в моём бэклоге игр с PS3, кроме серии MotorStorm, больше на тот момент не было.

После запуска меня ждал сюрприз - ни одно из купленных DLC игра не подхватила. Покурив форумы, выяснилось, что для этого она должна быть пропатчена до версии 3.1, но так как это одна из ранних игр PlayStation 3, то обновлялась она не через интерфейс консоли, а через внутриигровое меню при подключении к онлайну. А как известно, онлайн во всех трёх частях давным давно отключен, поэтому и обновиться никак нельзя.

Что ж, пришлось довольствоваться малым и проходить основную сюжетку, которую я успешно окончил на золото. Жаль только было потраченных на DLC денег. MotorStorm понравился, хотя он лишь отдалённо похож на Driveclub. Интересная физика езды по грязи, интересная идея выбора транспорта под конкретную трассу и путей по ней, высокий градус творящегося в процессе гонки безумия и вполне честная сложность, нарастающая к концу игры. Под конец игралось довольно хардкорно, но после Driveclub особых проблем не было. Из минусов - маленький выбор транспорта, блёклая картинка, сплошные коричневые тона, устаревшая уже графика и отвратительный (на мой вкус) саундтрек, который пришлось сразу убрать в ноль. Однако сам геймплей очень увлекательный, проходил всё с большим удовольствием.

Закончив с основной сюжеткой, решил всё-таки добить идею с аддонами - на торрентах была скачана Complete версия игры и установлен RPCS3. Чтобы появилась картинка вместо чёрного экрана, в настройках эмулятора нужно включить одну лишь галку (write color buffers), после чего можно полноценно играть, хотя некритичные визуальные артефакты время от времени всё-таки встречаются. В таком режиме я прошёл на золото оба аддона - Revenge Weekend и Devil's Weekend, получил в гараж заветную Humbler Diablo и со спокойной душой удалил игру.

А чуть позже проскочила новость о том, что группа фанатов PSONE возродила фанатский сервер, который в том числе поддерживает и первую часть MotorStorm. Для подключения к нему достаточно прописать в настройках соответствующие адреса DNS (185.194.142.4 в качестве основного и 8.8.8.8 в качестве вспомогательного), после чего онлайн в игре становится доступен. Так вот самое здоровское здесь даже не в онлайне, а в том, что при подключении с сервера скачивается тот самый патч 3.1, после которого становятся доступны купленные ранее DLC! Проверил лично, всё работает, так что пользуйтесь, пока есть такая возможность. С консоли ни патч, ни DLC удалять не стал - мало ли, захочется когда-нибудь ещё перепройти.

11. MotorStorm: Pacific Rift (2008, PS3)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: октябрь 2021 - ноябрь 2021.

Степень прохождения: все заезды пройдены на золото, а также получены все трофеи, кроме онлайновых, трофеев за Time Attack и платины (48/66).

Pacific Rift был также куплен на Авито, а аддоны Adrenaline и Speed - в PSN. В данном случае проблем с их установкой не возникло. Запуская игру после первой части, был приятно удивлён гораздо более сочной графике - игра даже сегодня выглядит достойно, несмотря на 720p. В сиквеле стало лучше абсолютно всё - выбор машин, разнообразие трасс, физика и градус творящегося безумия. Появилось разделение трасс по стихиям, нагрев и охлаждение двигателя от окружения, вариации заездов (обычная гонка, режимы Speed и Eliminator). Оба аддона я также рекомендую к приобретению, так как они добавляют в игру новые автомобили и трассы, а в DLC Speed ещё и новые заезды на скорость для каждого типа транспорта.

Забегая вперёд, могу сказать, что это лучшая из трёх частей по уровню фана, картинке и разнообразию, однако со сложностью в этот раз разработчики явно перестарались. На заездах 7-го и 8-го уровня ИИ начинает откровенно читерить - противники ездят на нереальных скоростях против законов физики, а на многих трассах обогнать всех можно только по одному единственному пути вне зависимости оттого, насколько хорошо ты едешь. Прохождение сюжетки полностью на золото - это самый настоящий хардкор. В какой-то момент я хотел даже сдаться и успокоиться на серебре, но всё же сделал потом над собой усилие и добил сюжетку на золото. Печально, что, в отличие от Driveclub, в Pacific Rift решает не умение ездить и правильно входить в повороты, а исключительно знание оптимального маршрута. Из-за этого сложность на последних уровнях ощущается искусственной и лишённой всякого смысла.

Режим Time Attack (который, кстати, появился также и в первой части вместе с патчем 3.1) - это аналог заездов с призраками в Driveclub, но в MotorStorm мне этим заниматься было совершенно неинтересно по озвученной выше причине, поэтому трофеи, связанные с Time Attack, я даже не пытался выбить.

В остальном же это отличная гонка, в которую не грех погонять даже сейчас, если сильно не увлекаться идеальным прохождением и трофеями.

12. MotorStorm: Apocalypse (2011, PS3)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: ноябрь 2021.

Степень прохождения: все заезды пройдены на золото, а также получены все трофеи, кроме онлайновых и платины (37/48).

Apocalypse был куплен в цифре со всеми DLC, однако после её прохождения я пожалел, что я вообще тратил на них деньги. Игра неплохо проходится на стоковом транспорте, и желания сменить машину или мотоцикл в пределах класса у меня лично за всё время не возникало вообще.

Данная часть сильно отличается от двух предыдущих. Во-первых, здесь кардинально изменена физика, в результате чего управлять транспортом поначалу было очень непривычно из-за специфичных заносов. Во-вторых, тут появился кое-какой сюжет и даже сюжетные гонки. В-третьих, графически она стала на голову совершеннее, чем Pacific Rift - более проработанные модельки машин и мотоциклов, разрушаемые на глазах трассы, постоянная бэкграундная движуха на локациях, плотный ливень и летающий мусор - всё это производит большое впечатление. Например, когда едешь по побережью в сильный шторм, на себе ощущаешь всю мощь стихии. Однако сама картинка стала менее яркой и разнообразной, так как вокруг тебя в основном теперь бетонные джунгли, непогода и огонь.

Одним из лучших нововведений стало то, что во время гонки постоянно вокруг тебя что-то происходит - на улицах идёт война, город рушится на глазах, тебе навстречу летят бензовозы, люди палят друг в друга из автоматов, над головой летают истребители, а в одной из миссий на землю перед тобой падает огромный гражданский самолёт. Любимая миссия - Suburban Shakedown. Она же самая сложная, самая драйвовая и самая лагающая из-за количества происходящего на экране. Драйв в Апокалипсисе выкручен на самый максимум, и во время прохождения я не раз ловил себя на мысли - если бы на PS5 вышло продолжение в таком же духе, но с современной графикой, это была бы разорвавшаяся бомба. Очень жаль, что на серию MotorStorm забили, а Evolution Studios в итоге пустили под откос после провала с Драйвклабом.

Сама игра относительно прошлых частей несложная и быстро проходится на золото, игровой процесс - чистый кайф, доступные трофеи выбиваются на раз. Тем, кто сомневается, играть или не играть, крайне рекомендую дать Apocalypse шанс, несмотря на то, что она общепризнанно считается тёмной лошадкой.

13. Ratchet & Clank: Rift Apart (2021, PS5)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: ноябрь 2021.

Степень прохождения: получена платина.

Новое приключение Ретчета и Кланка я ждал с огромным нетерпением, так как в моём послужном списке пройденных игр есть и замечательный ремейк с PS4, с которого я всей душой полюбил этих персонажей, и шесть игр разной степени крутости, выходивших на позапрошлом поколении. Притом среди пройденного не было ни одной игры, вызвавшей явный негатив. Все понравились по-своему - какие-то меньше, какие-то больше. Даже спиноффы All 4 One и Full Front Assault пришлись по вкусу. Новая часть исповедует традиционный геймплей, за который серию R&C так любят фанаты, и является сюжетным продолжением "Into the Nexus", вышедшей в далёком 2013-м году. Особенно трепетно было оттого, что с момента выхода последней части прошло много лет, и мало кто уже надеялся увидеть новые приключения ломбакса и его железного компаньона.

Игра превзошла все мои ожидания - если ремейк на PS4 был и так очень красив, то здесь графика просто зашкаливает, особенно если играть с рейтрейсингом. Модели персонажей, их детализация, проработка игровых локаций вызывают неподдельное восхищение. Геймплей, как я уже говорил, классический, история интересная, динамичная, а новые женские персонажи Ривет и Кит - няшки. В повествовании стало больше межличностных переживаний - вещь на любителя, но мне лично понравилось. Сама же история интересная и продолжает тему поиска исчезнувшей расы ломбаксов, которой давно уже озабочен Рэтчет. Приколы, свойственные серии, на месте. Маловато капитана Кварка, но его неплохо заменил его двойник Квант. Отдельное удовольствие испытал от проработанной интеграции фишек Dualsense по части триггеров и вибрации, так как R&C всегда славился разнообразием оружия и, теперь его различное поведение и отдача ощущаются в полной мере.

Разочаровала в этот раз слишком уж лёгкая платина. Даже не завезли отдельных трофеев за прохождение на New Game + или за прокачку всего оружия до 10-го уровня. У меня даже начало создаваться ощущение, что платины в играх для PS5 нарочно стали оказуаливать. Да и сама игра довольно быстро проходится. Ремейк на PS4 по ощущениям был длиннее.

В любом случае Rift Apart - это мастхэв как для фанатов, так и просто для тех, кто желает поиграть в хорошую игру и посмотреть на возможности консоли нового поколения.

14. GTA: Vice City (2002, PC)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: ноябрь 2021 - декабрь 2021.

Степень прохождения: игра пройдена на 100 %.

Желание сыграть в оригинальную Vice City возникло на волне крайне неудачного старта ремастера трилогии GTA. Дело в том, что это единственная часть GTA из трилогии, в которой я проходил исключительно сюжетку, да и было это очень-очень давно, ещё в начале нулевых. Поначалу была надежда на ремастер, но после того, как Rockstar жидко обделались, я решил не портить себе игровой опыт и пройти эту часть в оригинале, накатив минимальный джентельменский набор модов.

Для комфортного прохождения достаточно иметь в наличии следующие:

  • Ultimate ASI Loader (поддержка модов);
  • Widescreen Mod (поддержка широкоэкранных мониторов);
  • SilentPatch (исправление множества ошибок);
  • Open Limit Adjuster (позволяет без косяков играть в 60 FPS);
  • SkyGFX (стилизация графики под версию с PS2)
  • Sharptrails (отключение размытости картинки при сохранении стиля PS2);
  • GInput (поддержка геймпадов).

На геймпаде я проходил только миссии с радиуправляемым воздушным транспортом, так как летать с его помощью оказалось намного удобнее, чем на клавомыши. В остальном же управление на клавомыши показалось мне более отзывчивым.

Что касается самой Vice City, то играть в неё после современных проектов поначалу физически попросту больно, настолько всё непривычно квадратное и топорное. Если вождение ещё более-менее, то стрельба просто ужасающе кривая. Конечно, со временем немного привыкаешь, но такого удовольствия, как раньше, уже не получаешь. В итоге оцениваешь всё, скорее, с историческо-ностальгической точки зрения. Жить этим миром уже не получается.

Проходил её в оригинале, так как все русские локализации до жути кривые, когда дело доходит до сленга. Порой просто непонятно, что имеется ввиду. В оригинале же складывается связная картина происходящего, хоть и игровой процесс из-за постоянных отвлечений на перевод занимает больше времени. В нулевых, понятное дело, было вообще пофиг на сюжет, но зато сейчас можно в полной мере дать ему оценку, и я могу сказать, что он неплохой. Может быть, не сильно заковыристый, но неплохой - за персонажами и развитием событий интересно было наблюдать, да и Томми как протагонист весьма хорош. После GTA III, в которой сюжет был для галочки, а Клод не произнём за всю игру ни слова, это большой шаг вперёд. Сами миссии и побочки в игре несложные, всё проходится максимум со 2-3 попытки.

Конечно, VC уже прилично устарела, и в начальное 3D играть сегодня без острого приступа ностальгии совсем уже не хочется, так как не получается в полной мере воспринимать происходящее всерьёз и тем более с головой погружаться в игровой мир. Возможно, со мной многие не согласятся, но таково моё восприятие. Очень сомневаюсь, что когда-нибудь запущу оригинал ещё раз.

15. GTA: Vice City Stories (2006, PS2)

Итоги пройденных игр за 2021 год

Период прохождения: декабрь 2021 - январь 2022

Степень прохождения: игра пройдена на 100 %.

После прохождения VC, VCS стала последней частью из ранних 3D GTA-шек, которую я ни разу не проходил полностью. Более того, в неё я вообще почти не играл. Поэтому, пока была свежа память о самом городе Vice City, я под конец года решил добить и эту часть, чтобы окончательно закрыть для себя тему старых GTA. Быстренько настроил эмулятор, и погнали.

Работает она на эмуле посредственно, периодически проседает в нагруженных локациях (особенно в районе колеса обозрения), но по большей части бегает сносно. Особенно много говорить про неё не охота - практически всё тот же город, только чуть изменённый и с дополнительными дорогами в некоторых местах. Сюжет поинтереснее, чем в LCS (её я вообще считаю самой скучной частью среди трёхмерных GTA), но по мне так он во многом высосан из пальца. Серьёзно отнестись к тому, как Вик Лэнс из допропорядочного солдата за короткий срок стал владельцем целой криминальной империи, у меня лично не вышло, а от их отношений с Луизой я всю игру испытывал сплошной кринж. Да и вообще этот женский персонаж вызвал больше раздражения, чем переживаний - пробесили и сам голос, и плохая актёрская озвучка и её не особо умные реплики. Самым классным и безбашенным перцем в этой части является брат Вика Лэнс, которого здесь сделали гораздо более ярким и по-хорошему придурковатым, чем в оригинальной Vice City. Рикардо Диаз тоже забавный, не хуже, чем в VC. Да и в целом присущий серии идиотизм в этой части цветёт во всей красе, во многом напоминая аддон к 4-ке The Ballad of Gay Tony (взять, к примеру, сюжетную линейку трансвестита Рени или помощника Фила Коллинза - Барри). В общем, игра местами довольно весёлая, но сюжету не хватает глубины. И я так понимаю, что именно с этой части Rockstar взяли за правило добавлять в свои игры различные перформансы (чего стало больше в GTA IV и особенно много в RDR2).

Если сравнивать с оригинальной Vice City, то VCS несколько сложнее (это же касается и LCS). Возможно, это особенности игры на эмуле, но здесь враги стреляют особенно неистово. В принципе всё легко проходится с нескольких попыток, хотя я не стеснялся юзать сейвы эмулятора, чтобы сэкономить себе немного времени. Думаю, как и в случае с VC, вряд ли я когда-нибудь вернусь к этой игре в её первозданном виде. Графон всё такой же устаревший, несмотря на некоторые улучшения, и если в вышедшую через пару лет GTA IV даже сегодня вполне приятно играется, то VCS - это уже позавчерашний день.

Кстати, смотрел на YouTube прохождение локализованной версии, и это полный трэш. Лэнс в самом конце говорит, что сохранил у себя 20 кило наркоты (20 keys в оригинале) и что она спрятана где-то за городом, но переводчик перевёл это как "20 ключей, на которых всё держится"... В общем, по возможности играйте на языке оригинала, чтобы не портить себе игровой опыт.

Прохождение у меня немного перевалило рубеж 2021 и 2022 года, но к окончанию праздников я как раз её закончил. Отнесём это к ушедшему году.

Итоги

Оглядываясь назад, получается, что за год пройдено не так уж много больших проектов, сколько хотелось бы, если смотреть в свой бэклог, но и торопиться ради количества мне тоже не хочется - люблю проходить игры так, чтобы максимально прочувствовать их атмосферу и то, что было заложено авторами. С другой стороны, нынешняя тенденция такова, что сейчас большинство игр предлагают тебе заниматься тоннами побочных активностей, которые далеко не в каждом случае столь интересны, что стоит тратить на них своё время (отчасти сюда можно отнести и некоторые трофеи). Из этого хотелось бы составить самому себе напоминание о том, что в новом году стоит попробовать отдавать приоритет тому, что действительно доставляет удовольствие, и не тратить своё драгоценное время на разный бессмысленный мусор вроде прохождений NG+ и прочих малоинтересных вещей. Особенно когда вокруг столько хороших непройденных игр.

В новом году хотелось бы отдать приоритет большим современным проектам вроде выходящего вскоре Horizon: Forbidden West, ремастеров The Witcher 3 и GTA V (игры, до которых я так до сих пор и не добрался), пройти наконец первый Red Dead Redemption в его лучшей версии на Xbox One X и разбавить это дело современными метроидваниями, коих у меня в бэклоге скопилось уже достаточно (обе части Ori, Blasphemous, Hollow Knight). Но посмотрим, как оно в итоге выйдет.

7676
120 комментариев

Ниже привожу краткий список обозреваемых игр, чтобы читатели могли быстро определить, есть ли в статье что-либо для них интересное или же нетА вот за это плюсик

25
Ответить

Пасиб, просто сам страдаю в чужих постах от отсутствия этого. Подумалось, что это может быть удобно.

7
Ответить

Кстати да. Особенно учитывая то что иногда верстка у людей такая-себе и не совсем понятно где названия игр когда скролишь пост.

3
Ответить

Бтв, у тебя ведь был типа такого список в прошлом году? Я смутно припоминаю, но кажетсячто могу путать еще с кем-то.

1
Ответить

Запускаю человека в городе (я так в детстве называл Vice city) стабильно через пару лет. Моя первая игра на ПК, и самая любимая. Летом прошёл на 100%, и понял, что больше НИКОГДА не захочу играть на 100% другие игры, это просто жесть

5
Ответить

100% прохождение это всегда дрочево ради дрочева. Я лишь одну игру на все ачивки прошел с удовольствием.

10
Ответить

На те годы было нереально пройти на 100%, по памяти некоторые трюки не засчитывались вроде. Зато по чимакс нашел пасхалки хотя бы

1
Ответить