13 комментариев

А чего на сербском

1

Неожиданно захотелось...

1

Отечественная книга года. Во-первых, безусловно, благодарен супруге за подарок. :-) Давно хотел познакомиться с культовым романом, дебютом отечественного писателя.

Во-вторых, роман ожидания отчасти оправдал, но, конечно, там всё не так ровно...

Ближе всего "Норма", состоящая из восьми частей, похожа на, как ни странно, "Облачный Атлас" и где-то она даже лучше ассорти Митчелла. Дело в том, что части друг между другом связаны... Ну, скажем так, условно. Действие происходит в условном СССР в условных 1980-х (вроде как даже в 1984 году), но есть вариации. Как я написал выше, роман разделён на несколько частей: короткие рассказы из жизни советских граждан, поэма о жизни отдельно взятого индивида, история внутри истории, стихи о "временах года", эпистолярный этюд, лозунги, сборник стихотворных рассказов в прозе и средних размеров рассказ про обсуждение редакцией журнальных номеров. И всё это дело ещё и условно скреплено дополнительным подсюжетом о том, как эту самую "Норму" нашли и кто стал её читателем.

В отличие, от Митчелла, Сорокин вообще не претендует ни на какое наследие мировой литературы, он играет исключительно на литературе отечественной, преимущественно, XX века. И если читатель, как я, не вывозит пародии на условного Кочетова, Платонова, Бунина, Есенина, Твардовского, то он в принципе теряет львиную долю удовольствия от стилизации под советских писателей и поэтов. Нет, разумеется, чувство стиля никуда не улетучивается, оно ощущается (собственно, ранее у автора читал сборник рассказов "Сахарный Кремль" и остался в восторге, в первую очередь, от блестящей стилизации), но не так остро и явно, как могло бы. Тем не менее, мне такая конкретная стилизация куда ближе, нежели топорная попытка объять необъятное не столько ради того, чтобы написать толковую историю, сколько ради показа своей способности мимикрировать.

По сути своей "Норма" - это антиутопическая метафора на общество уробороса, общество разрушения самого себя, гниющее изнутри, но внешне привлекательное. Безусловно, это провокационно, начиная с самой идеи этой самой "нормы" - метафорической "пищи богов", которую употребляют или которой руководствуются "потому что так надо". Понятно, что метафора на скот довольно простая, но действенная. Автор не останавливается на том, чтобы показать какие-то порочные черты своего общества, в отдельных частях Сорокин наглядно препарирует его изнутри, показывая, как внешне приличный и добродушный человек "оскотинивается", разрушая под корень его образ, вплоть до языка.

Да, автор не только неплохо орудует стилизацией, но и любит поиграть с русским языком, время от времени деконструируя его, чем заставляет благодарного читателя срать кирпичами. Не могу сказать, насколько продумана деконструкция, ибо было лень заниматься сопоставлением отдельных слов, но выглядит это, как минимум, неожиданно.

Выше может показаться, что я хвалю роман, но, нет. К сожалению, отсутствие прямых связей, упор на стилизацию и, наконец, отсутствие по-настоящему интересной идеи (ну быдло мы и быдло, чё бухтеть?) дают о себе знать... То есть, интерес к чтению приходит с переменным успехом (хотя автор, как может, старается его поддерживать, стараясь между более осмысленными частями вставлять лёгкие и короткие), отдельные части или их фрагменты читать в лучшем случае забавно, а в худшем попросту скучно. Попытка деконструкции советской и околосоветской прозы, как бы ни была хороша в теории, на практике для человека непосвящённого превращается в блестящую пыль, рассыпанную по страницам. Допускаю, что я неподходящий читатель, но, на мой взгляд, невозможно написать интересное произведение, выстраивая его исключительно на форме, совершенно не заботясь о содержании. Это рано или поздно надоест, хотя, стоит признать, что Сорокин щадит читателя, среди прочего, и более компактным размером своего "кирпича" в сравнении с Митчелловским.

Тем не менее, это был интересный литературный эксперимент, по смыслу, довольно актуальный. Особенно о потраченном времени не жалею. Читается, во всяком случае, он довольно легко и интрига того, к чему придёт та или иная часть, держится уверенно. Даже, если, как в нашей повседневной жизни, оно ни к чему не приводит. =)

P. S. Вопреки мнениям отдельных критиков, я всё же сорокиновские фекалии считаю метафорой, в случае конкретно этого романа - метафорой безопасности, удобства и острым желанием быть частью целого, страхом сепарации.

1

Про комикс года.

Намедни завершил чтение комикса (вернее, серии из 14 выпусков, объединённых в одну книгу) под названием "Maximum Carnage" 90-х. Это Marvel, это Человек-паук и это... Моя первая попытка спустя много лет оценить комиксы этой студии.

Несмотря на то, что я фактически исполнил мечту детства, претензий у меня к нему немало. Но хочется начать с достоинств.

Помимо закрытия гештальта (в детстве я играл в видеоигру, созданную по мотивам комикса и даже с иллюстрациями из него в заставках), нельзя не отметить очень яркую цветастую рисовку, в комиксе есть попытка в глубину и драму (отношения молодых Паркеров, причём не только мужа и жены, но и родителей Питера, смерть Гарри Озборна, есть робкие попытки анализа психологических проблем суперзлодеев, поднимается вопрос этичности убийств суперзлодеев и отказа героев от жалости к ним), много сцен битв... А и супергерои - их много и не все из них одинаковые, не только в плане способностей, но и в плане этических рассуждений.

С другой стороны, ЛОР порадует только того, кто в нём разбирается. Нет, там понатыканы напоминали о том, почему здесь вот это, а там вот то, но даже для них нужны хотя бы базовые познания этой вселенной. Да, про понатыканность...

В книге море диалогов, причём построены они по принципу плохого аниме (то, что ты не раз там подмечал) - герои рассказывают обо всём, что происходит, например, "я его сейчас ударю, а потом, возможно, оглушу и он не ударит в ответ", "я уничтожу тебя при помощи этими лезвиями!" и т. п. Иногда это, конечно, происходит во внутренних монологах, но куда чаще герои проговаривают прям всё, что происходит. Дополняет их "закадровый текст", который поясняет ещё больше деталей для непонятливых (или наоборот, кратко освещает то, что произошло за кадром).

То есть, я веду к тому, что уж больно всё детское. И если цветастость и огромное количество деталей - дело вкуса, то категорический запрет на секс и насилие... Ну, не вызывает вопросы, ведь комикс, судя по известной мне информации, был обязан соответствовать специальному "кодексу", согласно которому все спорные темы опускались за скобки, но тем не менее. Нет, люди в комиксе умирают и даже превращаются в живые трупы, но всё это происходит походя, за кадром. Как и секс, если он там подразумевался.

Я сдержанно похвалил глубину, но сейчас несдержанно буду ее ругать. Большая часть действующих лиц раскрыта от слова никак. Вот у нас есть Майл Морбиус - он вампир, он плохой, но иногда помогает хорошим по своей воле и... А и всё. Вот, Огненная звезда - она хорошая, считает, что убивать плохо, поклонница паука, сражающаяся с врагами микроволновыми лучами и достаточно. Достаётся даже одному из главных героев комикса - Веному. Он просто шиз, отважно сражающийся со всем плохим ради всего хорошего и неразборчивый в средствах, не любит паука...

У суперзлодеев и того хуже - все, кроме Шрик и Карнажа, - раскрыты... Никак. А Шрик с Карнажем не дают полностью раскрыться возрастные рамки аудитории комикса. Это полный бред. :-( Комикс о насилии и тёмных уголках человеческой души чурается своей же темы, оставляя только общий посыл, мол, все люди - сволочи, но внутри всех них есть добро. И оно победит.

Последний недостаток спорный, но комиксы рисовали разные люди. Местами в глаза бросается.

Короче, это очень спорный комикс, но классный. Супруга мечту мою исполнила. :-)

1

Один из двух главных сборника рассказов в виде манги в этом году.

Чего никак не скажешь о графическом сборнике рассказов, до которого наконец-то дошли руки - "Повозке Бладхарли" Хироаки Самуры. Лучшей манги этого года однозначно.

"Повозка" - это жестокий мир сексуального насилия над несовершеннолетними сиротами в мире викторианской Англии, постепенно удушающейся в оковах Первой Мировой войны. Жестокая притча о беспросветности рока, где победители позавидуют проигравшим, а смерть - истинное благо из царства боли, унижений и страха.

Здесь страшно всем - жертвам насилия и палачам, насильникам и сотрудникам приютов... Но весь порок скрывает романтическая легенда о великой оперной труппе, удочерённых лордом Бладхарли сирот. И пока труппа не без успеха колесит по лучшим театрам мира, мало кто верит в существование девиц, которые были удочерены, но в труппе никогда не появлялись.

Конечно, сама идея проекта 1-14, согласно которому лорд поставляет в тюрьмы для пожизненно заключённых сексуальных рабынь ради прекращения бунтов вызывает вопросы, но ответы, которые она порождает приводят читателя в отчаяние. То чувство, которого я так давно не испытывал от чтения не то, что манги, но и большой литературы.

Да, это страшно, больно, кому-то противно. Зато откровенно, честно и... С каждой следующей историей накал жестокости снижается, но зато там достаточно лишь заткнуться, дать намёк на повозку и ощущение безутешного ужаса приходит само собой, ведь расклад известен с первых глав.

Но она мало того, что сильная, она ещё и красиво нарисована! Персонажи, платья, сама опера - одно удовольствие!

"Повозка Бладхарли" - это очень горькое и болезненное, но всё же лучшее лекарство от нежной любви к хентаю, сексу по принуждению и романтизации сексуального насилия. Она жёстко бьёт в лицо ради того, чтобы читатель вспомнил о том, что такое быть жертвой и насколько беззащитны могут быть женщины перед мужчинами. А также, как оставаться человеком в бесчеловечном мире. Настоящее событие.

1

По альбомам. Как бы я ни проникался "Мангой" Хокусая, но на первом месте всё равно оказался он. Гигер.

Дочитал, вернее, долистал альбом Ганса Гигера... Конечно, издание роскошное, стоило своих денег, мечта исполнилась и... Ну, как бы и всё. Человек он интересный, хоть на переводе его био я и жёстко тупил с переводчиком. Грустно, что ему пришлось понести утрату любимого человека - актрисы, которая служила ему моделью, но случилось, что случилось. Каких-то супер интересных фактов в статьях не было, но любопытно, что по мнению самого художника его создания - это люди будущего, оказавшиеся на грани вымирания, а никакие не инопланетные монстры, типа его Чужого и т. п.

Слегка расстроило, что по сути художник довольно однороден. Да, у него есть иллюстрации, вдохновлённые Владом Цепешем, "Мастером и Маргаритой", "Властелином колец", Лавкрафтом, "Дюной" (ну тут он конкретно под кинопроект изначально работал)... Но оно со временем перестаёт впечатлять, уходит новизна и остаётся осознание того, что его картины ну очень похожи с этими фаллосами, вагинами, женщинами, детьми и изуродованными машинами людьми. То бишь, пресыщаешься.

1

Год ещё не завершился, но пусть будет так. Текст, как обычно, будет в комментариях.