Как посчитать женщин в американских играх?

Убил вечер субботы на кринжовый рисерч, в рамках которого пытался понять, сколько женщин - главных героев в американских играх.

Сидя в ридонли, в очередной раз встретил на дтф дискуссию, один из аргументов которой в моем понимании звучит так: "в последнее время в западных играх становится все больше персонажей определенной расы или пола" (= "повесточка"). В наиболее резком выражении этот тезис звучит так, что такие персонажи целиком заполонили западные игры.

Я решил подумать о том, как можно проверить этот тезис. То есть я, в принципе, понимаю, откуда он берется, и знаю, на какие прецеденты тут обычно указывают, никого не хочу переубеждать - просто решил поупражняться в примитивном "анализе данных" на этом примере.

Готовые исследования специально даже не гуглил. Вместо этого некоторое время поискал базы данных, которые позволяют проверить такую гипотезу, особенно удобного ничего не нашел (из кандидатов была база mobygames и тег female protagonist в стиме, но для них не придумал разумного метода).

В итоге остановился на таком подходе:

1. Получить через Wikidata (с помощью Wikidata Query Service) список игр, которые сделаны в США с 2000 года - с датами выхода, жанровыми тегами и ссылками на википедию.

Конечно, США - не весь "запад", но мне показалось, что это будет самая "жирная" в плане видеоигровой индустрии страна, к которой предъявляются претензии в "повестке", и можно понадеяться на релевантность такой выборки.

Разумеется, далеко не у всех игр есть страница на Википедии и wikidata item, но я подумал, что и это ограничение достаточно уместно - получу самые известные и в каком-то смысле "влиятельные" игры, ведь миллиард мелких инди - это вряд ли основной проводник "повестки".

Начальный год выбрал просто чтобы иметь более или менее разумную нижнюю границу, пролегающую достаточно близко к современной, уже достаточно массовой и профессиональной видеоигровой культуре.

2. У меня получилась таблица на 3094 игры, которую я решил отфильтровать по жанрам. Разметка по жанрам - это всегда мутная и спорная область, wikidata не исключение. В таблице встречалось 260 жанров (многие игры с несколькими). Я решил выкинуть те жанры, которые показались мне заведомо нерелевантными для вопроса о том, какого пола или расы в игре протагонист.

Прочитав список жанров, я решил что лишними можно считать любого рода казуалки, паззлы, дейтинги, образовательные, спортивные игры, стратегии, симуляторы чего-то конкретного, мехи и другие игры, в которых игрок управляет машиной того или иного рода, ММО, сендбоксы.

Подход довольно спорный, и в каждой из этих категорий, без сомнений, тоже можно обнаружить и проанализировать какой-то гендерный и расовый расклад, пусть даже по косвенными признакам. Но мне все же показалось, что можно считать, что в абсолютном большинстве таких игр протагонист либо абстрактен, либо коллективен, либо подразумевает кастомизацию, либо настолько жестко задан жанром или сеттингом, что смотреть на динамику там не имеет смысла.

В общем, я попытался сконцентрироваться на играх, которые с большей вероятностью предлагают какие-то фикциональные истории с конкретным главным героем. Что стоит за некоторыми "жанрами" по названиям было понять довольно трудно, проверять все по спискам игр я поленился, и в случае сомнений просто оставлял жанр в "белом списке". В конце концов, большинство из них были какими-то довольно случайными и мало влияющими на статистику.

Выбрасывались из таблицы только игры, все указанные жанры которых попали в "черный список". В результате фильтрации осталось 2139 игр.

Посмотрел, как игры распределяются по годам, и понял, что уже получается какая-то полная лажа - до 2017 года выходило в среднем 100 игр в год, а потом все резко обвалилось, до 25-30 в 2022-23 гг. Проверил, не в том ли дело, что я выкинул жанры, которые стали актуальнее в последние годы - нет (см. график). Не знаю, в чем дело, то ли викидата фиксирует игры с задержкой и последние годы тупо плохо заполнены, то ли индустрия во мгле, то ли что.

Как посчитать женщин в американских играх?

Дальше стал изучать, как "посчитать" главных героев игр по интересующим меня признакам. Попытался использовать разметку викидаты (там бывают отмечены ключевые персонажи, включая пол и некоторые другие характеристики), но этих данных оказалось совсем мало, в основном для совсем уж иконических персонажей. Попытался вытягивать текст статьи в википедии и вытаскивать фразы, характеризующие протагониста - много мороки, мало полезной выдачи. Тыкал чатгпт и пробовал парсить выдачу гугла - эффективность очень низкая.

Нормально проверялось все только вручную, через быстрый прогуглинг каждой игры.

Тут я обнаружил, что суббота и пиво заканчиваются, и кароч решил, что выходит полная херня и лучше забить, чекнув напоследок хоть немножко игр.

В итоге прошел по играм с 2019 года включительно, всего 166 штук.

23 игры выкинул, т.к. они должны были отсеяться по жанрам, но остались в списке из-за недостаточно внятной жанровой разметки.

Остальные 133 игры распределились так:

ХЗ - это когда герой совсем уж какой-то абстрактный или принципиально андрогинный, или я просто не смог разобраться.
ХЗ - это когда герой совсем уж какой-то абстрактный или принципиально андрогинный, или я просто не смог разобраться.

Т.е. примерно в половине игр пол единственного главного персонажа явно определен, и чаще это мужчина; а так самая популярная опция - кастомизация с выбором пола или body type или выбор из нескольких персонажей, среди которых представлены оба пола (попалась только одна игра, в которой на выбор были только "мужчины").

В процессе подсчетов понял, что забыл отмечать расу, но уже было лень. По общему впечатлению черные, тем более черные женщины, встречаются только в наборах персонажей на выбор или при кастомизации, мне кажется, я не встретил ни одной игры, в которой единственный доступный персонаж был прям черный. Может, раз-другой и мелькнуло, и наверняка если вдаваться в детали там были какие-то варианты "цветных", но как-то это все не бросается в глаза.

Выборка игр, конечно, получилась не совсем похожая на то, о чем день и ночь говорят на дтф, и в целом странная по ощущению. Я играю довольно мало, об индустрии сужу по новостям, а вкусы мои сформировались в начале нулевых, и вот роясь в таком вот списке игр - просто все подряд американское с википедии - я увидел странную для меня и как-то приятно разнообразную индустрию, которая состоит не из "геймерского канона", а из вороха проектов разного рода для разных аудиторий, с довольно разными принципами репрезентации, в том числе и главных героев. От этого стало как-то приятно и спокойно. Впрочем, конечно, есть миллиард вопросов к тому, почему именно эти игры имеют статьи на вики

Пока у меня какое-то представление, что все разговоры о "повестке" - они из-за зацикленности на нескольких больших играх в год, которые во всем мире люди хотят видеть сделанными "под себя". При этом делают их в ряде случаев американцы, у которых просто уже несколько другие нормы и привычки культурные.

Но это, конечно, дурацкие "выводы", нужно было найти силы хотя бы несколько сотен игр обработать. Может, продолжу потом.

Как бы вы посоветовали уточнить метод? На какие списки игр опираться, как эффективно вытаскивать информацию о протагонистах?

1010
15 комментариев

Хотелось бы, конечно, чтоб игр с выбором было побольше, это бы много проблем решило.
А так забавно, что недовольные завышают число игр с протагонистками в несколько раз.

2
Ответить

Забавно скорее то что эти недовольные находятся обычно только под кроватью. Конкретно пол гг является наименьшей претензией у клятых хуемразей-угнетателей, на него больше обращают внимание как раз ущемлённые. Ну и занижают "число игр с протагонистами в несколько раз" выходит тоже эти вечно недовольные борцуны за репрезентацию.

1
Ответить

Ну вот мне показалось, что выбор или кастомизация стали нормой для случаев, когда разрабам не хочется рассказывать какую-то специальную историю. Мне прям приятно было помечать CS2 и всякие CoD'ы как игры с выбором, я по старым временам привык, что все такие игры - "сосисочные вечеринки".

Ответить

Неудивительно, что мужчин в роли ГГ больше. Если сценарист мужчина, то ему легче будет проработать мужского персонажа, рассказать о его проблемах и т.д. Если это работает на руку истории, то почему бы и нет, в чем проблема.

Ну а то, что твердят о "повесточке", то хех, женский ГГ это не повесточка, а норма в индустрии уже лет так 40

2
Ответить

Ну и целевая аудитория - мужчины

Ответить

Да, проблема в хайпе. Его много вокруг как раз таких проектов и обсуждение повесточки - часть их мерзкого пиара в инфополе. Лучше не токсичить а просто отсеивать и не играть в то, что тебе неприятно.
ЗЫ: Внезапно понял, что все что я прошел в этом году - игры с мужчинами ГГ (Атомик Харт, РЕ4 Ремейк, сейчас играю в Даинг Лайт 2 и Зельду)

1
Ответить

Да, мне кажется, в больших дорогих сюжетных играх, тем более относящихся к старым сериям, добольно очевидное преобладание мужских персонажей, и вся "борьба" заключается только в том, что в этом сегменте иногда появляется что-то новое с новыми типажами, и некоторые воспринимают это как пропаганду и посягательство на их культуру. В "среднем" сегменте все гораздо спокойнее и равномернее.

Ответить