Как я посвятил жизнь виноделию…
… в игре Hundred Days — Winemaking Simulator (2021).
Про что эта замечательная игра? Как может быть понятно из названия, про производство вина. На наших глазах будет происходить полный цикл жизни бутылки вина: от существования в виде виноградинок до продажи в бары и магазины.
В игре условно три режима: режим истории (кампания), бесконечный режим, режим испытания. Но учтите, что кампания переходит в бесконечный режим, а испытания просто имеют ограничения по времени и цели
Режим истории
Основная кампания призвана сделать две вещи. Во-первых, дать какой-то сюжет и обоснование тому, чем мы занимаемся, во-вторых, дать ненавязчивые подсказки-обучалки, чтобы было понятно, что делать.
По истории, мы — женщина, которая работала в скучном нудном офисе Большой компании, и которой неожиданно свалился в наследство виноградник. Естественно, она решает изменить свою жизнь.
Игра подаёт дальнейшие события в виде писем, небольших газетных вырезок и диалогов. И если с первыми всё понятно, то диалоги тянут на отдельное художественное произведение. Так, все персонажи очень глубоко прописаны: например, мы узнаём, что героиня любит дерзить старшим, а её соседка — много болтать. Потрясают и сами реплики: вместо пары сухих предложений — целые стены болтовни о всяком разном. А некоторых персонажей мы видим даже больше двух раз!
Радует и инновационный подход к подаче истории. Вместо того, чтобы привязываться к конкретным событиям, игра выдаёт порции сюжета строго по расписанию, вне зависимости от действий игрока. Даже если вы сделаете самое отвратительное вино в мире, всё равно к вам придут посмотреть на новую звезду виноделия — очень удобно.
Предусмотрены и необычные случаи. Обучающий персонаж по сюжету покидает город? Ничего страшного, вас не лишат порции обучения: почувствовав, что вы что-то исследовали, он специально вернётся на несколько минут, чтобы прочитать лекцию.
Даже учитывая, что история в таких играх не главное, мы получаем потрясающий сюжет. Героиня знакомится с людьми, один из них — местный журналист, который сразу же просит интервью. Газета расходится, все местные бары хотят покупать у нас вино. Но не всё так просто: кто-то в другом журнале печатает ужасающую заметку, что наша звезда лишь новичок и может быть временной. Как героиня справится с таким жестоким ударом судьбы? Может, отправится на встречу в литературный кружок? Не буду спойлерить столь замечательную историю.
Вторая цель кампании — это обучение игрока. И тут игра справляется тоже чудесно. Нам поясняют каждый этап производства вина и что за ним лежит. Познавательно, но было бы не так интересно, если бы игра держала игрока за идиота и объясняла всё. Так что некоторые незначительные моменты, такие как продажа вина, дерево технологий, банковские кредиты, уход за оборудованием, специальные заказы, принцип расчёта доходов и расходов, и вообще то, что на поле есть три интерактивных здания, которые никак не подсвечены, а в них можно докупить оборудование — игрок исследует самостоятельно.
Разобраться с интерфейсом игры помогут и многочисленные подсказки: кликни — и получишь небольшую справку о том, как всё устроено в реальной жизни.
Бесконечный режим
Поговорим о самих механиках.
Цикл производства
Первое, что вы видите — это пустое поле в центре. Возможно, вы думаете, что это и есть виноградник, но вы ошибаетесь. На самом деле — это расписание работ, в которое вы будете раскладывать задания в виде тетрисных фигурок. Говорю честно, впервые вижу такой подход; необычно.
Сами задания приходят в виде карточек, если пришло определённое время или если вы взяли карту вручную из какого-то из зданий.
Зимой-весной вы ухаживаете за виноградниками, что влияет на количество и качество винограда.
Летом-осенью вы собираете урожай. Типичная ошибка неопытного винодела — кликнуть на завершение сбора, когда у тебя нет свободного места в резервуарах. Тогда всё, что вы можете, — это продать плоды года трудов за бесценок. Жизнь сурова. Конечно, игра могла бы выпускать из меню, чтобы вы докупили необходимые вещи и только потом завершили сбор, но очевидно, это рушило бы погружение.
А дальше происходит магия виноделия. С игровой точки зрения у вина четыре характеристики, и у каждой есть оптимальное значение. В ходе обработки винограда вы повышаете/понижаете эти значения, причём можете настраивать силу эффектов. Например, выдерживание в бочках повышает тельность вина, и чем больше дней вы выдерживаете — тем больше прирост характеристики.
Стоит похвалить игру за то, что она не пытается путать пользователя адаптивными интерфейсами. Например, для белого вина брожение всегда идёт без ремонтажа/пижажа, но игра всё равно продолжает показывать пустую вкладку, чтобы игрок намертво запомнил этот факт, делая несколько лишних кликов раз за разом.
Готовое вино разливается в бутылки. Тут нам дают просто невероятную кастомизацию: три формы бутылки, три цвета стекла, шесть разных пробок и разные этикетки. За счёт крутой бутылки можно повысить итоговую стоимость в будущем, но и производстве она дороже здесь и сейчас.
Продажи
Готовое вино можно реализовать двумя способами. Специальные заказы покупают большими партиями по хорошей цене, но требуют определённых параметров у вина. Обычные заказы приходят на любое готовое вино: частники скупают мало по высокой цене, бары и магазины скупают оптом по большой скидке.
Механизм продаж выставляет очередной раз игру с выгодной стороны. Мало того, что тут есть целых четыре сортировки заказов (опять же без каких-либо подсказок, но умный игрок разберётся сам!), так мы можем сами выбирать, кому продавать. Так что каждый день начинается с такого ритуала: заходим в меню заказов, выбираем самые интересные из них (клик-клик-клик-клик-клик), делаем остальные действия. И пусть вас не смущает, что вы всегда выбираете только пять верхних позиций, главное — свобода. Ну, или вы можете забыть про заказы и тут будет всё как в реальности — вы просто не заработаете денег, но понесёте накладные расходы.
Довольно скоро вы построите магазин, который сможет автоматизировать продажи. Теперь у вас есть целый набор правил того, как продавать вино:
- продавать вручную;
- продавать только частникам.
Заметно, что в игре заложен глубокий посыл: не теряй деньги на продаже крупным перекупам! Конечно, ничего не мешает продавать и крупные партии, теперь это ещё проще: отмените заявку от частного лица, пролистайте до запроса от бара, примите заявку.
Лично замечу, что игра дополнительно учит твёрдости руки и чёткости действий. Ведь если вы нажали на кнопку и хоть немного сместили курсор мыши, то нажатие не зачитывается. Очень удобно: если передумал, то не придётся кликать ещё раз на отмену.
Технологии
Игра может похвастаться довольно оригинальным подходом к исследованиям.
У нас четыре дерева прокачки. Первое просто добавляет клетки к расписанию, позволяя делать больше операций, если вы их хорошо распланируете.
Сарай открывает новые виды винограда и ускоряет операции по обработке виноградников.
Винный погреб даёт дополнительные опции для стадий производства вина.
А склад отвечает за продажи и вашу репутацию, которая нужная для высокоуровневых технологий.
В чём оригинальность? В том, что для использования чего-либо, вы сначала должны расширить хранилище (что стоит много денег) — при это оно будет требовать большей ежедневной платы, — купить технологию (что стоит ещё кучу денег), а только потом купить (деньги!) предмет. И не забывайте, что постройки дополнительно требуют ежедневных расходов (💵), а используемые предметы — очистки (💲) и ремонта (💰).
Так что любая покупка приносит действительно много восторга, ведь для её покупки придётся пахать как минимум минут десять.
Раз у нас симулятор виноделия, то, наверное, самыми интересными будут улучшения винного погреба. Ведь спецзаказы и обычные продажи вертятся вокруг качества вина. И тут авторы постарались в реализм. Приведу пример.
Второй тип винограда, который вы получите — это шардоне. Вина из него должны быть сладкими. Но вот проблема: во время стадии брожения почти вся сладость съедается дрожжами и вино получается невкусным. Причём брожение можно продлить и сладости станет ещё меньше.
Тут в дереве технологий есть разные виды дрожжей. Обычная игра, которая пренебрегает достоверностью, наверное, дала бы дрожжи, которые забирают меньше сладости. Но только не эта! Тут, как и положено, другие дрожжи делают… то же самое. Просто другой привкус дают. Ладно есть и второй тип дрожжей… Ага, а они просто убирают ещё больше сладости, так что вы можете ждать не два дня, а один. Эффективность увеличена в два раза!
Моей второй проблемой была кислотность вин. Тому же шардоне нужна строгая шестёрка по шкале кислотности, а мой виноград немного кислее. Что ж, открываю ферментацию, но она уменьшает слишком сильно, не подходит. Хм, тут есть ещё два типа бактерий для ферментации в дереве технологий. Ох, я на минутку забыл, что играю в симулятор, а не какую-то там казуальную головоломку. Ничего страшного, полчаса игры — и я опять заработаю потраченные 50 000 денег. Или просто загружусь, да.
Впрочем, есть игру за что и поругать в этом плане. Так три вида бочек просто увеличивают тельность на разный показатель. Уныло. А продвинутый пресс выжимает с меньшими потерями. Имбаланс!
Обслуживание объектов
Впрочем, хоть что-то игра делает правильно. Так, всё ваше оборудование может с каким-то шансом сломаться, даже если вы его только что обслужили. А за этим следует простой производства, трата места в расписании и круглая сумма потраченных денег. А ещё может загрязниться, что тоже требует обслуживания в виде прочистки.
И тут игра опять показывает невероятные высоты реализма. Вы должны следить за состоянием всего оборудования. А делать это легко: просто зайди в здание, пощёлкай по всем вкладкам и ищи, что требует внимания. Конечно, есть ещё сообщения в начале дня, но они тоже лишь открывают нужную вкладку. Осталось для каждого предмета выбрать под-вкладку со статусом и посмотреть, нужна ли чистка.
Или есть другой простой и элегантный способ: можно наводиться мышкой на каждый объект в визуальном представлении помещения и читать информацию в всплывающей подсказке. Зачем это делать? Потому что грязное оборудование на треть снижает итоговый рейтинг вина.
Некоторое оборудование можно купить в двух экземплярах, например, разливочную машину. Но это не обязательно значит, что она должна работать. Просто полюбуйтесь, как она занимает место в погребе!
Зато можно купить несколько дробилок. Правда выбрать какую-то конкретную вам не дадут, так что остаётся надеяться, что игра выберет новую чистую, а не доломает старую.
Устав от случайно проявляющихся дефектов вина вы можете погулять по вкладкам и найти спасительную машину: снижает дефекты! Отпразднуем нахождение этой имбы новой партией вина... с существенными дефектами.
Больше виноградников!
Накопив сумму и расширив расписание, вы захотите выращивать новые сорта винограда. Похвальное рвение! Покупаем землю и смотрим, что нам досталось. Ах, отлично, этот участок не подходит ни для одного из виноградов, а значит будет получаться мерзкое вино, которое будет продаваться по дешёвке. Да, это вам не жалкие казуалки, где всё просто. Ещё одно очко в пользу реалистичности!
Кстати, если вы вдруг вышли на стабильный доход, то не расслабляйтесь. Град и жара вредят урожаю. Суровые зимы не дают ничего сделать в зимнее время (а некоторые операции можно сделать только тогда). А если вы не привили в этом году растения от обеих болезней, то быть беде. Кстати, тут тоже постарались с реалистичностью: никто не будет вам напоминать, профилактику против какой из болезней вы уже сделали и сколько она длится — тренируем память!
Ну и если у вас вдруг много денег (например, взяли в банке под грабительские проценты) и вы купили один участок, то игра сразу же временно повысит цены на другие — дескать, разберись сначала со свежекупленным.
Я уже упоминал, что у вина должны быть определённые характеристики. Но среди них есть и скрытые параметры. Так даже вроде бы идеальное вино может получить скромные 64/100.
Перевод
А, ну и стоит отметить идеальную работу локализаторов. На удивление, все надписи подогнаны по размеру (осталось только достать лупу для мелких надписей), никаких ошибок (ведь заглушка — это не ошибка, да?) и даже есть интересные находки:
Итоги
Что и говорить, игра удалась на славу. Игрок лично может прочувствовать, как сложно и долго зарабатывать деньги виноделам. Запредельная стоимость всего и малый доход позволяют получать новый контент даже после десятка часов игры. Игра активно поощряет заниматься микро-менеджментом — прокликиванием десятка вкладок каждый ход, — чтобы игрок вдруг не заскучал. А ещё игра не принимает игрока за казуала, так что всё время подкидывает негативные события, даёт неподходящие неплодородные почвы и не даёт так необходимых улучшений в дереве технологий. Добавим сюда сюжет и обучение, которое оставляет простор для изучения игроку — и получаем рецепт идеальной игры.
[/sarcasm]