Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

К чему приводит мизогиния на примере культовой истории о сумасшествии

Дисклеймер: под «спойлером» скрыт жестокий или эротический контент

С тех пор как я охладела к новеллам, у меня была установка: «Вот переведут Sayonara o Oshiete — и все, вернусь в жанр». Настолько трепетно воспринималась легендарная дэнпа, ставшая одним из трех столпов-пионеров жанра.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Коротко объяснюсь. Дэнпа — визуальная новелла, в которой главный герой постепенно сходит с ума. Самые известные представители: Subarashiki Hibi, Saya no Uta и Higurashi no Naku Koro ni. Притом вторая из списка немного выбивается, так как в ней главный герой безумен по умолчанию: повествование не дает постепенно терять связь с реальностью, чувствовать, что все становится как-то не так.

Еще любопытный пример из популярного произведения: рут Джина в BlazBlue: Calamity Trigger. Обычно BlazBlue забывают причислить к жанру, но на правах инфлюенсера заявляю — это дэнпа. В начале рута Майор действует как ни в чем не бывало, но со временем его разум мутнеет под воздействием меча Юкианэсы. Повествованию даже свойственно это жуткое чувство, когда ты уже не понимаешь логики поведения протагониста (в данном случае, Джина).

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Ну а мы вернемся к «тройке столпов-пионеров жанра», это: Tsui no Sora, Sayonara o Oshiete и Jisatsu no Tame no 101 no Houhou. Почти первые представители жанра. Родоначальница под названием «Shizuku» не попала в список, так как повествует прежде всего не о безумии главного героя, а о сумасшествии окружающих его людей.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Sayonara o Oshiete, или же Sayooshi, считается самой качественной и доведенной до ума из этой троицы. Tsui no Sora потребовался ремейк и переосмысление в лице Subarashiki Hibi, Jisatsu no Tame no 101 no Houhou осталась артефактом древности, а вот Sayonara o Oshiete даже удосужилась переиздания для Windows 7-10 с минимальными изменениями, и все еще способна конкурировать с современными визуальными новеллами.

И это при ограниченном бюджете, где многое пришлось делать одному человеку — Нагаоке Кэнзо. Он ответственен за планирование, идею, дизайн, слова песни из эндинга, компоновку сценария и арт. Другой важный автор, Исино Митио, вместе с Нагаокой писал сценарий.

Но качество и экономия не застраховали Sayooshi от провала. В 2001-м году, когда игра вышла, разработчики из CRAFTWORK отгрузили всего 3000 копий новеллы, из которых удалось продать лишь треть. И это вопреки прямой указке от издателя Visual Arts сделать такую же успешную историю, как Kanon.

Зато сейчас Sayooshi — это классика с живой фанбазой. Этому свидетельствуют фанарты и новые фигурки (ниже фото внушительной комплитки из 2018-го года от Native). Из-за того, что фанбаза образовалась достаточно поздно, Sayonara o Oshiete была Святым Граалем для коллекционеров визуальных новелл с ценой за использованную копию до сто тысяч йен. Благо, после переиздания игры в 2016-м году, ее теперь можно спокойно купить на DLsite.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

И так как Sayooshi все же получила перевод на английский аж в 2021-м году, пора бы уже прикоснуться к наследию. Постараюсь передать те ощущения, что дарит новелла, без главного спойлера. Чтобы вы потом почитали сами.

Скажи мне «прощай»

Главный герой, Хитоми Хиросукэ, обычный бездарный выпускник педагогического вуза, который проходит практику в школе. Неподходящая специальность, строгая наставница, ученицы женского пола — все это выводит из себя порочного мужчину. И так день за днем. Уроки, шатание по одним и тем же местам в школе, заполнение журнала и возвращение домой, где преподаватель видит один и тот же сон…

Самый цензурный фрагмент сна

Ангел, насилуемый монстром. Самое ужасное, что Хитоми видит это от первого лица. Получается он — монстр? Это его щупальца вонзаются во все щели чистой, невинной девушки? Да еще эти белые вспышки… Как же ужасен белый свет, ведь он обнажает черную натуру мужчины.

После снов следуют рабочие будни, где Хитоми преследует образ школьницы из его сна. Она — его ученица. Чистая и непорочная. И свет, исходящий от нее, повергает Хитоми в ужас.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Так, на закате, после конца рабочего дня, Хитоми слоняется по школе, желая найти себе место. Тут и там его ждут прекрасные девушки, что всегда в одних и тех же локациях. В этом проявляется особенность структуры игры: одиннадцать однообразных дней, где мы посещаем одни и те же места на выбор и смотрим сцены с героинями. И все они выполнены в оранжевых тонах заката. Смею предположить, что уходящее солнце здесь в контексте «прощания». Вспомним название игры: «Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~». Что Sayonara, что Adieu — прощание.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Даже если не придавать палитре заката особого смысла, она банально очень красива и награждает игру узнаваемым стилем. Если вы посмотрите на другие новеллы 2001-го года, вряд ли они вам понравятся визуально. Но Sayooshi, без преувеличения, красивая и эстетичная. Особенно мне нравится текстура кожи на рисунках Нагаоки. Выглядит очень изящно. Вот буквально единственное, что я бы поругала в дизайнах героинь — это цвет волос, но их прекрасно перекрывают оранжевые оттенки.

Лицо игры красят и небольшие дизайнерские решения. Например, вы могли обратить внимание на шрифт в ролике выше. Выглядит, как очень любовное и качественное исполнение «снов». Другой пример креатива — эмоции героинь показывают не меняющиеся спрайты, а линии с изображением мгновенного выражения лица.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Ну и, конечно же, фоны. Это полное 3D, которое я, главный ненавистник 3D, не хочу ругать. Мне искренне нравится, как они выглядят. Очень безумно, в духе игры.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

На прославленную эстетику Sayooshi, безусловно, влияет и музыка. Ей насладитесь в ходе всей статьи, не переживайте. Зато здесь и сейчас быстро обсужу озвучку. Именно в этой игре я поняла, что японский дубляж бывает… плохим. Я понимаю, почему учитель хотел прибить Махиру и Коёри. Шучу, не смотрите на меня, как на психа. Просто хочу сказать, что у них противные голоса, которые еще и будто бы записаны с помехами. Девушек старались сделать милыми излишне писклявыми голосами и дефектами речи, но я не фанат такого. Остальные герои устраивают.

Вернемся к повествованию. Что же выбивает учителя из рутины? Эти самые женщины.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Девушки, которые то светят трусиками, то соблазняют изящными изгибами, то выставляют часть груди напоказ, то пугают своей невинностью. Так, диалоги начинают все чаще фокусироваться на… пикантных деталях.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Учитель смиряется, что он — монстр, а девушка из его класса — ангел. И хуже всего, она наведывается в единственное укромное местечко Хитоми — в медпункт, где учитель курит с женщиной, которая хоть сколько-то к нему добра. Но в какой-то момент протагонист понимает, что уже и в медпункте-курилке небезопасно. Ангел пришла туда. Ему стоит замолчать. Медсестра не должна знать о его фантазиях и сомнениях в себе.

Тем временем, сны улетучиваются. Видения перетекают в реальную жизнь. Вот учитель мирно сидел со школьницей в библиотеке, через секунду он уже ее насилует. А потом будто бы всего этого и не было, будто бы это делал кто-то другой. Впрочем, еще через пару минут... почему все женщины в этой школе вынуждают их хотеть?!

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Фантазии, неуверенность в реальности, провалы в памяти. Как испытывать вину, если ты ни в чем не уверен, ничего не помнишь? Даже собственную семью… Протагонист нехотя смутно вспоминает, что вроде бы у него есть старшая сестра, а его родители, кажется, умерли… Кажется… Все это хочется забыть, ведь никто не был к нему добр. С самого детства Хитоми внушали, что он — ничтожество.

Не помогает и учительница-наставница, которая ни с того ни с сего орет на Хитоми. Почему эта сука так орет, когда ее пытаются насиловать? Бесит, прямо как старшая сестра… И почему она говорит, что старается ради нас? В чем смысл?

Не важно. Бредем по школе, общаемся со школьницами. Узнаем пикантные подробности о них даже раньше, чем детали их биографии. Только вот сексуального насилия становится мало. Сбросить с крыши, проткнуть стрелами, сделать новые отверстия… Почему услышав об уязвимости случайной девушки, так хочется ее сломать?

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Дни собственноручных издевательств сменяются один за другим, а девушки по-прежнему добры к учителю, что бы он ни делал. Насиловал ли учитель школьниц? Существовали ли они? Был ли это все эксперимент? Или школа подвержена оккультному ритуалу?

Точно, ведь все это соответствует библейским смыслам: ангелы и демоны. Чистые ангелы и похотливые демоны. Или та ученица — падший ангел, как в местной школьной легенде? Люцифер во плоти, грязная совратительница!

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Вот и на территории школы появляется огромная пентаграмма, а звонок ужасающе искажается. Девушки, все такие же улыбчивые, но все так же подвергаемые пыткам, одна за другой говорят учителю «прощай».

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Какую бы концовку не получил игрок, коллеги учителя дают объяснение происходящему. Спойлерить не буду. А затем последует перепрохождение и знакомство с другими девушками, каждая из которых что-то говорит о главном герое. Его черты характера, горечи детства или страхи.

Все героини новеллы, у которых есть собственные руты
Все героини новеллы, у которых есть собственные руты

Послевкусие

Sayonara o Oshiete — изматывающая игра. Горы сплошного текста, однотипные ситуации, жестокие изображения, обилие хентая, который ни к чему… честно, после длительных сессий я чувствовала усталость, а голова начинала побаливать от неприятной озвучки тех самых героинь. А ведь игра всего-то часов на восемь-двенадцать.

Хрупкость ума
Хрупкость ума

Немного пугает непонимание того, чего хотели добиться авторы игры многочисленными хентайными сценами. Все-таки Sayooshi разрабатывалась под прямым указанием от Visual Arts, чтобы «заработать», и предназначена для аудитории эроге. Грубо говоря, CRAFTWORK правда хотели, чтобы читатели мастурбировали на изнасилования, гуро и издевательства? Потому что просто для «шок-контента» их многовато.

Да и демонстрация психических отклонений через хентай, на мой взгляд, немного переоценена. Все еще считаю Higurashi no Naku Koro ni самой тревожной и атмосферной новеллой, несмотря на отсутствие сексуальных сцен. Возвращаясь к Sayooshi, хватало монологов учителя, где он признавался, что у него "встает" при любой мелочи, или пикантных ракурсов, чтобы понять диагноз главного героя.

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

В итоге Sayooshi мне скорее понравилась. В ней чувствуется потеря связи с реальностью, когда не знаешь, что настоящее, а что нет. При этом, новелла крайне эстетична и атмосферна. Но последний пункт прямо таки перетягивает на себя все одеяло. Мечтать о том, как ты играешь в Sayooshi, приятнее, чем в нее играть. CRAFTWORK вызывают бесконечное уважение за то, что такой продукт существует в принципе и за свои идеи и наследие, но все это гораздо удивительнее, чем сам игровой процесс.

Играть или нет — решайте сами. В крайнем случае можете ограничиться просмотром скриншотов под саундтрек, такие «настоящие фанаты» у работы тоже есть. Точно могу сказать лишь то, что в Sayooshi не стоит играть чувствительным к жестокости людям. Это игра для безумцев, которые готовы смотреть на пытки и изнасилования.

Эндинг, для которого Нагаока писал слова. Русские субтитры имеются. Эта же песня в начале статьи
Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~

Такая вот статья про культовую новеллу! Если понравилось — не забудьте поддержать чем сможете: лайками, комментами, или даже донатами.

Кстати о них. На Boosty у меня добавлены милые пиксель-арты, сделанные на заказ, так еще и по величайшему аниме Princess Tutu, так что не проходите мимо! Ну а еще теперь там есть цели. Советую присмотреться к ним, так как пока у меня как раз курс воздержаться от масштабных статей за бесплатно. Там и Kuro no Kiseki, и что-то нестандартное для блога вроде мегалонга по osu.

Если кто-то сомневается, что я способна на мегалонги — заглядывайте в блог и читайте, как раз хороший повод подписаться и ударить в колокольчик! 🔔

P.S. Спасибо Kavich за предварительную вычитку!

После публикации оказалось, что люди зарекаются это читать лол, так что вот главный спойлер для тех, кому нечего терять, но интересно:

Игра о боязни женщин: Sayonara o Oshiete ~Comment te Dire Adieu~
359359
11
314 комментария
500 ₽

Слава богу, что я теперь если и наткнусь на это, то обязательно обойду стороной

20
Ответить
200 ₽

тебе на большую шляпу

8
Ответить

Ещё никто не написал? Ладно.
Игра о боязни к женщинамОго, игра про дтферов.🤡

41
Ответить

DTF и женщины в играх. Особенно оранжевые

6
Ответить