Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Пока свежи мои эмоции от прохождения, решил поделиться ими в блоге. Планирую написать кое-что более полноценное и выкинуть на материк (но это будет материал больше о геймплее, чем о самой игре). А сейчас просто выскажусь, пополнив блог ещё одним постом. Есть часть без спойлеров.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Сейчас особо нет ни времени играть, ни настроения, знаете, бывает. Последний месяц я был обременён учёбой, научным проектом, возвращению к жизни в дали от дома, а тут ещё и вся эта чертовщина с войной. Но как только выйдет свободный вечер - я постараюсь отдать его для приключения пьяницы-копа, который старается раскрыть убийство, попутно восстановить оборванные нити с прошлым.

Игра, пропитанная болью, страданиями, чувствами, воспоминаниями.

Игра, пропитанная жизнью.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Игра очень медитативна, весь геймлпей на 80% состоит из чтения: иногда это диалоги, иногда собственные мысли или монологи с подкоркой мозга, а иногда просто описания. "Игры должны не рассказывать - а показывать", я очень охотно соглашаюсь, когда этот тезис приводят к ARPG или даже к некоторым RPG играм. Но здесь другой случай. Слова используются не только, чтобы показать, но и чтобы передать: ощущения, эмоции, мысли. Графомании хватать будет, готовьтесь. Но здесь она ощущается не как "налили воды", а скорее как горький шоколад - вкусный, но на любителя. Из этого приходим к тому, что игра явно не для тех, кто не фанат чтения.

Хотя я и сам являюсь фанатом читать записки в играх. Зачастую это выполнено слишком грубо: глыбы текста врезаются в динамичный геймплей. Да и признаться очень редко, но и в Диско скипал тект, местами ты понимаешь, что особо смысла из диалога не вынесешь ну да и пошло оно.

А что же остальные 20% геймплея? Игра является детективной, по-настоящему детективной. Вы исследуете локации, обыскиваете, собираете предметы, связываете ниточки воедино, чтобы получить долгожданный результат. Шаг за шагом вы закрываете для себя вопросы, строя общую картину мира. Есть немного математики, с бросанием костей и очками, но не стоит пугаться системы прокачки. Заруинить не получится (и что-то внутри меня косо смотрит на разработчиков, лишь только сами мастера знают, что творится за ширмой ГМа). Я лично начал игру на хардкоре, пустив все доступные (по лимиту начального вложения) очки на электрохимию. И ничего страшного. Вместе с этим накидывается вопрос: а нужна ли вообще этой игре такая система? Ответ я точно дам в полной статье.

Механика «мыслей» очень интересная, правда всё в голове не уместишь и порой приходится что-то забывать. А вот привычные для RPG баффы от одежды мне показались странными, потому что иногда приходится прямо переодеваться перед действием, чтобы набить высокий процент, а предсказать заранее, что будет выгоднее применить, практически невозможно.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Мне очень понравилось, как игра обходится с внутреигровым временем. Время не идёт пока вы просто бегаете по миру, для этого нужно с чем-то взаимодействовать. Чтение книг убивает сразу часы, диалоги обычно занимают меньше времени. Пару раз вам придётся провести в ожидании NPC или события, у вас будет время встречи и до неё обычно будет где-то часов 10. А значит у вас есть 10 часов, чтобы исследовать то, что могло ускользнуть от игрока. (Пока я ограничен одним прохождением, судить сложно) Однако иногда игра вынуждала делать то, что особо не хочешь, просто не оставляя выбора, ведь ты был уже, кажется, везде! Пару раз я садился с мыслями "что мне опять делать, куда идти?". И каждый раз находился ответ, и каждый раз в итоге оказывалось, что что-то ускользало от меня.

Визуальный стиль — ещё одна изюминка проекта. Художники проделали чудесную работу, и представить Disco в каком-то другом стиле уже невозможно. Порой размазанная картина, будто голова всё ещё трещит от вчерашней попойки, сочетается с прекрасными пейзажами. А картинки мыслей можно с интересом разглядывать часами.

И музыка, музыка-музыка-музыка. Какая же крутая музыка, и все эти эмбиенты природы. Реваншоль ужасный, разрушенный, грязный город, но его атмосфера манит тебя возвращаться в него раз за разом. Чтобы просто пройтись по уличкам или вдоль морского берега.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Disco Elysium — это взрослая игра. Нет, не потому что много чтение и мало экшена, а потому что несёт в себе тяжёлые темы, истории и эмоции. Небольшой оффтоп. Забавно, что когда выкатили новый трейлер Horizon FB я посмотрел и... остался не удивлён. Я будто бы уже играл в HFB, из-за того, что игра выглядит как дженерик 3-A проект. Куча бабок, времени и сил было потрачено большой студией. Выглядело всё как с крутыми боевиками: ты знаешь, что тебе продадут быстрые экшен эмоции и всё, не надейся на большее. Увидев один из них ты посмотришь практически все. Так что я не удивлён тому, что так много людей стали выкатывать посты «DI излечило мою игровую импотенцию!». Но Disco — это не лекарство, это просто хорошая игра, разительно отличающаяся от того, что сейчас несут большие студии. И если вы хотите получить очень интересный опыт и не боитесь большого количества букв — вам стоит попробовать Disco Elysium.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Игра не без своих косячков, например: уж слишком сильно нарезали некоторые локации и приходится часто грузиться, временами ломаются квесты и этот чёртов scroll bar! Но чего-то прям фатального я не припомню. У меня сложилось двоякое впечатление от системы прогресса и прокачки, но чтобы переварить нужно время.

Сценарная работа выполнена на очень высоком уровне. Завязка казалось бы примитивна донельзя: мы просыпаемся и понимаем, что ничего не помним. И это отличная причина для того, чтобы узнавать мир заново. Помните как в Planescape? Просыпаемся Безымянным, не зная где и когда. Так и здесь. Игра наполную пользуется нашим незнанием и даёт нам ответы на наши вопросы: про историю, устройство мира, политику, биографию. При этом часто играя с нами, закидывая ложные факты.

Стоит отметить как разработчики показывают свою эрудицию, добавляя в игру отсылки как на историю, так и на культуру. Таким образом окружающий мир становится интереснее, а местами и понятнее. Например, кто такой К. Мазов становится ясно даже без пояснений.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

В игре кстати есть сайд-квесты, которые не ощущаются как сайд-квесты. В игру вам не кидают "вопросики", все квесты записываются в журнал и всё, причём какой-то мета информации там не будет. Вам далеко не всегда скажут куда идти и что делать. А некоторые квесты вам не даст выполнить время. И в общей картине эти сайды не выглядят как сайды. В свободной время вы поищете фазмида, найдёте труп на пристани, послушаете про расовую теорию, но у меня ни разу не было ощущения, что это какой-то сайд, просто потому что для этого находилось время. Игра не гонит проходить главный квест, потому что иногда для этого нужно ждать.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

На всей этой картине, несмотря на её интересный стиль, ты живёшь в этом происходящем. Ты не стреляешь на каждом углу из пистолета, а в основном разговариваешь, ходишь, думаешь, ощущаешь. Игра делает огромный акцент на взаимодействии с окружающим миром, а главное — с игроком. Переживая воспоминания из прошлого, которые временами нападают на героя, ты будто достаёшь похожие из себя. Ты ощущаешь и понимаешь Дюбуа, боль, которая пронизывает его, пронизывает и тебя: неудачная любовь, запахи детства, неудачи перед другими людьми. Всё это проходит и через самого игрока и заставляет задуматься, пережить прошлое и успокоиться.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

Но куда же без юмора! Без него бы было совсем грустно. А так это вполне себе трагикомедия со счастливым концом. Юморок тут своеобразный и зачастую зависит от наших действий. Возможно потому что Дюбуа это один из немногих комичных персонажей в игре. Тяжёлые моменты разбавляются забавными диалогами или действиями. Определённо самый крутой квест в игре — по устройству клуба. Как же мы отжигали!

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

А самый трагичный — это случайный труп на пристани. Отчасти из-за того, что нам самим приходится оповестить жену погибшего. Ух... это было плохо, но по итогу задание выполнено. И по итогу мы получаем очень душевную историю. Немного грустную, немного забавную, историю которую захочется вспомнить. Это чёрт-возьми детективный роман, лучший, который я читал! В главных ролях: лучший детектив из 57 отдела и коп-суперзвезда из 41, вместе, чтобы раскрыть загадочное убийство, зажечь в церкви и найти крайне редкое животное!

Отдельную благодарность хотелось бы высказать переводчикам! Вы большие молодцы, я помню, когда новости про переводы только стали появляться и большинство в вас не верило, а вы добились своего и у вас получился шикарный результат. Вы большие молодцы. Остальных же благодарю за прочтение. Не болейте, сил вам в это сложное и беспощадное время.

Disco Elysium и ХАРДКООООР!

#discoelysium #пара-слов-о

1313
4 комментария