«Гелиос оставлен без присмотра» – обзор Returnal
Один из первых эксклюзивов PlayStation 5 – Returnal – была анонсирована в середине 2020 года. На пороге вхождения индустрии в новое поколение консолей, подобный анонс выглядел странным образом притягательно – в особенности потому, что практически до момента релиза игры большинство игроков слабо представляло себе, чем на деле окажется новый проект финской студии Housemarque.
Сомнений прибавляла и стоимость проекта для пользователей – 5.500 рублей для игры от малоизвестной студии на фоне серьёзного дефицита консолей PlayStation 5 вполне могли сыграть злую шутку с будущей судьбой проекта – если у ремейка Demon's Souls, также выходившего только на PS5, уже была армия фанатов, то Returnal для многих становилась "котом в мешке".
Спустя полгода с момента релиза, Housemarque, уже будучи в составе PlayStation Studios, добавили в игру крупное обновление, позволяющее сохранить свой прогресс при выходе из игры – а до этого момента у проекта хватало неровностей, которые совсем не красили эксклюзивный роуглайт.
С момента релиза игры прошло уже почти 9 месяцев, однако ситуация на рынке изменилась не сильно – PlayStation 5 всё так же находится в дефиците, цена на сам проект продолжает кусаться (4.124 рубля в рамках новогодней распродажи) – да и относительно самой игры продолжают ходить самые разносторонние разговоры.
Попробуем разобраться с тем, как выглядит и играется Returnal в начале 2022 года.
Сюжет
Завязка всего происходящего на экране у игрока крайне немногословна – кораблекрушение на неизвестной планете и непонятный сигнал, который нужно найти.
Кто такая главная героиня? Почему эта планета и как с неё выбраться? Что такое "Белая тень"? Ответы на эти и многие другие вопросы вам придётся искать самим – на протяжении всей игры Селене будут попадаться её же дневники с обрывками информации о происходящем – а на корабле, с которого начинается каждый новый цикл, по мере изучения планеты будет появляться всё новая информация.
Высаживаясь на Атропос раз за разом, Селена больше узнаёт и об обитателях этой планеты – познавая их язык через шифры на стенах и каменных табличках, игроку открывается история народа, населявшего некогда таинственный мир, из которого героине теперь предстоит выбраться.
За кинематографичное повествование в игре отвечают сцены в доме Селены – за его дверями игрок узнаёт о прошлом героини, её страхах и переживаниях.
При посещении дома игра переключается на вид от 1-го лица, что добавляет происходящему на экране дополнительный эффект погружения, а также позволяет в деталях рассмотреть то, что расположено внутри жилища.
За развязкой придется побегать довольно долго – на одно прохождение уйдет в среднем 20-30 часов, в зависимости от навыков игрока, терпения и везения. Но и полное прохождение не даст ответов на все вопросы, которые возникают по ходу игры – для получения "финальной" концовки игру придется пройти трижды (правда и в этом случае полного осознания происходящего не наступает).
Опять умирать
Механика временной петли в Returnal вполне неплохо уживается с жанром TPS роуглайта – проходя игру в начале 2022 года, разумеется, на уровне концепции невольно сравниваешь игру с Deathloop.
Игровой процесс на протяжении всей истории неизменен – просыпаешься на корабле, собираешь оружие/усилители и, перемещаясь по локациям, зачищаешь территорию от монстров разного масштаба – от маленьких мух, умирающих с одного удара до одного из пяти боссов, ожидающих прихода Селены в каждом из миров.
Каждый биом представляет собой разветвленный коридор, составленный из случайным образом расположенных "комнат". Нет, процедурной генерации уровней здесь нет – спустя 10-15 циклов в одном биоме игрок по первому взгляду на "комнату" вполне может узнать о том, что его ждёт. В конце каждого уровня Селену ожидает босс – грозный противник, убийство которого приведет героиню на шаг ближе к разгадке тайны планеты.
Здесь трудно не остановиться и не отметить потрясающую музыкальную тему одного из боссов игры – в мрачном и зачастую удручающем мире Returnal органные мотивы Гипериона задевают до мурашек.
Returnal не слишком дружелюбна к игроку (да и с чего бы) – после смерти игрок теряет все свое снаряжение и оружие, начиная свой путь с самого начала. При Селене в новом цикле остаются только сюжетные предметы и улучшения – найдя однажды меч или крюк-кошку, вновь добывать их не придется. Благодаря таким предметам слегка преображаются локации – большинство из них имеют элемент метроидвании и открывают игроку новые пути при наличии определенного снаряжения.
Несмотря на то, что Returnal позиционируется как одиночная игра, было бы неправильным не упомянуть об онлайн-составляющей проекта. Исследуя закоулки Атропоса, можно наткнуться на призрак павшего игрока – отомстив за него, можно получить солидную награду. Игра также использует возможности приложения PS App – и может прислать уведомление, если игрок из вашего списка друзей или сам потерпит фиаско или отомстит за вашу смерть.
Обратная связь
Отдельно стоит отметить то, как Returnal "общается" с игроком. Это происходит посредством синергии трёх составляющих проекта – визуальных эффектов, звука и возможностей контроллера DualSense.
Housemarque проделали огромную работу по наполнению мира игры визуальными эффектами – извивающиеся щупальца одним своим видом внушают отвращение и пренебрежение, а уровень проработки частиц виден невооруженным взглядом – будь то эффектно разрушающаяся статуя, анимация телепортации Селены, или массивные атаки врагов.
Динамичный геймплей Returnal ставит перед игроком цель – быть готовым к возможной атаке с любой стороны. Здесь на помощь приходит 3D-звук, в точности передающий местоположение будущего обидчика. Вкупе с потрясающим и, одновременно, мрачным саундтреком, игру становится просто-напросто приятно слушать.
Контроллер DualSense же прекрасно показывает себя во всех проектах для PS5 – его исполнение в Astro's Playroom и Ratchet & Clank: Сквозь миры собрало множество положительных отзывов игроков. Returnal не стал исключением – технические возможности геймпада широко раскрываются и здесь
- адаптивные триггеры позволяют менять режим стрельбы конкретного оружия в зависимости от степени нажатия на "курок";
- тактильная отдача передает игроку ощущения от окружения Селены – будь то капли дождя или песчаная буря, готовность оружия к стрельбе... или неудачно попавший в героиню снаряд.
Как и в других проектах с широкой поддержкой DualSense, налицо и основной минус – время автономной работы. При активной игре контроллер разряжается за 5-6 часов – хватает на вполне продолжительную игровую сессию, однако для более долгих приключений потребуется подумать о зарядке или смене контроллера.
Итог
Проект студии Housemarque был и остается игрой "не для всех" – перед покупкой игры по довольно значительной цене игроку нужно заранее примириться с тем фактом, что часть игрового времени будет потрачена впустую – всё, что можно вынести после смерти на Атропосе – это опыт.
Однако Returnal способна подарить всем тем, кто готов окунуться в её мир, незабываемый опыт – геймплей, визуал, звук и DualSense позволят игроку проникнуться происходящим на экране и увлечь его в глубины планеты в поисках ответов.